Открытый урок фортепиано работа над ритмом

Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
методическая разработка по теме

Открытый урок по специальности фортепиано

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»

Открытый урок по теме:

« Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Цель: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игре на фортепиано.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

  1. развитие метроритмических и двигательно–моторных навыков, необходимых для игры на фортепиано;
  1. изучение основных элементов музыкальной грамоты, необходимых для освоения метроритмической структуры музыкальных произведений;
  1. воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.

2. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием эффективного обучения должна быть система.

Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.

3. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным .

4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции .

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая разминка.
  3. Проигрывание гаммы разными длительностями.
  4. Работа над произведением.
  5. Игра в ансамбле с педагогом.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель : Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения» с учащейся 2 класса Карсаковой Аней.

Начнем с объяснения, что в жизни все подчинено времени. Представь, что было бы, если у нас не было времени. Ты опаздала бы в школу, не позавтракала и т. д. Музыка – искусство временное. В ней все подчинено времени.

Промаршируй под музыку.

1 раз играю ровно, 2- замедляю и ускоряю. Получается смешной танец.

3 раз – играю ровно. Задание: простучать пульс.

В музыке всегда присутствует ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Когда отстукиваешь каждый звук песни, ты исполняешь ее ритм.

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Пример № 1. Стуку да стук, каждый звук: так стучится ритм.

Проигрывание гаммы разными длительностями

Гамма соль мажор.

1. В этом звукоряде – половинки, неуклюжие забавные медвежата идут, переваливаясь с ноги на ногу.

2. В этом «отряде» — четверти. Бегут по лесу трусцой волки, оглядываясь по сторонам, ищут дорогу.

3. В этом «отряде» — восьмушки: веселые озорные белочки скачут, бегут друг за дружкой.

Чтоб не спутать польку с маршем
Или с вальсом, например,
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит …

Со словом «размер» мы встречаемся повсюду: размер платья, размер ноги, размер комнаты. В музыке размер – это равномерное чередование сильной и слабой доли.

Возьмем простые музыкальные размеры: 2/4; 3/4.

Паровоз с вагончиками. Дописать длительности. Если размер 2/4, то пульс равен четверти и их две. А в четверти сколько может жить нот?

2/4; Имеет одну сильную долю, одну слабую.

3/4. Имеет одну сильную долю, две слабых.

Работа над произведением

Ж. Векерлен Детская песенка

(затакт – начинается со слабой доли, счет два и)

Прохлопай 1 предложение громко, 2 – тихо.

Игра с педагогом по партиям.

Сыграй двумя руками со счетом.

Упражнение «Сороконожка» — сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук. На слове «догнали» руки встречаются на шее: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали!»

2 сильные доли, 2 – слабые.

Играет педагог 1 партию, ученица хлопает ритм 2 партии: сильные доли.

Играем вместе и поем со словами.

На фоне аккомпанемента:

1 фразу играет ученица, 2 – считает и т. д., и наоборот.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1.Гамма соль мажор – закрепить, пройденное на уроке, и придумать свой ритм.

2. Ж. Векерлен Детская песенка

Прохлопать с динамикой.

Играть двумя руками со счетом.

Прохлопать 1, затем 2 партию со счетом.

1 партия – 2 такта играть; 3,4 – хлопать и т.д.

Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо тебе, Аня, за работу на уроке. Спасибо всем за внимание.

  1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961
  2. Гутман Т. Д. О работе над музыкальным произведением. Москва, 1970
  3. Сиротина Т. Ритмическая азбука. — Москва.:Музыка, 2007.
  4. Грач Б. Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка», Москва, 1965
  5. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. Москва, «Музыка», 1971

Источник

План открытого урока Работа над ритмом на уроке специальности

Урок проводился с учащимся первого класса.

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_rabota_nad_ritmom_na_uroke_spetsialnosti.docx 19.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА 27. 03 2017 года

Андреенковой Елены Владимировны

по дисциплине «Специальный инструмент »

с учеником 1 класса ДМШ Германом Клочковым

Тема урока: «Работа над ритмом на уроке специальности»

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе;

Цель урока: добиваться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях..

Обоснование цели: Всегда и в настоящее время педагоги и исполнители работают над усовершенствованием исполнительского мастерства. А так, как ритм является одной из главных нитей «музыкальной ткани», то работа преподавателей по формированию и развитию ритмической организации у учащихся необходима и целесообразна.

Задачи:
Обучающие:
— знакомства с музыкальными терминами – метр, ритм, темп;
— применение теоретических знаний о ритме, темпе, группировке на уроке;
— обучение правильному распределению ударов при исполнении различных метроритмических сочетаний.

Развивающие:
— развитие слухового восприятия музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений;
— развитие ощущения чередования длинных и коротких длительностей через ритмическое прохлопывание.

