Открытый урок ансамбль по классу фортепиано

Открытый урок ”Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано”
план-конспект урока

Из опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_razvitie_navykov_ansamblevogo_muzitsirovaniya.docx 25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

“ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА”

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

“РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО”

Преподаватель Федорова Г.В.

Тема урока:«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»

Место проведения: МАУДО «Каширская детская школа искусств»

Ф.И.О. преподавателя: Федорова Галина Владимировна

Дата проведения: 12.12.2018 г

Тема урока: Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»

Сведения о преподавателе : Федорова Галина Владимировна
Цель урока » показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля. Обучающие задачи: — формирование умений и навыков игры в ансамбле. — приобщение к музицированию,

—формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике, — — -закрепление умения слушать и слышать себя в комплексе музыкальной ткани в процессе исполнения.

— развитие навыка игры в ансамбле, развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащегося , — формирование общего кругозора, формирование коммуникативной компетенции обучающегося, — развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал, — развитие мотивации и интереса к получению новых знаний, Воспитательные: — воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением. — развитие эстетического вкуса, — развитие воли и управления своим поведением, — воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности. Здоровьесберегающие задачи: — снятие мышечных зажимов, — правильная организация пианистического аппарата.

2. Метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения.

Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках фортепиано, проанализируем сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль.

Актуальность данной темы определяется в том, что каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность,ответственность,дисциплинированность,целеустремленность и коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по музыкальной литературе способствует формированию их музыкального кругозора.

Ансамблем нужно заниматься на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствует навык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрения выработки технических навыков.

И ещё важнее то, что игра в 4 руки учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению и учит тому, что выходит за границы музицирования и имеет психологический и этический смысл (совместная ответственность, взаимная поддержка). Кроме того, искусство игры в 4 руки– это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать партнёра, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство (или мудрость) в процессе обучения хотя бы частично постигается учеником, можно надеяться, что юный музыкант состоялся.

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:

  • синхронность при взятии и снятии звука;
  • равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных
  • между партнерами;
  • согласование приемов звукоизвлечения;
  • передача голоса от партнера к партнеру;
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов,
  • исполняемых разными партнерами;
  • соблюдение общности ритмического пульса;
  • единство динамики, фразировки.

Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников

ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.

Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не одновременно снятый аккорд

производит такое же неприятное впечатление, как и неодновременно взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука

достигается значительно легче, если вы правильно чувствуюте темп еще до начала игры.

Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны так её «поделить» чтобы не мешать друг

другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим)

Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) – согласованность.

2. Организационный момент

Сегодня на нашем открытом уроке 3 учащихся нашего класса: ученик 2 класса Доровских Владислав, ученик 3 класса Кобышев Кирилл, ученик 3 класса и ученик 5 класса Куманцов Александр.

Организация и проведение практического занятия.

Доровских Владислав, ансамбль «Мороженое» Э.Градески.

Произведение выучено, работа направлена на совершенствование исполнения. Работа над синхронностью исполнения ( игра с чередованием фраз), работа над четким исполнением синкоп ( проговаривание и прохлопывание ритмического рисунка). Проигрывание партий с контрастной динамикой, обсуждение динамического плана. Исполнение в характере.

. Кобышев Кирилл( 3 кл) и Куманцов Александр (5кл). Р.Лехтинен «Летка-енка».

Ребята уж е имеют опыт игры в ансамбле. Они обладают хорошим чувством ритма, в

прошлом году играли ансамбли М.Невина «Армейский радиопередатчик», М.Шмитц

Рассказ о популярном в 50 –е годы танце, просмотр видеозаписи.

1. Какая композиция по характеру?

2. Из скольких частей она состоит?

3. В каких частях солирующая партия в верхнем регистре? В нижнем?

4. Каким основной штрих в произведении? Почему?

5.Какие тембральные особенности танца? Назовите инструменты оркестра, которые

исполнили соло в разных частях.

6. Какой ритмический рисунок преобладает в мелодии?(пунктирный ритм)

В аккомпанименте?(ритмический каркас, четверти)

Произведение выученно, работа над исполнением ансамбля в характере, работа над

ауфтактом, динамическим соотношением партий.

Исполнение с минусовой фонограммой- пока удается выдержать темп только в первой

Фонограмма звучит в быстром темпе, пока у ребят не получается исполнить всю пьесу без ошибок. Уверенно, в темпе и характере звучит только первая часть.

Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных

произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художест-венной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

Источник

Открытый урок «Работа над фортепианным ансамблем»
план-конспект урока по музыке на тему

Открытый урок в классе фортепианного ансамбля.

