Открытый урок фортепиано этюд

Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»

Светлана Николаевна Ильина
Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»

Тема урока: «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»

Используемое оборудование: инструмент – фортепиано.

Цель урока: Обмен опытом.

Задачи урока: 1.Научить владению разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведения.

2.Познакомить обучающегося с некоторыми фактами биографии композитора А. Бертини.

3. Воспитать в ученике настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Методы работы: словесный, практический, наглядно-слуховой, поэтапная работа над этюдам, обобщение.

1.Начало урока: организационный этап, приветствие, сообщение цели и хода работы на уроке. История жанра этюд. Краткая биография А. Бертини.

2.Основная часть: работа над этюдом А. Бертини соч. 29№8.

3.Заключительная часть: вывод о проделанной работы.

1. Этюд (с французского — изучение, упражнение) — инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. Обычно этюды создаются сериями, сборниками. В педагогической практике широкое распространение получили этюды для фортепиано Клементи, Генри, Крамера. Высокую художественную ценность имеют этюды Шопена, Шумана, Листа, Рубинштейна, Рахманинова, Лядова, Аренского, Скрябина. Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов, они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса. А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака, А. Бертини просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны. Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. Анри Бертини — французский пианист и композитор.

Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники. Бертини написал приблизительно 500 этюдов.

2.Тема моего открытого урока — «Способы работы над этюдом», и выбрала я ее для того, чтобы обратить ваше внимание на работу в классе.

В каждом этюде есть свои конкретные трудности, для преодоления которых нужны свои специфические варианты. С другой стороны, особенности технического развития каждого ученика, его «технические недочеты» требуют составления таких вариантов, которые наилучшим образом будут развивать технику данного ученика. Таким образом, варианты в значительной мере «индивидуальны» (в отношении и этюдного материала и ученика). Все же я считаю нужным и возможным перечислить основные, типичные формы вариантов, которые могут и должны применяться в каждом отдельном этюде и при работе с каждым учеником; что приведенные типы вариантов не являются (и не могут явиться) исчерпывающими: перечислю лишь наиболее употребительные. Приведу основные и наиболее типичные формы вариантов и применю их в игре с ученицей. Этюд находиться в стадии выучивания наизусть. Работу над техническими приёмами проделаем с ученицей Лерой поэтапно- над каждым разделом в отдельности.

Перенесение акцентов. Например, вместо акцентирования первой ноты в группе из четырех шестнадцатых — перенесем ударения на вторую, затем на третью и, наконец, на четвертую ноту. Этот вариант особенно полезен, если этюд звучит у ученика недостаточно четко, «пропадают» отдельные ноты и т. д.

Изменение звучности. Сюда относятся: а) разучивание этюда (или частей этюда, исполняемого piano, громким звучанием forte и наоборот; б) разучивание этюда, в котором обе руки исполняют технически сложные фигуры, таким образом: правая рука играет forte, левая piano и наоборот.

Изменение артикуляции. Например, разучивание связных (legato) технических фигур- staccato, portamento и т. д. Этот способ разучивания может применяться так же, как и предыдущий (например, одна рука играет legato, другая staccato, или один голос в партии, скажем правой руки исполняется связно, другой отрывисто).

Изменение ритмического рисунка (ритмические варианты).

Уменьшение трудностей. (упрощение). Цель этого варианта заключается в том, чтобы ученик сначала научился преодолевать техническое задание в упрощенном виде и лишь затем перешел к техническому заданию в том виде, в каком оно поставлено автором этюда. Играющий постепенно (как бы по ступенькам) подводится к выполнению трудной технической задачи. Мы продолжили работу над этюдом Бертини. С прошлого урока Лера освоила прием пластичного исполнения шестнадцатых в правой руке (вращением кисти) «Подключая» левую – вслушиваемся в нижний голос – спускающийся короткими мотивами – вниз, который должен исполняться певуче с мягким окончанием.

