От чего зависит звук гитары акустической

Влияние материала корпуса гитары на её звучание

Существует два основных вида звучания гитар – акустическое и электрическое. Реальное с минимальным искажением звука называется акустическим (все типы гитар имеют его, только разное по силе звука). А искажённое при помощи разных специальных приспособлений – это электрическое.
На качество звучания инструмента очень влияет форма, вес и тип корпуса (деки). Выделяют три основных типа конструкции корпуса гитары:

• цельный корпус (без пустот внутри);
• пустой внутри;
• полупустой корпус (пустой по краям).

Цельный корпус используется в электрических гитарах. Идея появления таких дек принадлежит гитаристу Лесу Полу, но, так как ему не удалось заинтересовать этой идеей производителей, то первенство принадлежит Лео Фендеру, наладившему их массовое производство. Электрогитары можно встретить не только с деревянным корпусом, но и из прозрачного пластика. Выглядят они эффектно и на качество звука такая дека не влияет. Бывают также гитары с корпусом из алюминия (неуязвимы к перепадам температур и нечувствительны к повышенной влажности).

Акустические и полуакустические гитары имеют пустой корпус. Здесь корпус играет одну из самых важных ролей, так как является резонатором, преобразующим колебание струн в колебание воздуха.

Читайте также:  Нот это сокращенное от

Также большую роль в качестве звука играет дерево, из которого сделан инструмент. Использование разных видов древесины связано с тем, что каждая порода имеет своё звучание.

1. Ольха лидирует по популярности среди пород, используемых в производстве гитар. Инструменты из этой древесины дают сбалансированное чистое звучание.
2. Если вы хотите исполнять джазовые композиции и иметь прекрасный «тёплый» звук, купите гитару из ели. Стоят, правда, они недёшево.
3. Гитары, которые изготавливают из клёна и ясеня – самые звонкие. Выдавая звук с ярко выраженными верхними частотами, эта древесина идеальна для соло-партий. А вот для ритма ее использовать не стоит.
4. Если вы хотите приобрести эксклюзивную акустическую гитару, ищите инструмент из ореха.
5. Инструменты из тополя — самые дешёвые. Эта древесина очень мягкая (звучание от этого хуже) и потому ее используют только в гитарах для обучения.
6. Красное дерево, давая при звучании глубокие «низы», заслужено занимают лидирующую позицию.

У акустических и полуакустических гитар характер звучания напрямую связан с тем, из какой древесины она произведена. Лёгкие породы дают более яркое звучание, но имеют короткую длительность звуков, а плотные – ровный звук с максимальной длительностью (сустейном).
Деки электрогитар в основном изготавливаются из цельного куска дерева. Это позволяет увеличить длительность звуков. В этих гитарах используемая древесина играет не такую решающую роль, намного важнее качество сборки. Поэтому больше обращать внимание нужно именно на это.
Так как гитара — это все же музыкальный инструмент, кроме качества её исполнения играет роль ещё и удобство использования её музыкантом. Поэтому выбирая гитару, её лучше «примерять». Не важен также размер и форма корпуса, более важно мастерство исполнителя. Выдать шедевр можно и на самой маленькой электрической гитаре, длина которой составляет всего лишь 67 см или сидя верхом на самой большой (13,26 метра).

Читайте также:  Old town road под гитару

Рок-Академия проводит уроки гитары для начинающих и профессионалов в любом возрасте от 12 лет.

Источник

Виды струн и их влияние на звук гитары

Многие гитаристы как начинающие, так и более опытные, озабоченны поисками лучшего звука, в следствии чего подвергают свои инструменты разного рода модификациям.

Музыканты проводят замену стоковых звукоснимателей, потенциометров и прочей электроники, замена порожков на латунь, бронзу или кость, а иногда даже заменяют такие существенные части инструмента, как дека или гриф в надежде изменив породу дерева изменить и тон (а подобнее о породах древесины мы говорили в статье Древесина для электрогитар: от тополя до чёрного дерева).

Данные манипуляции безусловно сказываются на звуке гитары, однако зачастую такие кардинальные меры бывают излишни, ведь приблизиться к желанному тону можно было всего лишь сменив калибр и сплав струн, однако неизвестно по какой причине многие гитаристы пренебрегают такой простой и недорогой процедурой.

Именно по этой причине в данной статье мы поговорим о различных видах струн, как для электро, так и для акустических гитар, рассмотрим различные сплавы и покрытия, тип обмотки, технологии изготовления, калибры и самое главное влияние этого всего на звук.

Калибр струн

В первую очередь все струны различаются по размеру, как правило для стандартного строя толщина первой струны в наборе может колебаться от 0.008 до 0.012, а для пониженных строев не редко доходит и до 0.013-0.014 дюйма.

От толщины струн в первую очередь зависит богатство тона и громкость инструмента, ведь чем толще струна, тем насыщеннее обертонами и громче звук, особенно это касается акустических инструментов, однако как гласит закон равноценного обмена: если хочешь что-то получить, то нужно пожертвовать чем-то равноценным этому, в данном случае мы напрямую жертвуем удобством игры, ведь чем толще струны, тем больше физических усилий уходит при игре.

В связи с этим нет ничего удивительного, что виртуозные исполнители в музыке которых акцент в первую очередь сделан на филигранную технику, пользуются комплектами с калибром 0.8, как пример Ингви Мальмстин.

