Меню

Открытый урок фортепиано художественный образ

Конспект открытого урок в классе фортепиано «Работа над художественным образом на стадии эстрадной готовности «

Урок проводился с ученицей 4 класса, участницей конкурсов различного уровня, неоднократно получавшей звание Лауреата и Дипломанта.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_fortepiano.docx 24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по фортепиано

«Работа над художественным образом на стадии эстрадной готовности в классе фортепиано»

Ф.И.О. преподавателя: Куртунова Ольга Николаевна, преподаватель I категории МБУДО «Сосновская ДМШ»

Ученица: Молчанова Виолетта

Дата: 29 ноября 2018г

Специальность: Фортепиано и читка с листа

Образовательная программа: дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Тема урока: «Работа над художественным образом в классе фортепиано на стадии эстрадной готовности в пьесе Н.Ракова «Первые фиалки»

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока (по учебному плану) — 45 мин.

Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  • Развивать техническую оснащённость.
  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах музыки;
  • Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;
  • Развитие воли и управления своим поведением.
  1. Предметные:
  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет исполнительскими штрихами и динамическими оттенками.
  • Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике
  1. Метапредметные:
  • Ученица умеет определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью преподавателя;
  • умеет действовать по заданному алгоритму;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
  • развиваются способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
  • умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • умеет осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
  • умеет выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Наблюдение
  • Прослушивание музыкального произведения

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций.

2. Технология развивающего обучения.

3. Технология формирования мотивации к деятельности.

4. Здоровьесберегающая технология.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
  2. Голубовская. Н. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985.
  3. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Классика – XXI –М. 2002.
  4. Когай А. Ю., Сеитова Л. К. Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 16-19.
  5. Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. — М.: КЛАССИКА – XXI, 2001.
  6. Щапов. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика – XXI, 2002.

Основные этапы урока:

  1. Организационный – 1 минута
  2. Технический тренинг – 5 минут
  3. Адаптационный этап. Открытие темы урока, постановка цели и задач урока – 7 минут
  4. Совместное исследование проблемы – 10 минут
  5. Физкультпауза – 4 минуты
  6. Этап усвоения новых знаний и способов действий – 6 минут
  7. Заключительный этап работы над произведением – 5 минуты
  8. Рефлексия. Информация о домашнем задании – 2 минуты

Эти упражнения можно делать как в начале урока, так и в середине, для снятия напряжения и усталости.

Комплекс физических упражнений для разминки и разогрева мышц пианиста

  1. Первое упражнение — правильное диафрагмальное дыхание. Такое дыхание поможет «разогнать» кровь по сосудам. В условиях школьного кабинета мы его выполняем стоя. Положить ладонь на середину живота, сделать выдох широко раскрытым ртом, с придыханием «Ха-а!». Ладонь на выдохе опускается в живот. Представляем, как живот с ладошкой прижимается к позвоночнику. Вдох через нос. Сделать нужно 10–20 повторений.
  2. Второе упражнение — приседание с опорой. Это упражнение поможет включить в работу крупнейшие мышцы тела и суставов. Количество приседаний детям предлагается по схеме «сколько лет — столько и приседаний», показываем диафрагмальное дыхание и начинаем вместе делать упражнения. Дети с удовольствием приседают, выполняя свою «норму» и больше.
  3. Третье упражнение — вращение рук в суставах запястий: вытянуть руку вперёд, сжать пальцы рук в кулак и вращать ими 10 раз по часовой стрелке и 10 вращений против часовой стрелки.
  4. Четвертое упражнение — руки развести в стороны, согнуть в локтях, затем выполнить предплечьями по десять вращений по часовой стрелке и десять вращений против часовой стрелки.
  5. Пятое упражнение — прорабатываем плечо, «рисуем» круги каждой рукой отдельно, наращивая темп вращений вперед — «к себе», а также десять раз назад — «от себя».
  6. Шестое упражнение — отжимания от стенки. Предлагаем ребенку встать лицом к стене, ноги на ширине плеч. Выполняем отжимания, делая резкий выдох диафрагмой на звук «ха!», в исходное положение-вдох. Количество определяем в игровой форме: «Сколько лет? Сколько можешь?». Дети с удовольствием сами назначают спортивную норму и перевыполняют ее.
  7. Седьмое упражнение: «Дерево растет». Подойти к стене, поднять руки вверх, встать на носочки и тянуться напряженными руками: «Дерево растет, веточки тянутся к солнышку». Упражнение делается в течении трех минут.
  8. Восьмое упражнение — «скручивание позвоночника». Основная стойка — ноги на ширине плеч, руки вытянуты на уровне груди. Повороты вправо и влево. Норму устанавливаем сами на уроке.
  9. Девятое упражнение — разминка для мышц кисти «Веер». Представили пальчики рук веером, раскрыв ладонь. Теперь собираем «веер»: на первый палец (он сгибается) укладываем второй, на второй — третий и т. д. Теперь «веер» складываем в обратном направлении: на пятый палец «укладываем» четвертый и т. д. Упражнение проделываем по пять раз в каждую сторону.
  10. Десятое упражнение — «скольжение». Каждый палец руки по очереди выполняет скользящие движения по внутренней стороне ладони. Первый палец скользит от основания пятого пальца по диагонали, а затем выпрямляется. Упражнение повторить три-пять раз. Потом «скольжение» по ладони делает второй, третий, четвертый и пятый пальцы по очереди, сначала правая, потом левая рука.

