Открытые уроки по фортепиано пьесы

Открытый урок по классу фортепиано на тему: « Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Методическая разработка

открытого урока по классу фортепиано

на тему:

« Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

открытого урока по классу фортепиано

« Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Преподаватель: Преображенская Евгения Анатольевна

Тема урока: « Работа над пьесами малой формы в младших

классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома

Цель урока: Решение исполнительских задач и развитие музыкального мышления.

Тип урока: Комбинированный урок.

— закрепление теоретических знаний (музыкальная терминология, аппликатурный принцип, штрихи, средства музыкальной выразительности) и практических навыков;

— работа над достижением нужного характера звука, фразировкой, преодолением фактурных трудностей.

— расширение объема исполнительских навыков;

— развитие образного мышления, художественного воображения;

— развитие творческой активности учащейся;

— развитие слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений.

— воспитание самостоятельности учащейся;

— воспитание любви к музыке;

— воспитание эстетического вкуса.

Краткая характеристика учащейся:

Урок проводится с ученицей 2-го класса Потаповой Софьей, возраст 8 лет.

Девочка обладает хорошими музыкальными данными.

Поступила в музыкальную школу без подготовки, обучается второй год.

Проявляет живой интерес к занятиям фортепиано, очень общительна,

регулярно готовит домашнее задание, очень ответственна.

Репертуар, изучаемый на уроке:

Две пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

  1. «Новая кукла».
  2. «Старинная французская песенка».

Формы развивающего обучения, используемые на уроке:

— рассказ учащейся о музыке;

— наполнение урока теоретическим и историческим материалом;

— использование информационных технологий (электронные ресурсы, возможности Интернет).

Материалы, используемые на уроке:

2. Папка с нотами

3. Иллюстрированные нотные сборники

6. Подставка для ног

Структура и ход урока:

Ι этап урока. Организационный этап.

Задачи: создание благоприятной рабочей обстановки на уроке,

активизация внимания ученицы.

Наличие всего необходимого на уроке: дневник, ноты.

Действия: Преподаватель и ученица взаимно приветствуют друг друга.

Ребенок готовится к уроку – достает ноты, дневник,

садится за инструмент.

Продолжительность организационного этапа: 2 мин.

ΙΙ этап урока. Проверка выполнения домашнего задания.

Цель: проверить степень усвоения знаний, умений и навыков по итогам

контроль качества выполнения домашней работы;

мониторинг эффективности самостоятельной работы ребенка.

Задачи: прослушать исполнение ученицы;

дать ребенку возможность рассказать о том, как он занимался;

дать возможность оценить свое исполнение;

наметить пути дальнейшей работы над программой.

Действия преподавателя и ученицы:

1.Я беседую с ребенком, Соня рассказывает о том, какие ей были

даны указания (сверяемся с дневником), что удалось выполнить, а

что еще нет, в чем у нее были основные затруднения.

2.Проверка выполненного задания по пьесе «Новая кукла»:

Соня исполняет по нотам всё произведение целиком.

Я слушаю исполнение ученицы, не прерывая её игры. Запоминаю «про себя» все достоинства и недостатки. Отмечаю имеющиеся достижения, чтобы поощрить Соню и правильно ориентировать в дальнейшей работе.

3. Идет проверка выполненного задания по второй пьесе: «Старинная французская песенка».

Ученица рассказывает о том, что она попыталась сделать в этой пьеске и исполняет её.

4. Я общаюсь с ребенком. Мы выясняем, что было сделано хорошо, были ли какие-нибудь недостатки, внимательно ли ученица слушала свою игру. Вместе мы оцениваем проделанную работу и я выставляю оценку за домашнее задание.

Обобщение результатов ΙΙ раздела урока:

— качественное выполнение домашнего задания;

— активное участие ученицы в диалоге;

— поощрение положительного результата;

— интерес к дальнейшей работе;

— ставлю задачи последующей работы.

Примерная продолжительность данного этапа: 10 мин.

ΙΙΙ этап урока . Работа над новым материалом.

Цель данного раздела: освоение нового материала урока, работа над исполнительскими трудностями.

Действия преподавателя и ученицы:

  1. Работа над пьесой «Новая кукла».

