От пианино удлиняются пальцы

Короткие пальцы — не помеха

У всех ли пианистов длинные пальцы?

«Не бывает пианистов с короткими пальцами!» — Слышали что-либо подобное?

Почему-то многие считают, что уметь играть на фортепиано – это обязательно исполнять сложные композиции, да такие, чтобы аккорды были как можно больше. А когда не получается захватить ту или иную ноту – жутко расстраиваются, и забрасывают свою мечту в глубокий черный ящик.

«Во всем виноваты мои короткие пальцы! Если бы они были чуть длиннее, все бы получилось!» — зачастую говорят те, кто уверен, что длина пальцев – самое главное в этом искусстве.

Действительно, у многих пианистов длинные пальцы. Но учтите тот факт, что важна не только длина, но и растяжка и гибкость.

Улучшайте то, что есть

Пробуйте делать упражнения на растяжку, желательно между каждыми пальцами в отдельности. Например, разводите пальцы как можно дальше друг от друга и задерживайте их в этом положении на 10-15 секунд. Если делать это регулярно, то со временем Вы ничем не уступите тем, у кого пальцы длинные. И совсем не факт, что они смогут похвастаться такой гибкостью и растяжкой, как у Вас. Расслабьтесь, и пальцы сами собой дотянутся до нужной Вам ноты.

Читайте также:  Мир дикого запада опенинг ноты

Знакомы ли вам такие имена, как Фредерик Шопен, Левон Оганезов, Игорь Крутой? У этих композиторов короткие пальцы, но хуже ведь они от этого не играют! Возможно, Рахманинова вы не осилите, так и не все профессионалы его сыграют!

Упрощенный вариант

А если играть для себя, для друзей и близких, то существует огромное количество различных музыкальных шедевров в упрощенных вариантах. Если же вам хочется исполнить мелодию как в оригинале, не упуская никаких нот, то стоит придумать свою собственную технику. (А если вы будете учиться в школе, педагог вас будет учить так, как знает и умеет он). Не пугайтесь трудностей, ведь это так интересно!

Осознайте, что Вам это нужно, что у Вас есть огромное желание – тогда и уроки будут проходить легко и в радость! Ведь если есть плохие танцоры, которым мешают ноги, то будьте уверенны, есть хорошие пианисты, которым не мешает ничего! Успехов!

Источник

10 мифов о пианистах

Миф 1. Чтобы стать пианистом, нужно иметь длинные тонкие пальцы

На самом деле, это не обязательно. История знает великих пианистов с руками любых форм и размеров. Например, у Сергея Прокофьева пальцы были совсем не длинные, что не помешало ему завоевать мировое признание. Для игры на фортепиано большое значение имеет ширина ладони, а также растяжка и гибкость, которые тренируются в процессе занятий.

Миф 2. Дети обучаются быстрее, чем взрослые

Это не совсем так. Детский мозг ребенка хорошо восприимчив к постижению нового, но у ребенка в силу возраста часто еще не сформирована мотивация и желание заниматься. Взрослый, который действительно хочет научиться играть на фортепиано, занимается с гораздо большей концентрацией внимания и осознанностью и, в результате, обучается быстрее, чем дети. Вы никогда не задумывались, что, например, иностранный язык ребенок может учить в школе 8-10 лет и так до конца и не выучить, тогда как хорошо мотивированный взрослый способен освоить его с нуля за пару лет?

Миф 3. Хорошо играть на фортепиано может только тот, кто начал заниматься в детстве

Никогда не поздно начать заниматься. Ранняя стимуляция нейронов мозга у ребенка действительно помогает становлению музыкального мышления. Но этому также способствует обучение математике и другим точным наукам, а также любые занятия, развивающие координацию, будь то спорт или танцы. Честно говоря, чтобы стать профессиональным концертирующим музыкантом, нужно в большинстве случаев заниматься именно с детства. Для построения исполнительской карьеры нужно успеть заявить о себе в молодом возрасте, пройти через череду фортепианных конкурсов и фестивалей. К тому же, игра на инструменте требует физической тренировки различных мышц, и в этом она похожа на спорт, профессиональное развитие в котором начинается с раннего детства. Но хорошо играть на любительском уровне может каждый, вне зависимости от возраста. Важнее тут целеустремленность и интенсивность занятий.

