Открытые уроки по классу фортепиано 2 класс

Методическая разработка открытого учебного занятия с ученицей 2 класса Бувиной Радмилой ( класс фортепиано) по теме: «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Комплексное развитие ученика — пианиста включает в себя следующие элементы:

Воспитание двигательно-игровых навыков, работу над техникой и пластикой движений;

Развитие навыка игры по нотам;

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора,накопление слуховых представлений.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uchebnogo_zanyatiya_klass_fortepiano.docx 29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фатежская детская школа искусств»

открытого учебного занятия

с ученицей 2 класса Бувиной Радмилой

«Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Тема урока : «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста»

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов игры. Комплексное применение знаний, умений и навыков в работе над музыкальным произведением.

  1. Расширить багаж музыкальных впечатлений;
  2. Продолжить работу над рациональными приемами игры на фортепиано;
  3. Познакомить с видами мелодического изложения, встречающихся в музыкальных произведениях;
  4. Продолжить знакомство с творчеством русского, советского композитора Р. Глиэра и на примере пьесы «Колыбельная» формировать умение в работе над звуком;
  5. Научить учащегося анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавать в нем типичные элементы.
  1. Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
  2. Развитие двигательно-игровых навыков;
  3. Работа над техникой и пластикой движений;
  4. Развитие исполнительских навыков, внимания, памяти и точности в работе над нотным текстом;
  5. Формирование психологического раскрепощения и коммуникабельности.
  1. Воспитывать любовь к русской, советской и зарубежной музыке;
  2. Способствовать развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения произведений русских и зарубежных композиторов;
  3. Воспитывать чувство ответственности за результат своей работы.
  1. Принцип единства воспитания, обучения, развития;
  2. Принцип увлеченности;
  3. Принцип научности.
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии, учет индивидуальных особенностей ребенка, дифференцированная работа с детьми высокой, средней, малой степенью обученности;
  • Игровые технологии.
  • Метод стимулирования и мотивации учения: музыкальная загадка, игра. Метод эмоционального стимулирования, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение;
  • Перцептивные методы:
  1. Словесные: рассказ, беседа;
  2. Наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ на инструменте;
  3. Аудиовизуальные: презентация;
  • Логические методы: проблемно-поисковый метод;
  • Методы контроля : устный контроль, самоконтроль.
  • Музыкальный инструмент- фортепиано;
  • Видео-презентация и использованием карточек с заданиями и ноты;
  • Музыкальная загадка;
  • Дидактический материал – карточки с заданиями, ноты, простой карандаш.

Время урока: 40 минут.

Структура учебного занятия:

●. Организационный этап. Мотивация, постановка цели урока: (5 мин.)

● Создание психологического комфорта для учащихся;

● Проверка домашнего задания;

● Сообщение темы урока.

ΙΙ. Актуализация знаний: (12 мин).

  • Сообщение нового материала;
  • Повторение ранее усвоенного материала;
  • Музыкальная загадка;
  • Презентация.

ΙΙΙ. Первичное усвоение новых знаний (18 мин).

  • Изучение нового материала.

ΙV. Рефлексия деятельности: (5 мин).

  • Анализ выполненных заданий;
  • Итоги урока;
  • Информация о домашнем задании.

Дата проведения: 21 апреля 2016 г.

Время проведения: 14 00

Продолжительность урока: 40 мин.

Преподаватель: Довбань Лариса Дмитриевна

Обучающаяся: Бувина Рада 2 класс

Ι. Организационный этап:

  • Приветствие (1мин)
  • Сообщение темы урока, цели и задачи. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы (2 мин)

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

  • Воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений;
  • Развитие навыка игры по нотам;
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

ΙΙ. Основной этап:

На этом этапе применялись различные методы:

  • Словесный — объяснение, беседа;
  • Наглядный — применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композиторов;
  • Практический — слушание музыки в исполнении учащихся Московских школ, использование видео-проектора, показ педагогом на инструменте;
  • Творческий — поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений;
  • Репродуктивный — воспроизведение выученного текста;
  • Метод игры;
  • Метод эмоциональной драматургии.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания: (10 мин).

