ОТЧЕТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО В ДШИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ГРАЩЕНКОВОЙ Т. В. ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018Г.
Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его глобальных преобразований. Соответствовать времени, значит быть готовым к этим преобразованиям. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципа доступности, массовости обучения я развиваю творческие способности детей разной степени одарённости, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная моя задача состоит в приобщении обучающихся к творческой и культурно-просветительской деятельности, целями которой является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, богатым культурным традициям. С этой целью широко популяризирую ансамблевое музицирование, это не только фортепианные ансамбли, но и дуэты, трио и квартеты. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях, проводимых в школе и поселке. Вот перечень мероприятий, в которых приняли участие дети моего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_innovatsiyam.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО В ДШИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ГРАЩЕНКОВОЙ Т. В. ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018Г.
Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его глобальных преобразований. Соответствовать времени, значит быть готовым к этим преобразованиям. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципа доступности, массовости обучения я развиваю творческие способности детей разной степени одарённости, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная моя задача состоит в приобщении обучающихся к творческой и культурно-просветительской деятельности, целями которой является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, богатым культурным традициям. С этой целью широко популяризирую ансамблевое музицирование, это не только фортепианные ансамбли, но и дуэты, трио и квартеты. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях, проводимых в школе и поселке. Вот перечень мероприятий, в которых приняли участие дети моего класса.
01.10 Классный концерт: «Я хочу услышать музыку» к Международному Дню Музыки.
30.09. Посвящение в первоклассники
05.10 День учителя
14.11. Музыкально-литературное представление для воспитанников детского сада: «Веселые нотки»
23.11 Музыкально-литературная гостиная: «Осенние зарисовки в произведениях композиторов»
06.12. Отборочный тур фестиваля «Сердце-детям»
13.12. КЮМ «Мастер фортепианной музыки» к 150-летию со дня рождения С.М. Майкапара
15.12. Фестиваль «Сердце- детям»
16.12. Классный конкурс на лучшее исполнение пьесы: «Вдохновение»
20.12.Внутришкольный конкурс «Вдохновение»
18.12. Классный час: «Мимолетное виденье» с концертом учащихся к 150-летию со дня рождения С. М. Майкапара
26.12 «Новогодний серпантин»
Карта мониторинга личностных достижений учащихся за 1 полугодие 2017-2018 учебный год.
Количество учащихся на начало учебного года
Количество учащихся на конец 2 четверти
Количество учащихся, принявших участие в конкурсах:
Стали лауреатами из количества участников
Процент детей, имеющих опыт выступления на сцене:
Особую роль в формировании музыкальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации . Содержание программы и репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут . Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концертным выступлениям нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:
- тренинга (репетиции в разных вариантах);
- изготовление печатной продукции (оформление силами учеников
- рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении)
- рассылки по сайтам (поиск стихотворений);
здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта обучающихся и зрителей).
В соей педагогической практике я пользуюсь такими образовательными технологиями , как :
-технология использования в обучении игровых методов : ролевых, деловых и других видов обучающих игр — они способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, развитию универсальных учебных действий. В своей практике я использую игровой метод на уроках-обобщениях, когда закрепляется пройденный материал.
— проблемное обучение -создание на уроке проблемной ситуации и организация самостоятельной работы обучающихся по её решению. В результате чего развиваются мыслительные способности детей. Чаще сего я пользуюсь таким методом, когда обучающиеся знакомятся с новым репертуаром.
-проектный метод : этот метод даёт возможность развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, более осознанно подходить им к профессиональному и социальному самоопределению. Темы проектов могут быть различны, но чаще всего они берут темы, связанные с юбилеями композиторов, историческими датами, полюбившимися музыкальными произведениями. Свой проект «Мимолетное виденье» к 150-летию С.М. Майкапара в декабре в день рождения композитора защищала Михалёва Мария (7кл.). В основном методом проекта пользуются обучающиеся старших классов.
-использование элементов ИКТ: — поиск информации в интернете, скачивание музыки разных жанров, скачивание видеороликов. Обучаюшиеся учатся находить дополнительную информацию о музыкальных, стилях и направлениях музыки. А также умеют скачивать фрагменты музыкальной классики и текстов песен.
