Открытые уроки гитара музыкальная школа

Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»

Содержимое публикации

Открытый урок на тему

«Повышение техники игры в классе гитары»

Преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ

Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.

Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.

Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;

Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.

— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.

Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.

Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.

Вид урока: комбинированный

Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.

Результат урока. Вывод.

1. Организационный этап.

Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.

Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »

Сегодня открытый урок мне помогут провести:

Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.

Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.

Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.

Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.

2. Основной этап:

2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.

— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?

Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.

Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: p — i — m — a

2) обратное движение: p — a — m — i

3) полное прямое : p-i-m-a-m-i

4) полное обратное : p-a-m-i-m-a

5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i

(все виды играет учащийся)

Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.

Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.

Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.

Играет Юсупов Адель .

2.2. В другом Этюде М. Каркасси A dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.

Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.

Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.

Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:

Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.

2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.

Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.

Играет Белоусов Даниил:

Здесь встречается приём ЛЕГАТО:

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

Педагог показывает упражнение на восходящее легато.

Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.

2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.

Играет Зименков Никита

Л. Валькер Маленький романс.

3. Заключительный этап

Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.

4. Результат урока

Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.

Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.

Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.

Используемая учебно-методическая литература:

1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.

2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.

Источник

Открытый урок на тему: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
план-конспект урока по теме

План урока:

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

п. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

— организационную и содержательную установку

— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

— взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

— закрепление изученного материала и упражнений

-диагностику прочности усвоения знаний

-инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

-словесный, наглядный, практический

-активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

-развитие мышления, творческой инициативы

-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

-чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

Источник

Открытый урок в музыкальной школе по классу гитары

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok._podgotovka_k_kontsertnomu_vystupleniyu.docx 623.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1» поселка Ключи

Усть-Камчатского муниципального района

на тему: «Подготовка к концертному выступлению»

по классу гитары

Медведев Альберт Альбертович

Декабрь 2019 год

Тема: «Подготовка к концертному выступлению»

Учащийся: Казанцева Анастасия, 4 класс (гитара).

Вид урока : закрепление полученных навыков;

Тип урока : комбинированный;

Форма урока : открытый урок;

  • системно-деятельностный подход;
  • технология использования в обучении тренинговых методов;
  • информационно-коммуникационные технологии;

Цель : Формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене, повышение культурно-эстетического уровня учащегося посредством музыкального искусства, показ достижений учащегося, приобретенные исполнительские и рефлексирующие навыки, артистические и творческие способности, духовное и художественное развитие. Создание для ученика максимально комфортных условий для выступления на сцене.

  • приобретение и накопление опыта в концертной деятельности;
  • правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения, в характере, с осмыслением художественного образа;
  • развитие уровня мастерства игры на сцене;
  • развитие исполнительского аппарата;
  • расширение кругозора в области музыкального искусства ;
  • развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребёнка;
  • формирование способности понимания причин успеха или неуспеха самостоятельной творческой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения;
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, усидчивости, внимания;
  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;
  • работа над преодолением излишнего сценического волнения;
  • воспитание артистической индивидуальности.

Методы работы, используемые в ходе урока:

  • Объяснительно – иллюстративный;
  • Техническое исполнение произведения;
  • Сценический показ.

Учебно – методический комплекс:

  • Учебный класс;
  • Гитара;
  • Подставка под ногу;
  • Ноты.

Критерии оценки результативности работы ученика:

• высокий – творческая оценка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение поставленных задач и целей, самоотдача;

• средний – проявление интереса, желание выполнить, добиться нужного результата, однако не все получается, требуется помощь преподавателя;

• низкий – безразличен к музыкальной деятельности, не проявляет интереса.

2.3 Проигрывание упражнения

2.4.Работа над произведением

  1. Обобщение урока, подведение итогов.

Оглашение темы урока.

Концертная деятельность — это неотъемлемая часть обучения ребенка в музыкальной школе. Исполнительство – это сложный, тонкий процесс. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса – уже во время обучения необходимо представлять ученикам возможность для самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определенного опыта, накоплению знаний и умений.

Выступление – результат напряженного творческого труда, оно является ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост учащегося.

2.2. Тренинговая часть

Цель нашего занятия – формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене, повышение культурно-эстетического уровня учащегося посредством музыкального искусства, показ достижений учащегося, приобретенные исполнительские и рефлексирующие навыки, артистические и творческие способности, духовное и художественное развитие.

Страх сцены, сильное волнение перед выступлением очень распространенное явление. Не перестают ощущать остроту этого чувства исполнители в любом творческом состоянии.