А) Игра упражнений;

Гамма Соль мажор, арпеджио, аккорды;

Б) Работа над Этюдом А. Лемуан соч. 37:

— преодоление пианистических неудобств, встречающихся в нотном тексте;

— работа над штрихами и аппликатурой.

ΙV. Знакомство с нотным текстом пьесы Р. Глиэра «Колыбельная»: (20 мин)

● определение формы, жанра пьесы;

● проигрывание пьесы отдельно каждой рукой;

● интонационные трудности, встречающиеся в работе над мелодией.

● работа над пунктирным, синкопированным ритмом партии аккомпанемента;

● работа над педалью.

V. Развитие навыков чтения нот с листа (игра в ансамбле Д. Кабалевский «Про Петю»):

● работа над ритмической и метрической организацией мелодии;

● отработка темпа, пульса, игра без остановок;

VΙ. Заключительный этап: (4мин)

● подведение итогов урока (2 мин);

● домашнее задание (2 мин).

Урок начинается с приветствия обучающегося и преподавателя. Обучающая озвучивает задание:

  1. Гама Соль мажор в 2 октавы отдельно каждой рукой, восьмыми длительностями с акцентом по 2.

В коротких арпеджио работать над правильной аппликатурой. В длинных арпеджио работать над подворотом 1 пальца.

  1. Этюд — А. Лемуан – разбор текста каждой рукой, самостоятельно, с предварительным анализом.
  2. Р. Глиэра «Колыбельная» — почитать о жанровой особенности пьесы, поработать над пунктирным синкопированным ритмическим рисунком в партии аккомпанемента, поработать над педалью, артикуляцией.
  3. Читка с листа Д. Кабалевский «Про Петю».

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш. Ганона.

Итак, звучит гамма Соль мажор.

Ученица играет гамму в две октавы. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Рада играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу проследить ее за работой пальцев. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приемом «Staccato». Этот прием обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчетливому исполнению каждого звука. Основная причина толчков и неровностей, подчеркивает педагог – это малая подвижность и напряженность 1 пальца, поэтому особое внимание в работе над гаммой должно уделяться подкладыванию 1 пальца. Затем, предлагается поработать над динамикой, учитывая восходящее и нисходящее движение, равномерное распределение звука на крещендо и диминуэндо.

Чтобы добиться в гамме хорошего, ровного legato , необходимы следующие требования:

  • Пространственная точность;
  • Умение играть необходимым звуком;
  • Ритмическая точность;
  • Аппликатурная точность;
  • Штриховая точность.

Педагог предлагает сыграть гамму Соль мажор с акцентами, различными ритмическими вариантами (четвертями, восьмыми, треолями).

Аккорды. Перед игрой ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов, слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Аккорды нужно играть с помощью кистевых движений, а не всей рукой. Выработку кистевых движений начинаем с игры отдельных нот или терций на non legato, затем staccato. Пальцы не должны быть вялыми, напряженными, а должны быть достаточно упругими. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т.к. они часто « не добирают звук».

У Рады недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука, снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Их Рада играет по позициям. Это ей удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре 2-мя руками, сохраняя общее legato.

После работы над гаммой, обучающая переходит к проигрыванию Этюда, предварительно рассказав о значении слова «Этюд» (пьеса, для освоения и совершенствования какого-либо технического приема).

По словам Бузони «приобретение техники — не что иное, как приспособление трудностей к своим способностям»

А. Лемуан Этюд Ре мажор

Анри Лемуан (1786-1854)- французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель.

Форма Этюда двухчастная, репризного строения, с.dacapo. Размет 2/4. Мелодия затактового строения с акцентом на 5 палец, что развивает его активность. Во ΙΙ части появляется двухголосие. Акцент на первый палец надо делать осторожно, чтобы не «нагрубить». А, акцент на 5 палец, наоборот, нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца. Двухголосие в левой руки имеется практически везде, поэтому партию левой руки нужно поучить отдельно, вслушиваясь в звучание голосов, опираясь в созвучиях на 5 палец. Этюд на внимание и выносливость. Техническая трудность заключается в исполнении Этюда в целом, т.е. он вырастает вдвое за счет репризы. Обучающаяся проигрывает этюд. Преподаватель указывает на неточности: нет артикуляционной четкости в произношении «16», неубедительно и слабо звучит акцент на 5 палец (затакт), в левой – недослушивает ноту с точкой.

