Открытые уроки по фортепиано работа над этюдами

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Этюды – это произведения технического плана, не лишённые художественного содержания. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на решении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Чтобы извлечь из Этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на техническую, но и на музыкальную отделку произведения. Работа над качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – всё это способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен понять, что достижение нужной беглости в Этюде ни цель, а средство для выразительного, красивого исполнения.
Специальное назначение Этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к решению имеющихся в них технических задач. Для того, чтобы работа велась более осознанно, необходимо помимо обычного разбора нотного текста, проделать разбор специально технический – выяснить характерные особенности его фактуры.
Работу над Этюдом начинаю по следующему плану:
1. Определение тональности. Опираясь на тонику и трезвучия, легче заучивать текст на память.
2. Разбор нотного текста.
3. Определение вида техники.
4. Выявление технических трудностей.
5. Способы и упражнения помогающие справиться с технической задачей.
6. Процесс шлифования. Этюд проигрывается в готовом темпе, запоминаем места, где были неточности и шероховатости. Ну и восстанавливаем технические формулы вариантами этапа «работа по частям».
7. После окончательного исполнения анализируем игру и ставим новые задачи.
В дальнейшей работе над преодолением технических трудностей следует применять всевозможные способы работы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, специальные упражнения. Нет нужды в каждом Этюде использовать все эти способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае.
Этюд требует многократных проигрываний, в результате которых только и можно преодолеть все его сложности и приобрести необходимую выдержку, научиться бороться с возникающим мышечным напряжением. Приступая к работе над Этюдом с длительным непрерывным движением, ученик должен знать, что при появлении усталости ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. Такая игра бессмысленна и может привести к определённым заболеваниям исполнительского аппарата. Мало того: играя напряжёнными мышцами, мы закрепляем нерационально протекающие движения. Поэтому, если ученик чувствует усталость, ему следует либо остановиться, либо продолжить в более медленном темпе. Можно дать некоторые советы для предохранения от усталости:
1. Не переходить к быстрому темпу, пока руки не привыкли к исполнению фигурации в умеренном темпе.
2. Соблюдать постепенность в переходе к более быстрым темпам.
3. Применять «объединяющие» движения, следить за гибкостью запястья.
Пианистическое изложение Этюдов делится на два вида техники – это мелкая и крупная. Область мелкой техники включает гаммообразные, арпеджированные последовательности, ломанные интервалы, репетиционные фигуры. Крупная техника – это октавные, аккордовые изложения. Обычно во вторых и третьих классах не берут Этюды на крупную технику, так как препятствуют физические данные (маленькая рука). Пальцевая или мелкая техника является самым трудоёмким видом. Во время отработки мелкой техники обычно используем высокий подъём пальцев, крепкий удар. Пальцы действуют самостоятельно, рука при этом свободная. Удар пальца не должен вызывать зажатия руки. Подъём пальца производится одновременно с взятием предыдущего звука. Но не следует механически переносить способы игры в медленном темпе в быстрый темп. Играть так целесообразно только в медленном темпе. В подвижных и умеренных темпах высокий подъём пальцев вреден, так как забирает много лишней энергии и препятствует беглости.
В преодолении технических сложностей можно использовать темпо-динамические варианты. То есть, при подходе к технически трудному эпизоду, ученик намеренно замедляет темп, уплотняя при этом звучность. Смена акцента: то есть, исходным началом сделать не сильную, а слабую долю (ямбическое изложение). Так же рекомендуется в каждом смысловом построении найти интонационный динамический центр и соответствующий ему центр физического нажима. Можно вместе с учеником рассмотреть аппликатурный принцип. Верно расставленная аппликатура — это, так сказать, умственный процесс. Пренебрежение к аппликатуре может служить причиной технических неудач во время исполнения. Вторая причина – способы игры в медленном темпе механически переносятся в быстрый темп. Третья причина – учащийся не владеет «позиционной игрой».
В заключение хочу сказать, что на первой стадии работы над Этюдом всё внимание должно быть направлено на область техники. Каждый игровой приём должен быть доведён до автоматизма. Это облегчит исполнительский процесс, освободит исполнителя от детального контроля над техникой и позволит переключить внимание на задачи художественного плана.

Читайте также:  Репертуар петра лещенко ноты


«Этюды — это пища не только для пальцев, но и для ума».
«Десять пальцев пианиста — это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать».

