Открытая струна классической гитары

Строй 6-струнной гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Классический строй шестиструнной гитары по-другому называется «испанским». Он же считается стандартным для всех шестиструнных инструментов подобного типа, несмотря на его вид. Будь гитара классической с нейлоновыми струнами, акустической или электрогитарой с металлическими струнами — все они имеют изначально один и тот же строй. Какой это строй и можно ли его изменять, рассказывается в этой статье. И начнём, пожалуй, с классического, то есть испанского вида строя шестиструнки.

Классический строй гитары и методы его настройки

Нотный стандартный (он же — классический, он же — испанский) строй 6-струнной гитары выглядит следующим образом:

  • первая (самая тонкая) струна имеет высоту ноты «ми» 1-й октавы;
  • следующая (вторая) гитарная струна звучит нотой «си» малой октавы (далее м. о.);
  • третья – «соль» м. о.;
  • четвёртая – «ре» м. о.;
  • пятая – «ля» большой октавы (далее б. о.);
  • шестая – «ми» б. о.

Ниже представлено изображение классического строя шестиструнной гитары по отношению к клавиатуре фортепиано.

Необходимо запомнить, что партия шестиструнной гитары записывается в скрипичном ключе.

Очень важно: нотная запись производится на одну октаву выше истинного звучания струн инструмента.

Это международный стандарт, основанный лишь с целью обеспечения удобного для гитаристов чтения с листа. Если записывать в скрипичном ключе истинное звучание инструмента, понадобилось бы большое количество добавочных линеек к нотоносцу в нижнем регистре. Именно поэтому на нотоносце мы видим, что первая струна обозначена как «ми» второй октавы (при этом истинное её звучание — «ми» первой октавы). То же самое относится и к нотной записи остальных открытых струн.

В буквенном обозначении классического строя шестиструнной гитары всё предельно ясно: каждая струна (начиная с самой толстой) обозначается буквой латинского алфавита, которая соответствует той или иной ноте основного звукоряда. Вот этот звукоряд, хорошо известный всем ещё с детского сада, в буквах, обозначающих каждую ноту:

Такое положение так же принято в международном масштабе. В связи с этим звуки стандартного гитарного строя имеют следующий вид: EADGBE. Но представленный вид записи строя не отображает полное представление об истинном звучании струн гитары, так как не указаны высоты нот относительно октав. Поэтому буквенное обозначение строя с видом E2A2D3G3B3E4 будет наиболее полным, если принять, что цифры 2, 3 и 4 означают большую, малую и первую октавы соответственно.

Об этом свидетельствует следующее изображение.

Кроме того, стандартный строй 6-струнной гитары известен в более точном параметре — частоте колебаний открытых струн, измеряемой в герцах:

Все перечисленные выше параметры и обозначения помогут начинающим гитаристам правильно настроить гитару на нужный лад.

Пониженные и повышенные строи

Иногда приходится перенастраивать шестиструнную гитару на иное звучание отдельных струн или полностью изменять весь строй. Эти действия являются либо вынужденными, либо производятся по собственному желанию гитариста. Вот именно тогда возникают так называемые пониженные либо повышенные строи инструмента.

Например, некоторые произведения требуют понижения шестой струны на 1 тон. Вместо ноты «ми» большой октавы, она должна звучать нотой «ре» в той же октаве. Здесь можно привести известный практически всем классическим гитаристам дуэт для двух гитар под названием «Бразильский танец» Э. Вилла-Лобоса. В этом случае строй гитары называется Drop D, то есть — «Снижение в Ре».

Известен строй, который называется среди гитаристов Drop C. При этом 6-я струна понижается на 2 тона, а все остальные — на 1 тон. В результате получается следующее звучание открытых струн шестиструнной гитары: CGCFAD (начиная с 6-й струны).

При понижении строя больше 1 тона лучше сменить комплект струн на подходящий калибр в сторону их утолщения, иначе шестая струна будет звучать некачественно.

Повышенный строй отдельных струн встречается реже, поэтому даже отдельного названия таким строям не существует. Но они возможны — всё по желанию гитариста. Значительно чаще встречаются (особенно среди музыкантов, предпочитающих акустическую гитару с металлическими струнами) повышение всего строя на полутон, тон или более тонов. Однако такое действие лучше производить с помощью каподастра (переносного верхнего порожка), переставляя его в нужное место вверх по грифу. Если каподастр поместить на I лад, то классический строй гитары повысится на полутон, на II лад — на 1 тон (и так далее).

