Открытые уроки дмш по классу фортепиано

Открытый урок по фортепиано

Содержимое публикации

1 Семенова Ольга Васильевна. 2 МБОУ ДО «ДШИ» г. Нелидово, Тверская обл. 3 Преподаватель по классу фортепиано.

Открытый урок по фортепиано преподавателя Семеновой О.В.с ученицей 2 класса Ляпуновской Н. на тему:«Музыкальный образ и технические приемы его воплощения»

Характеристика учащегося: Ляпуновской Надя ученица 2 класса фортепиано, 7 лет. С музыкальной подготовкой («Малышкина школа»). Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Заинтересована в обучении. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.

Цели урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты. В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте урока их единства.

1. Художественный образ (смысл, содержание):
расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся. Средства музыкальной выразительности для передачи образного содержания произведения. 2. Звук во времени.
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано, освоение нотной грамоты. Формировать навык игры по нотам, закрепить теоретические знания (музыкальная терминология: аппликатурный принцип, штрихи). 3. Техника, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи, практические навыки (знание аппликатуры, умение найти нужный игровой прием, умение применить полученные знания на другом материале).

Читайте также:  Фужерный аккорд как иначе называется

Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету и инструменту, воспитание чувства любви и уважения к классической музыке, воспитание чувства ответственности за результаты своей работы, воспитание навыков самоконтроля, воспитание культуры поведения за инструментом. При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами: принцип единства воспитания, обучения, развития, принцип связи с жизнью, принцип научности, принцип увлеченности, принцип активности, самостоятельности и сознательности

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать над звуком и музыкальным образом, развитие творческой активности учащейся через различные виды деятельности (сочинение подтекстовок и слов, мелодий, музыкальных сказок, кроссвордов с использованием музыкальной терминологии, иллюстрации к пьесам).

Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Словесные (изучение клавиатуры, нотной грамоты, анализ произведений). Наглядные (показ репродукций, рисунков, портрет композитора). Практические (исполнение упражнений и произведений, прямая и наводящая формы воздействия). Проблемно-поисковый метод (при характеристике звучания разных регистров, угадывании нот по слуху, развитие мышления). Метод творческой работы (транспонирование пьес, подбор по слуху, активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика). Метод контроля (опрос в конце урока).

Применение педагогических технологий:

— Развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

Технология личностно-ориентированного обучения:

Работа на уроке была выстроена с учетом индивидуальности учащейся, наделенной своим субъективным опытом, созданы условия для самореализации учащейся, развития ее индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Технология проблемного обучения:

Учебные проблемы для учащейся были определены последовательно и целенаправленно. Таким образом, были созданы позитивные условия для включения учащейся в активную мыслительную деятельность, она активно высказывала собственное мнение и активно усваивала знания. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками) повышало интерес учащейся к занятию, активизировало ее творческую деятельность. Преподаватель умело создавала на уроке так называемую «ситуацию успеха», которая повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции

Форма урока — индивидуальный урок.

Использован комбинированный тип урока. Работа была направлена на закрепление теоретических знаний и практических навыков через совместную деятельность ученицы и преподавателя в различных видах музыкально-творческой деятельности, при освоении выразительных средств музыки. Деятельность учащейся тщательно спланирована на каждом этапе урока.

Репертуарный план урока:

упражнения : а) «Птичка»: б) «Колечко»: в) «Лошадка

1 Н.Любарский. Курочка. 2 Л.Емельянова .Щенок. 3 В.Шаинский. Кузнечик. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. 5 А. Абелян. Осенняя. 6 И.Королькова. Мышка. 7 И. Королькова. Мурка. 8 И.Королькова Кораблик. 9 Ю.Весняк. Мелодия. 10 И.Столяревская. Вариации. 11 Л.Моцарт. Менуэт. 12 Н.Торопова. Танцующий муравей.

1. Организационный этап. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Посадка за инструментом

2. Основной этап. Гимнастика: а) «Птичка»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками. б) «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко». в) «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца. Следить за тем, чтобы кисть была закругленной.

