Открытые уроки по фортепиано бах

Открытый урок на тему «Работа над полифонией в младших классах»

«Работа над полифонией с начинающими в классе фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rabota_nad_polifoniey.docx 24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок : «Работа над полифонией в младших классах фортепиано»

Тема урока : работа над полифонией с начинающими на примере методико-исполнительского анализа Менуэта ре минор И.С. Баха из « Нотной тетради А.М. Бах»

Цель урока : формирование исполнительских навыков на примере полифонической музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, кульминации, устойчивость темпа.

Образовательные : развитие навыков полифонического мышления.

Развивающие : развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения. Расширение кругозора по теме «полифония».

Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно.

Тип урока : закрепление полученных навыков, совершенствование исполнительского мастерства.

Методы обучения : словесные, практические, наглядные.

Оборудование : два фортепиано, ноты, наглядные пособия, компьютер.

1. Организационный момент (объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).

2. Практическая часть урока (организация работы учащегося по осмыслению и усвоению материала, применение знаний и умений).

3. Обобщение занятия, подведение итогов. .

Приветствие, диалог об успеваемости ученика, сообщение темы урока. Урок проводится с учеником 2 класса фортепианного отделения (общеразвивающая программа).

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий — один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста.

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся важной вехой в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться постепенно.

В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса может ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) нижнего голоса (это могут быть мамин и папин голоса или голос ребёнка и голос взрослого). Надо подвести ребёнка к этой мысли.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах . Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении.

Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям.

В русской народной песне “Дровосек” и песне “Двое поют” из сб. С. Ляховицкой, где в первом случае первоначальный напев повторяется октавой ниже, во втором — октавой выше, можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым для детей явлением, как эхо. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле. Огромную пользу по развитию навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Елены Гнесиной “фортепианная азбука”, “Маленькие этюды для начинающих”.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С. Баха, а первой ступенькой на пути к “полифоническому Парнасу” — “Нотная тетрадь А. М. Бах”.

При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к какому жанру относится данное произведение и в какую эпоху оно было написано. В данном случае Менуэт — старинный французский народный танец. Во второй половине XVII в. стал придворным танцем, впрочем, его танцевали как в домашней обстановке так и во время торжественных дворцовых церемоний. Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

В исполнении пелагога звучат Менуэт d moll и Менуэт G dur

Ученик определяет характер каждого: первый Менуэт мелодичностью больше напоминает песню, второй — веселый, танцевальный. В связи с этим, Менуэт d moll должен исполняться плавно, певуче, в спокойном и ровном движении.

Сколько частей в танце? Выясняем, что у Менуэта две части— двухчастная форма.

Разбираем тональный план. Первая часть начинается в ре миноре, заканчивается в параллельном фа мажоре. Во второй части происходит возвращение в основную тональность ре минор.

Осуществляется работа над мелодией верхнего и нижнего голосов, их самостоятельностью и независимостью друг от друга, словно поют два певца: высокий голос и второй — низкий. Или это два разных инструмента? Какие?

Ученик предполагает: певучее выразительное звучание первого голоса напоминает звучание скрипки, а второй голос приближается по звучанию к виолончели.

Уделяем особое внимание работе над фразировкой. В первой части нижний голос состоит из двух четко отделенных кадансом предложений. Первое предложение верхнего голоса распадается на две двухтактные фразы — первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая — носит спокойный, как бы ответный характер.

Для уяснения вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему — чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, прослушать и выбрать лучший вариант.

Отрабатываем с учеником этот приём работы над произведением, вырабатывая таким образом, осмысленное прочтение музыки, эмоциональное отношение к ней.

Обращается внимание ученика на разные штрихи и противоположную динамику в обоих голосах. При этом, верхний голос заканчивает фразу, а нижний идет к кульминации. Это достигается в работе сначала по голосам, работе в ансамбле с учеником, пропевании каждого голоса, а затем соединяются оба голоса.

При исполнении Менуэта слушаем, как звучат вместе два голоса? Какова тембральная окраска каждого? Как развивается мелодия каждого голоса?. Вместе с учеником движемся под музыку спокойно, ровно, находя нужный темп танца. Прослушиваем музыку в исполнении гитары, фортепиано (используем интернет-ресурсы), сравнивая разное звучание.

Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую музыку.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность?

— В различном характере звучания голосов.

— В несовпадении штрихов.

— В разной, почти нигде не совпадающей фразировке.

— В несовпадении кульминаций.

— В разной ритмике.

— В несовпадении динамического развития.

Способы работы над полифоническим произведением:
1. Отдельно каждой рукой, по голосам
2. Один голос играет учитель, другой – ученик.
3. Один голос петь, а другой одновременно играть.
4. Петь на два голоса. Один поет учитель, другой – ученик.
5. Сосредоточить внимание на одном голосе.
6. Знать наизусть каждый голос.
7. Играть один голос на f, другой на p
8. Игра голосов «вслух» и «про себя».
9. Игра с разных мест «вразброс».

