От ноты ми построй интервал

Все интервалы от ми вверх и вниз

Ответ или решение 2

Построение интервалов от ноты ми вверх:

чистая прима – ми-ми;

малая секунда – ми-фа; большая секунда – ми-фа диез;

малая терция – ми-соль; большая терция – ми-соль диез;

чистая кварта – ми-ля; увеличенная кварта – ми-ля диез;

уменьшенная квинта – ми-си бемоль; чистая квинта – ми-си;

малая секста – ми-до; большая секста – ми-до диез;

малая септима – ми-ре; большая септима – ми-ре диез;

чистая октава – ми-ми через октаву вверх.

Построение интервалов от ноты ми вниз:

чистая прима – ми-ми;

малая секунда – ми-ре диез; большая секунда – ми-ре;

малая терция – ми-до диез; большая секунда – ми-до;

чистая кварта – ми-си; увеличенная кварта – ми-си бемоль;

уменьшенная квинта – ми-ля диез; чистая квинта – ми-ля;

малая секста – ми-соль диез; большая секста – ми-соль;

малая септима – ми-фа диез; большая септима – ми-фа;

Источник

Урок 5. Интервалы. Часть 1: как строить?

Интервал – это два звука, которые звучат вместе или друг за другом. Гармонический интервал – это когда звуки звучат и пишутся вместе. А мелодический интервал – звуки звучат и пишутся друг за другом.

Интервалы бывают простые и составные. Давайте изучим простые интервалы. Посмотрите на таблицу:

В первой колонке вы видите полное название интервала. Во второй – его буквенное обозначение, которое используют под нотами, чтобы подписать интервал. Обратите внимание, что в буквенном обозначении интервала используются только маленькие буквы, а не заглавные.

Ступеневая и тоновая величина

Количество ступеней и тонов это две величины интервала. Так бывает, что у интервалов одинаковая ступеневая величина и разная тоновая и наоборот.

Ступени – это расположение нот в звукоряде. Звукоряд – это расположение нот подряд, а порядок у них такой: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до и так далее (порядок круговой, когда вы дошли до ноты до, то начинаете заново: ре, ми и т.д).

Например, от ноты до нам нужно найти пятую ступень. Загибаем пальцы: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья, фа – четвертая, соль – пятая. Значит пятая ступень от ноты до – нота соль. Или нам нужно найти четвертую ступень от ноты си, в таком случае считаем ступени от ноты си: си – первая ступень, до – вторая, ре – третья, ми – четвертая. Четвертая ступень от ноты сими. При этом совершенно не нужно обращать внимание на диезы и бемоли. Четвертая ступень от ноты си диезми и от си бемоля тоже ми.

Тоновая величина – это количество тонов и полутонов между звуками. Удобнее всего их считать по клавиатуре фортепиано, поэтому ученики в музыкальных школах распечатывают себе бумажную клавиатуру и октавы. Если вы плохо представляете себе фортепианные клавиши, то вот вам клавиатура для печати:

Как построить интервал?

Чтобы построить интервал, нужно воспользоваться этой схемой.

  1. Узнаем/вспоминаем кол-во ступеней и тонов в интервалы.

2. Используем ступеневую величину, чтобы найти вторую ноту в интервале. Для этого берем ноту, от которой нужно построить интервал, и отчитываем кол-во ступеней. Найденную ноту записываем над первой нотой.

3. Используем тоновую величину, чтобы узнать, нужно ли ставить возле второй ноты диез или бемоль. Изменять саму ноту нельзя! Менять её на другую тоже. Всё, что мы можем сделать, так это поставить возле неё диез или бемоль. Поэтому считаем, сколько тонов и полутонов получилось между первой нотой и второй. После этого вспоминаем, сколько должно было быть в нужном нам интервале. Если нам не хватает полутона – то повышаем верхнюю ноту. А если тонов слишком много – то понижаем.

