- План-конспект открытого урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы» план-конспект урока на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытый урок на тему «Работа над этюдами в младших классах» учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы»
план-конспект урока на тему
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности в изучаемых произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fortepiano.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы»
Обучающийся: Фетюхина Алина
Год обучения: 5 класс
Преподаватель: Столярчук Г. А.
Тема занятия : Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.
Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика;; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.
- Закрепить изученные теоретические знания;
- Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;
- Показать приемы работы над преодолением технических трудностей;
- Развить музыкальное мышление;
- Развить навык слухового контроля;
- Развить самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях;
- Воспитать усидчивость и трудолюбие;
- Воспитать творческое отношение в работе над техническим развитием.
Место занятия в решении задач обучения, воспитания и развития:
Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности, неровности в ритмическом отношении, невыровненность звучания, активизировать слуховой контроль. В процессе работы происходит закрепление уже выученного музыкального и теоретического материала, вырабатывается творческое отношение к умению обучающегося самостоятельно работать с дополнительным материалом.
Методы, используемые на занятии:
Словесные: объяснение, устный разбор, «попутные поправки», обобщение.
Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.
Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.
План-конспект открытого занятия
Тема: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.
Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.
Преподаватель объясняет тему занятия
Обучающийся подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты)
Гимнастика для кисти и пальцев, помогающая развить активность и гибкость
Обучающийся выполняет упражнение для пальцев, запястья, кисти
Основной этап. Работа над исправлением недостатков исполнения гаммы Ми мажор с
помощью упражнений, работа над фрагментами музыкальных
произведений с применением, соответствующим техническим
прямое и расходящееся движение
Активизация слухового контроля. Работа над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами
Игра гаммы с творческими заданиями художественного порядка
Упражнения для кисти и пальцев в гаммаобразном движении
Работа над звуковой ровностью: а) выработка подвижности 1-го пальца; б) выработка подвижности кисти при смене позиции; в) выработка подвижности кисти и первого пальца; г) освоение «перевернутой» позиции; д) отработка подкладывания и перекладывания пальцев; е) выравнивание пальцев в гамме
Обучающийся выполняет упражнения, которые показывает преподаватель, без напряжения и утомления, переносит пальцы возможно быстрее, легче, ближе к клавишам при гибкой и мягкой кисти, следит, чтобы 1-й палец сразу же уходил под ладонь
Работа над ритмической ровностью
Игра гаммы дуолями, триолями, квартолями, квинтолями
Работа над наращиванием темпа в гамме
Игра короткими линиями, упражнение с «броском» вверх и вниз с последующем заполнением
Аккорды Т 3 с обращениями
а) предварительное упражнение для анализа движения; б) упражнение для вертикального удара и крепости пальцев; в) упражнение «пружинка» на гибкость запястья
Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе перед взятием аккордов
Короткие арпеджио Т 3 с обращениями по 4 звука
Упражнения: а) выравнивание пальцев в арпеджио; б) отработка смены позиций; в) работа над аппликатурой
Обучающийся отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением кистей рук
Ломаные арпеджио Т 3 с обращениями
Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио
Обучающийся следит за вращательными движениями предплечья
Упражнение для а) подготовки новой позиции, б) выработки подвижности кисти при сиене позиции
Обучающийся прорабатывает подкладывание и перекладывание первого пальца, проучивает арпеджио способом прибавления
Работа над подвижностью первого пальца
Следить за удержанием свода кисти, за ровностью звуковой линии, упражнение «вертушки» вокруг 1-го пальца
А. Лемуан соч. 37 №15 Этюд
Р. Шуман «Фантастический танец»
Й. Гайдн Соната соль мажор ч. 1
Работа над музыкальными фрагментами (прием вычленения) с техническими трудностями, применяя упражнения, используемые на уроке. Практическое применение и закрепление полученных раннее навыков.