«Новая кукла» — самый короткий по продолжительности номер «Детского альбома». Пьеса считается несложной, чаще всего проходится во втором классе. Музыка пьесы наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Атмосферу радостного трепета и волнения в первую очередь создает аккомпанемент, имитирующий взволнованное биение сердца: «тук-тук».

Эту пьесу я дала Соне разбирать на летних каникулах. Ей эта пьеса очень понравилась, мы распечатали для её папки с нотами красочные иллюстрации к этой пьесе, дома она ещё раз послушала пьесу в интернете и загорелась её разбором и изучением. На уроке она исполнила всю пьеску по нотам двумя руками.

Разбирая форму пьесы, намечаем «стыки» частей. Для того чтобы Соне было легче понять трехчастность этого произведения, я предлагаю ей познакомиться со стихотворением Ларисы Дацюк, написанное к этой пьесе. Мы с ней читаем это стихотворение, видим, что оно состоит из 3-х четверостиший, последнее немного длиннее по объему, с заключительной кодой. Соня очень обрадовалась, узнав, что к этой пьесе есть стихи и можно пьесу играть и петь. С самого начала обучения, с первого класса, ко всем изучаемым пьесам мы с ней находим стихотворения, либо сочиняем их сами. Слова помогают ребенку хорошо выдерживать ритм, развивают его воображение, фантазию.

После того как мы прочитали стихотворение, я предлагаю Соне спеть эту песенку. Я исполняю пьесу и мы с Соней поем. Таким образом, ученица поняла трехчастность пьесы, мы определили и отметили стыки частей. Далее я попросила Соню обратить внимание на 2ю часть пьесы. Если в начале пьесы штрихи в партиях правой и левой руки были согласованы на сильных долях, то в средней части они звучат как бы вразнобой: создается впечатление, будто одна интонация наскакивает на другую, напоминая речь «взахлеб». Сравнив нотный текст с текстом стихотворения, мы с ней отметили каждую строчку четверостишия и разделили 2ю часть на четыре маленькие фразы, где каждая фраза соответствует строчке 2го четверостишия. Каждая фраза начинается с затактовой ноты и состоит из четырех залигованных парных восьмых, разделенных между собой паузами на второй доле. Первые две пары восьмых как бы перекликаются друг с другом и исполняются переносом руки в разные октавы, а вторая пара восьмых – это восходящий тетрахорд, звуки идут друг за другом по ступенькам, разделяясь паузой. Я показываю и объясняю Соне, что все четыре фразы построены по одинаковому принципу. Вторая часть представляет Соне некоторую сложность в исполнении. Из-за отсутствия плавной мелодической линии, дробления мелодии, чередования движений и переноса руки Соня делает небольшие остановки. Чтобы избавиться от этих остановок, я прошу Соню поучить 2ю часть не всю целиком, а проигрывая каждую маленькую фразу по несколько раз, сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе, доводя до автоматического исполнения. После того как первая фраза начала получаться хорошо, мы приступаем к повторению второй фразы. Затем, когда и вторая фраза освоена, мы соединяем первую и вторую фразы и Соня пробует без остановок исполнить две фразы и это у нее получается теперь легко. Цель достигнута. Точно таким же способом следующие две фразы Соня выучит дома самостоятельно.

После того как мы поработали над средним разделом, возвращаемся к 1й части. Сначала мы работаем над аккомпанементом. Я говорю Соне, что в басовом голосе нет указания staccato, мы проигрываем левую руку отдельно в медленном темпе легкой кистью, слегка подснимая нижний звук в терциях. Особое внимание я обращаю здесь на положение руки. Добиваюсь, чтобы Соня играла собранной, компактной рукой, не делая лишних движений и ненужных поворотов. Рука должна находиться в естественно-собранном положении. Показываю ей наглядно, что если один палец находится на черной клавише, то другой палец ставится между черными клавишами, то есть пальцы должны находиться параллельно клавишам. Теперь, проиграв отдельно партию левой руки, Соня играет первую фразу двумя руками вместе.