Педагог предлагает начать работу отдельными руками: в левой поработать над 2-х голосием, а в правой добиться четкого произношения «16» длительностей.

Внимательно и кропотливо проработать артикуляционную точность, уделив особое внимание подкладыванию первого пальца.

Во ΙΙ части этюда добиваемся ритмической, динамической и аппликатурной точности.

Затем педагог предлагает перейти к игровой разминке с мячом.

Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов. Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

Педагог предлагает продолжить урок и приступить к работе над пьесой кантиленного содержания: Р. Глиэр «Колыбельная». Это наиболее трудный жанр для исполнителя. Он требует от ученика особого слухового опыта, воображения, особого приема – глубокого прикосновения к роялю в штрихе legato. От руки пианиста требуются специальные объединяющие вспомогательные движения, скрывающие этот нажим и создающие иллюзию полетности, текучего звука, мотива, фразы.

Чтобы гибко, эмоционально, отзывчиво проинтонировать мелодию, необходимо обладать чутким мелодическим слухом.

При работе над мелодией важно почувствовать характер основной интонации, поработать над развитием мелодической линии, добиваться плавного погружения пальцев в клавиатуру и небольших объединяющих движений руки (значительные звуки- интонационные точки- есть центр тяготения, степень совершенствования legato зависит от нахождения целесообразных двигательных приемов.

Форма произведения: простая, трехчастная с вступлением и заключением.

Вступление вводит в образную сферу. Построено на доминантовом органном пункте. Синкопированный ритм настраивает на легкое покачивание, поддерживаемое интересной, своеобразной гармонией.

Ι часть – состоит из 2-х предложений, период неповторного строения, однотональный квадрат.

Отклонение в левой руке в субдоминанту подчеркивает особый колорит, характерный для народной музыки.

ΙΙ часть построена на тему УНП «Щедрик» — развитие небольшое.

Заключение построено на материале вступления: VΙΙ 7 -Д-Т.

Познакомив с формой произведения, педагог предлагает видео-записи исполнения пьесы учениками Московских школ. Далее, преподаватель проигрывает всю пьесу, чтобы учащаяся еще раз услышала ее в динамике и дает задание: проработать нотный текст отдельными руками: обратив внимание на синкопированный аккомпанемент левой руки, поработать над педалью. В правой руке ощутить горизонтальное движение и поработать над фразами.

  • Слуховая разминка « Игра Угадайка».

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

Учащаяся успешно справилась со своими задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение ном с листа в ансамбле с преподавателем.

Краткий анализ нотного текста (3 мин).

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам, сделан краткий анализ текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности.

Преподаватель хвалит обучающуюся за хорошую, активную, творческую работу. Практические задачи, поставленные в ходе урока выполнялись осмысленно и грамотно.

Педагог ставит отметку – «отлично», записывает домашнее задание:

— Гамма Соль мажор, отдельно каждой рукой в 2 октавы, закрепить аппликатуру и поработать над динамикой, добиться ровности и хорошего legato;

— Этюд – поработать над характером, целостностью исполнения;

— Пьеса – поработать над мелодией, над фразировкой, динамикой,

в левой – над синкопированным ритмом, педалью.

Цель урока — воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов — достигнута.

Шмидт –Шкловская, изд. муз., 1985 г.

А. Шалина – краткое пособие по теории музыки для учащихся фортепианного отделения детской школы искусств, изд. Ростов-на-Дону,2010 г.

Сборник Б. Милич 4 кл. ФОРТЕПИАНО, изд. Москва ,1997 г.

Источник

Читайте также:  Бой для гитары классика
Оцените статью