Форма урока: индивидуальная

Цель урока:
1. научить ученика грамотно анализировать
произведение;
2. правильно определять вид техники;
3. самостоятельно находить способы устранения
технических проблем;
4. развивать мелодический и гармонический
слух;
5. в процессе работы развивать образное мышление
и художественный подход.

План урока:
1. А. Николаев Этюд C-dur (чередование рук)
2. Л. Шитте Этюд соч.160 (скрытая полифония)
3. Л. Шитте Этюд C-dur (двойные ноты)
4. Ф. Гардорф Этюд C-dur (позиционный)

Урок проведён с учащимися:
Дарханкызы Айша (2 кл.)
Валова Лера (2 кл.)
Ахметов Зафар (2 кл.)
Гаврилова Даша (3 кл.)

А. Николаев Этюд C-dur (чередование рук)
Дарханкызы Айша 2 кл.

В начале работы определяем тональность произведения. Опираясь на главные ступени, легче заучивать текст на память.
Далее выясняем какой вид техники используется в данном произведении – это чередование рук. Наша задача – плавно передать мелодию из одной руки в другую. У девочки толчковое, грубое туше. Игровой аппарат несколько напряжён, отсутствует мелодическая линия. Пробуем устранить данные проблемы. Предлагаю следующий способ игры: всю мелодию играем одной правой рукой, слушаем плавный переход первых четырёх восьмых на пятый звук, при этом делаем остановку на пятой нотке. Присутствует слуховой контроль, следим за плавностью звучания. Далее первые четыре восьмые играем левой рукой, правой играем пятую восьмую. Это упражнение проигрываем на слова «Я пою для вас».
Следующая наша задача – выстроить динамическую линию. Можно представить узенькую струйку воды, вытекающую из-под камня (звучит piano). Постепенно струйка расширяется и превращается в широкий ручей (звучание становится более громким, играем forte).
Несмотря на то, что мы стараемся вести мелодическую линию плавно, должна быть хорошая артикуляция. Для этого рекомендую проработать текст с высоким поднятием пальцев, конечно же в медленном темпе. Затем играем пальцевым staccato, разумеется то же в медленном темпе.
Выясняем конечный темп произведения. Этюд написан в довольно подвижном темпе. Для быстроты темпа используем следующее упражнение: четыре первых звука играем быстро, останавливаясь на пятом. Сначала проигрываем эти моменты одной правой рукой, затем двумя руками, как положено. Так же подвижности пальцев способствует проигрывание «пунктирным» ритмом.

Читайте также:  Ноты мимимишки для пианино для начинающих

Л.Шитте Этюд соч 160 (скрытая полифония)
Валова Лера (2 кл.)

Определяем тональность Этюда. Обращаю внимание, что левая рука начинается с тонического трезвучия. Проигрываю Лере произведение в двух вариантах: маршеобразно, все звуки звучат ровно, одинаково. Второй вариант — тщательно провожу полифоническую линию в несколько утрированном виде, чтобы ребёнок ясно мог услышать «спрятанную» мелодию. Предлагаю определить, какой же вариант правильный? Лера выбирает второй.
Начинаем работу. Используем те методы, которые помогут нам ясно услышать (спрятанную) мелодию. Играем одну мелодию, без аккомпанемента, четвертными нотами, слушаем плавное, нисходящее движение. При этом напеваем такие слова, которые помогут нам исполнить коротенький мотив ровным звуком, на одном движении: «Солнце встаёт», «День наступил». Теперь на крышке инструмента играем правую руку как положено. При этом делаем замах пальцем на сильную долю, а пятый палец на ноту ДО стараемся ставить «беззвучно». Затем переносим такое исполнение на клавиатуру.
Этюд идёт в подвижном темпе. Для того, чтобы сдвинуть темп, играем аккомпанемент с мелодией (ноту ДО пропускаем). Стараемся приблизиться к заданному темпу. Пробуем несколько раз, постепенно увеличивая темп. Затем играем так же, но уже правую руку полностью, то есть легко захватываем нотку ДО пятым пальцем.

Л.Шитте Этюд C-dur (двойные ноты)
Ахметов Зафар (2 кл.)