Вся первая фраза (1-8 такты) исполняется на едином дыхании. Восходящая интонация нагнетает напряженность к вершине фразы. Чтобы ученице было легче создать образ взволнованного порывистого движения, я обращаю её внимание на то, что пьеска начинается не с мелодии в правой руке, а с ритмической фигуры аккомпанемента, который, как мы уже говорили, имитирует взволнованное биение сердца: возбужденный ритм врывается раньше мелодии. Мы представляем себе, что маленькая девочка, героиня пьесы, с радостным ожиданием стремительно вбегает в комнату, кружится с новой куклой…

2. Работа над «Старинной французской песенкой».

Нежная и печальная «Старинная французская песенка» особенно популярна и любима детьми. Выразительная мелодия и очень прозрачное сопровождение, несколько напоминающее легкие детские пьески старинных композиторов, делают её чрезвычайно полезным материалом для приобретения первых навыков исполнения кантилены, различных штрихов и полифонии.

В младших классах обязательная фаза в развитии пианиста — это программность пьес. Фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу, ребенок учится просто выражать музыкальным языком все, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи. Все пьесы П.И.Чайковского из «Детского альбома» программны и ребёнку, исполняя их, очень просто представлять себе во время игры различные сюжеты, образы и передавать это в звуках. Для того чтобы Соне при изучении и исполнении «Старинной французской песенки» было легче передать художественный образ пьески, я рассказываю ей, что название этой пьесы говорит само за себя – это «песенка», а, как мы знаем, в любой песенке есть слова и, конечно, какой-то сюжет. И я показываю Соне отрывок из мультфильма «Детский альбом Чайковского» о принцессе, которая живет в большом и красивом замке. Она провожает в военный поход своего возлюбленного рыцаря. Сюжет сказки печальный и грустный – расставание и разлука. Мультфильм Соне очень понравился и пьеска стала интересна ей ещё больше. Мы решили, что дома в интернете она посмотрит весь мультфильм от начала до конца.

Приступая к работе над этой пьесой, мы вначале обращаем внимание на левую руку. Я объясняю ученице, что в партии левой руки два голоса: звуки, написанные штилями вниз – это нижний голос, а штилями вверх – верхний голос. Чтобы понять эту двухголосность, мы играем партию левой руки следующим образом: я исполняю нижний голос, ученица – верхний, и наоборот. Затем Соня играет двумя руками: левой рукой нижний голос, правой – верхний голос. После этого она исполняет левой рукой как написано и внимательно следит за двухголосием. У нее получается это отлично.

Теперь я прошу Соню исполнить первое предложение двумя руками вместе.

Чтобы добиться плавной филировки звуковой линии мы вновь обращаемся к подтекстовке. Для этой пьесы мы с Соней взяли стихотворение В.Лунина. Исполняя мелодию, она будет напевать слова. В первой части я прошу Соню обязательно дослушать все тянущиеся звуки. Начало каждого мотива исполнять осторожно, так как они начинаются с затакта, со слабой доли, опираться на вторую ноту, то есть на сильную долю. Чтобы Соня не дробила мелодическую линию, а довела музыкальную мысль до конца предложения (то есть до 8 такта), я прошу ее представить, что эту пьесу исполняет скрипач. Смычок в руках скрипача плавно движется по струнам, приостанавливаясь лишь на долю секунды на каждом двутакте, перед исполнением затактовой ноты и только в 8 такте, в конце предложения, на короткое время останавливается, чтобы взять дыхание перед вторым предложением. Пианистам тянущиеся звуки сыграть протяжно почти невозможно, мы можем передать это только через свои внутренние ощущения и представления. Соня старается сыграть мелодию непрерывно, дослушивая все тянущиеся звуки, выразительно, нежно, объединяя мотивы в одну мелодическую линию. Я помогаю, напевая вслух песенку.

Переходим к исполнению 2й части пьески. В средней части появляются стаккатированные восьмые в аккомпанементе. Здесь мы представляем себе медленно скачущую лошадку, на которой рыцарь скачет вдаль, постепенно исчезая из виду. Эти восьмые я прошу Соню играть мягко, не утяжеляя их: «Лошадка грациозно, медленно бежит рысью, цокая копытами». Эти звуки должны напоминать pizzicato струнных инструментов.

Во второй части пьесы уделяю внимание точному исполнению штрихов.