Несколько слов о работе с начинающими пианистами. Известно, что именно на начальном этапе обучения закладывается развитие индивидуальности ребёнка. Эффективность начального обучения может быть достигнута путём осмысления и внедрения в образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка и становление его субъективной позиции в процессе обучения. В связи с этим в своей практике использую собственную методическую работу « Инновационные подходы в работе над чувством ритма с начинающими», в которой выявлены и раскрыты основные проблемы обучения и развития чувства ритма у ребенка. Опираясь на собственный опыт, я привожу ряд интересных упражнений для ученика, направленны на воспитание чувства ритма. Это и подтекстовки (так называемый декламационный метод), способствующие освоению длительностей нот, и упражнения, позволяющие ученику практически использовать полученные теоретические знания.Ученики со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на фортепиано как преподаватель. Считаю этот метод в сочетании и чередовании с декламационным целесообразным и эффективным.
Инновация данной работы, о которой говорилось ранее, состоит в том, что необходимое для любой музыкальной деятельности чувство ритма, которое считается «трудновоспитуемым», можно развивать гораздо эффективнее в процессе систематического использования системы музыкально-ритмического воспитания детей, включающей в себя специально подбранные пьесы, задания, упражнения, ритмические дидактические игры, ансамблевое музицирование с преподавателем с самого первого урока, использование элементов ИКТ (фонограмм-минус, ритм-остинато, встроенных ритмов синтезатора, запись мелодии на Андроид для подбора по слуху или создания аккомпанемента, просмотр или прослушивание музыкальных произведений из своего репертуара и анализ исполнения разными пианистами, информация с сайта rkmuzyka.com и т.д.).
Использование ИКТ по сравнению с традиционными формами обучения обладают преимуществами: демонстрация информации на экране компьютера или телефона с интернетом в игровой форме вызывает у детей огромный, неподдельный интерес к деятельности. ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятной детям: движение, звук, мультипликация. Для знакомства с нотной грамотой использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала «Карусель», где в доступной форме при помощи серии мультфильмов цикла «Сказки старого пианино» постигаются азы нотной грамоты, а для детей более старшего возраста используется материал программы «Культура». В то же время важно помнить, что урок –это общение с искусством, а не общение с компьютером и не «засушить» его, не превратить в технический практикум.
Особое внимание уделяю внедрению в учебный процесс информационных технологий и ресурсов на уроках, предполагается обучение с использованием средств телекоммуникации, баз данных, находящихся как в сети «Интернет», так и в локальных сетях. Благодаря широкому доступу к базам данных снимается ряд проблем, связанных с получением необходимых знаний гуманитарного, общемузыкального, специального характера.
Применение информационных технологий – мощный стимул для обучения и открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний:
— сведения о композиторах;
— сведения об исполнителях;
— прослушивание видеозаписей в сети Интернет;
— поиск новой нотной литературы;
— участие в Интернет конкурсах и фестивалях и др.
Всё это позволяет заинтересовать, оживить сложную, кропотливую, подчас, изнурительную и трудоёмкую работу над музыкальным произведением.
Необходимы новые, инновационные подходы к работе над произведением, начиная с его разбора до полного завершения.
Использую следующие положения инновационной педагогики:
— от знания к действию ;
— компетентностный подход к обучению;
— духовно – нравственное развитие личности;
— использование современных теорий воспитания
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.
Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. Потом обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально-творческое мышление.
Я часто использую ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты. Например: А. Пьяцолла «Либертанго», Лерума «Река, плывущая вдаль» (из к/ф « Сумерки»), Баста-Д.Крюков «Моя игра», Ю.Весняк «Карлсон», «Элегия», «Актриса» и т.д..
Я модернизирую образовательный процесс путем совершенствования и корректировки содержания индивидуальных планов в соответствии с приоритетами современной образовательной политики, а также потребностями заказчиков образовательных услуг ДШИ (родителей, обучающихся)
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения личности учащихся и доступности музыкального образования. Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы сказать ,что развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
Источник
Отчет о работе фортепианного отделения в учебном году.