Ученица пока увлечена «правой», при исполнении двумя руками – начинает ускорять темп, но услышав замечание, что ритмическая опора как раз приходится на «восьмые» в левой руке и их нужно слушать, все встает на свои места. На протяжении урока, Лера с пониманием выполняла все пожелания,рекомендаци, чувствовалась отдача. 3.Проанализаровали с учащейся работу и выяснили все недочёты в исполнении, на основании этого было дано домашнее задание: увидеть в тексте все секвенции и выучить их наизусть,учитывая динамику среднего темпа. Урок прошел результативно и продуктив

Конспект открытого урока по математике 2 класс. УМК Перспектива. Тема «Час. Минута.» Дата проведения: 13.10. Предмет: математика. Тема: Час. Минута. Составила : Чугунова Е. О. Цель урока: познакомить детей с единицами измерения.

Конспект открытого занятия по конструированию из бумаги техникой оригами в старшей группе. «Петушок с высокой спицы…» Программное содержание: учить детей изготовлять сказочного петушка (фигурку) техникой оригами. Закрепить с детьми отгибание концов вверх.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника» Тема: Ю. И. Коваль «Дик и черника». Цели: Образовательные: — обогатить словарный запас учащихся; — ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля.

Конспект урока по природоведению в 3 классе на тему «Растениеводство» Тема урока: «Растениеводство». Цели урока: 1. Образовательные: сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины». Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Работа над техникой речи с детьми дошкольного возраста Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст,.

Сценарий Открытого урока «Пираты» Конспект открытого урока «Пираты» Цель:- расширить кругозор (дети узнают о жизни пиратов) — сплочение группы (работа в коллективе) — ориентирование.

Тема урока: Окончание и основа слова Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (1 четверть) Урок 22 Тема урока: Окончание и основа слова Цель: Повторить состав слова;.

Внеурочная деятельность. Работа с пластилином. Сценарий урока. Лепка из пластилина. Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки.

Источник

Открытый урок в классе фортепиано «Этюды на разные виды фортепианной техники К.Черни»

Урок проводился с учащимися 3 класса ( Дополнительная предпрофессиональная программа)

Скачать:

Вложение Размер
moy_konsp.docx 19.19 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУДОД «Каширская детская школа искусств»

ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему
«Этюды на разные виды фортепианной техники К.Черни».

Урок проведен преподавателем Буховцовой Г.В.

Дата урока: 3 ноября 2015г.

Урок проводится с обучающимися 3 класса по Дополнительной предпрофессиональной программе Пушилиной Софией и Сизовой Валерией.

1. Жанр этюда в музыке. Историческая и биографическая информация о творчестве выдающегося австрийского композитора Карла Черни.
2. Исполнение преподавателем изучаемых этюдов , беседа о характере, этих пьес, определение технически трудных моментов для исполнения, а также кульминационных точек.
3. Работа с обучающимися над этюдами.

1. ЭТЮД [фр. йtude от латин. studium — усердие, старание]. Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н.Скрябина и др.) Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни : он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы :«Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.
Карл Черни (1791 — 1857)- австрийский пианист и композитор чешского происхождения, родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800—1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена . В середине XIX века Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист , Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий , Леопольд де Мейер, Теодор Куллак и многие другие. Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000 опусов, состав некоторых приближается к 50 и более номерам. Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано.

2. После прослушивания этюда G-dur и Этюда C-dur в исполнении преподавателя, преподаватель вместе с Софией Валерией поговорили о технических задачах, характере этюдов, темпе, тональности, мелодике, о трудностях, которые встретились во время разучивания этих произведений.