Оплетка

Круглая оплетка

Круглая оплетка проста в изготовлении и доступна по цене, как следствие является самым популярным решением как для акустических, так и для электрогитар. Представляет собой круглую в сечении проволоку намотанную по спирали на круглый сердечник. Имеет звонкий тон и среднее натяжение.

За счет шероховатой поверхности делать слайды немного сложнее, чем на струнах с плоской оплеткой, но легче чем с гексагональной, так же и по износу ладов круглая оплетка находится ровно по середине.

Плоская оплетка

Струны с плоской оплеткой имеют сложную технологию производство и довольно высокую цену. Оплетка таких струн наматывается на круглый сердечник, но сама проволока имеет в поперечном сечении квадрат со скругленными углами.

Струны с такой оплеткой имеют богатый бархатистый тон с красивым низом и сглаженным верхом, зачастую используются джазменами. Так же следует отметить, что использование плоской обмотки благотворно сказывается на ресурсе ладов. Однако если вы хотите использовать перегруженный звук гитары, то эти струны не для вас.

Гексагональная оплетка

Изготовление струн с гексагональной оплеткой не намного сложнее чем с круглой, да и цена у них примерно одинаковая. Конструкция представляет из себя, шестигранный сердечник с намотанной оплеткой, чаще всего круглой, в поперечном сечении шестиугольник.

Тон таких струн очень яркий и выразительный за счет более плотного прилегания оплетки к сердечнику. Долговечность тоже на высоте. Однако жесткость и острые ребра оплетки, отрицательно сказываются на ресурсе ладов и могут доставлять дискомфорт при игре.

Виды струн для акустической гитары

Для начала следует отметить, что не смотря на общий термин «акустическая гитара»: классическая-испанская и вестерн (джамбо) — это в сущности два разных инструмента, на которые во избежание поломок следует ставить разные струны.

Струны для классической гитары

Кишечные струны

Струны изготавливаемые из кишок овец, зачастую именуются жильными. В наше время уже не так сильно распространены, как в прошлом, однако имеются энтузиасты, которые в небольших количествах привозят эти струны в нашу страну. Пользуются ими как правило любители фольклорной музыки.

Синтетические струны (нейлон)

Синтетические струны, запущенные в производство в 40-х годах в США, быстро вытеснили с рынка кишечные, так как были дешевле и обладали большей износостойкостью.

Основой для таких струн является является нейлон, а в качестве внешней металической обмотки используются медные сплавы, которые отличаются долговечностью и матовым звучанием.

Струны для вестерн гитары

Струны из бронзы

Как не трудно догадаться оплетка таких струн изготавливается из бронзы, а точнее 80% меди и 20% олова, вследствие чего цвет таких струн очень похож на золото. Такие струны долговечны и имеют хорошие антикоррозийные свойства. Звук же можно охарактеризовать как звонкий и яркий.

Струны из фосфорной бронзы

Струны из фосфорной бронзы отличаются от бронзовых наличием фосфора 0,3% и большим количеством меди около 90-92%. Благодаря такому количеству меди в составе сплава, струны имеют красный оттенок. Звук таких струн очень мягкий и теплый, не обладающий такой яркостью как чистая бронза.

Виды струн для электрогитары

Вследствие того, что электрогитара передает звукоснимателю не акустические, а электромагнитные колебания, использовать струны для акустических гитар на ней нельзя, однако проблемы в этом никакой нет, так как видов струн для электрогитар просто огромное количество.

Стальные струны

Стальные струны изготавливаются полностью из стали, как сердечник так и обмотка. Обладают ярким и пронзительным звуком, однако имеют большую жесткость и весьма посредственные (особенно без полимерного покрытия) антикоррозийные свойства, добавте к этому сильный износ ладов от таких струн и станет понятно почему они не пользуются особой популярностью.

Никелевые струны

Обмотка таких струн состоит из никеля, они гораздо мягче стальных, меньше изнашивают лады и обладают мягким, но богатым тоном. Однако никелевые струны довольно быстро теряют свои акустические свойства и перестают звучать в течении 2-3 недель активной игры, но не смотря на это являются самыми популярными струнами для электрогитары в мире.

Как часто нужно менять струны

В первую очередь — это зависит от интенсивности игры, профессионалы меняют струны перед каждым выступлением, но большинство любителей гитары сохраняет свежесть струн от 1 до 1.5 месяцев, конечно если ограничить игру на инструменте то можно увеличить и эти сроки.

Однако, есть несколько факторов, которые помогут вам понять когда следует поменять струны. Часть советов взята из курса Михаила Русакова :

  • В первую очередь — это визуальные признаки износа, такие как разрывы в обмотке, вмятины на струнах и коррозия.
  • Второе — это звук, если ваш инструмент начал звучать не так ярко как обычно или откровенно глухо.
  • И последнее — это строй, если он плывет, настройка гитары становится некомфортной или даже невозможной, следует поменять струны.

Итоги

Такое обилие различных сплавов и калибров говорит о том, что идеальных струн нет. Поэтому нужно подумать, что для вас имеет наибольшее значение: яркость тона, удобство игры, долговечность или даже внешний вид и исходя из этого делать свой выбор.

И в завершении интересное видео о коррозии струн

Источник

Чертовски важные мелочи в гитарном звуке

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.

Порожек на грифе

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.

Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью — использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!

В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.

Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий по своей природе.

Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален.

Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.

Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:

  • Чистый никель звучит мягко и округло.
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая

На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.

С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.

Источник

Оцените статью