3. Заключительный этап.

1 Н.Любарский. Курочка. Стаккато. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев. Особенность движения руки и мышечное ощущение при игре -Staccato – заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Дети легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем движением руки при игре в мяч. Предложим Наде непрерывно ударять об пол мяч, соприкасаясь к нему не ладонью, а одним пальцем, и она повторит как раз то движение, которое ей нужно для игры Staccato. Отрывистый звук при игре на фортепиано получится не оттого, что ученица будет отдергивать палец и руку от клавиши, а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять» следующую. При игре: кисть и предплечье составляют единое целое, извлекают «звук» активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый, упругий отскок пальца вместе с рукой, как мячик, до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке, без остановки, рука закругляется, делает петлю, и начинает опускаться. Опускание – это не свободное падение, а управляемое движение, в нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс.

2 Л.Емельянова. Щенок. Закрепление приема стаккато. Ноты второй октавы. Ударения. Одна из часто встречаемых ошибок при исполнении – это сближении мелодии и аккомпанемента, недостаточное разделение между первым и вторым планом. В этом случае преувеличение динамической дистанции между аккомпанементом и мелодией поможет многое уточнить и объяснить ученице. 3 В.Шаинский. Кузнечик. Подбор по слуху. Ансамбль с педагогом.
Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. Сочетание приемов игры. Повторение регистров и октав. Аккорды. Закрепление навыков игры Staccato. 5 Абелян. Осенняя. Группа четверть с точкой и восьмая. Залигованные ноты. Сущность приёма, звукоизвлечения — legato- заключается в связном, плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна при внимательном вслушивании.
Надя закругляет пальцы сначала правой, потом левой руки и держит их над закрытой крышкой пианино. Нажимает кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступает» с одного пальца на другой: со второго на третий, с третьего на четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывает от крышки только тогда, когда очередной палец уже начал «наступать» на поверхность крышки. Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку. Внимание девочки направляется на выработку навыка связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем, кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. 6 И.Королькова. Мышка. Закрепление навыков. Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты». Период повторного строения. Работа над пульсом. Шестнадцатые. Ударения. Подтекстовка нотного текста. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 7 И. Королькова. Мурка. Ансамбль с педагогом. Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру.
8 И.Королькова Кораблик. Ансамбль с педагогом.При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 9 Ю.Весняк. Мелодия. Басовый ключ. Игра двумя руками. Трехдольный размер. Шаг вальса — четверть. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия пьесы написана в пределах одной позиции. Объединяющее движение рук совпадает с фразировкой, с движением к «опорным точкам» мелодии. Надя играет и слушает: как один звук сменяется другим, мысленно представляет, как будет звучать каждая следующая нота. В основе умения «фразировать» лежат интонации разговорной речи. Надя определяет фразы данной пьесы (4 фразы), её настроение, характер, нужные приёмы звукоизвлечения на основе музыкально-слуховых представлений 10 И.Столяревская. Вариации. Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученица воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводила на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка). Одной из труднейших для пианиста задачей является создание звуковой многоплановости. Ведь, если играющий слышит многоплановость фактуры, то он обязательно найдет средства для ее передачи. Очень полезно при аккордовой, или октавной игре учить каждый голос отдельно.
Любая работа, не только над звуком, должна проводиться через слуховое восприятие, ведь, только через слух можно добиться красочного, певучего звучания отдельных фраз и произведения в целом.

11 Л.Моцарт. Менуэт. Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов, выработанных на уроках сольфеджио. Таких, как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах.
Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.

12 Н.Торопова. Танцующий муравей. Паузы. Запев и припев. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Необходимой предпосылкой хорошего звука является полная свобода предплечья, кисти, и, в целом, руки от плеча до кончиков пальцев, которые должны быть всегда начеку. Одна из причин волнения — боязнь забыть текст. Поэтому произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%.
Но даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок, Как бы ни было хорошо выучено произведение.

Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время исполнения могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Необходимо воспитывать у ученика умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Подведение итогов. Оценивание работы учащейся. Домашнее задание.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока.

В процессе урока Надя была активна, внимательна, заинтересована. Все произведения девочка играла наизусть. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы работы взаимосвязаны между собой.

Источник

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока и презентация) «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по фортепиано Волгиной Е.Н..docx

Открытый урок по фортепиано

«Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Ф.И.О. преподавателя: Волгина Елена Николаевна

Ученица: Клюева Павлина

Дата: 20 апреля 2018 года

Образовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Тема урока: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока (по учебному плану) — 40 мин.

Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;

Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение выразительному исполнению;

Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;

Развивать техническую оснащённость.

Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах музыки;

Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;

Развитие воли и управления своим поведением.

Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

У неё сформирован музыкальный образ;

Ученица свободно и правильно владеет исполнительскими штрихами и динамическими оттенками.

Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике

Ученица умеет определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью преподавателя;

умеет действовать по заданному алгоритму;

осуществлять констатирующий контроль по результату действия;

развиваются способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умеет осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

умеет выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

Прослушивание музыкального произведения

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций.

2. Технология развивающего обучения.

3. Технология формирования мотивации к деятельности.

4. Здоровьесберегающая технология.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

Голубовская. Н. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Классика – XXI –М. 2002.

Когай А. Ю., Сеитова Л. К. Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 16-19.

Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. — М.: КЛАССИКА – XXI, 2001.

Щапов. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика – XXI, 2002.

Используемые на уроке ИКТ: презентация

Основные этапы урока:

Организационный – 1 минута

Технический тренинг – 5 минут

Адаптационный этап. Открытие темы урока, постановка цели и задач урока – 7 минут

Совместное исследование проблемы – 10 минут

Физкультпауза – 4 минуты

Этап усвоения новых знаний и способов действий – 6 минут

Заключительный этап работы над произведением – 5 минуты

Рефлексия. Информация о домашнем задании – 2 минуты

У. — Здравствуй, Павлина! Приготовь ноты, дневник, присаживайся за инструмент. Начнем с того, что подготовим наши пальчики к работе. С помощью чего мы это делаем?

П. – Играем гамму

У. – Хорошо, сейчас ты сыграешь гамму Ре мажор. Не забудь, что поднимаясь вверх, мы делаем.

У. – Правильно, а спускаясь вниз …

У. – Да, мы словно забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз – катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.

Павлина исполняет гамму Ре мажор

У. – Хорошо, а теперь попробуй сыграть гамму на стаккато

Павлина выполняет задание

У. – Изменился характер нашей гаммы?

П. – Да, мы как будто вприпрыжку бежим куда-то.

У. – Ну что ж, а теперь мы приступим к игре нашей новой пьесы «Волшебная гора». Дома ты должна была подучить сложные места и добиться точного исполнения. Давай проверим, что получилось.

Павлина исполняет пьесу Г. Портнова «Волшебная гора»

У.- Прекрасно! Павлина, скажи мне, пожалуйста, как называется наша пьеса?

П. – «Волшебная гора»

У. – Да, а я приготовила сегодня для тебя сюрприз. Посмотри, я принесла репродукции картин разных художников и фотографии. Что их всех объединяет?

П. – Здесь изображены горы.

У. – Правильно, но какие из них ты бы назвала именно «Волшебной горой»?

Павлина отбирает репродукции и фотографии

У. – Объясни, почему ты выбрала именно эти картинки.

П. – Эти горы – «волшебные», так как чувствуется, какая-то таинственность, а здесь (показывает на фотографию замка Нойшванштайн) изображен сказочный волшебный замок.

У. – Почему ты отложила репродукцию картины Р. Сальватора «Пейзаж с водопадом». Это не волшебная гора?

П. – Думаю нет, волшебство должно быть светлым, а на этой картине в основном мрачные краски.