1 Отчет о работе фортепианного отделения в учебном году. Контингент учащихся фортепианного отделения на начало учебного года составил 163 человека и оставался стабильным до конца учебного года. 2 ученика переведены на другие отделения школы, 1 — выбыл в связи с переменой места жительства. Отсев учащихся составил 1 %. В первый класс, на обучение по «Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «фортепиано» с 8-летним циклом обучения были зачислены 21 учащихся. Восстановился 1 учащийся отделения из академического отпуска. Характеристика выпуска. Число выпускников фортепианного отделения с 7-летним и 5-летним циклом обучения составило 20 человек. Результаты итоговой аттестации можно назвать успешными: 5 выпускников получили дипломы с отличием, на оценку «хорошо» окончили школу 12 учащихся, на оценку «удовлетворительно» — 2 ученика отделения. Выпускница класса профориентации учебного года Фомина Анна (класс преп. Баракиной А.Г.) по результатам вступительных экзаменов в августе 2013 года зачислена на фортепианный факультет НМК им. М.А.Балакирева. В учебном году в классе профориентации по специальности «фортепиано» учащихся не числилось. Творческая результативность. Учащиеся фортепианного отделения постоянные участники многочисленных конкурсов разного уровня. 16 конкурсных программ исполнили юные пианисты, участвуя в международных, областных и городских конкурсах-фестивалях. Среди них 10 лауреатов: Тусина Любовь (преп. Куклинская Н.А — лауреат II степени Суменков Иван (преп. Ларионычева И.Н.) — лауреат II степени Кобка Мария (преп. Шлюгаева И.В.) — лауреат III степени Суменков Иван в номинации «Камерный ансамбль» III степени Международный фестиваль- конкурс «Созвездие» (Чехия) Папко Юлия (преп. Тропичева Т.Н.) — лауреат I степени Всероссийский конкурс «Посвящение» памяти Э.А.Липович Суменков Иван (преп. Ларионычева И.Н.) лауреат II степени Областной фестиваль-конкурс «Зимняя радуга» Прохорова Беата (преп. ЗРК РФ Волкова Н.И.) лауреат II степени Суменков Иван (преп. Ларионычева И.Н.) лауреат II степени
2 -2- Областной фестиваль «Юношеские ассамблеи» Мальцева Вероника (преп. Шлюгаева И.В.) лауреат Открытый городской конкурс «Юный пианист» Малых Анастасия (преп. Бабковская Н.П.) — лауреат III степени 5 дипломантов конкурсов: Мальцева Вероника (преп. Шлюгаева И.В.) — дипломант I степени Губанова Елизавета (преп. Шлюгаева И.В.) — дипломант I степени Папко Юлия (преп. Тропичева Т.Н.) — дипломант II степени Российско-французский фестиваль-конкурс «Концертино» Суменков Иван (преп. Ларионычева И.Н.) — дипломант Всероссийский конкурс «Посвящение» памяти Э.А.Липович Прохорова Беата (преп. ЗРК РФ Волкова Н.В.) диплом за участие в финальном туре 1 участник конкурса: Скульская Елизавета (преп. ЗРК РФ Ром Е.И.) диплом за участие В прослушиваниях к фестивалю «Новые имена» принимали участие Папко Юлия (преп. Тропичева Т.Н.) и Суменков Иван (преп. Ларионычева И.Н.). Суменков Иван является стипендиатом мэра г. Нижнего Новгорода, принимает активное участие в концертной жизни города и школы. В заключительном концерте фестиваля «Юношеские ассамблеи» в Большом зале Нижегородской консерватории имени М.И.Глинки выступила Мальцева Вероника (преп. Шлюгаева И.В.) Преподаватели. На фортепианном отделении работают 31 преподаватель: 30 штатных сотрудников, 1- совместитель; высшее образование имеют 27 преподавателей; средне-специальное — 4; высшую квалификационную категорию имеют 10 сотрудников; первую квалификационную категорию — 5; не имеют квалификационную категорию 16 человек; в текущем году присвоены и подтверждены категории 6 преподавателям; прошли курсы повышения квалификации 10 человек; благодарностями и грамотами награждены 14 преподавателей.
