Открытые уроки фортепиано работа над образами

Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему «Работа над музыкальным образом»
план-конспект урока по теме

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.

Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Форма урока: индивидуальная.

Возраст обучающегося: 3 класс

  1. Предметные:
  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
  1. Личностные:

Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике.

  • умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
  • умение действовать по заданному алгоритму;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
  • развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.

Дополнительный материал к уроку — красочная презентация способствует более живому, непосредственному и запоминающемуся восприятию нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка открытого урока ««Работа над музыкальным образом в классе фортепиано» 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с методической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: __Ряховская Кира Сергеевна

2. Ученица: ____________ Класс: 3, третий год обучения _ Дата: ______________Предмет:_ специальное фортепино __

3. Тема урока :___ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»______

4. Тип урока:_ комбинированный

5. Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для

дальнейшего развития творческой самостоятельности.

  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  • Развивать техническую оснащённость.
  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;
  • Развитие воли и управления своим поведением.
  1. Предметные:
  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
  1. Личностные:

Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике

  1. Метапредметные:
  • умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
  • умение действовать по заданному алгоритму;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
  • развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
  • Фортепиано
  • Стул
  • Подставки под ноги, на стул
  • Сборники нот
  • Персональный компьютер
  • Презентация
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Наблюдение
  • Прослушивание музыкального произведения
  • Развивающего обучения
  • Творческая лаборатория
  • Художественно-эстетическая
  • Информационно-компьютерная
  • Здоровьесберегающая

Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002;

Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;

Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.

Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2001.

2 . Нотные сборники:

П.И.Чайковский «Детский альбом»

Соколова Н.С. «Ребёнок за роялем», Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. — 4-е изд. — Л.: Музыка, 1988;

Торопова Н.М. «Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ»: учебно-методическон пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Презентация, иллюстрации и справочные материалы с Интернет-сайтов:

Источник

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
Открытый урок 30.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано

с применением традиционной

и инновационных технологий».

преподаватель по классу фортепиано:

Павлова Зоя Николаевна

г. Инта, Республика Коми

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано

с применением традиционной

и инновационных технологий».

  1. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
  1. Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  2. Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  3. Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  1. Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  2. Развивать техническую оснащённость.
  1. Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  2. Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Вид урока: интегрированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

  1. Развивающего обучения
  2. Творческая лаборатория
  3. Художественно-эстетическая
  4. Информационно-компьютерная
  5. Здоровьесберегающая
  1. Фортепиано
  2. Стул
  3. Подставка под ноги
  4. Сборники нот
  5. Иллюстрации и рисунки
  6. Русские народные сказки
  7. Ноутбук
  8. Синтезатор
  9. Таблица
  10. Портреты композиторов
  1. Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  2. У неё сформирован музыкальный образ;
  3. Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

— сообщение темы и постановка задач;

— теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

— практическая часть: работа над произведением;

— Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

— Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.

Настрой на работу.

Педагог : сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский?

Ученица : я не знаю.

Педагог : А Александр Лубянцев?

Ученица : тоже не знаю.

Педагог: Карина, а сказки ты любишь?

Ученица: да, очень!

Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?

Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.

Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал?

Ученица: в консерватории в Ростове.

Педагог: А когда была написана пьеса?

Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький.

Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую?

Ученица: «Новая кукла».

Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает?

Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая.

Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.

Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.

Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.

Ученица: У меня получилось так.

Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?

Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.

Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.

Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева.

Ученица: исполняет произведение.

Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка.

Педагог: Опиши, какие у неё волосы?

Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.

Педагог: А тембр голоса можно угадать?

Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.

Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?

Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.

Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать?

Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная.

Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре.

Ученица: играет отрывок.

Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы.

Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта.

Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков.

Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу.

Педагог: О чем же говорят нам интервалы?

Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная.

Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?

Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом.

Педагог: А как помогает динамика?

Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность.

Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой?

Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила.

Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды.

Ученица: играет аккорды.

Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:

  1. Вначале со счетом в ладоши;
  2. В ладоши на слух;
  3. Ладонью по колену;
  4. Ладонью по крышке;
  5. На клавиатуре;
  6. Все на одном движении.

Ученица: выполняет упражнения.

Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует.

Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?

Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!

Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе.

Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе.

Источник

Оцените статью