Также, требую от ученицы точного соблюдения аппликатуры. Для того, чтобы как следует запомнить точную аппликатуру и штрихи, мы прорабатываем отдельные кусочки пьесы в очень медленном темпе, чтобы Соня была более сосредоточена и внимательна.

Использую иллюстративный метод: исполняю отрывки пьесы, показывая штрихи.

Источник

Открытый урок : «Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано»
учебно-методический материал

Вид урока: урок – концерт с элементами доклада и музыкальными иллюстрациями.

Цель открытого урока – формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой̶ самостоятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Основная задача педагога ̶ развить художественную инициативу, воображение, эмоциональность ребёнка для полноценной работы над художественным образом.

Скачать:

Вложение Размер
Открытый урок : «Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано» 42.01 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано

Выполнили: Палеева О.Л.

Дата: 03.03.2020 год.

Добрый день, дорогие коллеги! Приветствуем вас на нашем мероприятии. Сегодня мы хотим отойти от привычного для всех открытого урока и приглашаем на лекцию – концерт, в котором примут обучающиеся 1-7 классов преподавателей Реутовой М.В. и Палеевой О.Л.

Вид урока: урок – концерт с элементами доклада и музыкальными иллюстрациями.

Цель открытого урока – формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой̶ самостоятельности.

1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
2. Сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения:
— развитие у учащихся навыка публичного выступления, их артистических и творческих способностей;
— накопление слухового запаса музыкальных произведений, развитие ритмического, ладового, гармонического слуха учащихся;
— воспитание навыка организованных коллективных действий, культуры публичного выступления.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Основная задача педагога ̶ развить художественную инициативу, воображение, эмоциональность ребёнка для полноценной работы над художественным образом.

Оборудование: фортепиано, ноты, ноутбук.

Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную картину музыкальной фактуры, не может не увлечь настоящий музыкальный талант.

Ученики всех классов с удовольствием изучают пьесы. Причина этому – удобная форма; разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем; богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями; возможность использовать эти произведения для участия в концертах. Для преподавателя работа над пьесами ̶ это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения ̶ достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика-пианиста. Согласно программным требованиям ученик ДШИ изучает в течение одного учебного года 10-12 (младшие классы) и 6-8 (старшие классы) пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности. Для ориентации в огромном разнообразии пьес их можно разделить на типы:

Рассмотрим некоторые особенности работы над разнохарактерными пьесами.

Кантилена (лат. cantilena ̶ распевное пение) ̶ широкая певучая мелодия. В ходе исполнения кантиленной музыки различных жанров и стилей у учащихся заметно улучшается мелодический слух; работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает плавное и певучее исполнение. Штрих легато-основной прием игры на фортепиано, и работе над этим штрихом необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в ДМШ. Легато – это основа звукоизвлечения на фортепиано. Преподаватель должен помнить о необходимости включения в репертуар учащихся таких пьес. Работа над ними дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения; осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии.

В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух обучающихся:

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой ̶ отличный метод развития мелодического слуха

2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию). Ребёнок сразу представляет, как должна звучать мелодия.

3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем ̶ то же, но с пропеванием мелодии «про себя» ̶ активным внутреннеслуховым переживанием, осмыслением её.

4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательное звуковое оттачивание мелодической фразы. Это укрепляет мелодический слух учащегося.

Сейчас мы услышим серенаду, но прежде хотелось рассказать, что же это такое – серенада. В итальянском языке есть слово serenata, которое переводится как «ясный, открытый». Считается, что от него и произошло название жанра. Слышится в серенаде и отголоски латинского языка: слово sera или «поздний» еще раз подчеркивает вечерний характер исполнения песен. Получается, серенада – это буквально пение под открытым небом в вечерний час.

Что делает серенаду такой особенной? В первую очередь это приватность ситуации, в которой она исполняется. Все действие напоминает театрализованное представление, когда молодой человек берет в руки гитару и поет для своей возлюбленной. Серенада – это история двух людей, рассказанная на языке музыки.

Мелодия наполнена чувствами. Грусть, печаль, нежность, пылкость, теплота – эмоции слышны в каждой ноте. Музыкальный мотив отличается гибкостью. В нем улавливается вступление, смена интонаций и кульминационный момент. Все это и заставляет заслушиваться серенадами.

