Открытый урок для 1 класса по классу фортепиано

Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_otkrytyh_urokov.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Донотный период обучения на фортепиано»

(Закрепление пройденного материала)

С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой

Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Дата проведения урока: 18.11.2017г.

Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.

Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)

  1. Закрепить изученные теоретические знания.
  2. Продолжить формирование практических навыков.

1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.

2. Развивать образное мышление, художественное воображение.

3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы и приемы проведения урока:

— индивидуальная игра на фортепиано;

— сочинение музыкальных историй;

— игра в ансамбле;

— работа по карточкам.

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

-посадка за инструментом;

-работа с карточками.

4.Работа с ритмическими карточками.

Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»

( закрепление пройденного материала).

Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.

Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.

Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.

В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.

Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.

Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:

-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.

— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.

Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».

Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:

Домик, домик, До-Ми,

Хорошо ты в нем живи.

На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:

Рекс в доме проживает,

Рекс домик охраняет.

Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:

Фа- Соль, Фа- Соль,

Вот и выросла фасоль.

Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.

На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:

Во все стороны глядит.

Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».

А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)

Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.

Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.

Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-

С. Прокофьев. Марш.

Переходим к упражнениям.

С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.

Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Следующее упражнение « Командир и солдаты».

Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.

Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:

Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй, братец! Как живешь»

Следующее задание – работа с ритмом.

— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;

— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:

Выпал снег, первый снег.

Всюду шум и всюду смех.

Я встаю на лыжню.

Всех сейчас обгоню.

— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,

где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.

Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).

Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.

Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:

Ми и Соль, Ми и Соль,

Между нами наш Король.

В точках спрятались не зря: охраняем Короля.

Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.

Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.

На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.

Используемая методическая литература:

Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»

Источник

Технологическая карта открытого урока по фортепиано 1 класс

Дааный материал может послужить образцом составления технологической карты открытого урока по фортепиано для первого класса в школах с углублённым изучением музыки, либо в школах искусств.

Скачать:

Вложение Размер
образец составления технологической карты урока по фортепиано 1 класс в школах с углублённым изучением музыки 23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока фортепиано 1 класс

Ученица 1 Ф класса с углублённым изучением музыки Товкачёва Настя

Разработала учитель музыки МБОУ СОШ №71

Мацак Алевтина Николаевна

Тема урока : Выразительные средства музыки. Штрихи.

Цель урока : Сформировать эмоционально-чувственное восприятие музыки через приемы звукоизвлечения

Тип урока : Комбинированный

УМК : Учебник О.Геталова – И. Визная « В музыку с радостью»

Оборудование : музыкальный инструмент, карточки, таблицы.

Этапы содержания урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I.Организационная часть. Создание ситуации успеха (доброжелательность)

Цель: Активировать внимание на восприятии учебного матерала.

Подготовка ученика к уроку

Организует ученика к началу урока. Проверяет готовность обучающегося к уроку.

Приветствует. Я рада приветствовать Вас на открытом занятии с обучающейся…. Мы покажем Вам индивидуальный урок по фортепиано. А начнем мы наше занятие с игры упражнений.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

1.Работа над упражнениями (7 мин.)

Цель: обобщить и систематизировать навыки игры на фортепиано.

Контролирует качественное звукоизвлечение. Формирует игровой аппарат

Уметь играть и контролировать разные приемы звукоизвлечения.

Коммукативные: осознанно формирует игровой аппарат. Познавательные: играет разными штрихами.

Личностные: с взаимодействовать с учителем в соответствии с нормами. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Изучение нотной грамоты (2 мин.)

Цель: Усвоение навыков нотного письма.

Работа с карточками. Ученик отвечает.

Контролирует правильные ответы

Запоминание и освоение нотной записи

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: использует речь для регуляции своих действий. Познавательные: осуществлять синтез.

II. Постановка учебной задачи урока. Цель: сформулировать тему урока(5 мин.) Метапредметная связь с уроком музыки.

Слушает и определяет характер.

Анализирует два варианта ответа. Выбирает наиболее выразительный из предложенных вариантов. Отвечает на вопросы задания. Слушает и дополняет стихотворение.

Создает проблемную ситацию. Активирует знания учащегося. Слушаем два варианта исполнения, определяем почему изменился характер произведения. (при втором исполнении изменился характер произведения. (при втором исполнении изменяю штрихи) правильно. С помощью штрихов я изменила характер музыкального произведения. Тема сегодняшнего урока-это штрихи. Читаю стихотворение и прошу помочь закончить фразы.

На каждом уроке мы знакомимся с новыми произведениями и ноходим что-то новое. Сегодня мы познакомимся с новым произведением П.И. Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». А задание будет: определить характер музыкального произведения. Зайчик прыгает (стаккато)

Лодка плавает (легато)

Слон идет (нон легато)

Тебе понравились стихи, а ведь это всё штрихи.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: строить рассуждения о музыкальном произведении. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

III. первичное закрепление темы (15 мин.)

Цель: подведение ученика к самостоятельному выводу.

Играет, исполняет, анализирует штрихи в разучиваемых произведениях.

Устанавливает осознанность восприяия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Осуществляет индивидуальныйконтроль. Обеспечивает понимание понятия штрихи.

Стаккато, легато, нон легато – это не просто слова, это музыкальные термины и относятся они к одному общему понятию – штрихи. А какие штрихи использует композитор в пьесах…..

Работаем над произведением, затем меняем штрихи и выясняем, что происходит с образом и характером музыкального произведения.

Грамотное разучивание, исполнение произведений.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль звукоизвлечения, составление плана последовательности действий. Коммуникативные: строить высказывания в поиске и выборе информации. Личностные: способность взаимодействовать с учителем.

IV. Закрепление нового материала (9мин.)

Цель: обобщить и систематизировать понятие штрихи. Подведение ученика к самостоятельному выводу.

В знакомых мелодиях определяет штрихи на слух. Смотрит штрихи в нотах и определяет характер произведения по нотам и на слух.

Играет музыкальные произведения.

Слушаем: Шмитц «Бугги Бой»

А как ты думаешь, можно услышать штрих?

Давай попробуем, а задание у тебя будет следующее: определить каким видом штриха исполняется музыкальное произведение.

Умение воспринимать и понимать содержание музыкального произведения через звукоизвлечение.

Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качественного уровня усвоения. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 2 мин.) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Домашнее задание.

Оценивает свою работу.

Отмечает степень вовлеченности ученика в работу на уроке.

Молодец. Ты хорошо потрудилась на уроке. Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие? Расскажи что тебе понравилось больше всего.

Мотивация учащейся к выполнению домашнего здания.

Коммуникативные: умение слушать, выстраивать диалог. Познавательные: рефлексия способов, условий действия, контроль и оценка, критичность. Личностные: установление учащимся значение результата.

Источник

Оцените статью