Миф 4. Ошибается тот, кто плохо играет

Вы не поверите, но звезды тоже ошибаются. Даже самые великие пианисты – живые люди, и они могут на сцене забыть нотный текст или сыграть неправильные ноты, как обычный ученик музыкальной школы. Процесс изучения музыкального произведения долгий и многоступенчатый. Концертирующие пианисты тратят много часов на домашние занятия, прежде чем добиваются желаемого уровня мастерства. Чем раньше получится обнаружить ошибки и проработать их, тем увереннее и свободнее будет себя чувствовать исполнитель на сцене. Так, например, однажды неправильно заученные пальцы могут создать массу проблем в будущем и не позволить сыграть тот или иной пассаж в быстром темпе.

Миф 5. Дома лучше всего заниматься на акустическом пианино, а не на цифровом

Это давно уже не так. Современные цифровые пианино по своим качествам не уступают акустическим, но при этом обладают еще и рядом важных преимуществ. Даже профессиональные музыканты, выступающие с сольными концертами на лучших мировых сценах, помимо акустического рояля обычно имеют дома и цифровое пианино. Эти инструменты обладают настоящей полновзвешенной фортепианной клавиатурой. При этом сами клавиши, размер, механизм их работы и звучание аналогично классическому инструменту, а чувствительность приближена даже не к акустическому пианино, а к концертному роялю. Например, компания Yamaha уже 120 лет производит акустические инструменты от небольших пианино до концертных роялей и весь свой накопленный опыт применяет в производстве цифровых инструментов. Такое пианино не нужно настраивать и его можно спокойно передвигать. Но, самое главное, на цифровом инструменте можно играть в наушниках, не беспокоя окружающих! Слуховым ощущениям пианиста уделяется особое внимание. Например, в профессиональной серии Yamaha Clavinova используется инновационный метод бинаураульного сэмплирования, что позволяет исполнителю чувствовать себя за концертным роялем, даже во время игры в наушниках.

Миф 6. В нотах нельзя писать и рисовать

Профессиональные музыканты вносят пометки в ноты. Они могут добавить аппликатуру, обвести кружками трудные места, выделить размер и т.п. Начинающим музыкантам также полезно фиксировать в нотах фразы, акценты, помечать указания громкости или агогики. Смотрите на свои ноты как на рабочие тетради, а не книги, в которых нельзя писать. Когда вы работаете над произведением, конечная цель состоит в том, чтобы играть его хорошо. Это означает, что вы должны запомнить массу деталей и нюансов и работать над ними достаточно продолжительное время. Хорошо, если важные моменты будут зафиксированы в нотах, и вам не придется каждый раз судорожно вспоминать, о чем вы говорили с педагогом на прошлой неделе. Пользуйтесь карандашом, а не ручкой, чтобы в процессе работы можно было откорректировать пометки.

Миф 7. Когда начал играть двумя руками, больше не нужно заниматься каждой рукой по отдельности

Многие люди считают, что играть каждой рукой по отдельности необходимо только в начале работы над произведением, но это не так. Профессиональные музыканты продолжают учить каждую руку даже в тех сочинениях, которые у них в репертуаре уже 25 лет! Потому что только так, вы можете сфокусироваться на определенных нюансах, которые окажутся скрытыми от глаз и ушей при игре двумя руками. Чем дольше вы занимаетесь каждой рукой по отдельности, тем более уверенной станет потом игра двумя руками. Это полезно делать как в процессе работы над сочинением, так и потом, поддерживая произведение «в руках» продолжительное время.

Источник

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Данную гимнастику для суставов разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 ;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 ;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 ;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 ;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 ;
  • 4, 3−5, 4, 3−5

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

Источник

От пианино удлиняются пальцы

Здравствуйте дорогие друзья-читатели, ученики!!

В прошлой публикации я предложила помощь в виде рекомендаций, тем, кто в них нуждается. Откликнулись довольно многие и прислали видео-ролики со своей игрой или наигрышем.

1. Сегодня мы с вами разберём некоторые ошибки в игре на гитаре и пианино, которые выявились при просмотре роликов учеников. Возможно это будет интересно и вам.

2. Кроме того, вы увидите фрагменты 3-го видео-курса игры на пианино, и будете иметь представление об идее курса и его содержании.

Что мешает беглости пальчиков?