В. Гиллок «Серенада» (исполняет Коврик Екатерина 1кл.)

При разучивании кантиленных пьес существует проблема в связности звуков. Задача состоит в том, чтобы связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или передавая «эстафету» от одного пальца к другому. Шагающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в тоже время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связность. Необходимо следить, чтобы руки были свободными, а пальцы собранными. Обращаем внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанемента. При этом уровень звучания сопровождения должен быть таким, чтобы можно было каждый звук мелодии дослушать до конца, ощутить разную глубину в звучании обеих рук. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план, между которыми должна быть «воздушная прослойка».

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа – это пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк. В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка.

Еще немного хочется сказать о пьесах танцевального характера, в частности, о вальсе. Вальс – танец, который знают все. Его танцуют на выпускных вечерах и свадьбах, на знаменитых Венских балах и в сельских клубах.

Вальс — один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории. По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного.

В России вальс являлся основой бала и на протяжении многих лет представлял собой органичный и ценностный феномен русской культуры. Он пришел в страну вместе с другими жанрами и новациями с Запада.

В начале XIX столетия на Руси существовало несколько разновидностей вальса, и более распространены были спокойно-плавный, неторопливый немецкий вальс и достаточно подвижный французский. На балах также танцевали венский и венгерский вальсы. К концу столетия были популярны вальс-менуэт и вальс-галоп. Вальс является чрезвычайно выразительным и утонченным танцем, и неслучайно к нему было приковано весьма пристальное внимание многих русских и зарубежных композиторов в течение долгого времени.

Юные гимназистки XIX века зачитывались французским сентиментальным романом «Грациелла». Его автор, Альфонс де Ламартин описал любовные переживания юной девушки-подростка.

Эмиль Золя в романе «Марсельские тайны», пишет:

«Арманда сидела . в кресле, и, мечтательно опершись лбом на ладонь левой руки, читала «Грациеллу». Левретка по кличке «Джали» растянулась у ног своей хозяйки, положив голову на её комнатные туфли вишнёвого бархата».

Очевидно, что маэстро Василий Присовский дал своей очередной «морсо де салон» такое название в целях особой рекламы.

В. Присовский « Грациэлла» (исп. Александрова Виктория,7 кл).

Пьеса представляет собой интересное сочетание вальса и мазурки и рондо.

1. Мазурочный ритм рефрена требует точного исполнения пунктира : четверть с точкой-восьмая – четверть, где последняя четверть значительно мягче по звучанию, чем первая.

2. Первый музыкальный отрывок очень лиричный и мягкий по характеру, большие лиги в правой руке требуют точного исполнения (аппликатура).

3. Второй музыкальный отрывок уводит нас в тональность фа-мажор, как бы меняя настроение пьесы. Небольшая фермата дает ощущение закругленности музыкальной фразы.

4. Кода ̶ заключение насыщена динамическими оттенками.

Клавирная музыка (Пьесы старинных композиторов).

Клавирная музыка – это огромный пласт европейской музыкальной культуры, который охватывает период 16-18 веков. До наших дней дошло множество, как простейших, примитивных образцов, так и сложнейших музыкальных форм. Именно в творчестве композиторов этой эпохи формировались средства выражения, присущие только клавиру (фактура, клавирная техника, динамика, аппликатура и т. д. помимо чисто познавательной пользы, изучение этих пьес имеет большое практическое значение в развитии ученика. На их примерах педагог имеет возможность познакомить ученика с теми видами фортепианной фактуры, с которыми ему придется встретиться прежде всего в произведениях крупной формы. Для исполнения таких серьёзных произведений нужно иметь определённые навыки.

Главной целью при изучении каждого музыкального произведения является достижение понимания замысла композитора и передача его студентом на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из вышеперечисленных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.

Ж. Ф. Рамо «Танец дикарей» (исп Александрова Виктория 7 класс).

Пьеса чрезвычайно интересная по своему характеру.

1. Дикарей хочется изобразить непохожими на обыкновенных людей, а для этого композитор использует много украшений (мелизмов и фиоретур). Работа над ними должна быть проведена самым тщательным и серьезным образом.