3. Далее ученица Пушилина София исполняет этюд G-dur. В игре чувствуется волнение, небольшая темповая неустойчивость. Преподаватель обратил внимание Софии на указания темпа, динамики, штрихов, что выписаны в тексте. Была определена причина нервозной игры — волнение. Работа над этюдом проводилась по частям. Одним из важных принципов при игре ломаных арпеджио следует считать свободу передвижения по клавиатуре, гибкость кисти, помощь локтевыми движениями и хорошую артикуляцию каждого пальца. Преподаватель показал как должна двигаться рука в медленном темпе, рассказала о важности аппликатурной связки 1-3 и 2-5 пальцев. Было предложено ученице проиграть в медленном темпе 1 часть этюда, обращая внимание на расположение освобождающихся пальцев, направлении движения кисти, локтя, активности каждого пальца и освобождении кисти сразу после снятия 5 пальца с клавиши. Далее речь шла о заучивании текста на память. Преподаватель подсказал, что текст легче выучить, если София запомнит аккорды, из которых образованы арпеджио, мелодическая канва этого этюда. Ученица довольно уверенно разбирает гармоническую основу(тональности) арпеджио: тонические трезвучия с обращениями в тональностях G-dur, D-dur, C-dur. В этюде также есть два гаммообразных пассажа, причем, самый длительный и важный пассаж исполняется в левой руке. Этот пассаж требует отдельного проучивания желательно крупными мелодическими отрезками: квартолями, октолями, обязательно с исполнением нужной динамики. Далее определили расположение главной кульминационной точки в каждой части этюда и какими выразительными средствами можно достичь композиторский замысел. В конце этой части урока Пушилина София исполнила этюд целиком.

3 . Работа над Этюдом C-dur с обучающейся Сизовой Валерией. Определение основных исполнительских задач- хорошая артикуляция при игре 4 и 5 пальцами, двигательная свобода, собранная кисть. Преподаватель показывает приёмы, помогающие достичь необходимой активизации 4 и 5 пальцев: игра с акцентом на 5-ый палец; пунктирный ритмический рисунок. Ученица старательно выполняет показанные упражнения, однако, видно, что при игре пунктирным ритмом возникают сложности, связанные с слуховым представлением этой мелодии, которое изменить пока сложно для Валерии. Большое значение в этюде имеет звучание аккомпанирующей партии левой руки. Аккорды должны быть энергичными, но не заглушать звучание правой руки. И самое важное — «дирижерское чутье» в снятии звука в паузах. Проигрывание аккордов, использование пауз для подготовки следующих аккордов. Далее идет поиск интонации и кульминационных точек в этюде. Работа над нужным для этого этюда звукоизвлечением: плотными активными кончиками пальцев, внутреннее «пропевание» мелодии во время игры. Выявление технически трудных для ученицы мест и показ способов решения этих трудностей. Исполнение этюда целиком.
4. Заключение. Этюды Черни – это, прежде всего, очень хорошая музыка. В них нет сухих упражнений, лишенных художественного смысла. Правильно понятая художественная задача дает возможность найти правильный путь к решению технических проблем, заключенных в данном произведении.
Этюды Черни просты и непритязательны, но, вместе с тем, они мелодичны, образны и даже элегантны. Именно такими видела этюды Черни великая русская пианистка Анна Есипова, когда в своей поездке по Америке, исчерпав, по словам Майкапара, в ряде концертов свой репертуар чисто художественных произведений, она дала серию концертов, посвященных истории этюда. Этюды Черни были исполнены ею не только виртуозно, но высокохудожественно и элегантно. Это один из тех случаев, когда художественные задачи заставляют и на технические проблемы смотреть другими глазами.

Источник

Конспект открытого урока «Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни»

Конспект открытого урока

«Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни»

Дата проведения: 15.04.2013

Продолжительность урока: 40 минут

Возраст учащихся: 8,9,10 лет (1-3 классы)

Образовательная : овладеть определёнными техническими навыками.

Воспитательная : расширить музыкальный кругозор, побудить учащегося к самостоятельной работе, привить любовь к инструменту.

Развивающая : обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащегося.

Тип урока: Комбинированный

Систематизация знаний, умений и навыков.