В данном Этюде важно утвердиться в тональности, а также знать самые элементарные интервалы. Тогда ученик не будет «тормозить» в тексте. Если ребёнок будет «видеть» интервал, то легко, без остановок сможет перемещаться на нужные клавиши. Определяем тональность и вид техники.
Обращаю внимание Зафара на таком моменте: когда играем по две ноты, что это такое? (интервал) Когда играем с левой рукой, что звучит? (аккорд) То есть в процессе работы учащийся дополнительно получает и теоретические навыки. Главное в двойных нотах – это точность и синхронность звучания обеих нот. Чтобы убедить в этом Зафара, прошу сыграть верхние звуки двойных нот, затем нижние звуки. Оба мотива красивы и мелодичны. Поэтому необходимо слушать два звука, берём интервал точно и одновременно, без «кваканья».
Теперь находим нужный приём исполнения. Прошу сыграть двойные ноты пальцевым Staccato, затем играем высоким кистевым Staccato. Такие приёмы исполнения являются неудобными и нецелесообразными в нашем случае. Выбираем нечто среднее – отталкиваемся от клавиатуры не высоко, движение естественное, экономное, запястье гибкое.
Чтобы мелодия не была раздроблена на такты, пробуем мыслить более крупными построениями. Для этого опираемся на первую долю, происходит более сильное физическое нажатие. Вторая и третья доля являются как бы продолжением, то есть второй и третий интервал играем более лёгкими пальцами. Для усиления эффекта, напеваем первую ноту в каждом такте. Таким образом мелодия получается более связной и певучей.

Ф.Гардорф Этюд C-dur (позиционный)
Гаврилова Даша (2 кл.)

Ученица самостоятельно определяет вид техники. Данный Этюд на позиционный вид техники. Позиция — это группа нот, которую можно охватить одним движением, не меняя положения руки. Обычная ошибка при исполнении позиций – тряска руки. Почему это происходит? Каждый позиционный мотив ученик мыслит по каждой нотке отдельно. Делая при этом на каждую ноту отдельное движение. Чтобы устранить этот недостаток осваиваем «объединяющее» движение. В нашем случае позиция состоит из четырёх нот. Проигрываем четыре звука в медленном темпе, при этом кисть как бы очерчивает контуры дуги. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения. (Нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены). Исполняем этот приём сначала в медленном темпе, осваиваем движение руки в несколько утрированном виде. Затем чуть сдвигаем темп, убирая при этом лишние движения, добиваемся естественности и комфорта при исполнении. Важное условие – слуховой контроль. Во время игры стремимся к мелодичности и слитности.
Затем находим динамический центр мотива. Окончание играем на снятии руки, облегчённым звуком. Так же выстраиваем мелодическую линию во второй строчке, делая при этом фразировку:
начало —— середина —— окончание.
Для работы над темпом играем приёмом «пробежка». А так же в этом случае подойдут старые испытанные приёмы – «пунктир» и «высокий замах» пальцев. Эти приёмы благоприятно действуют на самостоятельность и беглость пальцев.

1. И. Крамер «Этюды для фортепиано»
2. Ш. Ганон «Пианист – виртуоз»
3. Н. Корыхалова «Искусство фортепианной игры»
4. Ф. Бузони «О пианистическом мастерстве»

Источник

Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»

Светлана Николаевна Ильина
Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»

Тема урока: «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»

Используемое оборудование: инструмент – фортепиано.

Цель урока: Обмен опытом.

Задачи урока: 1.Научить владению разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведения.

2.Познакомить обучающегося с некоторыми фактами биографии композитора А. Бертини.

3. Воспитать в ученике настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Методы работы: словесный, практический, наглядно-слуховой, поэтапная работа над этюдам, обобщение.

1.Начало урока: организационный этап, приветствие, сообщение цели и хода работы на уроке. История жанра этюд. Краткая биография А. Бертини.

2.Основная часть: работа над этюдом А. Бертини соч. 29№8.

3.Заключительная часть: вывод о проделанной работы.

1. Этюд (с французского — изучение, упражнение) — инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. Обычно этюды создаются сериями, сборниками. В педагогической практике широкое распространение получили этюды для фортепиано Клементи, Генри, Крамера. Высокую художественную ценность имеют этюды Шопена, Шумана, Листа, Рубинштейна, Рахманинова, Лядова, Аренского, Скрябина. Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов, они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса. А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака, А. Бертини просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны. Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. Анри Бертини — французский пианист и композитор.

Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники. Бертини написал приблизительно 500 этюдов.

2.Тема моего открытого урока — «Способы работы над этюдом», и выбрала я ее для того, чтобы обратить ваше внимание на работу в классе.