2. Большое место в данной пьесе занимает динамика и точные штрихи: пренебрегать ими нельзя, без них полноценный образ не получится.

3. Данная пьеса, по своей структуре, полифонична, и поэтому обязательно нужно прослушивать голоса (арпеджированные пассажи в правой и левой руке).

Пьесы виртуозного характера можно встретить в репертуаре ученика музыкальной школы довольно редко. Как правило, это ученики старших классов, участники каких-либо конкурсов, где виртуозная пьеса является обязательной формой. Данные пьесы предполагают сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень сложности (фактура, выносливость, моторика). Включение в репертуар такой пьесы не должно быть случайным. Ученика необходимо подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться в виртуозной пьесе. Обязательно принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры, кто-то наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией .

1. Безусловно, необходимо учитывать личностные особенности ученика, его «бойцовские» качества, специфику нервной системы, сценическую выносливость.

2. Важность взаимосвязи технических сложностей и художественного замысла.

Главный принцип работы над виртуозной пьесой состоит в том, чтобы решая технические сложности, помнить о главном – художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой. Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических ( мышечных), так и психических (волевых) свойств учащихся.

В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон, часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «не музыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области.

Полезно применять такие способы как метро — ритмический – учащение метрической пульсации в тактах и артикуляционный вариант ̶ прием членения фразы. Одним из критериев правильного соотношения этих двух способов работы является звуковой результат; это самый надежный «компас». Другим показателем служит облегчение технического выполнения; приемы не должны вызывать скованность, а, наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.

Тарантелла (итал. tarantella) итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий она считалась единственным средством излечения «тарантизма» безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитал. города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали спец. оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежит один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Ф.Шпиндлер.Тарантелла.(исп.Шумакова Ксения 4 класс)

1. При разборе данной пьесы у обучающейся возникли проблемы с артикуляцией в гаммообразных пассажах в правой руке: при подкладывании 1 пальца рука «западала». Для решения этой задачи мы проигрывали партию правой руки на мелкое staccato с «высоким» 1 пальцем. 2. В 3 части произведения обратили внимание на глубокое исполнение аккордов в левой руке: нужно обязательно снимать руку на паузах для «концентрированного» исполнения созвучий.

3. В коде пьесы следует обратить внимание на прослушивание в правой руке нот «до» и «си» и не «заваливать» 5 палец.

Программные пьесы. Программная музыка ̶ род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.

Программность – характернейшая черта романтической эпохи. Обращение романтиков к программности вызвана стремлением композиторов непосредственно выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими искусствами, литературой, живописью. Сложность отражаемых явлений, новизна средств и форм – все это требовало авторских указаний, которые направляли бы внимание и помогли правильно осознать смысл произведения. Композиторы по-разному воплощали это общее стремление. Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон — ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

«Великим художником малых форм», «гениальным миниатюристом называли Э. Грига его музыкальные современники. Влечение к малой форме было присуще ему, прежде всего, как лирику стремящемуся к сосредоточенному высказыванию мысли и чувствам.

Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» из ор.71.

Кобольды – в немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев (гоблинов). Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо более злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают верёвки, гасят лампы на шлемах шахтёров.

Кобольд – очень озорной, юркий. Он скачет, прыгает, то прячется, то снова появляется. Он проказник. В пьесе четко раскрывается фантастический образ, заложенный композитором. «Кобольд» Грига отличается быстрым темпом с контрастными сменами основного pianissimo на резко возникающий forte. Мелодия пьесы словно пропитана сюрреалистичной таинственностью. Особенно интересна финальная часть произведения, в которой неожиданно возникает посторонний звук, тритоном соотносящийся с четкой гармонией трезвучия E dur.

Э. Григ «Кобольд» ( исп. Паршикова София 5 кл. )

Сложность исполнения этого произведения в четкой артикуляционности пальцев их физической активности не столько при взятии звука сколько при его снятии, в хорошем прослушивании верхнего звука в двойных нотах, темповом единстве.

