Открытый урок фортепиано сонатина

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
план-конспект урока на тему

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Работа над крупной формой в младших классах ДШИ

(на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

преподаватель по классу фортепиано:

Титова Розалия Андреевна

г. Инта, Республика Коми

Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;

Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;

Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения;

Вид урока: интегрированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

  • развивающего обучения;
  • творческая лаборатория;
  • художественно-эстетическая;
  • информационно-компьютерная;
  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.
  1. Начало урока:
  • организационный момент;
  • сообщение темы и постановка задач.
  1. Основной этап:
  • теоретическая часть;
  • практическая часть: работа над сонатиной До мажор Ф.Шпиндлера.
  1. Заключение:
  • рефлексия;
  • оценивание;
  • домашнее задание.

Педагог: Здравствуй, Оля! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой сонатины Ф. Шпиндлера.

При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнительские средства, благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над произведениями крупной формы.

Для них присущи:

  • контрастность динамики;
  • контрастность образов, но соблюдение единства целого;
  • оркестровость письма;
  • точность артикуляции;
  • точность ритма;
  • большая моторная устремлённость;
  • умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
  • умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
  • пальцевую беглость;
  • слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
  • длинное, горизонтальное музыкальное мышление;
  • выдержку, живость;

Первостепенное место в развитии учащихся отводится работе над сонатным allegro Гайдна, Моцарта, Бетховена. Подготовительным этапом, служат классические сонатины Штейбельта, Гедике, Кулау, Клементи, Чимарозо, с которыми учащиеся сталкиваются ещё в конце 1 класса.

Впервые соната формируется в 17 веке, а в связи с высоким рассветом инструментальной музыки в середине XVIII столетия в творчестве венских классиков, происходит окончательное формирование понятия жанра сонаты.

Сонатная форма в основном применяется в первых частях сонатно–симфонических циклов. Для «сонатного Allegro» характерно четкое деление всей части на три главных раздела: первый – экспозиция, второй – разработка а третий- реприза. Основой сонатной драматургии становится конфликтное сопоставление двух образов, чаще всего энергичного, мужественного и лирического, мягкого.

На нашем уроке представлена Сонатина Фрица Шпиндлера- это немецкий композитор и пианист, родился в 1817. Шпиндлеру принадлежит около четырёхсот музыкальных композиций, преимущественно лёгкие салонные фортепианные пьесы .

Педагог: Оля, как ты думаешь, что такое Сонатина?

Ученица: Произведение, состоящее из нескольких частей!

Cонатина – жанр инструментальной (главным образом фортепианной) музыки, возникший во второй половине XVIII века. В итальянском языке «sonatina» является уменьшительным от «sonata», поэтому фактически сонатина – это «маленькая» нетрудная соната, имеющая преимущественно учебно–педагогическое назначение. Это объясняет относительную простоту тематического материала и его незначительное развитие, облегчённость фактуры и более «лёгкое» содержание. Для первой части характерна сонатная форма без разработки, которую иногда заменяют небольшим связующим ходом в ритме первого отдела.

  1. Педагог: Д авай разберем из чего состоит Сонатина. 1 часть , как я уже говорила, называется Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), п.п. и з.п. (переход к разработке). Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п.

Педагог: В какой тональности написана Сонатина?

Ученица: До мажор.

Педагог: Сыграй ГП и охарактеризуй её?

Ученица: Весёлая, игривая, задорная!

Педагог: Эта тема выражает основную мысль всей Сонатины. Требует остроты и звонкости звучания.

Исполни пожалуйста ПП, отличается ли она по характеру от ГП?

Ученица: Да, она лирическая, как будто ручеёк журчит, бежит.

Педагог: В какой тональности она написана?

Ученица: В тональности D- G dur.

Педагог: Завершает экспозицию ЗП.

Какой характер несёт в себе ЗП?

Ученица: Торжественный, мужественный.

Педагог: А сейчас мы с тобой представим, что нашу Сонатину исполняет симфонический оркестр, какие инструменты входят в состав оркестра?

Ученица: Флейта, скрипка, виолончель.

Педагог: Правильно, верхним регистрам характерно подражание флейтам, скрипкам, а нижним – контрабасу и виолончели. Мы это представляем для того, чтобы более ярко воспринимать и воспроизводить основные интонации, образы и настроение.