Методы проведения урока:

Методический материал: ноты, методическая информация на электронном носителе.

К. Черни – Этюд C-dur (ред.Г.Гермер)№ 15

К. Черни – Этюд G -dur соч. 261 № 16

К. Черни – Этюд C-dur соч. 599 № 61

Цель урока : Формирование техническо-исполнительских навыков игры на фортепиано через развитие познавательных процессов учащихся.

I. Вводная часть

Цели и задачи: дать теоретические знания, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Объявление темы урока. Краткое знакомство с творчеством К.Черни. Значение жанра этюда. Композиторы, пишущие в жанре этюда.

Тема нашего урока: «Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни». Прежде чем начать работу над этюдом, познакомимся с творчеством австрийского пианиста, педагога, композитора (1791-1857). Это один из известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился у Л.Бетховена. Бетховен доверил К.Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции.

Как педагог он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины XIXв. трудно найти пианиста, который не прошел школу Черни. Величайшим из учеников Черни был Ф.Лист.

Самое ценное в его композиторском наследии – педагогические сочинения. Черни писал почти во всех музыкальных жанрах: он – автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров. Он написал также учебник композиции Полное теоретико-практическое учение о композиции ( Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre, 1849), Очерк истории музыки ( Umriss der ganzen Musik-Geschichte, 1851) и мемуары.

Такие известные сочинения Черни, как Ежедневные упражнения ( 40 tägliche Studien, op. 337), Большая фортепианная школа ( Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500), Школа беглости ( Schule der Geläufigkeit, ор. 299), Школа беглости пальцев ( Schule der Fingerfertigkeit, ор. 740), навсегда останутся бесценным материалом для пианистов и фортепианных педагогов, показывая пути решения технических проблем, которые встают в процессе обучения.

Мы будем работать над жанром этюда. Что такое этюд?
–Быстрая пьеса.
– Не только!! Каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для их преодоления. Такие трудности – триоли, пунктирный ритм, различные виды арпеджио, аккордов, гаммаобразные пассажи, хроматические гаммы, октава, скачки и т.д.

Жанр этюда известен с XVII века. Наиболее известные композиторы и педагоги, писавшие в жанре этюда: Анри Лемуан. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал школу игры на фортепиано и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога».
Людвиг Шитте – датский композитор и пианист. Большой популярностью пользовались лёгкие пьесы Шитте, широко использовавшиеся в репертуаре музыкальных школ.
Елена Гнесина – русская пианистка и педагог. Автор фортепианных пьес и упражнений.
Герман Беренс – шведский пианист, дирижёр, композитор и педагог. Широко до сегодняшних дней распространён сборник его фортепианных этюдов «Новейшая школа беглости». В основном этюды этих композиторов проходят учащиеся в музыкальной школе.

II. Основная часть

Цели и задачи: доступно и грамотно объяснить учащимся основные этапы работы над этюдом, настроить их на активную работу на уроке, показать на практике и закрепить некоторые технические приёмы.

В ходе урока предстоит сделать:

– определить характер
– определить форму
– взаимосвязь характера и формы
– определить оттенки
– определить штрихи
– определить лад, тональность, размер
– определить основные технические трудности
– провести работу над штрихам
– определить роль каждой руки

Пример: К.Черни, Этюд C-dur, ред.Г.Гермера № 15

Учащаяся исполняет Этюд. Этюд находится на начальной стадии работы. Чтобы иметь более ясное представление об этюде, педагог проигрывает этюд сам.
Учащаяся характеризует этюд: светлый, мелодичный, похожий на весенний ручеек. Сравниваем мелодию с тихим весенним дождиком, который становится тише в среднем разделе, ярче и активнее в конце.

Определяем на слух форму этюда – период, где первая и вторая часть разделены репризой. Находим эти части в нотном тексте. Учащаяся сама быстро их находит и уточняет, что в этюде основные оттенки: p , mF и F .