У. – Скажи, пожалуйста, с помощью чего художник может передать таинственность, волшебство.

П. – На горы льется свет, особые цвета (таких не бывает в наших горах), изображен таинственный туман.

У. — Хочется ли тебе подняться на эти горы и узнать, что там находиться и какой вид открывается с такой высоты?

П. – Да, конечно, я думаю, вид будет потрясающий.

У. – Как бы ты поднималась в такую гору: легко подпрыгивая, или шла бы, с волнением ожидая то, что ты скоро увидишь?

П. – Я бы торопилась поскорее подняться на гору и увидеть все с вершины. Но я бы не подпрыгивала, так как дорога в гору трудная.

У. – Художник всё это изобразил красками, а мы с тобой сегодня будем «раскрашивать» нашу гору и делать её волшебной с помощью музыкальных красок. И в итоге мы создадим музыкальный образ нашей пьесы.

Слушая нашу пьесу, можем ли мы понять, поднимается герой в гору или спускается с неё? Как это показал композитор?

П. – Поднимается, ведь мелодия идет вверх.

У. – Правильно, и в нашей пьесе несколько таких подъемов. И нам нужно показать, как ты спешишь подняться в эту гору, как ты волнуешься. Как ты это сделаешь?

П. – Может быть сделать крещендо и немного играть быстрее, ведь когда спешишь куда-то, идешь быстрее.

У. – И ещё, в самом начале у нас пиано, а потом каждую фразу мы играем всё громче и громче. Словно нарастает волнение перед встречей с чем-то чудесным и прекрасным.

Давай попробуем это сыграть.

Павлина исполняет пьесу, выполняя динамические оттенки и играя с движением вперёд.

У. – Прекрасно! Вот мы с тобой и начали создавать музыкальный образ «волшебной горы». Как ты думаешь, зачем композитор в этой пьесе указал такую «густую» педаль?

П. — Мне кажется, когда звучит такая педаль, то это похоже на густой таинственный туман.

У. – Хорошо, вот мы добавили ещё одну краску к нашей «картине». Кстати, давай посмотрим, как говорили о педали великие музыканты.

Павлина читает по слайду

У. – Какое высказывание тебе больше всего понравилось?

П. – Мне понравилось, как сказал Ферруччо Бузони.

У. – да, это очень поэтично. Теперь вспомни, ты говорила, что волшебство должно быть светлым и красочным. Скажи, как композитор передал это в пьесе.

П. – Она мажорная.

У. – Правильно. А сейчас я сыграю тебе все аккорды из пьесы, послушай их, какие они?

Преподаватель проигрывает аккорды.

П. – Аккорды красивые и какие-то сложные. Это не простые трезвучия. Эти аккорды сами звучат как-то таинственно.

У. – Как ты думаешь, какой самый яркий момент будет в твоем восхождении на гору?

П. – Когда я поднимусь на вершину и увижу прекрасный вид или произойдет какое-то волшебство, ведь гора-то волшебная.

У. – Так, я сейчас исполню для тебя нашу пьесу, а ты послушаешь и потом скажешь мне, где самый яркий момент.

Исполнений преподавателем пьесы

П. – Я думаю, самый яркий момент пьесы здесь.

У. – Такой самый яркий момент в музыкальном произведении называется кульминация.

Как же нам показать слушателям, что именно здесь кульминация нашей пьесы?

П. – Наверное, это будет самый яркий и громкий аккорд.

У. – Правильно. И чтобы его ещё выделить, можно перед его исполнением немного замереть и сыграть этот аккорд как бы с небольшим опозданием. Попробуй исполнить эту кульминационную фразу.

Павлина выполняет задание.

У. – А сейчас давай прервемся и выполним наши обычные упражнения

Павлина выполняет упражнения 1, 2, 3, 5, 7 ,8 из комплекса упражнений (Приложение 1).

У. – Что ж, продолжим. Сейчас постарайся вспомнить, что мы сегодня сделали с нашей пьесой для того, чтобы она превратилась в яркую живую картинку, и исполни её.