Речь пойдёт о положении рук на клавишах пианино:

Убеждаюсь ещё и ещё раз в том, что многие ученики невнимательно изучают начало видео-курсов, о том, как желательно располагаться рукам на клавишах, а между тем, это залог успеха. Ведь мы играем не кончиками пальцев, а началом руки в области предплечья.

Тренировать, по большому счёту, нужно руки — полностью, а это получится только благодаря многочисленным упражнениям для разной группы мышц рук, проще говоря с помощью гамм и арпеджио разного вида, представленных в 1м и 2м курсах по степени сложности.

Есть ещё причина.
Если ваши пальчики после нескольких занятий всё ещё неподвижны, не слушаются, рассыпаются, то скорее всего зажаты и напряжены мышцы опять таки от неверного положения кисти на инструменте.

В таком состоянии играть легко и быстро не получится, даже, если следовать рекомендациям выше. Исходное положение кисти над клавишами уж больно простое — это состояние наших рук, когда мы спим.

Если у вас именно такая проблема — сделайте следующее:
Опустите руки расслабьте, пусть рука повиснет естественно, и в этом положении поместите кисть (кисти) на поверхность клавиатуры — НЕ ПРОГИБАЯ ЗАПЯСТЬЕ!

Запомните это положение и напоминайте рукам, когда они отклонятся от этого.

От неверной постановки рук многим кажется, что играть арпеджио на пианино просто не нравится, мол, это не моё. Ведь не секрет, что нам нравится только то, что получается))).

Облегчите работу своим рукам — обратите внимание на положение своих рук вообще, и в частности при игре арпеджио разных видов.

Желательно, хотя можно поменьше изгибать запястье.

Нашим пальчикам очень необходимы постоянные разогревающие тренировки с помощью гамм, арпеджио и аккордов всех видов.

Многие же, напротив, игнорируют эти, на первый взгляд, нудные занятия, а хотят скорее играть.

Руки начинающего музыканта — маленькие спортсмены, и им нужно разогреваться и растягиваться!!

С конца мая, после окончания учебного года и концертного сезона я не играла путью на пианино и почти не брала в руки гитару — около месяца!! Недавно стала играть — «руки не мои»!! Пальчики спотыкаются, беглость не та. Это нормально.

Что я предприняла?? Я не стала доводить до ума те беглые, сложные места в композициях, которые капризничали, а начала тарабанить на пианино гаммы, и арпеджио все, какие только есть — часами напролёт два дня подряд, разумеется по нарастающей и с перерывами. Потом дала отдохнуть мышцам и через два дня просто села и заиграла как всегда — всё, что хочу и умею. Руки проснулись!

В этом плане очень порадовал заочный ученик 1-го видео-курса фортепиано Антон Архипов!!
С его слов именно упражнениям он уделяет особое внимание и время.

Тем, кто начал заниматься по 1-му курсу или еще только собирается начать, предлагаю посмотреть мастер класс — от Антона Архипова г. Самара.

— Подбирать любую мелодию и записывать её на нотный стан самостоятельно

— Играть любимые мелодии по нотам и подбирать к ним нужные аккорды

С помощью способов, которые предлагает курс, это будет не сложно, а вот что с этим делать? — Как играть аккомпанемент одной только левой рукой, если правая будет занята темой (сольной партией)?

Именно этому и посвящены два первых курса, хотя мы и учили аккомпанемент, чтобы петь и красиво и разнообразно подыгрывать песне, но аккомпанемент играли обе руки. Теперь левая рука будет теми же приёмами игры сопровождать мелодию правой руки так же красочно и разнообразно. В 3-м курсе этому уделено специальное время.

Получается, что играть полноценно двумя рукам можно не только через 7 лет, пройдя в музыкальной школе более 600 уроков сольфеджио и более 600 уроков специальности по 45 минут.

У взрослого человека нет столько свободных лет, НО: начиная знакомство с клавишами именно с аккомпанемента, который не требует знания нотной грамоты, при желании и регулярных занятиях — играть можно практически сразу, лишь наращивая и укрепляя мастерство.

Ведь когда учишься на песнях и мелодиях, которые нравятся, дело идёт быстрее само собой.

Теперь мы подходим к нотам, ещё и сами будем отмечать динамические оттенки (характер песни при игре), как нам надо!

Источник

Оцените статью