Педагог спрашивает:
– Что создаёт иллюзию дождя?
– Стаккато в конце музыкальной фразы и пассажи из мелких длительностей.
– Как называется штрих в этих пассажах ты знаешь?
– Легато.
– Какой штрих играется несвязно, но не отрывисто?
– Нон легато.

– Покажи, где он применяется в Этюде?

– В аккордах, в левой.

Важно выдержать весь этюд в одном штрихе. (Надо постараться не переходить на штрих нонлегато – исходим из характера этюда – лёгкий дождик <стаккато>, не превращающийся в тяжёлые «градинки» [нонлегато])

Определяем с учащейся, что пьеса написана в мажорном ладе. Определяем основную тональность C-dur. Уточняем по тексту: 1 и 3 части написаны в C-dur. Смотрим вместе, в какой тональности написана 2 часть: G-dur (находим фа#, определяем границы тональности, затем обращаем внимание на знаки альтерации, интервал ми бемоль – фа #, который звучит немного с грустью и разрешается в светлый тонический аккорд G-dur.)
Закрепляем тональности – проигрываем гаммы C-dur и G-dur, аккорды – T, T6, T64, S, S6, S64. Следим за правильностью аппликатуры в аккордах.

Определяем размер – 6/8 (танцевальный характер учащийся определил в самом начале урока). Сравниваем размер 3/4 и 6/8 (более мелкие длительности и отсюда более подвижный темп, на танцевальную первую долю приходится 6 нот, а не 3).

В самом начале мы говорили, что каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для её преодоления.

– Какая техническая трудность в этом этюде?
– Игра аккордами.
– Давай с тобой определим, к какому виду техники относятся аккорды?
– К крупной технике.

Перечисляем, что относится к крупной технике, здесь же уточняем, что относится к мелкой технике.
Играем аккорды в правой руке (определяем – звучат 2 вида аккордов – T и S.). Тоническое трезвучие – в последовательности T-T64, субдоминантовое трезвучие в последовательности – S64-S6.
В конце первой части – ломанные аккорды.

Главное в аккордах – полная одновременность звучания, ровность всех звуков. Прошу учащуюся сыграть начальные аккорды медленно, всей рукой. Следим, чтобы рука не зажималась, снимаем аккорд свободным локтём.
Чтобы полностью слышать аккорд, играем поочередно: два крайних звука, два верхних звука и т.д.
Группируем аккорды по 2. Второй аккорд как бы исходит из 1 аккорда, первый аккорд берётся с большим весом руки, второй – с меньшим.
Чтобы запомнить комбинацию из 2 аккордов, проигрываем их в разных октавах. Пробуем играть их разными оттенками. Замечаем что аппликатура в аккордах такая же, какую мы играли в гаммах.
Прошу учащуюся спеть основную мелодию этюда. Учащаяся поёт мелодию верхнего звука аккорда. Уточняем, что аккорд содержит мелодию в верхнем голосе. Проигрываем эту мелодию отдельно, затем играем эту мелодию пятым пальцем (т.е. тем пальцем, который в аккорде). Теперь играем аккорды, прислушиваясь и контролируя мелодию в верхнем голосе. Верхний голос должен звучать ярче, два других более матово. Пятый палец прижимает более плотно клавишу, а другие с меньшей силой.
Определяем с учащейся ещё одну трудность – игра аккордов штрихом стаккато. Существует два приёма стаккато: по принципу ударных и по принципу щипковых. Показываю эти варианты, прошу учащуюся повторить.

– Как ты считаешь, какой вариант больше подходит к нашему этюду?
– К 1 и 3 части – второй вариант (щипковый), ко второй части – 1 вариант (ударный)
(Опять же исходим из характера этюда).