Эти упражнения можно делать как в начале урока, так и в середине, для снятия напряжения и усталости.

1.Играем гамму Ля мажор (тональность пьесы) различными штрихами.Ученица должна охарактеризовать как меняется характер музыки с изменением штриха.Проигрываем гамму на форте, на пиано, с крещендо и диминуэндо, обращая внимание ученицы на звук(он становится то радостным, то нежным и хрупким,то тянется к солнышку, подобно первому весеннему цветку, то успокаивается и замирает.)Все эти сравнения нам пригодятся в работе над пьесой Н.Ракова «Первая фиалка».

2.Виолетта проигрывает пьесу целиком.Так как мы взяли этап эстрадной готовности, то пьеса играется на память с динамическими оттенками и педалью.

3.Разбираем форму произведения: форма рондо с двумя эпизодами, основная тональность рефрена Ля мажор, эпизоды написаны в одноименной тональности Ля минор. Преподаватель по ходу разбора формы задает вопросы , связанные с тональным планом и строением формы произведения.

4.Ученица проигрывает отдельно рефрен, рассказывает о характере (радостный, нежный, певучий).Все эти определения раскрывают образ первого цветка. Поможет в лучшем раскрытии образа-левая рука, так как аккомпанемент очень гармонически-насыщенный, обогащает мелодию, которая строится на повторных мотивах.Сыграть нужно певучим звуком с крещендо к верхним нотам арпеджио. Придать объем и насыщенность поможет запаздывающая педаль. Работаем над чистотой педали. Выстраиваем баланс между мелодией и аккомпаниментом.Ученица сама дает оценку сыгранному фрагменту.Если с задачей не справилась, находим проблему в исполнении и устраняем ее.

5.Проигрываем 1 эпизод, контрастный по характеру .Появляется минор, грустные нотки, смена настроения.Виолетта должна в исполнении найти новые звуковые краски, сыграть печально и нежно.Трудность этого эпизода заключается в двойных нотах левой руки.На этапе разбора мы обращали большое внимание аппликатуре, которую нужно неукоснительно соблюдать для удобства исполнения интервалов.Этот фрагмент можно сравнить с тревогой первой фиалки, которая может погибнуть, которую могут не заметить и сломать, или вовремя не полить и т.д.

6.Затем звучит опять рефрен, но автор предлагает сменить динамику с mf на p.Это тоже выразительный момент, нужно обратить внимание ученицы на этот художественный прием,который придаст рефрену нежный и трепетный характер. Добиваемся этого. Если не достаточно контрастно звучит, ставим задачу перед ученицей в дальнейшем добиться звукового эффекта.

7.Работаеи над вторым рефреном, который также звучит в Ля миноре. По словам Виолетты этот эпизод более тревожный и сердитый. Теперь сложность исполнения двойных нот перешла в правую руку. Добиваемся точной аппликатуры и исполнения без остановок и звуковых провалов, выравниваем баланс между мелодией и аккомпаниментом, играем в более медленном темпе, чтобы прослушать все интервалы.