Нужно отметить, что любое повышение или понижение строя гитары от стандартного на одинаковый интервал сразу всех струн тоже считается стандартным строем (повышенным или пониженным), так как соответствует стандартному принципу интервального соответствия струн между собой. Настраивая гитару на пониженный или повышенный лад, следует помнить ограничение для стандартного комплекта струн — изменять настройку не более 1 тона выше или ниже. В других случаях необходимо менять калибр струн: при повышении — на более тонкий, при понижении — на толстый.

Виды открытого строя

Открытым считается такая настройка шестиструнной гитары, при которой все 6 открытых струн в целом создают какой-либо аккорд.

В принципе можно создать любой аккорд, но наиболее частыми видами открытого строя являются лишь несколько.

Приведём 3 варианта открытого строя. А чтобы их было видно сразу, к букве аккорда прибавляют слово «Open».

Open G

Имеет вид настройки, схожий с семиструнной русской гитарой:

  • D – нота «ре» б. о.;
  • G – «соль» б. о;
  • D – «ре» м. о.;
  • G – «соль» м. о.;
  • B – «си» м. о.;
  • D – «ре» 1-й октавы.

Open D

Эта разновидность открытого строя настраивается так:

  • D – нота «ре» б. о.;
  • A – «ля» б. о.;
  • D – «ре» м. о.;
  • F# – «фа-диез» м. о.;
  • A – «ля» м. о.;
  • D – «ре» 1-й октавы.

Open D minor

Это — минорная разновидность строя D:

  • D – нота «ре» б. о.;
  • A – «ля» б. о.;
  • D – «ре» м. о.;
  • F – «фа» м. о.;
  • A – «ля» м. о.;
  • D – «ре» 1-й октавы.

Первый открытый строй из приведённых образует аккорд Соль-мажор, второй — Ре-мажор, третий — минорный аккорд от ноты «ре». Минорный строй D от мажорного отличается лишь чистым звуком «фа».

Какие еще есть?

Кроме классического, можно назвать ещё множество разных вариантов строя гитары, но они встречаются не так часто.

Альтернативные виды: включающие те же Drop D, Drop C, а также Double Drop D. Последний отличается от Drop D тем, что, кроме понижения от стандарта на тон 6-й струны, понижается также на тон ещё и 1-я струна. Получаются две ноты «ре» вместо двух «ми» в классическом строе. Альтернативный вариант настройки под названием «Cross A» имеет формулу EAEAEA, в которой присутствуют 3 ноты «ля» (большой, малой и первой октав на шестой третьей и первой струне соответственно), напоминает звучание индийского музыкального инструмента ситара — одного из предполагаемого родоначальника гитары. Четыре струны такой настройки (с первой по четвёртую) имеют повышенные звуки, если сравнивать с классическим звучанием. Для такой перестройки необходимо поменять первую и вторую струны на более тонкие, так как стандартный комплект струн не выдержит такой нагрузки.

Систематические строи, при которых струны настраиваются на определенный интервал (например, малые или большие терции, чистые квинты). Самой близкой к стандарту является такая системная разновидность, как настройка на все кварты: EADGCF. Четыре струны нижнего регистра точно соответствуют классической настройке. Квинтовая настройка струн напоминает строй скрипки (или мандолины), только у гитары присутствуют ещё две квинты — выше и ниже скрипичного диапазона между открытыми струнами.

Даже имеется зеркальный классическому строй (EBGDAE против стандартного EADGBE).

Однако более интересны пониженные либо повышенные варианты строя, имеющие стандартный (классический) принцип интервального отношения струн между собой. Такие настройки также считаются стандартными, но только к ним прибавляется слово «Стандарт»: Стандарт D, Стандарт C и так далее.

Источник

Настройка гитары: полная инструкция

Сегодняшнюю статья мы посвятим достаточно популярной проблеме как среди начинающих, так и среди достаточно опытных гитаристов. Мы расскажем вам о том, как настроить гитару: речь пойдет и о самых общих моментах настройки (прогиб грифа, высота струн), и о регулировке высоты тона струн, и о частных нюансах, вроде регулировки высоты звукоснимателей.

Как настроить гитару по высоте звучания?