«Кобольд» произведение техничного плана, трехчастное. Для того чтобы оно получилось, необходимо играть гаммы, ганоны, аккорды и терции. Начинать разучивание с очень медленного темпа. Полезно вычленять отдельно трудные мотивы и работать над ними отдельно. Четвертные ноты и аккорды следует исполнять острым, отрывистым ударом по клавишам. Особое внимание стоит обратить на динамику и акценты. Цель ̶ добиться яркой, эмоциональной, техничной игры.

Вильям Гиллок – один из ярких американских педагогов и создателей фортепианной музыки для детей и юношества. Его произведения звучат на музыкальных фестивалях и конкурсах всего мира. За рубежом произведения Вильяма Гиллока давно считаются современной классикой фортепианной детской музыки. Однако в нашей стране его творчество известно гораздо меньше. Музыка, написанная Вильямом Гиллоком, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. По словам специалистов, его музыка отличается особой мелодичностью, современностью интонаций, тонкой гармонизацией, изысканной пианистичностью, удобно «ложащейся на пальцы» фактурой. Большой популярностью пользуется его «Детский альбом» – сборник из 22-х пьес. В небольших миниатюрах – музыкальные образы детских игр и сказочных персонажей, зарисовки природы, впечатления от праздников и путешествий в далекие страны. Вильям Гиллок сочетает яркий дар мелодиста с простотой фактуры, не перегружая исполнителя технически. Поэтому пьесы этого автора так нравятся детям.

Дети влюбляются в музыку Гиллока с первых нот. Она отличается яркой образностью, трогательной простотой и свежестью. Это именно та музыка, которую дети разучивают с большим желанием и удовольствием!

William Gillock — Blue Moon ( исп. Мурадян Левон 5 кл. )

Пьеса насыщена пунктирным, синкопированным ритмом. Необходимо следить за выполнением точных штрихов, акцентов, за контрастной динамикой. Бас в левой руке легкий, короткий, сухой, напоминающий звук контрабаса.

Пьесы с элементами джаза .

Джаз – это вид полуимпровизационного музыкального искусства. Истоки джаза лежат в танцевальной музыке негров южных городов Америки, считающейся родиной джаза. Джаз всегда оставался и остается музыкой, окутанной тайной, и «в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить» (Джемс Л. Коллер. Становление джаза).

Какие главные задачи стоят перед педагогом? Как приобщить юного музыканта к специфическому джазовому языку с его непростой ритмикой и гармонией, помочь расширить репертуар?

Одна из первых задач – помочь ученику разобраться с музыкальным стилем, разнообразием джазовых терминов и понятий, чтобы в старших классах ученик различал жанры, формы джазовой музыки, такие как спиричуэл, регтайм, блюз, буги-вуги, босса-нова.

Вторая задача, не менее важная, – научить ученика чувствовать непростой синкопированный ритм, улавливать «внутренним голосом» метр, научиться отстукивать ногой долю, – одним словом, овладеть главным элементом исполнительской техники джаза, свингом (в пер. с англ. – качание, балансирование). В результате несовпадения акцентов мелодической и ритмической линий создается такой эффект «балансирования». По поводу свинга один известный американский музыкант сказал: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Для джазовой музыки характерен синкопированный ритм – перенос акцента с сильной доли на слабую. Смещение акцентов с 1-ой и 3-ей доли такта на 2-ую и 4-ую носит название off-beat (офф-бит) – не в долю. Техника off-beat пришла из африканской музыки. Необходимо заметить, что бит (в пер. с англ. – удар) – в широком смысле метроритмическая пульсация в музыке.

Р. Градески « По дороге из школы домой» (исп. Тарасова Анна 3класс.)

Данная пьеса – яркая иллюстрация пьес джазового характера. Есть несколько трудных моментов, на которые мы сразу обратили внимание при изучении текста:

1. в левой руке 2 и 4 доли не должны звучать громче основного баса;

2. правая рука явно проявляет себя, как вокальная партия (её можно пропеть);

3.обязательно надо прослушивать (додерживать) внутритактовые синкопы. Именно они создают джазовый характер.

4. обратить внимание динамические оттенки: повторяющиеся отрывки не следует играть одинаково.

Несколько слов хотелось сказать про ансамблевое исполнительство , которое является важной составляющей процесса воспитания музыканта. Эта форма работы используется всеми специальностями уже на самом раннем этапе обучения в Детской музыкальной школе.