Воспитательные:
— воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям;
— воспитание внимания, умения слушать и слышать музыку;
— воспитание навыков художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

Используемые педагогические технологии:

— обучение с помощью ТСО;

Методическое обеспечение /оборудование/:

Рояль, домра, подставка по ногу, ноты, нотный пульт, мобильный телефон ученика.

1.Повторение пройденного материала.

2. Упражнения на развитие чувства ритма.

4.Работа над пьесами.

5. Итоговое исполнение пьес..

Ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач: ;

  1. Настройка домры под рояль — 2 мин.
  2. Повторение длительностей нот ;

Игра «Ритмическое эхо» (педагог хлопает, ученик – повторяет); Прохлопывание ритмических рисунков по «Музыкальному букварю» Н.Ветлугиной — 10 минут

  1. Исполнение упражнений «Метель» и «Барабанщик». При исполнении упражнений необходимо выдерживать метрическую точность т.к. говоря словами Г. П. Прокофьева, чувство мерности пульсации является «доминантным» в работе. «. Играть в ритмическом отношении точно», не допуская в этой области «никаких послаблений», поскольку любые «упражнения вне ритма следует признать нецелесообразными», писала Н. А. Любомудрова. — 5 мин
  2. Исполнение Р.Н.П. «Вдоль да по речке» в обработке Ю.Давидовича. Пьеса написана в размере 2/4, содержит ритмический материал, сложный для исполнения учеником 1 класса, поэтому необходимо проработать его с помощью различных упражнений:

— учитель прохлопывает ритм сложного ритмического эпизода, а ученик 1 и 2 доли ;

-учитель прохлопывает 1 и 2 доли, ученик прохлопывает ритм сложного ритмического эпизода, далее ритм играется на инструменте на одном звуке,и наконец- исполняется всё как написано автором. – 10 мин.

5. Разминка. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательным реакциями (проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, типа подсознательного, как говорят, «машинального» отбивания ритма ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений пальцев, гортани, корпуса и т.д.). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Эта позиция полностью разделялась и таким авторитетным теоретиком и практиком в вопросах ритма, как Жак. Далькроз: «Без телесных ощущений ритма. не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». Ученик ногами топает четвертными длительностями, хлопает восьмыми, если упражнение получается, прохлопываемые ритмы можно усложнять, а ноги все-равно топают четвертями. – 5 мин.

6. Исполнение Р.Н.П. « Жил был у быбушки серенький козлик». Размер ¾ не всегда легко воспринимается юными музыкантами, поэтому выполняем ряд упражнений, помогающих ученику почувствовать трехдольность. Концертмейстер играет пьесу, а ученик хлопает четвертями. Концертмейстер продолжает играть, ученик хлопает только первые доли, дальше задача усложняется — ученик хлопает первую долю громко, а вторую и третью тихо. Таким образом мы добиваемся понимания размера ¾. — 5 мин.

7. Исполнение двух пьес учеником записывается на мобильное устройство, подарок для родителей. Домашнее задание. — 8 мин.

Результат: Поставленные цели и задачи урока были полностью достигнуты. Этому способствовали плодотворная работа и творческая атмосфера на уроке, а также хорошая восприимчивость ученика, его умение слушать и думать.

Источник

Урок по фортепиано «Работа над координацией и ритмом на начальном этапе обучения»

специалист в области арт-терапии

Школа-гимназия вальдорфской ориентации

Преподавателя Ребенок М.Н.

Тема: «Работа над развитием координации и ритма на начальном этапе обучения»

(В уроке принимает участие ученица 2 класса Войта Милания)

20 ноября 2014 года

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА:

Организационные вопросы (2 мин)

Работа с ученицей над пьесами (15 мин)

Заключительное слово (3 мин)

ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ УРОКА:

Образовательная: освоение новых ритмических рисунков, работа над штрихами.

Развивающая: научиться исполнять более сложные ритмические рисунки, работа по развитию координации (умение играть слаженно и разными штрихами одновременно).

Воспитательная: воспитывать слаженную игру, чувство ритма, образное мышление.

Д. Циполи «Менуэт» d moll

С. Майкапар «Детский танец»

В.А. Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» G dur

Вводная часть урока:

Педагог приветствует всех присутствующих

Приглашение ученицы Шаукеневой Адели

Приветствие ученицей присутствующих.

Подготовительная часть урока:

Педагог кратко и доходчиво рассказывает о роли координации и ритма в развитии учащегося.

Основная часть урока:

Работа над произведениями:

Д. Циполи «Менуэт» — ровность в гаммах в правой, при смене аккордов в левой, фразировка, одновременное звучание рук, концы фраз.

С. Майкапар «Детский танец» — затакт, четкость в шестнадцатых, точность ритма, штрихи, характер.

В.А. Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» — затакт, пунктирный ритм, динамика, ровность в гаммах, штрихи.

Номер материала: ДA-041194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Гитара alina pro telecaster
Оцените статью