Рассмотрим фактурные трудности Сонатины: ГП- В правой руке важно следить за свободным запястьем и цепкостью в кончике пальца(флейты),

в левой руке ломаные аккорды (исполняет виолончель) должна быть собранная кисть и хорошая опора. Работа на staccato, в унисон с правой рукой, следим за балансом между темой и аккомпанементом. При их исполнении важно следить за 1-м пальцем.

ПП- диалог правой руки с левой, пассажи требуют плавного и ровного звучания, нужно играть глубоким и мягким звуком legato.Ты должна слышать легато, как бы «вокально». Далее в пассаж работа с остановками на сильную долю в медленном темпе, на staccato,пунктирным ритмом, верх и вниз и т.д. ЗП- акценты на сильную долю такта, низходящее движение по звукам D трезвучия. Здесь мы видим закрепление побочной тональности, что создаёт неустойчивость во всей экспозиции.

На первых этапах обучения основной проблемой при исполнении аккордов является ровное и одновременное взятие звуков. Аккорды должны звучать устойчиво и упруго, без напряжения кисти, также важна выработка привычки освобождения руки после взятия аккорда.

Хочу обратить твоё внимание на то, какое яркое выразительное значение имеют штрихи!

Теперь рассмотрим следующую часть, которая называется Разработка- драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.

Педагог: Исполни, пожалуйста, Разработку.

Что ты можешь сказать о характере? Есть ли знакомые интонации?

Ученица: слышны интонации ГП.

Педагог: Разработка, состоит из 2-х эпизодов,1-й построен на мотивах ГП и ПП, а 2-й новый. Разработка является кульминационным местом всей Сонатины, это выражено общим динамическим нарастанием, нисходящей секвенцией.

Педагог: Что такое секвенция?

Ученица: Повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.

Правая рука выполняет роль аккомпанемента, это хроматические низходящие интонации терциями, секундами придающие напряжённость, некую пульсацию (биение сердца музыки). На этом фоне в левой руке волны нарастаний и спадов, которые нужно прочувствовать и «пропеть». Общая непрерывность движения, тяготение к кульминационному развитию.

Низкий регистр, остановка и повторение D- тональности вносит напряжённость и динамизм, требующего разрешения.

Работа над трудностями ( терции), также представляют не малую трудность при исполнении. Для равноправного звучания и самостоятельности голосов необходима собранная кисть и хорошая опора, смена позиций осуществляется объединяющим движением кисти. Можно проучить с ритмическими изменениями. Хороший способ – взятие одного голоса legato, другого staccato или верхний голос громче, нижний – тише, и наоборот.

Педагог: Давай поработаем над терциями.

Далее мы переходим к завершающей части всего произведения- Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.

Педагог: Сыграй пожалуйста ГП. В какой тональности звучит ГП ?

Ученица: В До мажоре!

Педагог: Правильно, она звучит в основной тональности C dur, но она расширена и изменена фактура, в левой руке мы видим альбертиевы басы их полезно учить медленно, используя вращательное движение предплечья, «приоткрывая» 5–й палец (можно с акцентированием) и добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения , работа над ними: медленно с акцентами, в унисон с правой рукой, на staccato). Правая рука ощущение как будто играешь внутри клавиш. Для большей остроты можно приподнять кисть, играть будто «на цыпочках».

Далее идёт проведение ПП, с изменением тональности. И завершает на торжественной ноте Сонатину ЗП. Мы совершили путешествие по разным тональностям, и в итоге вернулись в Т- Cdur. Это мы видим по низходящим движениям по звукам тонического трезвучия, в унисон двумя руками, что придаёт завершённость и утверждение. Звучит весь оркестр.

Педагог: Пожалуйста, исполни нам Репризу.

В Репризе мы так же работаем над исполнительскими трудностями, как и в Экспозиции.

Педагог: А теперь подведём итоги, из каких частей состоит сонатина? Над чем ты будешь работать дома? И какими способами?

Ученица: Я узнала, что характерно для произведений крупной формы, что они воспитывают. Что такое сонатина и сонатная форма. Познакомилась с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научилась более профессионально анализировать исполняемое мной музыкальное произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер.

Педагог: А перед тем, как ты нам исполнишь Сонатину, ты должна всё вспомнить о чём мы говорили и постараться исправить все замечания. Перед исполнением ты должна внутренне пропеть и продирижировать тот эпизод произведения, где ясно ощущается ритмопульс.

Педагог: Молодец, ты сегодня хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку!

