Открытые уроки по фортепиано начальный этап

Открытый урок «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_ayaana.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Оленекская ДШИ» МР «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутии)

«Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Филиппова Айталина Владимировна.

Урок проводится с учащейся 2 класса фортепианного отделения, занимающейся по программе дополнительной общеразвивающей программе «Фортепиано».

Дата проведения: 07.05.2019 г.

Место проведения: МБУ ДО «Оленекская ДШИ».

Возраст ученицы: 9 лет

Тема урока: «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Цель урока: Совершенствовать технические навыки, знания, умения на материале изучаемых гамм и этюдов.

1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.

1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.

Тип урока: урок — обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

3.Работа над техническими формулами.

Оборудование: фортепиано, ноты.

На уроке используется материал:

1.Гамма до мажор — прямой вид, расходящийся, аккорды и хроматическая.

2.Упражнения: «Колобок», «Говорящие пальцы», «Наперегонки».

3.К. Черни «Этюд» ре мажор.

Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.

Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.

Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?

В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов, мы понимаем, что развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть систематичность приобретения навыков. Этюды и упражнения позволяют провести приобретение технических приемов в стройном и последовательном порядке.

С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа — работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.

В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.

Педагог: Скажи мне пожалуйста, что такое техника в жизни человека? У вас какая дома есть техника? Машина есть? Холодильник есть? Стиральная машина есть? Что делают все эти предметы, для чего они служат? Помогают они людям?

Педагог: Вот, например машина — средство передвижения, которая помогает нам добраться из пункта «А» в пункт «Б». Также и фортепианная техника это средство для достижения выразительной и качественной игры на фортепиано, т.е. она помогает развить руку, кисть и пальчики, так, чтобы они были сильными и умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой. Самое главное при развитии техники на начальном этапе является работа над правильной постановкой руки. Спина должна быть прямая, плечи опущены, кисти наши на клавиатуре не жесткие, а гибкие и упругие. Для того, чтобы рука находилась правило на клавиатуре, мы выполняем упражнение колобок.

Упражнение «Колобок»: Крутим запястье, затем поднимаем руку и она должна свободно упасть на руку преподавателя.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Следить, чтобы ребенок кончиками пальцев простукивал стишок.

Педагог: У пражнение помогает ориентироваться на клавиатуре. Пальчик рядом нотка рядом, через пальчик — через нотку и т.д.

Педагог: Далее мы покажем упражнение наперегонки. Для этого мы ставим на ноту «До» машинку — это будет «Финиш», и начинаем бежать наперегонки. С начала мы бежим 2 и 3 пальцами, затем 3 и 4,далее 4 и 5. Чтобы было удобнее бежать необходимо опустить локоть, чтобы пальцы были одинаковой высоты.

Педагог: Далее мы с тобой будем разыгрываться на гамме, в которой написан у тебя этюд. Всем известно, что гаммы являются фундаментом фортепианного обучения на всех этапах обучения, не только на начальном этапе. В какой тональности написан твой этюд?

Ученица: До- мажор.

Педагог: А что такое гамма?

Ученица: Это упражнения.

Педагог: А для чего нужны эти упражнения?

Педагог: Гаммы нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

А сейчас сыграй мне гамму в прямом движении. Для начала давай вспомним, 4 палец в правой руке, на какую ноту приходится? Чтобы это узнать, мы берем октаву, и смотрим, на какую ноту попал палец?

Педагог: Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься физкультурой — бегать, прыгать, приседать. На уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника «Веселая музыкальная гимнастика» С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с различными техническими формулами, так и с разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.

Вот, например, ряд упражнений, которые помогают работать над одновременным звучанием всех голосов. В них очень важно уделять внимание пианистическому «дыханию» Упражнение №42, 62,63.

Учитель : А теперь сыграй аккорды. В аккордах вес руки откуда идет?

Реб . От плеча, опираемся всем весом руки.

Учитель: Аккорды играем так: со счетом ( показ) 1,2, наверх; 1, 2, наверх. Пока рука идет наверх, глазками ищем следующий аккорд. Пальчики чтобы не путались, нужно выучить железно и сначала надо поиграть их на столе или закрытой крышке инструмента. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев.