8.Завершается пьеса проведением рефрена в радостном настроении, фиалка расцвела и радует всех своей красотой и нежностью.С таким посылом мы вновь проигрываем пьесу целиком, сохраняя общий настрой произведения, следим за чистотой педали, слушаем баланс между правой и левой руками, выполняем все динамические оттенки, сохраняем темп Allegro.Ученица хорошо справляется с поставленными задачами, так как пьеса была исполнена на Международном конкурсе «В центре внимания» в Тамбове и Молчанова Виолетта стала Лауреатом I степени.

Благодарю ученицу за исполнение. В домашнее задание входит проигрывание произведения по нотам отдельными руками в среднем темпе.

Источник

Открытый урок в классе фортепиано на тему: «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях»

специалист в области арт-терапии

Открытый урок в классе фортепиано

Тема: « Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях »

Преподаватель Карасёва Е.А.

Тема урока: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;

Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации.

Тип урока: традиционный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия педагогического репертуара. 6 класс / сост. Г.Г.Цыганова, И.С.Королькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Коровицын В. Детский альбом. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: «Феникс», 2007.

Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для развития беглости пальцев. Т.Симонова. Санкт-Петербург: «Композитор», 2004.

Фортепиано. 3 класс. Учебное пособие./Сост. Б.Е.Милич. М.: «Кифара», 2006.

Фадеева Ангелина 3 класс – С. Разоренов «Два петуха»

Куликова Арина 3 класс – В. Коровицын «Два клоуна (рыжий и блондин)»

Настасина Марина 6 класс – Э. Массне «Мелодия (элегия)»

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.

Девочки, сегодня на уроке мы с вами поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?

Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.

Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. Это (Схема)

Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

Хорошо, сегодня на уроке мы на примере ваших произведений проследим становление, выражение музыкального образа.

Начнём мы с яркой, образной пьесы «Два петуха», которое исполнит Фадеева Ангелина , ученица 3-го класса.

Прежде чем начать работу над пьесой, Ангелина поиграет подготовительные упражнения, чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.

Упр.17 из сборника « Скороговорки для фортепиано» – полезно для развития координации движений, для быстрого ритмичного чередования рук. Мы отрабатываем динамические оттенки, постепенное нарастание и затихание (крещендо и диминуэндо) звучности. Такие же оттенки встретятся в пьесе «Два петуха»

Упр.18 направлено на отработку двойных нот – терций. Необходимо следить за одновременным взятием двух звуков. «Прогулка» по звукам вверх-вниз.

Произведение «Два петуха» , которое написал русский композитор Сергей Разоренов – очень интересная, яркая пьеса.

Ангелина, давай сразу сыграем её, а потом поговорим.

Ангелина, скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?

Музыка точно изображает образы петухов? Драки? Боя?

Давай мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается художественный образ в нашей пьесе.

Во-первых, обратим внимание на форму произведения. 3 части, причём 1 и 3 части практически одинаковые.

Что же происходит в 1 Части?

Какие средства выразительности использует автор? (отрывистая мелодия, мажорный лад, острый ритм – крик «Кукареку», разнообразная динамика (два разных характера), звонкий тембр)

2 часть – бой петухов (темп, нарастание и затихание звучности – нападение, ровный ритм, акценты (удары, уколы).

3 часть – кульминация пьесы. Победа первого, залиристого петуха. Победный клич (акценты), последний пассаж – побежал и догнал (ровно, ярко, как «мелкие шажки»).

Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа. А теперь ты, Ангелина, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о которых мы только что поговорили.

Такая у нас получилась интересная пьеса. Ангелина, ты молодец. Видно, что пьеса тебе нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.

Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый-медленный, следи за ровностью (поиграй на «та-та»)

Следующее произведение называется «Два клоуна (рыжий и блондин)» композитора В. Коровицына. Исполняет Куликова Арина .

Арина, пьеса ещё немного не доучена, поэтому смотри в ноты. Постарайся вспомнить и выполнить всё, о чём мы говорили на уроках.

Владимир Коровицын – русский композитор, который живет в Великом Новгороде и сочиняет в настоящее время. Этот композитор написал много сочинений для хора, для симфонического оркестра, романсы, песни. И, конечно, он написал много фортепианных сочинений для детей. Детские пьесы вошли в сборники: «Детский альбом», «Исполнение желаний», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы».

Арина играет пьесу «Два клоуна» из сборника «Детский альбом». Также в этот сборник вошли интересные пьесы «Вальс Золушки», «Куклы сеньора Барабаса», «Емеля едет на печи», «Жуткий детектив» и др. То есть, всё пьесы имеют название, в котором и кроется художественный образ.