3 -3- Методическая работа. В течение учебного года состоялось 4 заседания методического объединения преподавателей (фортепианной секции), основной целью которых было изучение методики преподавания игры на фортепиано ведущих педагогов современности: Тимакина Е.М. (видеоуроки), Альтерман Б.А., Заслуженной артистки России, профессора Нижегородской консерватории (академии) им. М.И.Глинки (концерт студента II курса А.Куклинского); знакомство с новинками нотной литературы, обсуждение и утверждение плана работы на учебный год; организационные вопросы по графику проведения контрольных уроков, зачетных концертов и экзаменов, форме ведения и заполнения школьной документации. С целью повышения педагогического мастерства и знакомства с работой преподавателей города, области, России преподаватели отделения активно посещали различные концерты, конкурсы, мастер-классы. В мастер-классе Заслуженной артистки России, профессора Московской консерватории им. П.И.Чайковского Савельевой Е.П. принял участие Суменков Иван (класс преп. Ларионычевой И.Н.) Совместно с Областным методическим кабинетом г. Костромы преподаватели отделения встречали делегацию преподавателей фортепиано г.костромы. В рамках этого семинара было проведено 5 открытых уроков на темы: «Работа с начинающими» — ЗРК РФ Баркова Н.В.; «Работа над полифонией» — ЗРК РФ Ром.Е.И,; «Звукоизвлечение и интонирование в произведениях кантиленного характера» — ЗРК РФ Волкова Н.И.; «Работа над техникой» — Куклинская Н.А.; «Особенности работы в классе ансамбля» — Солдатова Н.Г. С компьютерной презентацией методической работы «Из истории клавишных инструментов» выступила Шлюгаева И.В. В заключение семинара слушателям был представлен проект концертнопросветительской работы школы «Урок в концертном зале» — лекция-концерт к 170-летию Э.Грига. В концерте приняли участие учащиеся преподавателей: Филипповой Л.И., Ларионычевой И.Н., ЗРК РФ Волковой Н.И., Розно И.Ф., Тропичевой Т.Н., Баракиной А.Г., Гордеевой Е.В., Шлюгаевой И.В., ЗРК РФ Ром Е.И., Куклинской Н.А., Бабковской Н.П. В концерте преподавателей школы «К 100-летию Малкиной А.Ф.» (отв. Гордеева Е.В.) приняли участие Савкина Н.В., ЗРК РФ Баркова Н.В., Гордеева Е.В., Губченко М.Б. В течение учебного года было проведено 6 открытых уроков для преподавателей отделения. С учащимися занимались Ларионычева И.Н., Шлюгаева И.В., Филиппова Л.И., Тропичева Т.Н., Кожемякина Т.А., Голышева Е.Ю. В аттестационную комиссию были представлены методические работы этих преподавателей.
4 -4- В группе экспертов по аттестации преподавателей города по специальности «преподаватель фортепиано» и «концертмейстер» работает Баракина А.Г., директор школы Губченко М.Б. В течение учебного года Баракиной А.Г., Шлюгаевой И.В., Волковой Н.И. были написаны рецензии на программы и методические работы преподавателей школы и школ города и области. На отделении разработан и создан рекламный флайер для привлечения обучающихся, проведено 4 рекламных концерта в д/с и школах. Учебная работа. В течение учебного года на отделении проведено 17 академических (зачетных) концертов, 5 прослушиваний, технический зачет для учащихся III-VI классов 7-летнего курса обучения и II-IV классов 5-летнего курса обучения, контрольные уроки под контролем кураторов отделения: Баркова Н.В. — I класс; Гордеева Е.В. — II класс; Солдатова И.Г. — III класс; Бабковская Н.П. — IV класс; Кожемякина Т.А. V класс; Ларионычева И.Н.- VI класс; Куклинская Н.А. VII класс; Баракина А.Г. I-V5 классы. Прослушивания к конкурсам, концертам и выпускному экзамену регулярно проводились в присутствии зам. директора по учебной работе Шлюгаевой И.В. и зав. отделением Баракиной А.