Скачать:

Вложение Размер
Открытый урок «Работа над фортепианным ансамблем» 23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок педагога Романовой Т.Е. в классе фортепианного ансамбля с ученицами 6 класса Губинской Марией и ученицей 7 класса Алфёровой Вероникой.

Тема урока: Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля на примере пьесы В.Сапожникова «Путешествие в небеса или по Невскому в карете»

Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведения.

-учить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера;

-показать практическое применение приёмов работы над музыкальным произведением;

-воспитывать интерес учащихся к ансамблевой игре и концентрации внимания на чувстве партнёра;

-развивать воображение у учащихся яркими образами.

Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля – одна из составных частей учебного процесса. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущих музыкантов, так и в последующем развитии их исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом приобретённая техника игры в ансамбле является в этом процессе средством реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Звуки фортепиано, связываемые с помощью четырех рук, идеальное поле для демонстрации новых идей. Изучение того или иного музыкального произведения для ансамбля может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного – последовательного разучивания.
Начальный этап работы – знакомство с произведением. Информация об авторе.

Композитор произведения Влади́мир Алексе́евич Сапо́жников (родился в Санкт-Петербурге в 1945 году) — советский российский композитор , член Союза композиторов, секретарь Союза композиторов Санкт-Петербурга, председатель секции музыки для детей и юношества. Заслуженный работник культуры Российской Федерации .

Прослушивание аудио и видеозаписей данного произведения. Формирование музыкального образа. Процесс ознакомления с нотным текстом. Определение направления предстоящей работы. Уточнение исполнительских задач, связанных с особенностями образного строя, формы и музыкального языка сочинения. Значение педагогической установки, интуиции, знания индивидуальных особенностей ученика.

Средний этап работы ознакомление с нотным текстом каждым участником ансамбля отдельно, а затем вместе. На этом этапе учащиеся внимательно знакомятся с произведением, уясняют его форму, стиль, тональность, размер, темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов. Дальше пьеса проигрывается каждым участником ансамбля с педагогом целиком или отдельными фрагментами в доступном, но не в быстром темпе, с целью выявления длительности нот, пауз, ритмических группировок, встречающихся знаков альтерации и темповых отклонений.

Дальше следует тщательная работа над фрагментами сочинения или отдельными элементами музыкальной ткани. Уделяется внимание выразительности интонирования мелодии. Дифференциация сопровождения и отдельных голосов, ощущение движения гармоний. Индивидуальный подбор аппликатуры. Уточняются места смены дыхания, определяются трудные технические места, которые предстоит преодолеть. Определяются характерные особенности в строении мелодии: нахождение в её контуре смысловых акцентов, кульминаций, агогических нюансов, элементов выразительности и звукового колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть при помощи разных способов запоминания. Главная роль в этом отводится сознанию, сосредоточенности, вниманию и самоконтролю учащихся.
Этот дуэт уже со стажем. Девочки хорошо знают друг друга, играют вместе успешно четвёртый сезон. Мы будем продолжать учиться вести диалог с партнером, понимать его, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, будем учиться слушать партнера. Будем продолжать работу над выразительностью звука, над вокальными свойствами мелодии, будем учиться передавать музыкальный образ и характер исполняемой пьесы, пользуясь динамическими красками и различными приемами звукоизвлечения.
Помогают передать все эти нюансы живая речь и конкретный образ, который может пробудить фантазию ученика. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы, рождает способность передать его необходимыми для этого движениями рук. Хочется, чтобы у ребенка родился яркий образ, и возникло желание передать этот образ собственными силами.

Особенностью текста ансамблевых сочинений является его «партитурность». Очень хорошо, если ребята будут ориентироваться не только в своей партии, но и в партии своего партнера. В изучении двух партий в отдельности и совокупности — есть большой плюс. Обмен партиями способствует углубленному пониманию ансамблевой фактуры сочинения. Важнейшей предпосылкой ансамблевого исполнения является глубокое, всестороннее изучение авторского текста, нахождение не только явных, но скрытых его закономерностей, что нередко уподобляется как бы чтению «между строк».
Все произведение нужно играть в одном ритме без замедлений и ускорений, что вырабатывает выдержку и чувство уравновешенности в ритме. Овладение ритмом занимает много времени в формировании ученика, как музыканта.

При 4х-ручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить” клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся голосоведении.
При игре в ансамбле желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру, чтобы охватить произведение целиком.

/Девочки играют произведение целиком/

Беседа педагога с учащимися:

— Скажите, пожалуйста, сколько частей в этом произведении?
— Три части.
— А что находится в начале произведения?
— Вступление.
— Девочки, таким коротким вступлением можно настроиться на характер произведения?
— Можно.
/Прошу Машу и Веронику сыграть вступление/
— А как называется первая часть в любом произведении?
— Экспозиция.
— Какое у нашей экспозиции строение?
— 2 фразы или предложение.
— Девочки, чтобы вы лучше услышали звучание ансамбля, я заменю одну из вас. Слушайте ансамбль и свою партию в нём.

