Народные инструменты (домра, гитара, баян, аккордеон)
Домра
Домра — русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус, длинный гриф, три/четыре струны. В 16—17 вв. была очень популярна у скоморохов. Воссоздана в конце 19 века.
Домра – старинный народный инструмент, жемчужина русской музыки. Благодаря своему неповторимому «солнечному», трепетному, задушевному звучанию, домра является ведущим инструментом народного оркестра. История домры полна загадок: она появилась на Руси тысячи лет назад, но сегодня никто не может с полной уверенностью поведать правду о ее происхождении. Многие зарубежные музыканты считают домру «русским чудом», о чем ярко свидетельствует огромная популярность инструмента за пределами России. Сегодня весь мир охвачен модой на русскую народную музыку. Детские ансамбли русских народных инструментов с успехом гастролируют в самых разных уголках земного шара. Домре аплодирует весь мир! Присоединяйтесь! Наши преподаватели с удовольствием помогут вам в этом.
Гитара
Гитара — (греч. kithára — кифара, цитра) — струнный щипковый инструмент арабского происхождения (через Испанию). Имеет корпус с глубокими выемками по бокам, длинный гриф, шесть/семь струн.
Гитара — традиционно относится к самым популярным музыкальным инструментам: в быту на ней играет и стар и млад. Это – инструмент для компании друзей, похода, романтического вечера…
Профессиональных же исполнителей хорошего уровня не так уж и много, а гитаристов-суперзвезд, как у нас, так и за рубежом насчитываются единицы. Приоритетной задачей преподавателей нашей школы является профессиональное обучение гитаристов: формирование достаточных технических навыков, выразительности, исполнительской культуры. Обучение любительскому музицированию ведется на хозрасчетной основе.
Аккордеон, баян
Аккордеон (франц. accordéon) — одна из наиболее совершенных разновидностей гармони с правой клавиатурой фортепианного типа, левой клавиатурой с басами и готовым аккордовым аккомпанементом. Сконструированный Ф.Бушманом в Берлине в 1822, аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки в Америке, Центральной Европе и в России.
Баян – (по имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в «Слове о полку Игореве») — ручная кнопочная гармонь с полным звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой. Предшественники баяна — четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Баян является не только народным, но и сольным концертным, и оркестровым инструментом.
История баяна и аккордеона насчитывает более 200 лет. За это время они завоевали невероятную популярность в мире. Аккордеон – культовый инструмент Германии, Франции, Италии. Русский баян популярен не только на Западе, но и на Востоке — в Китае и Японии игре на баяне обучаются дети в общеобразовательных школах.
В наше время баян и аккордеон переживают свое второе рождение в России. Сегодня, детские оркестры баянистов и аккордеонистов с успехом выступают на самых разных концертных площадках, участвуют в многочисленных фестивалях и конкурсах в стране и за рубежом. Наш оркестр баянистов и аккордеонистов «Рифей» — лауреат городских и областных конкурсов – ждет новых участников! Здесь вы окунетесь в мир потрясающей Музыки, найдете друзей, почувствуете, как это здорово – выступать на большой сцене! А наши преподаватели помогут каждому ученику развиваться в своем темпе, добиваться успеха, получать удовольствие от творчества.
К обучению принимаются дети: от 6,5 до 9 лет — срок обучения 8 лет; от 10 до 12 лет — срок обучения 5 лет.
Наилучший возраст для начала обучения: домра — 6-8 лет; баян, аккордеон — 7-9 лет; гитара — 8-10 лет.
Источник
Отдел народных инструментов
Кублицкий Александр Сергеевич Заслуженный артист РФ, высшая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины: гитара,ансамбль,оркестр. Образование: 1981 год — Казанская государственная консерватория (специальность-гитара), 1986 год — Ассистентура-стажировка Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского (специальность-гитара). Общий стаж — 43 года. Стаж работы по специальности – 31 год. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: 2016 год – Педагогические технологии и их применение в процессе обучения игры на классической гитаре в ДМШ. 2017 год – Русские народные инструменты в современном образовательном пространстве (гитара, балалайка, домра). Руководитель ОЭС (Окружного Экспертного Совета) по направлению «Гитара» СВАО. Член Городского Экспертного Совета Лауреат Международного конкурса – 1994 год. Преподаватели отдела народных инструментов:
Образование: Общий стаж работы — 29 лет Повышение квалификации, профессиональная Источник Отдел народных инструментов (струнные народные инструменты и гитара)Отдел народных инструментов был открыт в год основания школы. Возглавлял отдел Герман В.В. В разные годы в отделе работали педагоги Калугин В.Ф. (баян), Балтасев В.Т. (баян), Суханов Ю.Ф. (баян), Вертоградов А.С. (гитара), Тонин С.В. (баян), Татаринов А.А. (баян, был выпускником Германа В.В.), Аленичев В.В. (аккордеон). В 80-х годах в коллектив влились преподаватели Осминин В.М. (баян), Рунушкина И.В. (домра), Баженова Л.В. (домра). Отдел струнных щипковых инструментов входил в состав отдела народных инструментов со дня основания школы до 1996 года, когда было выделено самостоятельное подразделение. Основатель струнного отдела – Прохоренко Г.П. С 1996 года отделом струнных щипковых инструментов руководит Почетный работник культуры Губина Людмила Викторовна. Среди выпускников отдела струнных щипковых инструментов закончили профессиональные учебные заведения: 1. Сурначева М.А. – класс домры, заместитель директора во Дворце творчества детей и молодежи 2. Смирнов Ю.А. – класс балалайки, окончил Колледж им. Октябрьской революции 3. Коняшова М.В. – класс домры, Академия музыки им. Гнесиных 4. Шлыкова Сабина – класс домры, Академия музыки им. Гнесиных 5. Цветков Григорий – класс балалайки, Московский областной колледж искусств 6. Пирогов Василий – класс балалайки, Московский областной колледж искусств 7. Марин Артем – класс балалайки, Московский областной колледж искусств 8. Угаров Даниил – класс гитары, Московский областной колледж искусств 9. Алексеева Ксения – класс домры, студентка Академии музыки им. Гнесиных 10. Рукавишникова Власта – студентка Второго областного музыкального колледжа г. Пушкина 11. Меч Владимир — класс гитары, музыкальное училмще им. Гнесиных Ученики отдела принимают участие в оркестре русских народных инструментов школы. Оркестр был основан в 1978 году Почетным работником культуры города Москвы Губиной Л.В. В 1993 году руководство оркестром приняла Рунушкина И.В. Оркестр школы выступал на ведущих площадках Москвы: концертный зал «Россия», концертный зал Колонного зала Дома Союзов, концертный зал Академии музыки имени Гнесиных и многих других. Учащиеся отдела принимают активное участие в концертной и конкурсной жизни. География поездок и гастролей не ограничена территорией РФ: Япония, США, Канада, Англия, Чехия, Болгария и др.
