Открытый урок фортепиано бетховен

Урок музыки Мир Бетховена
план-конспект урока на тему

Конспект урока музыки в 3 классе (программа Критской, Сергеевой) по теме : Мир Бетховена

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока Мир Бетховена 50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Быковская средняя общеобразовательная школа № 14

Конспект урока с использованием ИКТ,

технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

Предмет: музыка Класс: 3

Тема: «Мир музыки Бетховена»

Конспект урока с использованием ИКТ,

технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

«Мир музыки Бетховена»

урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

познакомить детей с героической судьбой композитора;

формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;

познакомить с жанром симфонии;

реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);

формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

расширять словарный багаж эстетических эмоций;

закрепить материал по темам раздела «В концертном зале».

Оборудование к уроку:

мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.

Материалы к уроку:

Симфония №3 «Героическая» (фрагмент); симфония №5 (фрагменты) Л.Бетховен; «К Элизе» Л.Бетховен; «Сурок» Л.Бетховен; учебники «Музыка.3 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).

Учитель: — Ребята, сегодня у нас завершающий урок в разделе «Музыка в концертном зале». Вы познакомились с некоторыми жанрами, музыкальными инструментами, которые можно услышать в концертном зале. Что вам запомнилось?

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: — Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).

Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Учитель: — Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: — Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы.

(Дети записывают фамилию композитора и годы жизни).

И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять.

Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.

(Дети записывают название произведения)

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

(Дети читают учебник на странице 108.)

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.

Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.)

Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: — Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: — Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал — звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе». Это произведение входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Подумайте, почему так любимо всем это произведение?

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: — Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.

Лирический герой песни — мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя — историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

(Шарманка — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров — французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.

Учитель: — А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Учитель исполняет песню в русском переводе. Дети сопоставляют свои впечатления.

Вокально-хоровая работа над песней.

Учитель: — Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?

Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.

Источник

Открытый урок музыки «Патетическая соната Л. ван Бетховена»

Презентация к уроку

Цель урока: знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

Задачи:

  • Знакомство с музыкальным жанром “соната”.
  • Знакомство с разными концертными залами.
  • Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
  • Воспитание слушательской культуры.
  • Формирование музыкальной культуры обучающихся.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

У. Меня зовут Гульшат Фаиловна. Я работаю учителем музыки в гимназии № 93, и сегодня проведу урок в вашем классе в этом прекрасном концертном зале. Давайте познакомимся друг с другом. Я задам вам вопросы, а вы на все вопросы ответите “Вот так” и покажете некоторые движения. Готовы?

Игра “Как живешь?” (пластическое интонирование).

— Как живешь? – Вот так!

— Как идешь? – Вот так!

— Как поешь? – Вот так!

— Как слушаешь? – Вот так!

Ребята, где можно слушать музыку?

Д. Ответы

У. Какую музыку вы любите слушать?

— Кто любит популярную музыку?

— Кто предпочитает классическую музыку?

— Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.

— С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках?

Д. Мусоргский М.П., Рахманинов С.В.

У. Они — композиторы какой страны?

Д. Они русские композиторы.

У. А вы знаете немецких композиторов?

Д. Да — Бах, Бетховен.

У. Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора.

Слушание симфонии № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”).

У. Кто автор этой музыки?

Д. Ответы.

У. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Д. Музыка Бетховена.

У. Да.

— Тема нашего урока “В концертном зале. Патетическая соната Л.В.Бетховена”. Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.

— Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.

— Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни.

— Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню. Послушайте и скажите, в чем ее особенность?

Исполнение учителем песни Г.Гладкова “Песня-спор”.

Д. Она похожа на диалог.

У. Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный.

У+Д. Разучивание песни с пластическим интонированием.

Д. Исполнение по группам (мальчики и девочки).

У. Молодцы. Теперь мы можем записать первые пропущенные слова в программе.

Д. Ученики 4 класса (запись в программках).

У. Молодцы. Вы хорошо исполнили эту песню-диалог.

У. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог, который прозвучал в Концертном зале Уфимской Академии искусств. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер у музыки?

Слушание сонаты для скрипки и фортепиано Абрара Габдрахманова.

У. Кто участвовал в диалоге?

Д. Скрипка и фортепиано.

У. Правильно. Прозвучали скрипка и фортепиано.

— А какие характеры вы услышали?

Д. Одна — резкая, быстрая, веселая.

Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая.

У. Музыка какого народа прозвучала?

Д. Башкирского.

У. Молодцы. Эту музыку написал башкирский композитор Абрар Габдрахманов. А произведение, которое мы послушали, называется соната. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.

Д. Соната для скрипки и фортепиано(запись в программках).

У. Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.

— Соната — это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.

— Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

— Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

— Мы переносимся с вами в концертный зал Берлина, чтобы познакомиться с этим великим творением. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Игра учителем темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Какое душевное состояние передает музыка?

Д. Ответы.

У. Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни — глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке.

Слушание темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Персонажи сонаты – разнохарактерные музыкальные темы.

— Предлагаю вам послушать первую тему сонаты и охарактеризовать ее.

Игра учителем Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

— Какой у нее характер?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Какой нотный пример соответствует этой теме?

Д. Ответы.

У. Какие человеческие качества передаются в музыке?

— Предлагаю вам показать движение музыки с помощью жестов.

Слушание Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

Какие человеческие качества переданы в музыке?

Д. Ответы.

У. И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность?

Игра Побочной партии (учителем).

У. В чем особенность этой темы?

Д. Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог.

У. Молодцы.

— Покажите руками, высоту звучания музыки – в верхнем или нижнем регистре.

Слушание Побочной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

У. Какие слова передают характер вступления, первой и второй темы?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Людвиг ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная.

— Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.

У. Заполните пропущенные слова Третьего номера программки.

Д. Патетическая соната Л.В.Бетховена (Запись в программках).

У. Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка?

— Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря.

— Уверена, что желание слушать классику у вас будет больше после выступления нашего гостя, чей путь музыканта так же начинается на школьных подмостках.

— На сцене — Владимир Сычев, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ученик музыкальной школы № 10 города Уфа. В его исполнении прозвучит Соната австрийского композитора Йозефа Гайдна.

Выступление Владимира Сычева.

Ваши программы заполнены. Молодцы.

Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.

Источник

Читайте также:  Один дома нот элон
Оцените статью