/Педагог играет в ансамбле с каждой из партнёрш/

— Как называется следующая часть? Расскажите о её составе.
— Средняя часть, которая состоит из 2-х предложений.
— Как вы думаете, какая из двух частей самая напряженная, первая или
вторая?
В какой части чувствуется неустойчивость, контрастность?
— В средней части.
— Правильно. Без средней части музыкальное произведение оказалось бы статичным и безжизненным. Средняя часть помогает музыке приобрести внутреннее напряжение, нужную экспрессию, непрерывность развития, в конечном счёте, динамическую форму сочинения. Когда чувствуется неустойчивость, напряженность, как определить, что это именно средний раздел?

Из всего этого следует, что средний раздел всегда является главной «пружиной» развития. Поэтому именно в средних разделах «накапливаются» и размещаются кульминации (в среднем разделе две кульминации). Если в произведении содержится ряд кульминаций (иногда и весьма ярких), необходимо обратить внимание на их соотношение по значимости. Трудно слушать исполнителю равновысокие, напряженные эпизоды, которые будут звучать однообразно. Кульминация лишь тогда хороша, когда она на своем месте, когда она подготовлена всем предыдущим развитием. [2]
Беседа педагога с учащимися:
— Куда зовет нас кульминация?
— В третью часть.
— Правильно. И назовем мы её Репризой. Каков её состав?
— Две фразы.
— Что вы знаете о репризе?
— Это повторение.
— Правильно повторение первой части. Реприза всегда приносит чувство удовлетворенности и радости узнавания. В репризе ощущается равновесие, устойчивость.

/Девочки играют репризу/

Заканчивается произведение Кодой. Кода – это небольшое дополнение к сказанному. Кода нужна, чтобы поставить точку. Коду мы с ребятами называем «хвостом». Кода начинается, как второе предложение среднего раздела, и только после некоторого развития наступает её устойчивый, завершающий раздел.

/Девочки играют коду/

Заключительный этап работы:
На заключительном этапе мы должны объединить всё, что было сделано ранее. Устанавливаем смысловое отношение фраз внутри предложений, предложений – внутри периодов и периодов внутри более крупного построения. Выявляем главную кульминацию, определяем единую линию развития музыкального материала. Для этого нужно работать над всем произведением, или над его крупными разделами, объединяя их затем в законченное целое.
У исполнителей должно развиваться ощущение целостности исполнения, ощущение общей линии развития произведения. Мелодия в каждой фразе идёт к опорному звуку, предложение – к своей смысловой вершине. Развитие всего произведения тоже происходит целенаправленно. Ученик должен это знать и чувствовать. Ни одно сочинение нельзя сыграть с должной выразительностью и осмысленностью, если не ощущать объединённым в одно целое его развёртывание во времени. Общая линия развития является как бы «стержнем» этого развёртывания.
Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому что вторая партия служит фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер. Общее звучание обеих партий сливающихся в единое целое — основа совместного исполнительства.
Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему вторую партию, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии. При этом сразу обнаруживается насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Разбор педализации.

Вся работа музыкантов над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное, продуманное исполнение завершает работу над произведением. Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства и преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Это всегда будет иметь важное значение для учащихся, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени их обучения.
С первых шагов юный пианист постигает всю красоту и богатство тембров рояля, благодаря игре в дуэте. Многие композиторы с удовольствием писали специально для детей.Эта традиция дошла и до наших дней.
На уроке педагог должен направлять музыкально-пианистическое развитие учащихся и в органической связи со всем процессом занятий, должен руководить воспитанием учащихся. Поэтому необходимо, чтобы педагог не только понимал в целом всю громадную значимость возложенной на него Миссии подготовки молодого пианиста, но и осознавал важность для ученика каждого отдельного урока.

Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
Активность учениц можно оценить как высокую.

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 286с.
2. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966.- 119с.
3. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой.– М.: Музыка, 1985. – 133с.
4. Милич Б.Е.Воспитание ученика-пианиста.- Киев.: «Музична Украина»,1979. — 86с.
5. Муров А.Ф. Практические советы начинающим композиторам. – Н.:1989.- 52c.
6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. –
М. Музыка,1989. – 239с.
7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. — М.: Музыка, 1988.- 319с
8. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1988.- 143с.
9. Федоров И.А. О роли фортепианного ансамбля в становлении профессионального музыканта — С.П.: Музыка, 2007.- 17с.
10. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. — Л.: Музыка,
1985 .- 69с.

Источник

Читайте также:  Авраам при смерти был ноты
Оцените статью