От ноты тон вверх

Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Кругнизкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемольэто то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
  • Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До
#
Ре
#
Фа
#

ль
#
Ля
#
До
#
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До2 Ре2

Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).

А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима — 0 полутонов.

Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).

Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.

Квинта — 7 полутнов.

Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.

Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.

Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
# D#1

Ре
# F#1

Фа
# G#1

Cоль
# A#1

Ля
# C#2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.

Ту

До
# Мо

Ре
# Зу

Фа
# Ло

Cоль
# Цу

Ля
# Ту2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.

Источник

Волшебные клавиши

Тон и Полутон

Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?

Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.

Сразу наглядный пример на клавишах:

Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.

А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.

Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.

Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.

На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.

Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.

Источник

От ноты тон вверх

Что такое интервалы в музыке, учим интервалы

Следующим этапом после изучения ритма и основных терминов нотной грамоты является освоение интервалов. Что представляют собой интервалы, какие они бывают, а также, советы по изучению можно прочитать на данной странице.

Обозначение термина

Интервал представляет собой сочетание 2 нот, имеющих звуковысотное отличие.

Последовательность при воспроизведении обнаруживает мелодический интервал. Одновременность нажатия демонстрирует гармонический.

Минимальными единицами вычисления в интервальной системе принято считать полутона и тоны.

Полутон является наименьшим интервальным значением при темперированном строе (если строй не темперирован, то возможны и более мелкие интервалы, такие как четверть тона и т.д.) Он представляет собой перемещение на одну соседнюю клавишу вверх или вниз.

Пример 1

Если изначально была нажата нота «До», то полутоном к ней вверх будет нота «До-диез», если необходимо найти полутон вниз от той же ноты, то это будет «Си».

На приведенном ниже изображении показаны полутона от нот вверх и вниз.

Более крупной единицей изменения при движении вверх или вниз является тон. Одна единица включает два полутона.

Пример 2

От ноты «До», тон вверх будет вместе с нотой «Ре», тон вниз «Си-бемоль» и так далее.

Для лучшего усвоения полутонов и тонов проведем аналогию: вся клавиатура – это большой путь, который требуется пройти. Один шаг на следующую клавишу – это полутон. Шаг через клавишу – тон. В данном случае воспринимаются все клавиши, как белые, так и черные.

Упражнение 1

Представлены 8 картинок с изображением клавиатуры: на 4 из них представлены полутона, и на 4 тона. Необходимо правильно определить единицу измерения. Ответы в конце статьи.

После изучения основополагающих музыкальных единиц изменения, стоит познакомиться со основным теоретическим материалом.

При изучении необходимо рассмотреть две важные характеристики:

Количественную – количество ступеней.

Качественную – количество полутонов тонов. В диатонике различают: чистые, большие и малые.

Именно при помощи данных величин можно говорить об интервальных категориях.

Пример 3. Интервалы на клавиатуре

Упражнение 2

Определите интервалы, изображенные на клавиатуре, используя знания, изложенные выше.

Упражнение 3

Определите интервал, изображенный нотами, без помощи таблицы. Все ответы указаны в конце статьи.

Кроме простых, различают также составные интервалы. Их особенность заключается в том, что они состоят из двух простых интервалов. В таблице указаны составные интервалы в пределах двух октав:

Дополнительные теоретические сведения

Музыкальная теория достаточно обширна и включает в себя огромное количество терминологий и классификаций. Так интервалы можно поделить на консонирующие и диссонирующие.

Музыкальный консонанс обозначает благозвучие. Звуки отлично гармонируют между собой. Звучание мягкое. Существует три категории консонансов:

  • Абсолютные: ч1, ч8.
  • Совершенные: ч4 и ч5.
  • Несовершенные: м3, б3, м6 и б6.

Диссонансы представляют собой категорию интервалов, имеющих непривычное для человеческого уха звучание. К диссонансам относятся малые и большие секунды и септимы, а также уменьшенные и увеличенные созвучия, в том числе тритон.

Энгармонизм

Важным термином при изучении является энгармонизм. Энгармонические интервалы – это созвучия, которые звучат одинаково, но отличаются при написании.

Упражнения для освоения интервалов

Для того, чтобы уметь быстро определять интервалы на слух необходимы постоянные тренировки, такие как пение, игра на музыкальном инструменте и написание диктантов. Для каждого вида работ, есть определенные требования.

Игра на музыкальном инструменте

Важно уметь быстро ориентироваться в интервальных обозначениях при игре на музыкальном инструменте. Умение быстро построить необходимый интервал, а также развитый внутренний слух всегда помогают настоящему музыканту.

Существуют упражнения, помогающие освоить интервалы при игре на музыкальном инструменте:

От любой ноты постройте все простые и составные интервалы. Не торопитесь, главное выполнять все верно. Вначале играйте их гармонически, затем мелодически.

Выберете определенный интервал, который сложнее всего воспринимается при игре, а затем постарайтесь проиграть его от всех клавиш, как и белых, так и черных, если вы играете на фортепиано. Вначале делайте все медленно, затем ускоряйте темп.

Чтобы улучшить навык восприятия и распознавания интервалов необходимо в небольших музыкальных произведениях искать различные интервалы и подписывать их при необходимости.

Постоянные тренировки развивают технику игры на музыкальном инструменте, поэтому желательно выделять игре, хотя бы несколько минут ежедневно.

Сольфеджирование

Пение определенных интервалов не только позволяет улучшить слух, но и способствует улучшению координации голоса и развитию первичных вокальных навыков. Чтобы лучше запомнить на слух интервалы необходимо ежедневно петь следующие упражнения.

От определенной ноты необходимо петь все простые интервалы вверх на какой-то слог, затем вниз. Старайтесь петь в удобном вам регистре. Если у вас высокий голос, то не стоит давиться внизу, необходимо петь в верхних регистрах. Первый раз пойте вместе с инструментом, затем без него, проверьте точно ли вы исполняете созвучия. Так действуйте с каждым интервалом.

Пойте один интервал от разных звуков в вверх и вниз. Вначале необходимо подыгрывать себе на инструменте, затем учиться петь любой интервал от любой ноты.

Пойте интервалы двумя предложенными способами, но уже с названием нот, которые поете, это поможет развить слух .

При постоянном сольфеджировании, велика вероятность того, что вы сможете на слух отличать разнообразные интервалы, что поможет быстрее подбирать и разучивать произведения или песни, а также справляться с диктантами или записью цифровок.

Ответы:

Тон – полутон – полутон – тон – полутон – полутон – тон – тон.

Чистая кварта; большая терция; чистая квинта; чистая прима; тритон; большая секунда.

Большая секунда; чистая кварта; малая терция; чистая квинта; чистая прима; чистая октава

Надеемся, что страница была полезной и теперь вы знаете, что такое интервалы. Не расстраивайтесь, если допустили ошибки в упражнениях. Еще раз перечитайте статью и вновь вернитесь к выполнению. При желании и труде, все у вас получится!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Оцените статью