  1. Послушаешь, играемую тобой сонатину, в исполнении известных пианистов;
  2. Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;
  3. Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками.

Педагог: До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа!

Список используемых источников

  1. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка,1991.
  2. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.
  3. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. Владос, 2001.
  4. Способин И. Музыкальная форма , 7-е изд. М.: Музыка, 1984.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко.

Изучение произведений крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального материала, стилевые особенности эпох.

В данной работе приводится план открытого урока по созданию технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся и воспитанию художественно-выразительног.

Конспект открытого урока.

Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами.

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со.

Крупная форма считается сложной в работе с учащимися, прежде всего потому, что требует от ребенка не только уже стабильного владения разнообразными приемами, навыками исполнения, развитой уже памяти и.

Источник

Открытый урок «Работа над крупной формой в старших классах ДШИ (на примере Ф.Кулау «Сонатина» ор.55№3)»
план-конспект урока на тему

Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами.

Скачать:

Вложение Размер
otkr.urok_rabota_nad_kr.formoy.docx 24.88 КБ
rabota_nad_proizvedeniyami_krupnoy_formy_v_starshih_klassah.pptx 2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение детского образования «Детская школа искусств г.Печора»

«РАБОТА НАД КРУПНОЙ ФОРМОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ ДШИ»

(на примере Ф.Кулау «Сонатина ор.55№3)

3 декабря 2018 г.

г. Печора, р. Коми

План — конспект открытого урока.

3 декабря 2018 года

Учащаяся Назаренко Анастасия

7 класс, фортепиано

Тема: «Работа над произведениями крупной формы в старших классах ДШИ (на примере «Сонатины ор.55№3 Ф.Кулау)»

Цель урока: выявление необходимых исполнительских приёмов звукоизвлечения в процессе работы над стилистическими особенностями произведения крупной формы.

Образовательные: познакомить с приёмами звукоизвлечения, необходимыми для исполнения произведения крупной формы.

Развивающие: развитие исполнительских навыков в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения, понимание исполнительских задач и способов их решения.

— мотивировать к освоению произведений крупной формы;

— содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Реализуемые технологии: развивающего обучения, информационно-компьютерная, здоровьесберегающая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: практический, на основе включения новых знаний.

  1. Начало урока:
  • организационный момент;
  • сообщение темы, цели и задач.
  1. Основной этап:
  • теоретическая часть;
  • практическая часть.
  1. Заключение:
  • рефлексия;
  • оценивание;
  • домашнее задание.

Преподаватель: Здравствуй, Настя! Приготовь ноты, дневник. Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой 2 части «Сонатины» Ф. Кулау.

Произведения крупной формы (рондо, сонаты, вариации) больше по объему и построены они по более сложным законам музыкальной формы. Композитор, создавая рондо, сонату, вариации всегда придерживается более строгих правил построения. Явления контрастности и единства тематического материала и их исполнительского воплощения при разучивании сонатной формы неразрывно связаны с развитием у ученика чувства целостности, сквозной линии в интерпретации произведения. Решающее значение имеет здесь ощущение ритмически пульсирующей единицы. Очень часто при выступлении нестойкое ощущение темпа нарушает целостное исполнение сонаты или сонатины. Особенно это часто происходит при смене фактуры, ритмического рисунка или резкого сопоставления динамики. При работе над произведениями крупной формы педагог вместе с учеником проходит те же этапы работы, как и при работе над любым другим произведением: краткий музыкально–теоретический анализ произведения, этап работы над деталями (подробное изучение авторского текста), этап оформления произведения, пробные проигрывания, занятия музыканта без инструмента (работа в уме, в представлении), занятия с использованием «дирижёрского» метода работы, метода ассоциаций и на конечном этапе — метода исполнения произведения целиком, приобретающего характер сценического выступления. Работа в «уме» приводит к активизации фантазии музыканта, помогает разобраться в эмоциональной и динамической весомости каждого фрагмента произведения. С.Е. Фейнберг призывает исполнителей «к постоянной тренировке внутреннего слуха, благодаря которой форма произведения обретает необходимую стройность и упорядоченность всех элементов между собой» (Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство»). А.П. Щапов призывал учащихся придавать исполнению произведения от начала до конца характер концертной репетиции, настоящего сценического выступления, а не просто пробы, «с полной мобилизацией душевных сил и чувственной ответственности», как на концерте. Исполнение произведения целиком развивает эмоциональную выносливость, укрепляет слуховое внимание, сосредоточенность, двигательную свободу, техническую выдержку.