Обучающийся самостоятельно применяет упражнения по преодолению технических трудностей к выделенным преподавателем фрагментам по аналогии работы с гаммой (перенос и применение упражнений в сходной ситуации)
Источник
Открытый урок на тему «Работа над этюдами в младших классах»
учебно-методический материал по теме
Конспект открытого урока в классе фортепиано на тему «Работа над этюдами в младших классах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rabota_nad_etyudami_v_mladshih_klassah.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»
«Работа над этюдами в младших классах»
Воронежская Светлана Анатольевна
По сравнению с двумя начальными годами обучения работа над этюдной литературой в 3-х классах приобретает все большее значения. Это связано с появлением новых видов фортепианной фактуры художественно – педагогического репертуара, усвоение которых требует соответствующей технической подготовки.
Главное внимание уделяется систематической работе над разными видами мелкой техники. В первую очередь это различные типы гаммаобразных изложений, затем приемы репетиционной одноголосной игры и игры ломаными интервалами, обеспечивающей пальцевую независимость и гибкость кистевых движений. Далее – работа над разными мелизматическими фигурами, особенно трелеобразным, необходимые для развития легкости и подвижности пальцев. Таким образом, гаммаобразная техника вырабатывается в комплексном единстве с другими видами мелкой техники, предусматривающими узкий позиционный диапазон. Значительно меньше места занимает работа над арпеджио. На данном этапе оно усваивается преимущественно на коротких трехзвучных и четырехзвучных позиционных группах и лишь изредка на длинных арпеджио в две октавы. Аккордово – интервальная игра ограничивается исполнением узко расположенных трезвучий и их обращений, нешироких двузвучий.
При постепенном овладении различными видами мелкой техники перед учеником ставится ряд задач. В первую очередь следует акцентировать внимание на навыках беглости в сочетании с ритмо – динамической точностью исполнения. Однако, пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры, организованность движений всей руки (в плече, локте, кисти), связанных с непосредственными пальцевыми движениями. Так, при естественном положении локтя, большое внимание на развитие пальцевой техники оказывают своего рода комбинированные движения в кисти – сочетание плавных боковых (горизонтальных) с пружинящими эластичными (вертикальными) движениями. Упущение всех этих моментов в работе приводит к явлениям мышечной зажатости, скованности.
Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым исполнение этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.
Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания: над фразировкой даже в самых, казалось бы, элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – все это в большей степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе художественной литературы – не цель, а лишь средство для выразительного красивого исполнения сочинений.
Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них трудностей. Для того, чтобы эта работа велась более осознано, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический — выяснить характерные, с этой точки зрения, особенно его фактуры. В работе над преодолением технических трудностей следует использовать всевозможные приемы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, транспонирование отдельных его построений, специальные украшения. Не нужды, однако, в каждом этюде обязательно использовать все способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и всего быстрее ведут к осуществлению намеченной цели.
1. Этап предварительного ознакомления
К. Черни ( Гермер), этюд №14, т.1
(ученица 3 класса Конышева Елизавета)
Начальное ознакомление должно сочетаться с музыковедческим и музыкально – теоретическим анализом. Этот анализ заключается в следующем:
1) производится начальный структурный анализ данного произведения, устанавливается основное членение пьесы;
2) производится начальный мелодический и гармонический анализ, т.е. расшифровывается движение голосов, устанавливаются кульминационные моменты, осознается общий модуляционный план.
В ходе проигрывании определяем с ученицей содержание (мелодия и аккомпанемент), основное членение мелодии (секвенционное, трелеобразное движение, гамма, короткое арпеджио), вид аккомпанемента (интервально – аккордовый), тональности. Для более легкого прослеживания динамики придумываем образы:
опорные ноты — «камушки»
заключительное арпеджио – «земной шар».
Определяем, как учить технические формулы:
- От разных нот гаммы
- В разных октавах
- На легато с оттенками на поролоне
- Интервалами
- Пунктиром
- «Лошадкой» (для независимости пальцев)
- Скачком через 2 октавы.