Несмотря на то, что данный этап обычно является завершающим в общем цикле настройки музыкального инструмента, мы вынесли его в верхнюю часть нашей статьи по причине особой популярности данного вопросы среди музыкантов.

Мы расскажем о нескольких способах настройки инструмента в стандартный строй Ми: они помогут тем музыкантам, у которых нету тюнера для настройки электрогитары или микрофона для подзвучивания акустической гитары.

Настройка гитары онлайн

Ниже представлено видео, которое поможет правильно настроить все шесть открытых струн на гитаре. Принцип следующий: вы, ориентируясь на звучание струны на видео, должны настроить аналогичную струну на своей гитаре в унисон, то есть чтобы их высота совпадала. Обратите внимание, что на видео настройка начинается с шестой струны.

Настройка гитары при наличии пианино или синтезатора

Если у вас в наличии есть такие популярные клавишные инструменты, как пианино, фортепиано или синтезатор, то процесс настройки будет не менее прост. Посмотрите на рисунок ниже: мы отметили расположение нот, соответствующих шести открытым гитарным струнам. Обратите внимание на выделенную красным цветом клавишу – это C (До) первой октавы.

Настройка гитары с помощью камертона

Камертон – это приспособление, которое издает только один единственный по высоте звук. Это звук соответствует ноте Ля с частотой 440Гц – это именно та по высоте нота, которая должна быть на 5 ладу первой струны.

  • Итак, начинаем с того, что, подтягивая или ослабляю струну с помощью колков, добиваемся унисонного звучания камертона и 5 лада 1 струны;
  • Далее настраиваем вторую струну: 5 лад второй струны должен звучать в унисон с открытой первой струной;
  • 4 лад 3 струны должен звучать в унисон с открытой второй струной;
  • 5 лад 4 струны должен иметь ту же высоту, что и открытая 3-я струна;
  • 5 лад пятой струны настраиваем в унисон с незажатой четвертой струной;
  • Наконец, шестая струна на 5 ладу должна звучать в унисон с открытой пятой.

Этот метод потребует немного более развитого слуха, по сравнению с первыми двумя – но даже если у вас не получилось с первого раза, не расстраивайтесь. Попробуйте еще – после 3-5 сеансов настройки вы начнете уже более-менее неплохо ориентироваться в высоте гитарных нот и сможете настроить гитару весьма точно.

Настройка гитары с помощью тюнера

Если же вы обладатель электрогитары, акустической гитары со звукоснимателем или микрофоном, которые можно подключить к компьютеру, либо у вас в наличии есть отдельный гитарный тюнер, то процесс настройки гарантированно станет максимально простым и точным.

Открытым струнам соответствуют следующие ноты от 1 к 6 струне: E (Ми), B (Си, в отечественных источниках часто обозначается как H), G (Соль), D (Ре), A (Ля), E (Ми). Соответственно при настройке по тюнеру мы должны максимально точно приблизиться по высоте к необходимой ноте ослабляя или натягивая струну при более высоком и более низком звучании соответственно.

Тюнер – это крайне удобный и компактный аксессуар, который поможет вам иметь настроенный инструмент на природе, во время путешествий, концертов и репетиций, когда времени и возможности настраивать гитару на слух попросту нету.

Общие советы по настройке гитары по высоте звучания

  • Настраивайте каждую струну по высоте только после настройки всех остальных элементов, о которых мы поговорим ниже;
  • Если на открытых струнах соблюдена точная настройка, на первых ладах гитара звучит хорошо, но ближе к 12 ладу и дальше перестает строить – проверьте мензуру или отнесите инструмент мастеру;
  • Если у вас есть тюнер – проверьте на соответствие строю не только открытую струну, но и 5-7, а также 12 лад;
  • Извлекайте ноты медиатором с той же силой, с которой будете играть после настройки – щипок медиатором на мгновение увеличивает натяжение струны и высоту ее звучания. При этом ориентируйтесь не на те показания тюнера, которые возникаю в момент щипка, а делайте небольшую паузу, пока струна не примет естественное натяжение;
  • Не стоит настраивать гитару сразу после того, как вы принесли ее с улицы: перепады температуры и влажности могут влиять на строй, поэтому сделайте паузу минут на 10-15;
  • Настроили открытую струну точно в ноту? Сделайте пару бендов на этой струне и настройте еще раз – особенно это касается новых струн, которые еще некоторое время будут растягиваться.