Сильное волнение на сцене может повлиять на качество исполнения.
Один из способов выработать уверенность перед выступлением – это хорошая подготовка. Если ученик уверен в том, что он знает – свободно владеет текстом – значит, меньше волнуется.

2.3 Проигрывание упражнения

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. Упражнение № 6 ( Приложение 1 )

На первых этапах обучения игры на инструменте полезно для освоения аппликатуры в первой позиции, кроме этого, в дальнейшем данное упражнение поможет учащемуся в развитии гибкости левой руки, а также привести исполнительский аппарат в тонус, что придаст пальцам легкость для более успешного исполнения.

2.4. Работа над произведениями

Подготовка к публичному выступлению является важным моментом в образовательном процессе. Для всех детей концертное выступление — это стрессовый момент, сложный психологически. Огромная ответственность ложится на педагога и концертмейстера, чтобы максимально подготовить учащегося с технологической стороны и создать комфортные условия на сцене.

Очень важно, чтобы концертная обстановка для учащегося не стала полной неожиданностью. Для этого существуют разные методы психологического воздействия:

1.Обязательно проводить репетиции и исполнять программу в концертном зале, в котором будет проходить выступление.

2.Приглашать на уроки и репетиции учеников своего класса и школы, а также преподавателей, с целью привить привычки публичного выступления.

3.Устраивать мини — концерты для родителей ученика.

4.Записывать на камеру, обязательно с последующим анализом.

5.Отработка выхода на сцену.

Г. Санс. «Канарио» (Приложение 2)

Работа над динамикой, выразительностью исполнения, артистизмом.

Сначала проигрываем произведение целиком. Пьеса техническая, необходимо добиться виртуозности, лёгкости исполнения. Обращаем внимание на динамику, аппликатуру. Проиграв внимательно трудные эпизоды, мы еще раз акцентируем внимание на точном выполнении всех деталей. Обсуждаем выбор темпа с учеником при выступлении – как правильно в момент волнения проконтролировать себя, взять нужный темп и сохранить его во всей пьесе. Обязательно, проигрывая пьесу в классе, нужно запоминать её не только на слух, но и на мышечные ощущения.

Автор неизвестен . Ария. (Приложение 3)

Пьеса певучего характера. Работать следует над ровностью темпа, динамикой и тембром.

При игре нужно сконцентрировать внимание на всей пьесе, запомнить все ощущения исполнения в классе. Это позволяет во время выступления наиболее полно, эмоционально ярко сыграть пьесу.

Отработка ухода со сцены

Как правило, многие педагоги репетируют выход на сцену, а вот к моменту ухода со сцены, относятся не так трепетно. Тем не менее, уход со сцены ещё важнее, чем выход на неё. Так как первым поклоном при выходе на сцену мы здороваемся со слушателем, а итоговым поклоном мы говорим зрителям спасибо. Это исполнительский музыкальный этикет, владение которым для людей музыкально воспитанных, является очень важной деталью для оценки исполнения в целом. Необходимо добиться синхронности в заключительном поклоне.

Очень часто обучающиеся только закончив исполнять произведения, начинают хватать подставки, инструменты и т. д. Делать этого нельзя ни в коем случае. Так же как при выходе на сцену мы сначала устанавливаем весь необходимый инвентарь и только после этого здороваемся со зрителями. В уходе со сцены всё происходит с точностью наоборот: сначала поклон – потом всё остальное

3. Обобщение урока, подведение итогов

Ученик перед показом пьес хорошо настроил себя, сконцентрировался, постарался сыграть пьесы выразительно, ярко, с минимальными потерями.

Для ученика важно научиться вырабатывать в себе чувство уверенности пред выступлением, способность максимально концентрировать внимание, эмоции, волю.

Следует обратить внимание на такие нюансы:

В первом произведении нужен более осознанный подход при работе с аппликатурой.

Вторую пьесу следует повторить по нотам для более прочного знания текста.

Ученику нужно учиться контролировать, беречь эмоции для сцены, выкладываться с полной самоотдачей.

На психологическую готовность к выступлению на сцене влияют и личностные характеристики, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия. Все это в той или иной мере проявляется на сцене.

Надо дать понять учащемуся, что волнение перед выступлением – это естественное состояние. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, нужно воспитывать в себе хорошее внимание и сосредоточенность – контролировать свои действия в любом состоянии.

Из урока в урок мы будем добиваться с одной стороны, лёгкого, свежего, яркого исполнения, а с другой, проявления ярких индивидуальных музыкальных способностей.

Источник

Оцените статью