В каждом этюде есть свои конкретные трудности, для преодоления которых нужны свои специфические варианты. С другой стороны, особенности технического развития каждого ученика, его «технические недочеты» требуют составления таких вариантов, которые наилучшим образом будут развивать технику данного ученика. Таким образом, варианты в значительной мере «индивидуальны» (в отношении и этюдного материала и ученика). Все же я считаю нужным и возможным перечислить основные, типичные формы вариантов, которые могут и должны применяться в каждом отдельном этюде и при работе с каждым учеником; что приведенные типы вариантов не являются (и не могут явиться) исчерпывающими: перечислю лишь наиболее употребительные. Приведу основные и наиболее типичные формы вариантов и применю их в игре с ученицей. Этюд находиться в стадии выучивания наизусть. Работу над техническими приёмами проделаем с ученицей Лерой поэтапно- над каждым разделом в отдельности.

Перенесение акцентов. Например, вместо акцентирования первой ноты в группе из четырех шестнадцатых — перенесем ударения на вторую, затем на третью и, наконец, на четвертую ноту. Этот вариант особенно полезен, если этюд звучит у ученика недостаточно четко, «пропадают» отдельные ноты и т. д.

Изменение звучности. Сюда относятся: а) разучивание этюда (или частей этюда, исполняемого piano, громким звучанием forte и наоборот; б) разучивание этюда, в котором обе руки исполняют технически сложные фигуры, таким образом: правая рука играет forte, левая piano и наоборот.

Изменение артикуляции. Например, разучивание связных (legato) технических фигур- staccato, portamento и т. д. Этот способ разучивания может применяться так же, как и предыдущий (например, одна рука играет legato, другая staccato, или один голос в партии, скажем правой руки исполняется связно, другой отрывисто).

Изменение ритмического рисунка (ритмические варианты).

Уменьшение трудностей. (упрощение). Цель этого варианта заключается в том, чтобы ученик сначала научился преодолевать техническое задание в упрощенном виде и лишь затем перешел к техническому заданию в том виде, в каком оно поставлено автором этюда. Играющий постепенно (как бы по ступенькам) подводится к выполнению трудной технической задачи. Мы продолжили работу над этюдом Бертини. С прошлого урока Лера освоила прием пластичного исполнения шестнадцатых в правой руке (вращением кисти) «Подключая» левую – вслушиваемся в нижний голос – спускающийся короткими мотивами – вниз, который должен исполняться певуче с мягким окончанием.

Ученица пока увлечена «правой», при исполнении двумя руками – начинает ускорять темп, но услышав замечание, что ритмическая опора как раз приходится на «восьмые» в левой руке и их нужно слушать, все встает на свои места. На протяжении урока, Лера с пониманием выполняла все пожелания,рекомендаци, чувствовалась отдача. 3.Проанализаровали с учащейся работу и выяснили все недочёты в исполнении, на основании этого было дано домашнее задание: увидеть в тексте все секвенции и выучить их наизусть,учитывая динамику среднего темпа. Урок прошел результативно и продуктив

Конспект открытого урока по математике 2 класс. УМК Перспектива. Тема «Час. Минута.» Дата проведения: 13.10. Предмет: математика. Тема: Час. Минута. Составила : Чугунова Е. О. Цель урока: познакомить детей с единицами измерения.

Конспект открытого занятия по конструированию из бумаги техникой оригами в старшей группе. «Петушок с высокой спицы…» Программное содержание: учить детей изготовлять сказочного петушка (фигурку) техникой оригами. Закрепить с детьми отгибание концов вверх.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника» Тема: Ю. И. Коваль «Дик и черника». Цели: Образовательные: — обогатить словарный запас учащихся; — ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля.

Конспект урока по природоведению в 3 классе на тему «Растениеводство» Тема урока: «Растениеводство». Цели урока: 1. Образовательные: сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины». Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Работа над техникой речи с детьми дошкольного возраста Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст,.

Сценарий Открытого урока «Пираты» Конспект открытого урока «Пираты» Цель:- расширить кругозор (дети узнают о жизни пиратов) — сплочение группы (работа в коллективе) — ориентирование.

Тема урока: Окончание и основа слова Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (1 четверть) Урок 22 Тема урока: Окончание и основа слова Цель: Повторить состав слова;.

Внеурочная деятельность. Работа с пластилином. Сценарий урока. Лепка из пластилина. Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки.

Источник

Оцените статью