Открытый урок фортепиано работа над штрихами

Открытый урок «Работа над штрихами»

Тема: «Работа над штрихами».

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_shtrihami.docx 19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная Республика Крым Красногвардейский район

Восходненская детская музыкальная школа

Открытый урок на тему:

«Работа над штрихами»

Преподаватель: Новоселова Л.В.

2010– 2011 учебный год

Тема: «Работа над штрихами».

Цель: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.

  • правильно организовать пианистический аппарат;
  • развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;

Форма урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

  • словесные (беседа, объяснение нового материала);
  • наглядные (личный показ педагога на инструменте);
  • практические (выполнение упражнений, этюда, гамм, игра музыкальных произведений);
  • метод прослушивания и анализа;

Ожидаемый результат : правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.

  1. Вступительное слово
  2. Вводная часть:
  1. Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках.
  2. Гамма D dur
  3. Упражнение.
  1. Основная часть:
  1. Понятие о музыкальных штрихах
  2. Показ педагога.
  3. Работа над правильным и точным исполнением штрихов в произведениях:
  • А. Гречанинов «Мазурка». Работа над правильным и точным исполнением штрихов.
  • Г.Свиридов «Ласковая просьба»
  • К.Черни. Этюд. Закрепление работы над штрихами. Исполнение перед публикой.
  1. Заключительная часть:
  1. Домашнее задание,
  2. Выставление оценки.
  3. Анализ урока.

Вступительное слово педагога. Раскрытие темы и поставленных задач.

Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках.

Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.

Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед. Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая.

  • в прямом восходящем и нисходящем движении, следя за ровным звучанием;
  • аккорды, следя за полным и свободным погружением рук в клавиши;
  • короткое арпеджио, следя за опорой на первый звук каждого арпеджио.

Ш. Ганон. Упражнение (Танкист)

Детские пальцы, еще неумелые и слабые, нуждаются в тренировке — только тогда они укрепятся, станут «умными», «поймут» — что от них нужно.

Стараясь «оживить», наполнить конкретным содержанием это упражнение, удобно представить образ движущегося танка. Непрерывное движение пальцев сравнить с движением гусениц танка.

Проигрываем двумя способами:

1. разными штрихами

лев.р легато и наоборот

2. с динамическими оттенками (крещендо, диминуэндо)

Бывают различные способы извлечения звука на фортепиано. Одни звуки можно «пропеть-протянуть», другие «уколоть» или «подчеркнуть». Эти различные способы называются штрихами. Штрих(нем. Strich черта, линия) — способ исполнения нот, группы нот, образующих звук.

Они придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены стилистикой, содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой. Каждый штрих имеет свое графическое отображение в нотном тексте.

Показ педагога. После прослушивания определить характер двух пьес и указать, с помощью какого основного штриха исполнитель показал музыкальную выразительность и смог донести до нас художественный образ.

А.Гречанинов «Мазурка» работа с учащимся:

  • Прохлопывание ритма
  • Совместная игра с педагогом, мелодию играет учащийся.
  • Ультрированное исполнение штрихов.

Г.Свиридов «Ласковая просьба».

Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал интонацию просьбы? Какие штрихи использованы для передачи нужного настроения?

Этот этюд построен на арпеджированых пассажах. Работаем над гибкостью запястья. Выполняем движением кисти («радуга» «лодочка»). Для образного восприятия сравниваем этюд с морскими волнами: при набегающей волне исполняем пассажи на крещендо; при отступающей на – на диминуэндо.

Источник

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: ««Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
методическая разработка по музыке (6 класс)

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Скачать:

Вложение Размер
Работа над штрихами в классе фортепиано 20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» станица Северская Краснодарский край

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока)

«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Ф.И.О. преподавателя: Николаева Елена Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории

Учащиеся: Лисицына Елизавета, Баграмова Мария

Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Тема: «Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок творчества.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Продолжительность урока: 40 мин

Цель урока: формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Сформировать и углубить знания о роли штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Научить использовать в произведении различные штрихи, добиваясь музыкальной выразительности;

Обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащихся.

Развить умение сравнивать, анализировать, воспитывать слуховой контроль при исполнении произведений;

Реализовать исполнительские возможности учениц через учебную деятельность.

Расширить кругозор учащихся;

Найти активные и интересные формы работы над произведением.

Предметные: Учащиеся умеют анализировать музыкальное произведение, чувствуют образ произведения, свободно владеют средствами музыкальной выразительности.

Личностные: Учащиеся, получив необходимые навыки и знания, умеют применить их на практике. Ученицы демонстрируют мотивацию к занятиям музыкой.

