Открытые уроки по фортепиано работа над полифонией

Открытый урок на тему «Работа над полифонией в младших классах»

«Работа над полифонией с начинающими в классе фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rabota_nad_polifoniey.docx 24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок : «Работа над полифонией в младших классах фортепиано»

Тема урока : работа над полифонией с начинающими на примере методико-исполнительского анализа Менуэта ре минор И.С. Баха из « Нотной тетради А.М. Бах»

Цель урока : формирование исполнительских навыков на примере полифонической музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, кульминации, устойчивость темпа.

Образовательные : развитие навыков полифонического мышления.

Развивающие : развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения. Расширение кругозора по теме «полифония».

Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно.

Тип урока : закрепление полученных навыков, совершенствование исполнительского мастерства.

Методы обучения : словесные, практические, наглядные.

Оборудование : два фортепиано, ноты, наглядные пособия, компьютер.

1. Организационный момент (объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).

2. Практическая часть урока (организация работы учащегося по осмыслению и усвоению материала, применение знаний и умений).

3. Обобщение занятия, подведение итогов. .

Приветствие, диалог об успеваемости ученика, сообщение темы урока. Урок проводится с учеником 2 класса фортепианного отделения (общеразвивающая программа).

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий — один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста.

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся важной вехой в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться постепенно.

В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса может ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) нижнего голоса (это могут быть мамин и папин голоса или голос ребёнка и голос взрослого). Надо подвести ребёнка к этой мысли.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах . Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении.

Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям.

В русской народной песне “Дровосек” и песне “Двое поют” из сб. С. Ляховицкой, где в первом случае первоначальный напев повторяется октавой ниже, во втором — октавой выше, можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым для детей явлением, как эхо. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле. Огромную пользу по развитию навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Елены Гнесиной “фортепианная азбука”, “Маленькие этюды для начинающих”.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С. Баха, а первой ступенькой на пути к “полифоническому Парнасу” — “Нотная тетрадь А. М. Бах”.

При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к какому жанру относится данное произведение и в какую эпоху оно было написано. В данном случае Менуэт — старинный французский народный танец. Во второй половине XVII в. стал придворным танцем, впрочем, его танцевали как в домашней обстановке так и во время торжественных дворцовых церемоний. Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

В исполнении пелагога звучат Менуэт d moll и Менуэт G dur

Ученик определяет характер каждого: первый Менуэт мелодичностью больше напоминает песню, второй — веселый, танцевальный. В связи с этим, Менуэт d moll должен исполняться плавно, певуче, в спокойном и ровном движении.

Сколько частей в танце? Выясняем, что у Менуэта две части— двухчастная форма.

Разбираем тональный план. Первая часть начинается в ре миноре, заканчивается в параллельном фа мажоре. Во второй части происходит возвращение в основную тональность ре минор.

Осуществляется работа над мелодией верхнего и нижнего голосов, их самостоятельностью и независимостью друг от друга, словно поют два певца: высокий голос и второй — низкий. Или это два разных инструмента? Какие?

Ученик предполагает: певучее выразительное звучание первого голоса напоминает звучание скрипки, а второй голос приближается по звучанию к виолончели.

Уделяем особое внимание работе над фразировкой. В первой части нижний голос состоит из двух четко отделенных кадансом предложений. Первое предложение верхнего голоса распадается на две двухтактные фразы — первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая — носит спокойный, как бы ответный характер.

Для уяснения вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему — чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, прослушать и выбрать лучший вариант.

Отрабатываем с учеником этот приём работы над произведением, вырабатывая таким образом, осмысленное прочтение музыки, эмоциональное отношение к ней.

Обращается внимание ученика на разные штрихи и противоположную динамику в обоих голосах. При этом, верхний голос заканчивает фразу, а нижний идет к кульминации. Это достигается в работе сначала по голосам, работе в ансамбле с учеником, пропевании каждого голоса, а затем соединяются оба голоса.