Г. Технический конкурс на лучшее исполнение инструктивного этюда (отв. Солдатова И.Г.) собрал 38 учащихся. Для участия в конкурсе их подготовили преподаватели: Баракина А.Г., Бабковская Н.П., Солдатова И.Г., ЗРК РФ Павлова М.Н., Куклинская Н.А., ЗРК РФ Волкова Н.И., Розно И.Ф., Савкина Н.В., Тропичева Т.Н., Ларионычева И.Н., Лисина Л.А., Гордеева Е.В., Лаврова М.А., Шлюгаева И.В.. Учащиеся отделения принимают самое активное участие в концертнопросветительской работе школы. Это и проекты, и традиционные, праздничные концерты, концерты-лекции. «Праздник Первоклассника», «Музыканты шутят», «Эпоха разумного, доброго, вечного», «Играем балетную музыку вместе» — концерты, основными участниками которых были учащиеся отделения фортепиано. Суменков Иван (пр. Ларионычева И.Н.) был приглашен для выступления в концерте стипендиатов фонда В.Спивакова в зале Художественного музея. Малых Анастасия (пр. Бабковская Н.П.) и Скульская Елизавета (пр. ЗРК РФ Ром Е.И.) приняли участие в абонементных концертах Нижегородской филармонии и консерватории «Органная азбука» и «Выходной — в консерваторию». В этом же абонементе выступили Губченко М.Б. и Губченко Владимир, бывший выпускник школы.
5 -5- В отчетном концерте отделения приняли участие учащиеся Тропичевой Т.Н., Ларионычевой И.Н., Бабковской Н.П., ЗРК РФ Волковой Н.И., Шлюгаевой И.В., ЗРК РФ Ром Е.И., Лисиной Л.А., Куклинской Н.А., ЗРК РФ Павловой М.Н.. Состоялся отчетный концерт учащихся хора фортепианного отделения (руководитель Сапожникова О.В.). В течение марта-мая с хором работали студенты НХК им. Л.Н.Сивухина (в рамках предмета «педагогическая практика»). Воспитательная работа. В течение учебного года преподавателями отделения для учащихся и родителей класса проведено 18 собраний и 16 классных концертов. Учащиеся отделения активные слушатели и зрители культурно-массовых мероприятий города. Концерты программы «Новые имена», абонементные концерты «По ступенькам музыкальных знаний» Нижегородской филармонии, концерт учащихся Нижегородской области лауреатов года и многие другие, совместно с родителями и педагогами посетили учащиеся отделения. Выездные мероприятия. В течение учебного года 2 учащихся отделения представляли школу за пределами Нижегородской области: Папко Юлия (преп. Тропичева Т.Н.) победитель фестиваля конкурса в Чехии (г. Прага) и Суменков Иван (преп. Ларионычева И.Н.) участник заключительного концерта «Москва встречает друзей» — стипендиатов фонда В.Спивакова (в ансамбле с Денисенко А.) Лучшие преподаватели. Хочется отметить работу всех преподавателей отделения, особенно кураторов ЗРК РФ Барковой Н.В., Гордеевой Е.В., Солдатовой И.Г., Кожемякиной Т.А.; и преподавателей, обеспечивших высокую эффективность и творческое развитие учащихся Ларионычеву И.Н., Тропичеву Т.Н., ЗРК РФ Волкову Н.И., Шлюгаеву И.В., Куклинскую Н.А., ЗРК РФ Ром Е.И., Бабковскую Н.П. Работа на фортепианном отделении построена в соответствии с образовательной политикой школы и планом (программой) развития. Осуществлен прием на образовательную программу по федеральным государственным требованиям с привлечением одаренных детей к обучению, организована работа с выпускниками детских садов и учеников подготовительных отделений общеобразовательных школ, создается архив отделения, выполняется ремонт инструментов, приобретаются новые музыкальные инструменты и мебель для классов, осуществляется презентация приобретенной методической литературы, ведется работа по обновлению сайта школы. Важно, чтобы работа по ремонту и регулярной настройке музыкальных инструментов была продолжена, преподаватели при поддержке администрации школы контролировали данный процесс и вносили свои предложения.
Источник