Открытый урок фортепиано по звукоизвлечению

Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»
план-конспект урока на тему

С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании.

Скачать:

Вложение Размер
moy_master-klass.docx 18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ Радужный.

Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»

Преподаватель фортепианного отделения Янкович Н.М.

Тема «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»

Цели: Воспитание музыкально-исполнительских качеств учащегося.

Воспитание основ музыкально-исполнительской культуры у учащегося.

Задачи: Обучение учащегося целесообразным и приемлемым исполнительским движениям, позволяющим добиваться глубокого длинного звука.

Обучение учащегося работать над поиском звуковой палитры, тембра, динамическими оттенками выразительности.

Методы: Словесный, практический, сравнения, эмоциональный.

Практическое задание: добиться глубокого, длинного, певучего звукоизвлечения мелодической линии произведения.

Тип урока: урок решения учебной задачи — исполнения мелодии произведения кантиленного характера.

Оборудование для преподавателя и обучающегося: рояль, ноты.

Планируемый результат: повышение качества звукоизвлечения обучающегося при исполнении кантилены.

Организационный момент определение темы; создание эмоционального настроя обучающегося на исполнение произведения.

Постановка целей и задач урока

С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании. А для этого необходимо научить ученика опускать пальцы и руки «в клавиши», в рояль, «хорошо чувствовать клавиатуру», как бы преодолевая её сопротивление. Пока учащийся не владеет своими руками, ощущение опоры легче приобрести при работе над произведениями (или фрагментом) аккордового изложения, требующим наполненности звучания. Как мы это делаем, я показывала на открытом уроке в прошлом учебном году на примере работы в классе над гаммами с упражнениями, пьесы «Игра в лошадки» П.И.Чайковского и этюда К.Черни op.299№1 с ученицей четвёртого года обучения. Полученный результат: I место в конкурсе этюдов, оценка «отлично» — на академическом концерте, яркие выступления на концертах ДШИ.

Параллельно с работой над аккордовой фактурой нужно искать звучание, и связанное с ним ощущение при исполнении мелодической линии. Сегодня мы будем работать над качеством звукоизвлечения в произведении финского композитора Яна Сибелиуса «Элегия» с учащейся 6 класса.

Исполнение произведения учащейся. Выявляются пробелы и пути их коррекции. Повторение последовательности изучения произведения прослушивание произведения целиком, затем начиналась тщательная проработка музыкальной ткани: форма произведения, гармония, полифония, отклонения, динамические изменения, фразировка и т.д. все подвергалось анализу, после чего следовали рекомендации по конкретным приемам. Аппликатура, артикуляция, педализация – все осмысливалось не как самоцель, но как выразительное средство и давалось в предельном четком, конкретном виде.

Выявление трудностей при исполнении длинных залигованных нот и показ способов их преодоления: погружения руки и дотягивание кистью, с дослушиванием остатка звука и мягкого выхода из него восьмыми нотами. Интонирование кистью, пальцами через ладонь мелодической линии, с ощущением растяжения внутри ладони. Словесно и практически показ новых способов решения исполнительских задач. Работа над контрастом тембра между регистрами, ощущением свободы исполнения, максимальной концентрации слуха при этом. Сравнительный анализ со скрипичным звучанием длинных звуков полным смычком. Словесно-информационный анализ: особенности творчества Сибелиуса – красота финской природы в произведения для скрипки и фортепиано. Ян Сибелиус окончил консерваторию по классу скрипки и композиции.

Рефлексивно-оценочный этап Оценка результатов работы учащейся на уроке. Самооценка учащейся исполнения. Музыкальная гимнастика для отдыха и концентрации внимания. Фиксируются затруднения: свободные переносы рук при смене регистров, артикуляция пальцев при исполнении певучего легато, как направления для будущей учебной работы по улучшению качества звукоизвлечения.

Источник

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
Открытый урок 30.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано

с применением традиционной

и инновационных технологий».

преподаватель по классу фортепиано:

Павлова Зоя Николаевна

г. Инта, Республика Коми

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано

с применением традиционной

и инновационных технологий».

  1. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
  1. Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  2. Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  3. Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  1. Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  2. Развивать техническую оснащённость.
  1. Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  2. Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Вид урока: интегрированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

  1. Развивающего обучения
  2. Творческая лаборатория
  3. Художественно-эстетическая
  4. Информационно-компьютерная
  5. Здоровьесберегающая
  1. Фортепиано
  2. Стул
  3. Подставка под ноги
  4. Сборники нот
  5. Иллюстрации и рисунки
  6. Русские народные сказки
  7. Ноутбук
  8. Синтезатор
  9. Таблица
  10. Портреты композиторов
  1. Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  2. У неё сформирован музыкальный образ;
  3. Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

— сообщение темы и постановка задач;

— теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

— практическая часть: работа над произведением;

— Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

— Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.

Настрой на работу.

Педагог : сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский?

Ученица : я не знаю.

Педагог : А Александр Лубянцев?

Ученица : тоже не знаю.

Педагог: Карина, а сказки ты любишь?

Ученица: да, очень!

Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?

Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.

Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал?

Ученица: в консерватории в Ростове.

Педагог: А когда была написана пьеса?

Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький.

Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую?

Ученица: «Новая кукла».

Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает?

Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая.

Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.

Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.

Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.

Ученица: У меня получилось так.

Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?

Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.

Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.

Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева.

Ученица: исполняет произведение.

Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка.

Педагог: Опиши, какие у неё волосы?

Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.

Педагог: А тембр голоса можно угадать?

Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.

Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?

Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.

Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать?

Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная.

Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре.

Ученица: играет отрывок.

Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы.

Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта.

Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков.

Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу.

Педагог: О чем же говорят нам интервалы?

Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная.

Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?

Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом.

Педагог: А как помогает динамика?

Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность.

Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой?

Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила.

Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды.

Ученица: играет аккорды.

Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:

  1. Вначале со счетом в ладоши;
  2. В ладоши на слух;
  3. Ладонью по колену;
  4. Ладонью по крышке;
  5. На клавиатуре;
  6. Все на одном движении.

Ученица: выполняет упражнения.

Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует.

Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?

Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!

Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе.

Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе.

Источник

Оцените статью