Настройка прогиба грифа гитары

Очень важно понимать, что гриф электро-, а также многих акустических гитар – это не просто цельный элемент из нескольких кусков дерева. Для придания жесткости и формы гитарному грифу внутри размещается специальный металлических стержень, который называется анкер.

Главная его задача – противостоять натяжению струн, которое в сумме может составлять несколько десятков килограмм, а также сделать форму грифа максимально жесткой и неизменной даже при перепадах влажности и температуры.

Для настройка анкерного стержня используются шестигранные ключи, с помощью которых подкручивается гайка (пуля) анкера. Но как проверить, нужна ли гитаре такая отстройка?

Первое, на что вам нужно обратить внимание – это удобство игры. Если струны расположены слишком высоко, то вы не сможете играть быстро и расслабленно, а каждое зажатие ноты будет стоить намного больше усилий. Если вы столкнулись с большим расстоянием между струнами и грифом, то анкер следует немного затянуть.

Второй – это звон на открытой струне или первых нескольких ладов. Если вы его слышите – пора отрегулировать прогиб грифа.

Наконец, попробуйте зажать шестую струну одновременно на 1 и последнем ладу и проверьте высоту струны над межладовыми пластинами. Если струна касается одного из ладов, то гриф однозначно требует настройки – анкерный стержень нужно будет немного ослабить. Мы думаем, излишне говорить, что проверку следует проводить при настроенной гитаре.

Мы намеренно не будем говорить о том, какое расстояние от струны до грифа является оптимальным – каждый гитарист выбирает его самостоятельно исходя из личных предпочтений, из особенностей инструмента и того музыкального стиля, в котором он играет.

Сам процесс настройки на самом деле достаточно прост: нам понадобится отвертка (если анкерная гайка/пуля закрыта специальной крышечкой) и шестигранный ключ. У электрогитар гайка располагается у головы грифа, а акустических в районе крепления грифа к деке.

Итак, чтобы ослабить анкерный стержень (увеличить прогиб грифа), вам понадобиться крутить ключ против часовой стрелки. Соответственно, если вы хотите уменьшить прогиб и сделать гриф более ровным, то анкерный стержень следует затянуть, покрутив ключ по часовой стрелке. Наиболее важное правило – не торопиться и делать не более трети от полного оборота за один раз. После этого дайте инструменту «отдохнуть» примерно 30 минут, пока гриф не примет окончательное положение.

Мы рекомендуем проводить проверку прогиба не реже 1 раза в 3-4 месяца вне зависимости от того, меняются ли условия эксплуатации инструмента или комплект струн с привычным натяжением. Не забывайте и то, что регулировка анкерного болта влечет за собой изменение высоты струн и длины мензуры – поэтому не следует проводить настройку прогиба грифа отдельно от других этапов настройки инструмента.

Настройка высоты струн

Основная суть данного этапа настройки – расположить струны как можно ближе грифу, но при этом избежать их излишнего звона. Благодаря более низкому расположения струн гитарист может тратить значительно меньше усилий на то, чтобы зажимать аккорды и отдельные ноты: а это приучает музыканта играть расслабленно и увеличивает скорость его игры.

Повторим тезис из прошлого пункта: правильных значений высоты струн не существует, так как каждый музыкант имеет свою технику игры, при этом оптимальные значения будут зависеть от толщины выбранного набора струн, от прогиба грифа, от модели ладов и их износа.

Регулировка высоты струн на бридже Tune-O-Matic

Один из недостатков Тюн-о-Матика состоит в невозможности регулировать высоту каждой струны отдельно – сделано это по большей части из-за того, что устанавливается он преимущественно на гитарах типа Les Paul, на которых гриф имеет минимальный радиус или не имеет его вовсе. Таким образом, точная регулировка высоты каждой струны нам попросту незачем: мы воспользуемся отверткой и отрегулируем два колесика, которые расположены на краях Tune-o-Matic. Добейтесь высоты примерно в 2-3 мм и проверьте, удобно ли вам играть, не много ли звона в звучании каждой из струн в районе 12 лада и выше. Если звона нету, попробуйте опустить бридж чуть ниже для более комфортной игры и таким образом «нащупайте» оптимальные сочетание удобства и звона в финальном звучании гитары.