Сегодня мы работаем над «Сонатиной» соч. 55№3 Ф.Кулау, она двухчастная, Настя играет 2 часть. Это произведение – часть выпускной программы Насти.

Итак, Фридрих Кулау. Настя, скажи, пожалуйста, что ты знаешь об этом композиторе?

Настя: Ф.Кулау – немецко-датский композитор, пианист, современник Л.ван Бетховена, который оказал влияние на его творчество.

Преподаватель: Слово «Соната» с итальянского sonare – звучать. «Сонатина» — означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, более проста по содержанию. Классические сонатины знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся в них особенно заметными и непримиримыми. Поэтому, классические сонатины очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.

Пожалуйста, Настя, сыграй 2 часть «Сонатины».

Преподаватель: Спасибо. Теперь разберём, в какой форме написана эта часть?

Учащаяся: В сложной трёхчастной форме.

Преподаватель: Правильно. А какой характер, темп?

Учащаяся: Лёгкий, игривый, танцевальный. Темп – Allegretto grazioso, это означает – оживлённо, грациозно.

Преподаватель: Ты права, Настя. А как ты понимаешь грациозность?

Учащаяся: Легко, игриво.

Преподаватель: Да. Грациозность – это лёгкость, изящество, стройность, пластичность. «Когда на какое-нибудь действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация», — писал А.П.Чехов. Посмотри на репродукцию французского художника-импрессиониста Э.Дега «Голубые танцовщицы» (в ноутбуке). Девушки изображены перед выходом на сцену, но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Теперь скажи, в какой тональности написана эта часть?

Учащаяся: В До мажоре, а вторая часть – в параллельном ля миноре, ещё есть отклонения.

Преподаватель: Хорошо. Сыграй, пожалуйста, первую тему. (Играет). Какие выразительные средства ты заметила?

Учащаяся: Есть мелизмы – форшлаги.

Преподаватель: Да. Фактура здесь прозрачная, изложение гомофонно-гармоническое. Смысловые акценты на первую долю, на более длинный звук. При исполнении длительных гаммообразных пассажей не допускать ускорений темпа, ощущать пульсацию. Такие места нужно отрабатывать приёмом пальцевого стаккато, как бы щипком, по направлению пальца к себе, а не вверх. (Показывает, учащаяся повторяет). Эти произведения создавались, когда ещё не было современных роялей и фортепиано с их тянущимся, певучим звуком, писали их для клавесина и клавикорда. Звук этих инструментов был острый, атакующий.

А теперь исполни, пожалуйста, среднюю часть. (Играет). Что ты скажешь о ней?

Учащаяся: В средней части происходит смена лада на минор, динамика меняется.

Преподаватель: Да. Есть расширение периода, остановки на длинных звуках, которые нужно точно выдерживать, также ощущая пульсацию, передать задумчивость, грусть. Сопровождение в левой руке должно звучать ровно и тихо. (Показывает, учащаяся повторяет). Что происходит в конце этой части?

Учащаяся: Возвращение в тональность До мажор. Затем третья часть – реприза первой части, в конце небольшое заключение. (Исполняет).

Преподаватель: Теперь предлагаю послушать эту «Сонатину» в исполнении японского пианиста Мицуру Нагаи. (Прослушиваем). Что ты скажешь об исполнении?

Учащаяся: Очень виртуозно, технично, в быстром темпе.

Преподаватель: Да, у тебя темп ещё средний, но и в нём надо добиваться свободы, отработать все переходы, техничные места.

Преподаватель: Чем сегодня мы занимались?

Учащаяся: Анализировали произведение крупной формы «Сонатину» Ф.Кулау.

Преподаватель: Что нового ты узнала на уроке?

Учащаяся: Я узнала, что такое сонатина, что характерно для нее. Познакомилась с новыми приемами работы над разными местами. Научилась анализировать произведение, это помогло мне понять его строение и характер.

Преподаватель: Настя, ты хорошо поработала на уроке, активно участвовала в анализе произведения. За урок ставлю тебе «5».

  1. Продолжать работу новыми приёмами, полученными на уроке.
  2. Не забывать ощущение единой пульсации на протяжении всего произведения.
  3. Найти в Интернете и послушать эту «Сонатину» в исполнении других пианистов и сравнить.

Источник

Читайте также:  Как называется подставка куда ложат ноты
Оцените статью