Губина Людмила Викторовна – руководитель отдела народных инструментов (секция струнно-щипковых инструментов), преподаватель (домра, балалайка, гитара)
Угаров Даниил Андреевич – Заведующий секции гитары, преподаватель (гитара) Педагогический состав отделения: Губина Людмила Викторовна руководитель отдела струнных щипковых инструментов, преподаватель (домра, балалайка) Бутузова Светлана Андреевна Клубкова Софья Алексеевна Николаев Алексей Олегович Цветков Владимир Викторович Эктова Ирина Вячеславовна Головятенко Наталья Александровна преподаватель (домра, гитара) Угаров Даниил Андреевич руководитель отдела гитары преподаватель (гитара) Источник Петиция: «Гитара на народном отделе. Дискриминация?»Альтернативный путь решения старой проблемыОткрытое письмо Сергея Астапова, преподавателя гитары в Ялтинской музыкальной школе им. А.А. Спендиарова. Недовольство гитаристов своим положением в системе образования имеет давнюю историю. Суть недовольства проста – находясь на отделении народных инструментов, гитаристы ущемлены в своих возможностях обучаться и развиваться на своём инструменте из-за обязанности играть в оркестре народных инструментов на балалайках или домрах. В то время как остальные обучающиеся народного отделения играют в оркестре на своих инструментах и развиваются всесторонне, гитаристы не получают часы практики на своём инструменте. Учитывая, что в учебной программе оркестр занимает более 50% аудиторных занятий, – не получают очень много. А с учётом того, что гитаристы играют на инструментах басовой группы, многие заканчивают учёбу с покалеченными руками. Всё это общеизвестно. В последнее время делаются многочисленные попытки выправить ситуацию путём изменения академического статуса классической гитары. В системе высшего профессионального образования эти попытки можно считать более-менее успешными. Во всяком случае во многих ВУЗах гитаристы теперь играют в гитарных оркестрах. Но этого нельзя сказать ни о среднем звене профессионального музыкального образования (музыкальные училища и колледжи), ни, тем более, о системе дополнительного образования (ДМШ-ДШИ). Попытки убедить чиновников от культуры на местах изменить существующее дискриминационное положение гитаристов, занимаясь их просвещением в области богатой истории гитары и её места в мировой музыкальной культуре, на наш взгляд, обречены. Другая, заинтересованная в обратном, сторона – баянисты, домристы и балалаечники и дирижёры народного оркестра – также «просвещают» чиновников в свою пользу. И полемике этой не будет конца, потому что нет здесь ни у одной стороны заметного перевеса в убедительных доводах. У всех свой профессиональный интерес в этом вопросе, и так проблему не решить. На наш взгляд, подход надо искать в правовом поле. Дело в том, что учебные планы, в которых прописана игра гитаристов в оркестрах народных инструментах на любом инструменте, кроме гитары, нарушают ряд федеральных законов. А этого не должно быть, так как учебный план является локальным (подзаконным) актом учебного заведения и не имеет права нарушать своими положениями основной закон. Нарушаются: Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; Оба пункта статьи закона нарушаются в том, что гитаристы получают по своему инструменту только часы по специальности и ансамблю (не везде), тогда как остальные народники ещё играют в оркестре на своём инструменте и получают часы ансамбля, гарантированные обязательной частью ФГТ и ФГОС. ФГТ – федеральные государственные требования – это обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В ФГТ нет дискриминационного различия между инструментами, а неполное исполнение ФГТ – отсутствие ансамбля в учебной программе гитаристов – также является нарушением закона «Об образовании в Российской Федерации». Как следствие несоблюдения ФГТ:
Я понимаю, что создаётся щекотливая ситуация, ведь в разработке дискриминационных учебных планов принимали участие должностные лица. А их юридическую экспертизу проводили другие должностные лица. Захотят ли они нести ответственность и исправлять свои ошибки? Но другого действенного пути мы не видим. Предлагаю составить коллективное обращение о нарушениях закона и направить его в МинОбр и МинКульт. Сейчас возможно делать это и индивидуально в электронном виде на сайте министерства, описывая конкретные нарушения в каждом учебном заведении. Астапов Сергей Владимирович, Источник |