10. Играть в разных регистрах и на разных инструментах.

Обобщение урока, подведение итогов, задание на дом.

1. Ученику необходимо отработать выразительную фразировку каждого голоса.

2. Научиться контролировать одновременное звучание двух голосов, чтобы каждый голос сохранил своё «лицо».

3. Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.

Список использованной методической литературы

  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
  2. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
  3. А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
  4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.
  5. Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
  6. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.

Источник

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока по музыке по теме

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Школа искусств» г. Новодвинск

Лариса Васильевна Мосунова ,

преподаватель по классу фортепиано

Разработка открытого урока по классу фортепиано

«Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Познакомить с трёхголосным полифоническим произведением — фуга, начать работу над I частью фуги — экспозицией.

  • Выполнить разбор произведения в целом.
  • Выполнить разбор и начать работу над I частью фуги — экспозицией.
  • Правильно исполнять мелизмы и ритмические рисунки.
  • Развивать слуховой контроль певучести исполнения, задержаний. Учиться слышать и видеть полифоническую ткань произведения, понять многоголосную фактуру.
  • Воспитывать интерес к более сложному полифоническому материалу.
  • Воспитывать понимание музыки И.С. Баха.

Изучение нового материала

Основные методы и приёмы обучения

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем или воспроизведение записи)

Фортепиано, стул, нотный сборник.

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (5-6 мин)

3. Активизация ранее полученных ЗУН (7-10 мин)

4. Формирование новых знаний (22-29 мин)

5. Итог урока. (3-5 мин)

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности

Преподаватель исполняет музыкальное произведение И.С. Бах Фуга С-dur (может быть заменено воспроизведением записи).

3. Активизация ранее полученных ЗУН

Беседа с учащейся:

Можете ли Вы назвать композитора?

Можете ли определить форму произведения?

Полифоническое произведение, фуга

Что ещё Вы можете рассказать о фуге?

Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — темы.

Мелодике темы часто бывает, свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков, либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.

Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

В фуге обычно бывает от 2-х до 5-ти голосов (возможно и большее количество, если композитор обладает отточенным мастерством).

Термин «фуга» использовался уже в Средние века, но тогда им обозначался любой имитационный контрапункт (то есть произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой). Техника фуги, какой мы знаем её сейчас, начала разрабатываться в XVI веке, как в вокальных, так и в инструментальных произведениях.

Форма фуги выросла из техники имитации, когда один и тот же мотив повторяется несколько раз, начинаясь с разных нот.

Иоганн Себастьян Бах считается величайшим сочинителем фуг. В течение жизни он часто участвовал в соревнованиях, где участникам предоставлялись темы, на которые они должны были немедленно сочинить и сыграть фуги (на органе или клавесине). Бах часто включал фуги в разные камерные произведения.

Сколько голосов Вы слышите в этом произведении?

4. Формирование новых знаний

Можете ли Вы теперь предположить какова тема нашего урока?

Фуга С-dur И.С. Бах

С чего бы Вы предложили начать работу над этим произведением?

Определим строение рассматриваемой фуги, тональные и динамический план, темы.

Будем прорабатывать каждый голос по-отдельности, а затем соединим их попарно1+2, 1+3, 2+3

Произведение сложное, мы будем работать над ним на нескольких следующих уроках, поэтому сегодня начнём разбор I части.

  • Работа ведётся по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
  • Соединение голосов попарно в ансамбле с преподавателем на 2-х инструментах.
  • Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний — f ,
  • нижний — р.
  • Затем перевести внимание на нижний голос, контролировать наклон руки к 1 и 5 пальцам.
  • Игра различными штрихами, нужно добиваться более ясной артикуляции.
  • Ровное исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них.
  • Отдельно отработать места, где один голос переходит из одной руки в другую.
  • Особое внимание уделять аппликатурной дисциплине: скольжение пальцев, выдержанные звуки, беззвучная подмена.
  • Внимательно прослушивать гармонии, которые образуются в результате сплетения линий и голосов.
  • Чётко следить за правильным исполнением мелизмов и ритмического рисунка.
  • Постоянный слуховой контроль:
  • за вертикальными и горизонтальными линиями;
  • за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов;
  • за динамикой произведения;
  • за задержаниями.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению I части?

Что показалось Вам особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем Вы планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно.

Список использованной литературы:

  • А. Чугаев. Особенности строения фуг Баха. «Музыка, М., 1975 г.
  • Работа над фугой: метод и школа И.С. Баха. Материалы Восьмых Баховских чтений 20-27 апреля 2006 г., С.-Пб., 2008.
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. — М.: Классика-XXI, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Разработка открытого урока по теме «Основные методы селекции и биотехнологии».

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word.

Методическая разработка открытого урокаТема: Устройство на работу. Getting a jo.

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к.

Источник

Оцените статью