Оборудование: компьютер, музыкальный инструмент фортепиано, нотная литература.

Музыкальный материал: Ю.Весняк «Эксцентрическое скерцо», А.Брицын «Романтическая импровизация».

Прослушивание музыкального произведения

Шмид-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» М. Классика -XXI 2007г.

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М. Классика –XXI 2006г.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М. Классика-XXI 2002г.

Гольденвейзер А. Б. « О музыкальном искусстве: Сборник статей.» М. Музыка,1975г.

1. Организационный момент.

3. Новая тема: Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»

4. Закрепление нового материала.

Для того, чтобы донести произведение до слушателя исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их много: динамика, темп, размер, артикуляция и т.д. Остановимся на таком понятии как артикуляция. Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку и прежде всего мелодию, с той или иной степени расчлененности или связанности, искусство использовать в исполнении всё многообразие приемов легато и стаккато» — пишет А.Браудо. К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает как надо играть ноту.

Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением. Кроме того каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Задача педагога- научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном этапе прежде всего-мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий: медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.

Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственна в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и построение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть её образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов-не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

Штрихи являются важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержание и стиля исполняемого произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. У каждого штриха свой образ. Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно-эмоционального содержания произведения. Выбор штриха зависит от характера музыки, которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание и характер музыки он будет призван подчеркнуть: торжественный, лирический, скорбный, шутливый, повествовательный и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие характерные звуковые формы, передающие мысли. При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, без которых не обходится ни одно , даже самое миниатюрное произведение: легато, нон легато, стаккато.

Штрих легато является важнейшим средством кантиленой игры. Поэтому им должен в совершенстве владеть каждый пианист, если он хочет, чтобы «пение» его инструмента не прекращалось, а звучание было ровным и плавным. На примере пьесы «Романтическая импровизация» А. Брицына в исполнении Лисицыной Елизаветы, учащейся 6 класса, рассмотрим штрих легато.

-Лиза, что такое импровизация?

— «Импровизация» -это произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо процесс исполнения.

— А что такое романтика?

-Это сочетание различных идей, чувств, эмоций, которые создают эмоционально-возвышенное мироощущение. Возможно композитор, под впечатлением нахлынувших чувств, сел и стал импровизировать за инструментом. Передача человеческих чувств, эмоций вылилась в импровизацию.

-Определи характер произведения.

-По характеру — это спокойная, выразительная, эмоциональная, где-то взволнованная, музыка о человеческих чувствах.

— Как ты думаешь, какие штрихи характерны для такой музыки?

Свободная, мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука. При игре легато, пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Так как человеческие чувства имеют разные градации и настроение, то они и передаются разными штрихами. Композитор в кульминации использует штрихи нон легато и портаменто. Возможно здесь передаются воспоминания и переживания человека. В заключении пьесы, буря чувств приходит в состояние покоя и поэтому певучее, ровное и плавное легато заканчивает пьесу.

Следующая наша пьеса совершенна противоположна по характеру и образу.

Ю. Весняк «Эксцентрическое скерцо» прозвучит в исполнении учащейся 6 класса Баграмовой Марии.

-Скажи ,Маша, что такое скерцо?

-В переводе шутка. Это прежде всего музыкальный юмор.

Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп- это лишь некоторые для этого произведения приемы, которыми пользуется композитор, создавая музыкальную шутку.

-Это необычный, чудаковатый, со странностями. Например: эксцентричный поступок, человек, наряд, манеры. Эксцентриком называют циркового или эстрадного артиста, номера которых строятся на неожиданностях.

-Это произведение ассоциируется с цирковой шуткой, а главный герой-клоун. Этот артист должен поразить всех не только своим нарядом, но и должен суметь развеселить публику удачной шуткой, исполнением веселых номеров, своей мимикой. Однако за внешней простатой скрывается сложный сценический образ. Он постоянно в движении: прыгает, кувыркается, смеется. — -Как ты думаешь, какой штрих используется при исполнении скерцо?

— Штрих стаккато чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки.

Это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе воплощена игровая атмосфера в цирке. Постоянное стаккато характеризует и раскрывает образ клоуна. При исполнении стаккато мы используем быстрые, резкие приемы звукоизвлечения. Палец ударяет по клавише и сразу отпускает её. Этот прием можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерно. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Для скерцо характерны скачки в мелодии. Используются виды стаккато: пальцевое стаккато, стаккато-бросок, пиццикато, стаккато-мартелято.

В заключение нашего урока необходимо отметить, что в музыкально-исполнительском развитии учащихся важное значение имеет изучение штрихов, их влияние на образное содержание музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Аккорда ваенга снова стою одна
Оцените статью