Учитель: Далее идет хроматическая гамма . Мы видим, что клавиши у нас двух цветов. Какие цвета?

Реб. Черные и белые.

Учитель: Белые – 1 этаж, черные — 2 этаж. Представим, что черные клавиши это цветочки растут (3 и 2), к которым подлетела пчелка и своими усиками стала собирать нектар(Показ учителя 3 и 1 пальцем), с трех цветочков и с двух. Покажи мне усики (ребенок показывает). Сыграй. (Играет) Между цветочками белые клавиши – это лужок, где ползают гусеницы. Покажи мне это расстояние, где лужок занимает. А теперь сыграй мне правой рукой, 2и 1пальцем начиная с 3октавы. А теперь левой рукой снизу вверх 2 и 1 пальцем. А теперь давай подружим всех бабочек, которые собирают нектар и гусениц, которые ползают по лужку (соединить). С 3 и малой октав. А теперь в обратном направлении.

Учитель: Ну а теперь мы переходим к этюду. Скажи, кто написал этюд, который мы с тобой учили?

Учитель: Посмотри на портрет Александра Федоровича Гедике. Александр Федорович Гедике родился в немецкой семье, которая давно обосновалась в России. Дед и отец Александра были музыкантами. Он окончил московскую консерваторию по классу фортепиано. Но органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах.

Учитель: Я попрошу тебя сыграть этюд. (Играет) Какие мы с тобой ставили задачи, над чем работали, что нам не сразу давалось?

Учитель: Работали над звуком, окончаниями фраз, которые все время разрывала. Мы даже сочинили песенку, чтобы было понятней.

1 .Я хочу учиться,

Хочется на сцене мне

Я играю каждый день

Пальцы укреплять не лень,

Потому что хочется играть

2. Научилась я играть,

Скоро буду выступать,

Мне пятерки получать

Буду я для вас играть,

Буду песни распевать

Потому, что очень рада видеть

Учитель: Также пришлось потрудиться над аппликатурой, динамикой, муз штрихами. Скажи, все ли у тебя сейчас получилось? Что не получилось? (Работа над этюдом)

Учитель: Давай поиграем в медленном темпе, чтобы бы был слуховой контроль каждого звука, играем таким способом: правая рука играет на стаккато, левая на легато. Для чего мы это делаем, правая рука, более подвижная, чем левая, поэтому при игре необходимо идти за левой рукой. Когда наши пальчики не слушаются, мы играем на неровный ритм.

В работе с начинающими очень важно правильно выстроить урок. На каждом уроке ученик получает новые знания и умения – и урок должен стимулировать его желание заниматься, урок организует его работу, поэтому тонус каждого урока должен быть бодрым, оживлённым, а атмосфера, царящая на нём, должна быть приятной, располагать к общению. Необходима не только заинтересованность педагога, но и его умение добиться заинтересованности и активности со стороны ученика.

Первый год для педагога–музыканта с учеником самый трудный и важный в выявлении индивидуальных способностей ученика, и нужно быть особенно внимательным к тем или иным проявлениям его характера.

Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».

Источник

План — конспект открытого урока по фортепиано по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке по теме

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_fortepiano_.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения

Выполнила: Ильина Ирина Ивановна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары

« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

— закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:

— воспитывать любовь к музыке,

— воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук

Применение педагогических технологий :

— развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

— рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

— разучивание музыкальных произведений;

— работа над гаммой

Репертуарный план урока :

1. Гамма До мажор

2.М. Крутицкий «Зима»

3. К. Рейнеке «Скерцино»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке — с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

6. Домашнее задание

1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

— Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3 . Работа с музыкальным материалом .

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: М. Крутицкий «Зима»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Грустный, взволнованный немного .

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица:: Холодную зиму, темный лес.

Педагог : А какая природа зимой?

Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…

Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…

Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.

Посмотреть слайды с изображением зимы.

Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот

Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?

Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:

Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.

Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.

Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?

Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?

Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.

Исполнение пьесы ученицей.

Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?

Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.

4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

— Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»

-Придумать слова к «Зиме»

— Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз.

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).

Учебное занятие проводится по ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», раздел 1 класс.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Бесполезно валентин стрыкало укулеле
Оцените статью