Павлина исполняет всю пьесу с учетом всей проведенной работы.

У. – Молодец! Как ты считаешь теперь «Волшебная гора» зазвучало интереснее?

У. – Сейчас в твоем исполнении появились твои чувства, переживания; музыкальная картинка наполнилась красками. Теперь, когда ты дома будешь заниматься этой пьесой, ты уже будешь играть её, выполняя все задачи, которые нацелены на создание музыкального образа. А скажи, трудности у тебя были?

П. – Трудно уследить за всем: и за текстом, и за оттенками, и за тем, какой должен быть звук.

У. – Это действительно сложно. Как ты думаешь, что ещё нам нужно сделать для завершения этой работы?

П. – Я думаю, нужно немного играть быстрее.

У. – Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. В следующий раз мы поработаем над темпом. А на сегодня мы закончим, всего хорошего. До встречи!

Комплекс физических упражнений для разминки и разогрева мышц пианиста

Первое упражнение — правильное диафрагмальное дыхание. Такое дыхание поможет «разогнать» кровь по сосудам. В условиях школьного кабинета мы его выполняем стоя. Положить ладонь на середину живота, сделать выдох широко раскрытым ртом, с придыханием «Ха-а!». Ладонь на выдохе опускается в живот. Представляем, как живот с ладошкой прижимается к позвоночнику. Вдох через нос. Сделать нужно 10–20 повторений.

Второе упражнение — приседание с опорой. Это упражнение поможет включить в работу крупнейшие мышцы тела и суставов. Количество приседаний детям предлагается по схеме «сколько лет — столько и приседаний», показываем диафрагмальное дыхание и начинаем вместе делать упражнения. Дети с удовольствием приседают, выполняя свою «норму» и больше.

Третье упражнение — вращение рук в суставах запястий: вытянуть руку вперёд, сжать пальцы рук в кулак и вращать ими 10 раз по часовой стрелке и 10 вращений против часовой стрелки.

Четвертое упражнение — руки развести в стороны, согнуть в локтях, затем выполнить предплечьями по десять вращений по часовой стрелке и десять вращений против часовой стрелки.

Пятое упражнение — прорабатываем плечо, «рисуем» круги каждой рукой отдельно, наращивая темп вращений вперед — «к себе», а также десять раз назад — «от себя».

Шестое упражнение — отжимания от стенки. Предлагаем ребенку встать лицом к стене, ноги на ширине плеч. Выполняем отжимания, делая резкий выдох диафрагмой на звук «ха!», в исходное положение-вдох. Количество определяем в игровой форме: «Сколько лет? Сколько можешь?». Дети с удовольствием сами назначают спортивную норму и перевыполняют ее.

Седьмое упражнение: «Дерево растет». Подойти к стене, поднять руки вверх, встать на носочки и тянуться напряженными руками: «Дерево растет, веточки тянутся к солнышку». Упражнение делается в течении трех минут.

Восьмое упражнение — «скручивание позвоночника». Основная стойка — ноги на ширине плеч, руки вытянуты на уровне груди. Повороты вправо и влево. Норму устанавливаем сами на уроке.

Девятое упражнение — разминка для мышц кисти «Веер». Представили пальчики рук веером, раскрыв ладонь. Теперь собираем «веер»: на первый палец (он сгибается) укладываем второй, на второй — третий и т. д. Теперь «веер» складываем в обратном направлении: на пятый палец «укладываем» четвертый и т. д. Упражнение проделываем по пять раз в каждую сторону.

Десятое упражнение — «скольжение». Каждый палец руки по очереди выполняет скользящие движения по внутренней стороне ладони. Первый палец скользит от основания пятого пальца по диагонали, а затем выпрямляется. Упражнение повторить три-пять раз. Потом «скольжение» по ладони делает второй, третий, четвертый и пятый пальцы по очереди, сначала правая, потом левая рука.

Источник

Оцените статью