При исполнении Менуэта слушаем, как звучат вместе два голоса? Какова тембральная окраска каждого? Как развивается мелодия каждого голоса?. Вместе с учеником движемся под музыку спокойно, ровно, находя нужный темп танца. Прослушиваем музыку в исполнении гитары, фортепиано (используем интернет-ресурсы), сравнивая разное звучание.

Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую музыку.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность?

— В различном характере звучания голосов.

— В несовпадении штрихов.

— В разной, почти нигде не совпадающей фразировке.

— В несовпадении кульминаций.

— В разной ритмике.

— В несовпадении динамического развития.

Способы работы над полифоническим произведением:
1. Отдельно каждой рукой, по голосам
2. Один голос играет учитель, другой – ученик.
3. Один голос петь, а другой одновременно играть.
4. Петь на два голоса. Один поет учитель, другой – ученик.
5. Сосредоточить внимание на одном голосе.
6. Знать наизусть каждый голос.
7. Играть один голос на f, другой на p
8. Игра голосов «вслух» и «про себя».
9. Игра с разных мест «вразброс».

10. Играть в разных регистрах и на разных инструментах.

Обобщение урока, подведение итогов, задание на дом.

1. Ученику необходимо отработать выразительную фразировку каждого голоса.

2. Научиться контролировать одновременное звучание двух голосов, чтобы каждый голос сохранил своё «лицо».

3. Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.

Список использованной методической литературы

  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
  2. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
  3. А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
  4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.
  5. Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
  6. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.

Источник

Разработка открытого урока по теме «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»
учебно-методический материал по музыке

Полифонические произведения — область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспитание на первых этапах предусматривает выработку умения слышать мелодию «по горизонтали», открывая в ней эмоционально – интонационную выразительность.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_razvitie_navykov_polif_slyshaniya.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛЫШАНИЯ

В РАБОТЕ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ/ДШИ»

Тема: «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»

Наименование дисциплины : фортепиано

Место проведения урока : ДМХШ «Апрель» им. В.И. Михайлусова г. Димитровграда Ульяновской области, концертный зал.

Цель занятия : Закрепить теоретические знания о полифонии, применить полученные знания, навыки и умения в исполнении полифонических произведений

Тип урока: развивающе-обобщающий

Порядок проведения урока : исполнение полифонических пьес и показ методов работы над ними в процессе изучения

Технические средства: Фортепиано, ноты музыкальных произведений

Литература: А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор» 1985 г.

План урока: 1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.

3. Порядок исполняемых произведений:

Г.Ф. Гендель Менуэт ми-минор

И. Пахельбель Фугетта До-мажор

К.Эйегес Обработка русской народной песни «Вдоль по улице»

Урок проводится с обучающимися: Уткина Полина (2кл.), Кудряшова Надежда (4 кл.), Казаков Павел (4 кл.).

Наш сегодняшний урок посвящен полифонии, и в начале этого занятия мы поговорим о том, что такое полифония.

Вопросы к ученикам:

1. От слияния каких двух греческих слов произошло слово «полифония»? (poly – много, phone – звук, голос)

2. Что такое полифония? (многоголосье)

3. Сколько голосов может быть в полифонии? (два и более)

4. Есть ли в полифониях аккомпанемент? (нет)

5. Сколько видов полифонии вы знаешь? (три)

6. Перечислите три вида полифонии. (контрастная, имитационная, подголосочная)

Сегодня мы будем говорить о каждом виде полифонии.

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ – что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо. В русском языке контрастными являются слова, противоположные по значению, слова-антонимы: сладкий – горький, горячий – холодный, белый – черный. В музыке так же есть контрасты: регистр: верхний – нижний; длительности: долгие – короткие; штрих: легато – стаккато; динамические обозначения: форте – пиано, крещендо – диминуэндо.

Итак, в контрастной полифонии мы имеем два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастируют между собой (сильно отличаются друг от друга).

Вопросы к ученице Уткиной Полине:

1. Какие произведения обычно относятся к контрастной полифонии? (старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и др.)