4. Интервал готов!

Давайте построим интервалы от ноты ми.

Чистая прима: кол-во ступеней – 1. Это просто, нота ми и есть первая ступень. Записываем: мими.

Кол-во тонов 0. Смотрим на клавиши фортепиано. Между двумя одинаковыми клавишами не может быть никакого кол-ва тонов. Поэтому оставляем интервал так, как есть: ми – ми.

Малая секунда: кол-во ступеней 2. Ми – первая ступень, поэтому вторая ступень это нота фа. Сразу записываем её.

Количество тонов – 0,5, то есть пол тона. Ищем на клавиатуре ноты ми и фа, находим, что это две белые клавиши между которыми нет черной. Значит между ними пол тона, поэтому интервал останется прежним – пол тона.

Большая секунда: ступеней также две (ведь у них одно название – секунда). Вторая ступень от ноты мифа, как и в прошлый раз. Но количество тонов изменилось, в большой секунде целый тон.

Смотрим на клавиши фортепиано, между нотами ми и фа пол тона, а нам нужно целый тон. Целый тон больше, чем пол тона, поэтому верхний звук нужно повысить. – получается нота фа диез. Ставим диез возле ноты фа.

Малая терция: кол-во ступеней 3. От ноты ми это нота соль. Пишем соль выше ми.

Кол-во тонов – 1,5 (полтора или один тон и полутон). Ищем ноты ми и соль на клавиатуре. Между нотами ми и фа пол тона, а между нотами фа и соль целый тон. Один тон + полутон = полтора тона. Значит, интервал менять не нужно, малая терция – ми и соль.

Большая терция: как вы догадались, всё остается так же, только необходимо повысить верхнюю ноту.

Получится ми – соль диез.

Чистая кварта: ступеней 4. От ноты ми это нота ля.

Тонов 2,5 (то есть два с половиной или два целых тона + пол тон). Находим ми и ля на клавиатуре и считаем. Между ми и фа пол тона, между фа и соль целый тон, между соль и ля тоже целый тон. Итого 2,5 тона.

Дальше идут два интервала: увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Эти интервалы энгармонически равные, то есть звучат одинаково, а пишутся по разному. Так как кол-во ступеней в них – три тона, их и назвали тритонами.

Увеличенная кварта: ступеней 4, то есть столько же, сколько и в чистой кварте.

Слово «увеличенная» уже подсказывает нам, что интервал нужно увеличить. Увеличиваем на пол тона – получаем интервал ми – ля диез.

Уменьшенная квинта: ступеней 5. Пятая ступень это нота си.

Считаем количество тонов между нотами ми и си и находим, что там 3,5 тона. Непорядок! Нам нужно только три. Спускаем верхний звук на пол тон – получился интервал ми – си бемоль.

Дальше попробуйте построить самостоятельно. У вас должно получиться так:

Задание 1. Постройте интервалы от ноты ре в таком порядке: ч1, ч8, м6, б3, б7, м3, б6, м3, м7, б2, ув4, ум5, ч4, ч5.

Интересно! В музыке, к которой мы привыкли, семь нот, а вместе с диезами и бемолями — 12. Но так было не всегда и не везде. Существуют музыкальные миры с большим количеством нот. Можно представить это так: представьте длинную веревку (октаву), в классической музыке она разрезана на 12 частей, то есть на 12 нот. В индийской музыке веревка разрезана на 22 части. В такой музыке, кроме разного количества нот, другое количество интервалов!

Разделение октавы на большее количество нот называется микрохроматика. Ею пользовались до установления общепринятых 7 нот. Но интерес к ней вернулся в 20 веке. Послушайте, как непривычно звучит музыка в четвертьтоной тональности:

Источник

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава» . Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October» ! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция» , пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три» .

В русском языке есть слова, похожие на «кварту» : это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал» ? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Источник

Читайте также:  Бруно марс тащит пианино
Оцените статью