Играем аккорды легкими, «пружинистыми» движениями, пальцы при этом должны быть активными и словно схватывать аккорд. Это придаёт большую точность звукоизвлечения и отчётливость звучания.
Обращаем внимание учащейся на штрих-акцент, который нужно играть подчёркнуто (ставим крепко палец, с замахом сверху).
Определяем с учащейся темп allegretto (чуть медленнее чем allegro). Отмечаю, что стаккато единственный вид артикуляции, который имеет темповый потолок. Обращаем внимание на замедление – poco rall – в конце второй части.

Теперь рассмотрим партию левой руки:

– Из чего состоит партия левой руки?
– Из баса и аккорда.
– Левая рука выполняет роль аккомпанемента.
– Сыграй, пожалуйста, мелодию баса.

Учащаяся играет мелодию баса (5 пальцем). Педагог играет аккорды. Затем учащаяся играет бас левой рукой, аккорды правой. Затем учащаяся играет бас и аккорды одной левой рукой. Бас – более глубоким звуком, погружаясь до глубины клавиши, аккорды – лёгкими пальцами, на «кистевом снятии».
Чтобы быстрее находить скачок между басом и аккордом, пробуем, как вариант проиграть с закрытыми глазами.
Чтобы углубить бас, пробуем взять на него «прямую» педаль. Сравниваем варианты с педалью и без неё. Учащаяся отмечает, что бас с педалью звучит ярче, насыщеннее, легче подготовить руку к аккорду.
Пробуем играть этюд двумя руками. Это трудно! Учащаяся ещё пока не охватывает и не может выполнить все требования сегодняшнего урока.
Отмечаем, что прежде чем соединить обе руки, учащаяся должна хорошо знать партии обеих рук и уметь выполнять все требования, предъявляемые к каждой партии. Определяем роль каждой руки: левая рука – опорная, как бы лежащая всё время на клавиатуре, выполняет роль фундамента, правая – более подвижная, лёгкая, ведущая основную мелодическую линию.

III. Заключительная часть

Цели и задачи: закрепить пройденный на уроке материал, настроить учащуюся на полноценную домашнюю работу.

– Отметить положительные моменты урока.
– Обратить внимание учащейся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе.
– Оценить урок. Высказать пожелания. Перечислить все основные моменты урока (над чем конкретно работали)
– Сделать запись в дневнике.

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни» проводилось с учащимися 1-3 классов: Амелиной Ириной, Ревой Полиной, Дуровой Ангелиной. Тип урока комбинированный: а) традиционный урок; б) повторение пройденного материала.

Форма проведения урока – занятие-мастерская.

Выбор данной темы считаю актуальной т.к. для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно работать над интересным, художественным нотным материалом и делали это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить техническо-исполнительскую базу (гаммы, этюды, технические упражнения, музыкальную терминологию и др.).

В связи с этим, учащиеся фортепианного отделения один раз в год сдают технические зачеты, совершенствуя раз от раза свое исполнительское мастерство.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: работа над техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни через развитие познавательных процессов учащегося. Решалась данная проблема через следующие задачи:

Научить учащегося детально анализировать музыкальное произведение (Этюд).

Изучить виды техники.

Научить применять различные приемы и способы игры в наиболее технически сложных тактах.

Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.

Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.

Создать атмосферу доброжелательности между учащимся и преподавателем.

Использовались следующие методы обучения:

метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации (к открытому уроку учащемуся было задано проблемное задание);

исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливал истину, новую только для него. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).

Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащегося.

Цели и задачи урока достигнуты.

Агарёва Г. Работа над фортепианной техникой. Каталог статей.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Муз. 1978 .

Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве Л. Муз 1985.

Коган Г. У врат мастерства М. Классика – XXI. 2004 г.

Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей.

Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М. 1965.

Либерман Е. Работа над фортепианной техникой изд. М.: «Классика» – XXI. 2003.

Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. М.: Муз. 1991.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика XXI. 1999.

Источник

Читайте также:  Высокочастотный звукосниматель для гитары
Оцените статью