- С задержанным звуком (для развития ладонной мышцы и ощущения интервала выпуклым)
- На легато медленно.
- «Болотными сапогами» (ощущение расстояние интервала).
- Методом «накопления».
- «Лошадкой»
- Пунктирным ритмом.
- Методом «накопления».
- В медленном темпе с поворотом кисти к пятому пальцу.
- «Вибрацией» двух соседних пальцев (ощущение кончиков).
- «Немой перебежкой» по два интервала или аккорда.
2. Этап работы по кускам
К. Черни (Гермер), этюд №10, т. 1.
(ученица 3 класса Конышева Елизавета)
При работе над трудными этюдами, неизбежно приходится длительно работать над отдельными звеньями или так называемыми техническими формулами.
Для того, чтобы эта работа не приедалась, чтобы внимание не притуплялось, а активность воображения и самоконтроль не ослабевали, в педагогической практике с давних пор стали изобретать разные способы варьирования повторений при работе.
Значение таких вариантов в том, что они и подчеркивают и выводят на передний план некоторые отдельные стороны техники и через укрепление этих сторон улучшают технику в целом.
После исполнения этюда использовались следующие варианты работы:
- Изменение регистра и тональности.
- Изменение окраски.
- Изменение метроритмики.
- Изменение штрихов.
- Способ дублирования.
- Способ арпеджирования аккордов.
- Способ частичного собирания мелодических линий в аккорды.
- Расположение партии одной руки между двумя руками.
- Выбрасывание некоторых звуков из пассажа для удобного исполнения.
- Выучивание от конца к началу.
- Беззвучная игра «немым способом».
3. Этап целостного оформления.
К Черни (Гермер). этюд №9, т.1.
(ученица 3 класса Конышева Елизавета)
Задачами его являются:
а) реализация целостного художественного замысла
б) достижение непрерывности
в) расчет всех средств музыкальной выразительности
г) достижения художественной свободы игры.
д) достижение максимальной технической точности, непринужденности.
Характерным для этого этапа работы является сосредоточенное, творчески приподнятое исполнение всей пьесы целиком. Во время исполнения нужно стараться уловить те моменты, где:
- имели место двигательно – технические неловкости,
- где имели место признаки физического утомления,
- где были шероховатости звучания или ритмики,
- где забылся текст,
- где оказались недостаточные (или чрезмерные) кульминации,
- где неровен темп и т.д.
После окончания исполнения нужно проанализировать игру и ставить новые задачи.
После исполнения этюда ученицей:
- использовали смену динамики (все на piano),
- использовали смену темпа (медленная трель),
- учили с конца (добавляя по одной технической формуле),
- пропревали про себя, играя на столе лишь «опорные точки»,
- играли весь этюд медленно (с увеличением движения рук).
Затем проигрывали этюд на предельной скорости, запоминая места, где были неровности, шероховатости в исполнении и восстанавливали технические формулы вариантами этапа работы по кускам.
Цитаты на конец урока
«Этюды – это пища не только для пальцев, но и для ума».
«Играя на рояле, надо постоянно задавать себе вопрос: «Бить или не бить?».
«Десять пальцев пианиста – это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать».
1.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», М., «Фигаро- центр», 1996.
2.Шмидт – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков», Л. «Музыка», 1985.
3.Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора», М., 1979.
4.Щапов А. «Фортепианная педагогика», М., «Советская Россия», 1960.
5.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М., «Музыка», 1971.
6.Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. 3-4 классы ДМШ», Киев, «Музична Украина», 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в интерактивной форме (творческая мастерская) способствует развитию коммуникативных навыков учащихся через творчество, прививает любовь к окружающему миру, к природе.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви.
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu.
Педагог на уроке должен оценить работу ученика. Поурочная отметка имеет, в основном, воспитательное значение, содержит в большей мере субъективное отношение п.
Актуальность выбранной темы в приобщении к народному песенному творчеству, воспитании вокально-исполнительской культуры на лучших образцах народного песенного искусства, развитии творческих способност.
Источник