Высота струн на бриджах Hardtail и Vintage Tremolo (Телекастер и Стратокастер)

Из-за наличия радиуса на грифе данных гитар, регулировка высоты происходит для каждой струны отдельно. Осуществляется она также очень просто: вам понадобиться лишь специальный шестигранный ключ для двух регулировочных винтов, расположенных на седлах для каждой струны (на примере 6-й струны показаны на рисунки ниже).

Регулируйте каждую струну так, чтобы общий профиль струн относительно грифа в целом повторял профиль самого грифа, допустимо увеличение высоты на толстых струнах на 0.5 – 1.0 мм во избежание появления звона на 12 ладу и выше.

Настройка Floyd Rose

Об особенностях регулировки различных характеристик на гитарах с Floyd Rose мы описали в отдельной статье: «Floyd Rose: особенности и настройка легендарного тремоло»

Общие советы по настройке высоты струн

  • Не забывайте, что при изменении высоты струн меняется и высота ее звучания: проверяйте звон и удобство игры только на настроенной в желаемый строй струне;
  • После настройки высоты струн проверьте каждую из них на каждом ладу на предмет наличия звона;
  • Не бойтесь наличия небольшого звона на 12 ладу и выше – это нормальное положение вещей, такой звон есть и у именитых гитаристов;
  • Если звон носит аномальный характер, т.е. появляется только на отдельном ладу или возникает совершенно неожиданно при чистом звучании на предыдущем ладу, то проверьте прогиб грифа, высоту порожка и ладовую пластину – возможно проблемы в них и именно из-за них струна цепляется за лад и звенит.

Настройка мензуры гитары

Предпоследний этап настройки, который следует осуществлять уже после настройки прогиба грифа и высоты струн.

Мензура представляет собой рабочую длину струны, то есть расстояние от перегиба струны на верхнем порожке и на бридже. Возможность менять рабочую длину струны есть далеко не на всей фурнитуре – однако в большинстве случаев мензуру можно отрегулировать и сделать это не так сложно, как кажется.

О настройке мензуры на Floyd Rose мы в данном материале говорить не будем – этому посвящена отдельная статья, ссылку на которую мы давали выше. А вот о настройке рабочей длины струны на стандартных Vintage Tremolo, бриджах Hardtail и Tune-o-Matic мы поговорим более подробно.

Для начала подготовьтесь: помимо самой гитары нам понадобится крестовая отвертка и тюнер. Не пытайтесь настраивать мензуру на слух, обязательно используйте тюнер.

Последовательность действий следующая:

  • Настраиваем открытую струну на нужную ноту, для первой струны – это Ми (E);
  • Теперь проверяем высоту ноты на 12 ладу – она должна быть ровно на октаву выше, то есть тюнер должен показать идеальное попадание в Ми, деление в деление;
  • Если на 12 ладу нота звучит выше, то мензуру нужно удлинить: двигаем седла дальше от грифа;
  • Если на 12 ладу нота имеет более низкий тон, то мензуру следует сделать короче, т.е. подвинуть седла ближе к грифу.

После настройки первой струны повторяем аналогичную процедуру для всех остальных. После того, как мы проверили интонирование на 12 ладу, проверяем и на других ладах – в идеале по всей длине грифа на каждой из струн должны звучать точные ноты без смещения в сторону повышения или понижения.

Настройка высоты звукоснимателей

Опциональным этапом настройки гитары является настройка высоты звукоснимателей. На данную процедуру обращают внимание далеко не все гитаристы – и очень зря. Правильная настройка высоты гитарных датчиков позволит избежать появления в звуке «артефактов»: волчков, грязи, а также избежать контакта струны и медиатора.

При этом слишком низко утопленные датчики уменьшают «выход» звукоснимателей и немного урезают частотный спектр звука.

Нам понадобится все та же отвертка, что и в случае с настройкой мензуры. С двух сторон звукоснимателей есть специальные регулировочные болты – с их помощью настраиваем высоту на подключенном инструменте: при этом пробуем играть, в идеале «накинуть» чуть больше гейна, чем вы используете обычно. Цель – максимально приблизить датчик к струне, но добиться такой ситуации, когда в звуке не появляется тех самых «волчков» и струна не цепляется за датчик.

Учитывайте, что производители гитарной электроники не рекомендуют параллельное расположение звукоснимателя и струн. Толстые струны имеют большую амплитуду, соответственно их лучше расположить на большем расстоянии от гитарного датчика.

Источник

Оцените статью