Открытый урок фортепиано для начинающих
Автор: Васютин Афанасий Сергеевич
Организация: МОУ ДОД ДМШ п. Лонгъюган
Населенный пункт: ЯНАО, п. Лонгъюган
Тема урока: Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата начинающих пианистов.
Цель урока: Развитие игрового аппарата и приобретение первоначальных пианистических навыков.
Задачи:
- освобождение корпуса;
- развитие координации, ловкости рук;
- развитие мелкой мускулатуры и независимости пальцев;
- изучение клавиатуры, аппликатуры;
- закрепление знаний о штрихах, динамике.
Ход урока: Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они помогают укрепить осанку и правильные взаимодействия всех частей игрового аппарата.
Упражнения для освобождения всего тела:
- Стоим прямо, руки свободно опущены. Раскачиваем руки то, наклоняясь вперед, то, выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).
- Из положения стоя (руки в стороны) бросаем руки вниз и даем им свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).
- Из положения стоя (руки вперед) поднимаем кисти рук вверх (листья растут) и свободно бросаем их вниз (осенью листья опадают).
Упражнение для освобождения мышц шеи:
Смотрим влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз (лужи на дорожке).
Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):
- Руки имитируют движения кисточки (красим забор);
- Вращение запястья (рисуем кружочки);
- Супинация и пронация (открываем калитку ключом).
Упражнения для развития координации движений, ловкости, быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев (все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, из руки в руку):
- Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачиваем от плеча (качаем птичку в гнездышке), в верхней точке слегка разжимаем пальцы (птенчик выглядывает из гнезда);
- То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко, но птенчик все равно выглядывает);
- Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от плеча вперед ловим (птичка ловит мошек);
- Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения мяча;
- То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением.
Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:
- Ладони расслаблены, пальцы выпрямлены. Собираем руку в свод (голодная и сытая кошка);
- Кисть поднимаем вверх и свободно бросаем вниз на подушечки (кошка зевает);
- Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует коготки);
- Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки (свод) быстрым движением отбрасываем пальцы в сторону и обратным движением собираем их в прежнее положение (кошка фыркает);
- Из положения собранной руки разводим пальцы в стороны, не отрывая подушечек от стола (кошка ленится);
Упражнение для нахождения правильной опоры:
Предплечье руки находится на крышке инструмента, опора с локтя плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается).
Развитие независимости пальцев (при этом повторяются номера пальцев):
- Ладонь на крышке, пальцы выпрямлены, по очереди поднимаем прямые пальцы (мышки поднимают головки);
- Исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);
- Каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисуем кружочки (мышки принюхиваются);
- Пальцы на губке. Поочередно медленным движением пальца прожимаем губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают корешки);
- Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик).
Упражнения на клавишах (изучение клавиатуры, развитие координации движений, знакомство со штрихами):
- Радуга. Правой и левой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву 2,3,4 пальцами, опора в подушечку (non legato);
- То же самое, но по звукоряду через октаву (non legato);
- Правой по нотам по линейкам скрипичного ключа, левой – по линейкам басового ключа (веселые капельки, штрих staccato);
- На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая догоняет правую (опора в правой руке), вниз – правая догоняет левую (опора в левой руке).
Упражнения на legato:
- Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише, затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4,4-5 вверх и вниз (сели – встали);
- Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д. вверх и вниз (повороты);
- Подготовка позиционной игры. Правая рука от ноты «фа» 1,2,3,4 палец, от ноты «до» 1,2,3 вверх, и вниз от «си» и «ми» соответственно. Левая рука вниз от «соль» 1,2,3,4, от ноты «до» — 1,2,3 и вверх от «ре» и «ля» соответственно (гуси, гуси, га-га-га).
Упражнения для развития координации рук (повторение длительностей):
два барабанщика.
Исполнений произведений из сборника «Тик – так» (ансамбли малышам составитель Л.Фигуровская): «Крылатые качели, марш, к нам новая книга идет».
Закрепление знаний о динамике (forte, piano, crescendo, diminuendo), развитие чувства ритма, исполнение «настоящей музыки».
Вывод: Ясно поставленная цель мобилизует внимание, возбуждает интерес к занятиям. В игровой форме ребенок легче и незаметнее для себя развивает игровой аппарат и приобретает первоначальные пианистические навыки.
Используемая литература:
- А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд. Сов. Композитор М. 1985 г.
- А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков» изд. Музыка Л. 1985 г.
Источник
Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано
Цель данной работы: Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре. Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу. Развивать абстрактно — образное мышление, умение анализировать и сопоставлять. Развивать двигательно-игровые навыки ученика. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами. Развивать внимание и концентрацию. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pervoe_znakomstvo_s_fortepiano.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Тема: Первое знакомство с фортепиано
(с иллюстрациями и игрушками с ученицей 1 класса)
Подготовила преподаватель фортепиано:
Эбубекирова Мельха Абрековна
Первое знакомство с фортепиано
Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.
Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.
Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.
Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.
Развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.
- Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами.
- Развивать внимание и концентрацию.
- Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.
- Знакомство с инструментом – фортепиано.
- Знакомство с регистрами фортепиано.
- Знакомство с клавиатурой.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Игры – загадки.
- Вывод, оценка занятия.
- Домашнее задание.
Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.
Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.
Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?». Ребёнок отвечает: «Пианино». Я добавляю, что он ещё называется «Фортепиано». Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте , до тихой – пиано . Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано.
Тихое звучание произведения – Е. Сигмейстера «Щовечора»,
Яркое звучание произведения – Д. Роули «На мотоцикле»,
В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?
— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?
— Какая эта музыка быстрая или медленная?
— Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?
— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано , может «рассказать» обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.
Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться , погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний . Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Галынина «Медведь», а в верхнем регистре пьесу А.Рубаха «Воробей».
Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже «противный»; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе :
— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.
— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.
Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте) , а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.
На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.
Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.
Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура . Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – «по две» или «по три», ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.
Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.
Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное «вызубривание» названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз «от печки», от клавиши «до». Чтобы ребёнок не стал «заложником отсчёта», гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки – «маночки». Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.
Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
- практически – действенное;
- наглядно – образное;
- словестно – логическое.
Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик . Он опирается на клавиши до и ми , поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.
Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки . У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль . Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа , а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
— Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.
— Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.
— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?
Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.
— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:
«Где же Ля , а где же Си ?»
— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).
— Наверное, у мышки…
— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.
Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.
Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной ? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Ре кс, ведь это клавиша — Ре .
Ре , Ре , Рекс в доме поживает,
Ре , Ре , Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по «маночкам». В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
— Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;
— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.
Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом». Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс «лепки» руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному. но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.
— Педагог «берёт» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.
— Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.
Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.
Оценка работы ребёнка на уроке:
В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.
Эбубекирова Мельха Абрековна: преподаватель по классу фортепиано
Источник