2. Какое произведение из тех, что мы выучили в этом году, относится к контрастной полифонии? (Менуэт Г.Ф. Генделя)

Георг Фридрих Гендель–старинный немецкий композитор, полифонист.

Менуэт – старинный танец, в умеренном темпе, в размере три четверти. Танцевали менуэты во дворцах, на балах, характерные движения – небольшие шаги, поклоны, приседания (иллюстрация на стр.71 А.Атоболевская «Первая встреча с музыкой»)

Характер менуэта – мягкий, плавный. Форма – трехчастная, не репризная. Тональность – ми минор.

(ученица исполняет произведение)

В чем заключается контраст голосов в этом произведении? (регистры, длительности, направление движения голосов, протяженность мелодических фраз, динамические оттенки)

Методы работы над контрастной полифонией (педагогам) :

Основная задача при изучении полифонии – научиться слышать и вести самостоятельные мелодические линии голосов, поэтому каждый голос требует тщательной проработки. Работаем кусочками по четыре такта:

1. Разбор каждого голоса, штриховые и интонационные особенности. (показ)

2. Ученик играет и поет один голос, педагог играет другой голос, затем – наоборот. (показ)

3.Ученик играет верхний голос, педагог – нижний в октавном удвоении. (показ)

4.Ученик играет оба голоса, но увеличивает расстояние между голосами . (показ)

При работе над каждым голосом анализируем построение мелодии, развитие, кульминацию, отрабатываем отдельные элементы.

Второй вид полифонии, о которой мы сегодня будем говорить, имитационная полифония.

Вопросы к ученице Кудряшовой Надежде:

1. Что такое имитация? (подражание) . В основе имитационной полифонии лежит какая-либо тема (мелодия), которая звучит поочередно во всех голосах.

2.Какие произведения относятся к имитационным полифониям? (каноны, инвенции, фуги, фугетты) . Фугетта–полифоническое произведение. Относительно простая по художественно- образному содержанию, композиционным приёмам и фактуре маленькая фуга, с проведением темы в первой части и с сильно сокращёнными второй и третьей частями.

Ученица исполняет Фугетту И. Пахельбеля.

Вопросы к ученице:

1. Сколько голосов в фугетте и сколько раз проводится тема? (четыре)

2. В каких регистрах проводится тема? (средний, нижний, верхний, средний) .

Методы работы над имитационной полифонией (педагогам) :

1. Разбор темы, ее штриховые, интонационные, ритмические особенности (показ).

2. Играем все проведения темы (показ).

3. Разбор противосложения, отрабатываем места, где присутствует двухголосие (показ).

4. Соединяем двумя руками, слушаем вступление и проведения темы. Одна из важных задач – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Какое отличие в звучании двух голосов? Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученице следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе; более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу. Предлагается сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов один из них петь.

Третий вид полифонии – подголосочная полифония.

Вопросы к ученику Казакову Павлу:

1. Что характерно для этого вида полифонии? (Здесь главный голос – запевала, остальные – подголоски, делают мелодию более красочной, выразительной)

2. Какие произведения относятся к подголосочным полифониям? (Обработки народных песен)

«Вдоль по улице» — так называется последнее произведение, которое мы сейчас покажем.

(ученик исполняет «Вдоль по улице» обр. К.Эйгеса)- русский композитор, пианист, педагог.

Вопросы к ученику:

1. Сколько частей в этом произведении? (три)

3. Какая рука исполняет главный голос? (правая)

4. Что играет левая рука? (подголоски)

5. Сколько голосов в подголосках?

6. Какая тональность?

Методы работы над подголосочной полифонией (педагогам) :

1.Разбираем и учим главный голос сначала со счетом, затем – с пением нот.

2.Разбираем подголоски, слушаем и поем двухголосие в подголосках («мужские» и «женские» голоса).

3.Соединяем двумя руками. Прорабатываем трудные места.

Подведение итога урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс — ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс).

Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора .

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. .

Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач.

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин.

Методическая разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними».

Источник

Читайте также:  Блюзовые табы для одной гитары
Оцените статью