«Два клоуна» – яркая, интересная пьеса. Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со средствами выразительности для раскрытия образов.

Сколько частей и кого автор в них изображает?

Два клоуна разные по характеру?

Расскажи мне про рыжего клоуна ? Какой у него характер? Чем он занимается? Какими средствами выразительности достигается образ рыжего клоуна?

Не зря автор обозначил цвет волос наших героев. Рыжий, я думаю, почти оранжевый – очень яркий цвет. Характер энергичный, задорный, активный, бодрый. Занимается рыжий клоун, скорее всего жонглированием. Об этом говорят стремительный темп, быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стаккато, мажорный лад, четкая ритмическая пульсация, разнообразная динамика, интенсивное крещендо (смотри, очень частые крещендо от р к f ). Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. Штрих у нас стаккато, упругое, отпрыгивай. Звук сильный, яркий.

2 часть. Здесь совершенно другой образ – Блондин . Какой характер у блондина? Что он делает? Судя по музыке? Возможно, что-то напевает, мечтает, думает. Давай рассмотрим музыкальные средства выразительности, которое используются в этой части.

В связи с этим, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В правой руке – мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.

Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали упражнение для глубокого взятия, до «самого дна клавиши»? (упражнение с монеткой)

Работа над выразительной фразой: Попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, тоже самое, пропеть на инструменте.

Левую руку поиграть аккордами со сменой педали, с объединяющим движением руки.

3 часть – опять образ рыжего клоуна. Звучит ещё ярче, интереснее. Доигрываем до конца.

Дома проучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения для работы над звуком. Доучивай пьесу.

Произведение «Мелодия» французского композитора Жюля Массне – один из наиболее известных образцов музыкального жанра элегии.

– Марина, ты помнишь что это за жанр? Элегия?

(Предполагаемый ответ: Музыкальное произведение задумчивого, печального характера)

Вообще жанр элегии возник в литературе, в поэзии Древней Греции. В переводе с греческого – плачевный, жалобный. Это стихотворение с характером задумчивой грусти, выражающее грустное настроение души. Чаще всего в таких стихотворениях выражены мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества.

Вернёмся к нашему произведению. Мелодия (Элегия) была написана как фортепианная пьеса, вошла в цикл произведений «Жанровые пьесы». Позже, через несколько лет, когда Массне работал над музыкой к драме французского поэта Леконта де Лиль, он переложил Элегию для виолончели. Так как музыка очень красивая, она была с восторгом принята слушателями. И ещё через некоторое время был написан текст, и таким образом, возникла вокальная версия – романс. В дальнейшем появилось множество переложений для разных инструментов.

В России, да и в остальном мире, это произведение известно, благодаря записи в исполнении знаменитого русского певца Фёдора Шаляпина.

И для лучшего понимания произведения мы послушаем эту запись.

Марина, обрати внимание на инструмент, который звучит во вступлении, и на слова, на текст.

О чём это произведение? О несчастной любви, об одиночестве, о расставании, о том, что белый свет немил, так как нет любимой. Шаляпин поёт, что всё унесла ты с собой. Довольно грустное, но очень красивое сочинение.

Сыграй его, пожалуйста.

Давай рассмотрим, с помощью каких средств выразительности достигается это печальный, задумчивый образ. Это нисходящая, плавная мелодия. Интонации с затакта – вопросы Где дни любви? Грезы весны? Шум лесов, Пенье птиц? И т.д. Какой инструмент может исполнить её? Для какого инструмента была написана пьеса? Виолончель. Тембр виолончели низкий, густой, обычно говорят, бархатный. В сопровождении постоянная ритмическая пульсация.

Чтобы сыграть выразительно, мы работали над фразировкой.

Сколько частей в пьесе? В конце 1 части музыка более взволнованная, короткие интонации (Всё унесла ты с собой, и солнца свет, и любовь, и покой, Всё, что дышала тобой одной).

2 часть начинается с повторения музыки 1 части. Опять встречаются короткие взволнованные интонации. Помнишь, мы разбирали в этом месте сопоставление ладов? Минор и мажор – надежда, мечта.

Дальше появляется имитации (подражания) – сожаление.

Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с вами убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.

В заключение урока хочется поблагодарить девочек за их работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, вы представляете, проживаете музыкальные образы и с радостью играете эти произведения.

Источник