Уроки, на которых ученики играют в ансамбле, обогащают процесс музыкального обучения и способствуют всестороннему развитию личности музыканта. Игра в ансамбле воспринимается учащимися с большой увлечённостью. Привлекает юных музыкантов сама специфика этого вида исполнительства – музыкальное произведение озвучивается в совместном творчестве нескольких участников.

Ансамблевое музицирование обладает рядом достоинств. Во-первых, в репертуарном списке юных пианистов, благодаря немалому количеству удобных переложений и оригинальных аранжировок оказываются популярные симфонические произведения, фрагменты из опер и балетов, музыка из кинофильмов, мультфильмов и различных спектаклей. Перед юными музыкантами открывается возможность активного развития, посредством знакомства с обширным фондом академической и эстрадной музыки. Во-вторых, во время работы над произведением в ансамбле учащиеся приобретают навык ведения музыкального диалога: начинающие исполнители учатся слушать партнёра, плавно передавать реплики друг другу, стремятся к балансу и согласованности звуков, метроритма, динамики и артикуляции. В-третьих, игра в ансамбле способствует удачному исполнению музыкальных произведений: испытав радость успешных выступлений вместе с партнёром, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Цефман «Вальс», О. Петрова «Цирк» (исп. Паршикова София и Мурадян Левон 5 кл.)

Во время подготовительного периода в работе с ансамблем педагог встречается с каждым участником дуэта в отдельности, тщательно готовя его к ансамблевому сыгрыванию. Кропотливая индивидуальная работа, связанная с постижением и закреплением самых элементарных навыков ансамблевой игры, требуется даже в занятиях с достаточно подвинутыми учениками. Следует очень внимательно просмотреть нотный текст (ученики очень часто бывают невнимательными в самостоятельной работе). Тщательная проработка штрихов, динамики, аппликатуры с учетом замысла, стилевых требований – таковы задачи, входящие в подготовительный период работы педагога.

Предварительные условия дальнейшей совместной игры – это разучивание каждым из учащихся своей партии дома. Без уверенного владения текстом совместные встречи участников ансамбля вообще бессмысленны.

При совместной игре вначале ансамбля нужно избрать медленный темп, чтобы избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое созвучие, каждую структурную частицу и находят им место в форме целого; все наиболее важное должно выделяться достаточно 6 выпукло, второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем. С этой целью рекомендуется такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной рукой. Можно прорепетировать отдельно оба ведущих голоса (например, сопрано и тенор при параллельном двухголосии) или же крайние голоса – бас и сопрано, или тема в разных голосах, или одни мелодии – без баса и других сопровождающих голосов и т.п. Каждый из исполнителей должен внимательно слушать единое целое.

Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре руки. Вначале здесь может помочь метроном, позднее необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая обеспечивает одновременность и согласованность игры. Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении. К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение педали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным образом исполнителем нижней партии, где она и должна быть обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность. При этом ученику, исполняющему партию secondo необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Полезно предложить ученику, играющему партию secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим учащимся партии primo.

Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнёры должны понять музыкальную форму, в целом, осознать её как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих её частей, к работе над фразировкой динамическим планам и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной (арпеджио), и не имея представления о первой партии, не каждый ученик сможет для себя выстроить произведение структурно.

Самым главным в музыкальных занятиях с ребёнком – помочь овладеть особенным художественным музыкальным языком. Владение разнообразными видами туше помогает передать яркие звуковые образы классической и современной музыки, помогает проснуться чувствам и мыслям начинающих музыкантов. Приобщая детей к музыке, нужно увлекать их именно Музыкой, и учить всех – независимо от способностей. Учить фантазировать, думать, анализировать, слушать, бережно относиться к звуку, грамотно, содержательно и заинтересованно играть произведения слушателям, иметь собственное отношение к исполняемой пьесе. Необходимо помочь ребёнку раскрыть его внутренние резервы и через звуки попробовать выразить себя и своё видение окружающего мира. Именно работу над смыслом, содержанием и характером звука необходимо определить основным требованием обучения.

Источник

Читайте также:  Мелодии для укулеле по ладам
Оцените статью