Открытые уроки по фортепиано для старших классов

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока по музыке по теме

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Школа искусств» г. Новодвинск

Лариса Васильевна Мосунова ,

преподаватель по классу фортепиано

Разработка открытого урока по классу фортепиано

«Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Познакомить с трёхголосным полифоническим произведением — фуга, начать работу над I частью фуги — экспозицией.

  • Выполнить разбор произведения в целом.
  • Выполнить разбор и начать работу над I частью фуги — экспозицией.
  • Правильно исполнять мелизмы и ритмические рисунки.
  • Развивать слуховой контроль певучести исполнения, задержаний. Учиться слышать и видеть полифоническую ткань произведения, понять многоголосную фактуру.
  • Воспитывать интерес к более сложному полифоническому материалу.
  • Воспитывать понимание музыки И.С. Баха.

Изучение нового материала

Основные методы и приёмы обучения

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем или воспроизведение записи)

Фортепиано, стул, нотный сборник.

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (5-6 мин)

3. Активизация ранее полученных ЗУН (7-10 мин)

4. Формирование новых знаний (22-29 мин)

5. Итог урока. (3-5 мин)

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности

Преподаватель исполняет музыкальное произведение И.С. Бах Фуга С-dur (может быть заменено воспроизведением записи).

3. Активизация ранее полученных ЗУН

Беседа с учащейся:

Можете ли Вы назвать композитора?

Можете ли определить форму произведения?

Полифоническое произведение, фуга

Что ещё Вы можете рассказать о фуге?

Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — темы.

Мелодике темы часто бывает, свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков, либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.

Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

В фуге обычно бывает от 2-х до 5-ти голосов (возможно и большее количество, если композитор обладает отточенным мастерством).

Термин «фуга» использовался уже в Средние века, но тогда им обозначался любой имитационный контрапункт (то есть произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой). Техника фуги, какой мы знаем её сейчас, начала разрабатываться в XVI веке, как в вокальных, так и в инструментальных произведениях.

Форма фуги выросла из техники имитации, когда один и тот же мотив повторяется несколько раз, начинаясь с разных нот.

Иоганн Себастьян Бах считается величайшим сочинителем фуг. В течение жизни он часто участвовал в соревнованиях, где участникам предоставлялись темы, на которые они должны были немедленно сочинить и сыграть фуги (на органе или клавесине). Бах часто включал фуги в разные камерные произведения.

Сколько голосов Вы слышите в этом произведении?

4. Формирование новых знаний

Можете ли Вы теперь предположить какова тема нашего урока?

Фуга С-dur И.С. Бах

С чего бы Вы предложили начать работу над этим произведением?

Определим строение рассматриваемой фуги, тональные и динамический план, темы.

Будем прорабатывать каждый голос по-отдельности, а затем соединим их попарно1+2, 1+3, 2+3

Произведение сложное, мы будем работать над ним на нескольких следующих уроках, поэтому сегодня начнём разбор I части.

  • Работа ведётся по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
  • Соединение голосов попарно в ансамбле с преподавателем на 2-х инструментах.
  • Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний — f ,
  • нижний — р.
  • Затем перевести внимание на нижний голос, контролировать наклон руки к 1 и 5 пальцам.
  • Игра различными штрихами, нужно добиваться более ясной артикуляции.
  • Ровное исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них.
  • Отдельно отработать места, где один голос переходит из одной руки в другую.
  • Особое внимание уделять аппликатурной дисциплине: скольжение пальцев, выдержанные звуки, беззвучная подмена.
  • Внимательно прослушивать гармонии, которые образуются в результате сплетения линий и голосов.
  • Чётко следить за правильным исполнением мелизмов и ритмического рисунка.
  • Постоянный слуховой контроль:
  • за вертикальными и горизонтальными линиями;
  • за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов;
  • за динамикой произведения;
  • за задержаниями.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению I части?

Что показалось Вам особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем Вы планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно.

Список использованной литературы:

  • А. Чугаев. Особенности строения фуг Баха. «Музыка, М., 1975 г.
  • Работа над фугой: метод и школа И.С. Баха. Материалы Восьмых Баховских чтений 20-27 апреля 2006 г., С.-Пб., 2008.
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. — М.: Классика-XXI, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Разработка открытого урока по теме «Основные методы селекции и биотехнологии».

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word.

Методическая разработка открытого урокаТема: Устройство на работу. Getting a jo.

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к.

Источник

Открытый урок на тему «Работа над фортепианной техникой в старших классах».

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Скачать:

Вложение Размер
otk_urok_rabota_nad_tehnikoy_v_starsh_kl_fp.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №12»

Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Составитель: Коновалова Е.В.

Преподаватель МБУДО «ДШИ № 12»

Челябинск 2017 год

Тема : Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Цель: Показать на практике методы работы с учениками старших классов с различными видами техники – классической (пассажной) и романтической (подушечной) .

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано,
  • свобода и удобство владения инструментом,
  • умение использовать различный арсенал приемов игры,
  • формирование слуховой базы.
  • развитие слуха,
  • развитие образного мышления, эмоциональной сферы личности,
  • создание мотивации к получению знаний.
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания,
  • формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности,
  • пробуждение любви и интереса к техническим произведениям и к гаммам и упражнениям в частности.

Вид урока: Урок обобщения и систематизации изученного.

  • словесные (беседа, инструктаж)
  • метод показа
  • тактильный метод.

II Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона.

III Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами. пассажной техники, в основе которой лежит навык пальцевой игры:

А. Лешгорн. Этюд соль мажор ор.63

Г. Гайдн. Соната ми минор

IV Работа над произведениями романтического склада, которые требуют подушечной «поющей» игры легато, где на первый план выходят движения кисти.

В. Клова. Прелюдия

А. Бабаджанян. Ноктюрн.

VI Список методической литературы.

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Урок проводится с двумя ученицами класса Коноваловой Е.В. Валеевой Альмирой и Фатеевой Евангелиной — 7 класс. Обе девочки достаточно способны, музыкальны, технически подкованы. Валеева Альмира тяготеет больше к музыке классической, а Евангелине ближе романтическая музыка, кантилена.

II. Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона. ( Работа с Валеевой Альмирой)

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова

а) игра гаммы с расходом

Сидеть низко, с опорой спины на спинку стула (цель — не опускается голова, не поднимаются плечи). Гамма играется с весом в бок, медленное погружение и быстрый подъем. Основное движение вниз.

Игра без всякого давления, для разработки связок, чувства самостоятельности каждого пальца. Пальцы «маршируют как солдаты». Максимальный и очень быстрый замах и погружение.

Играем с клавиши, активно убирая предыдущий палец. Выдергиваем максимально, как пружина.

б) игра гаммы в интервалы , с обязательным акцентом на 4-ю ноту;

гамма в терцию одной рукой, затем другой на легато (достигается растяжение связок, эластичность кисти);

в) короткие арпеджио – убирая пальцы, собираем руку, через низ к 5-му пальцу;

ломаные арпеджио – вращательные движения. «Перешагивая» переносим вес руки;

длинные арпеджио – обязательно на легато. 1-й палец подносится под ладонь заранее, чтобы не видны были подвороты.

д) аккорды – «богатырский прием». Кисть не погружается слишком низко, под ладошкой должен быть воздух.

Б. Упражнение Ш.Ганона на вращательное движение кисти, (альбертиевы басы).

III . Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами пассажной техники с Валеевой Альмирой.

Игра Этюда А. Лешгорна соль мажор ор.63 целиком, а затем вычленяя гаммообразные фрагменты и объединяя работу над ними с предыдущими приемами, которые отрабатывались на работе с гаммами. (показ педагогом приемов на подобного рода музыкальном материале – Этюде Крамера До мажор)

Исполнение Сонаты Г. Гайдна соль минор – упор на прием вращения кисти (подробно разбирался на упр. Ш. Ганона).

IV Работа над произведениями романтического склада с Фатеевой Евангелиной.

Как уже говорилось, в основе романтической техники лежит подушечная «поющая» игра легато. Здесь на первый план выходят движения кисти.

С Рахманинов. Этюд-картина

Чтобы удобно и пластично сыграть пассажи Прелюдии надо освоить основные круговые движения кисти на фрагментах произведения.

а) «кружение» на 1-м звуке, отрабатывая глубокий наклон, высокий подъем.

б) «кружение» на 2-х – 3-х звуках, где первый основной, именно на нем кисть идет вниз.

в) «кружение» на целых фигурах. Кисть двигается вниз и вверх, при этом звук одинаково насыщенный. Движение напоминает открывание или закрывание замка, ввинчивание или вывинчивание. Расслабленности, а еще хуже, расхлябанности, в руке не должно быть.

Это произведение показательно для нашей темы при рассматривании аккомпанемента 2-й кульминационной части. Здесь нужна техника плечевого пояса. В основу исполнения должна лечь дуговая игра, движения «вперед – назад» цельной рукой. Молниеносные боковые переносы руки на скачках (педагог показывает нужное движение на примере Элегии С. Рахманинова).

Позанимавшись над гаммами и упражнениями, пройдя произведения с различными техническими задачами, учащиеся освоили множество разнообразных пианистических приемов, которые подробно разбирались педагогом и объяснялись с точки зрения ощущений. Чтобы ученик хорошо усвоил прием, полезно несколько раз повторить его — сначала в виде упражнения, а затем закрепить его на произведениях. Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание ученика освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу.

VI. Список методической литературы:

1. Й. Гатт, “Техника фортепианной игры”,

2. И. Лещинская, В.Пороцкий “Малыш за роялем”, издательство “Москва” ,Советский композитор, 1992 г;

3. Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г.,

4. И. Мухина, С.Яблокова “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.

5. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»

6. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

7. Г.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано»

8. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Источник

Читайте также:  Калинов мост лопнуло небо аккорд
Оцените статью