Открытый урок гайдн фортепиано

«Стилистические особенности исполнения сонат Й.Гайдна на примере сонаты Ре-мажор». Открытый урок.

План открытого учебного занятия и презентация к нему

Скачать:

Вложение Размер
usoltseva.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Курска

Управление культуры города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств №2 имени И.П. Гринева»

открытого учебного занятия с обучающейся

отделения специального фортепиано

на тему: «Стилистические особенности исполнения сонат Й. Гайдна

на примере сонаты №24 Ре мажор 1ч.».

Давыдова Н.В. , преподаватель специального фортепиано,

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2 им. И.П. Гринева»

Тема урока : «Стилистические особенности исполнения сонат

Й. Гайдна на примере сонаты №24 Ре мажор 1ч.»

Цель урока: закрепление у обучающейся стилистических представлений исполняемой музыки.

выработать у обучающейся способность цельного восприятия музыкального произведения, учитывая особенность эпохи, стиля композитора и жанра сонатного аллегро.

обеспечить развитие музыкального мышления, воображения, эмоций.

способствовать гармоничному воспитанию растущей личности, развитию эстетического вкуса на основе исполнения классической музыки.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная.

Методы и технологии обучения:

словесные — изложение теоретического материала, беседа;

наглядные — показ на инструменте, звуковые иллюстрации, видеоматериал;

здоровьесберегающие — подбор музыкального репертуара с учетом индивидуальных особенностей личности обучающейся;

исследовательские – самостоятельное изучение творчества Й. Гайдна с помощью современных технологий (интернет)

Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности обучающейся.

Оснащение урока: нотный материал, рояль, ноутбук.

  1. Организационный момент:
  1. приветствие;
  2. сообщение темы, цели и хода урока.
  1. Краткая характеристика творчества композитора.
  2. Проверка домашнего задания. Исполнение сонаты обучающейся.
  3. Основная часть:
  1. разговор о строении 1ч.;
  2. ассоциативно-образный подход;
  3. разбор тем с точки зрения интонационно-ритмических, гармонических, фактурных признаков;
  4. работа над артикуляцией, орнаментикой, динамикой, педалью, темпом с точки зрения стилистики Й. Гайдна через пианистические приемы.
  1. Заключительная часть:
  1. подведение итогов;
  2. домашнее задание.
  1. Начало урока:
  1. организационный момент (проверка готовности к уроку – ноты, дневник, посадка);
  2. сообщение темы, цели, плана урока.
  1. Краткая характеристика творчества Й. Гайдна и эпохи, в которой он жил и работал. Рассказать о долгой творческой жизни композитора, которая началась в эпоху барокко, охватила все этапы развития венской классической школы вплоть до появления в европейской культуре нового стиля романтизма.

Гайдн поднял музыку на ту ступень совершенства, которой не слышали до него. Это в полной мере относится и к клавирной сонате.

Ни у одного большого композитора прошлого, сочинявшего клавирную музыку, мы не найдем такого причудливого смешения различных инструментальных особенностей. Это связано с тем, что Гайдн начал писать сонаты для клавесина, но постепенно все больше завоевывал позиции хаммерклавир.

Все это подготовило почву для того, чтобы мы говорили о стилистических закономерностях клавирной музыки Гайдна.

  1. Основная часть:
  1. учащаяся исполняет 1ч. сонаты;
  2. строение 1ч.

Беседа с учащейся о строении 1ч. Напомнить, что она основана на противопоставлении главной и побочной партий. Определить границы партий. Поговорить о тональной изменчивости. Сравнить сонатную форму с литературным произведением. Подтекстовка главной и побочной партий.

  1. Работа над отдельными местами с точки зрения стилистики

Достижение определенных результатов в точной передаче стилистики Гайдна через пианистические приемы.

  1. Заключительная часть:
  1. Вывод о важности знания стилистических особенностей исполнения фортепианной музыки Й. Гайдна.
  2. Домашнее задание.

Источник

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе с обучающимися 5 класса. Тема урока: Й.Гайдн. Симфония №103, Ми-бемоль мажор

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе с обучающимися 5 класса (Тема урока: Й.Гайдн. Симфония №103, Ми-бемоль мажор) содержит план и подробное описание урока

Скачать:

Вложение Размер
metod_razr_otkr_uroka_gaydn_simf103.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

открытого урока по музыкальной литературе

с обучающимися 5 класса

Преподаватель Гареева А.Н.

Тема урока : Й.Гайдн. Симфония №103, Ми-бемоль мажор

Возраст обучающихся : 11-12 лет

Продолжительность урока: 40 мин.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока : продолжить знакомство с Симфонией №103, Ми-бемоль мажор Й.Гайдна (3 и 4 части)

— продолжение знакомства с Симфонией №103, Ми-бемоль мажор Й.Гайдна

— закрепление знаний обучающихся о классической симфонии

— развитие навыка анализа музыкального произведения;

— развитие умения сравнивать и сопоставлять;

— развитие музыкального слуха, мышления и памяти;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

— воспитание умения работать в команде, взаимопомощи;

— воспитание музыкально-художественного вкуса

Оборудование и наглядный материал: аудиозапись музыкального материала (Й.Гайдн. Симфония №103, Ми-бемоль мажор), DVD – проигрыватель, доска, карточки с цифрами, интерактивная доска, мультимедиа-презентация, интерактивное пособие по музыкальной литературе зарубежных стран (5 класс)

Используемые учебные пособия:

  1. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
  2. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
  3. Интерактивное пособие по музыкальной литературе (5 класс). –М: Музыка, 2018
  4. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2018

РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ С ЦИФРАМИ ДО НАЧАЛА УРОКА.

Слайд 1 (Гайдн симфония 103)

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся . – 2-3 мин.

Ребята, мы продолжаем знакомиться с творчеством Й.Гайдна и его симфонии №103 (3 и 4 части)

  1. Проверка домашнего задания :

Гайдн. Симфония №103, Ми-бемоль мажор (1 и 2 части): устный тест — работа со всей группой (использование интерактивной доски) и мини-викторина (работа с карточками)

На прошлом уроке мы говорили с вами в целом о симфоническом творчестве Гайдна, вспоминали строение классической симфонии, познакомились с 1 и 2 частями симфонии №103 Гайдна

Домашним заданием было прочитать учебник с.23-27 и повторить записи в тетради

— Скажите пожалуйста, к какому направлению относится творчество Гайдна?

— Кого из композиторов мы еще называем венскими классиками?

— Какие музыкальные жанры были главными в творчестве венских классиков?

А следующие вопросы у нас будут в виде теста (каждый может ответить на вопрос, кто-то может дополнить)

Внимание на экран

На экране вопросы теста — слайды:

1. Сколько частей в классической симфонии:

2. Приведите в соответствие части классической симфонии

1 часть Медленная, лирическая

2 часть Быстрая, в сонатной форме

3 часть Быстрая, рондо или рондо-соната

4 часть Жанровая, менуэт

3. Названия симфоний Гайдна

Прощальная Времена года

4 Название симфонии, тональность

4 Название симфонии, тональность – ответы на вопросы

Анализ 1 части — быстрая с медленным вступлением, сонатная форма

Какие темы здесь самые яркие — : тема вступления, главная партия, побочная партия

Разработка – развитие ГП!, темы вступления

Реприза – все темы в основной тональности

Анализ 2 части – медленная, вариации на 2 темы

Характер — 1 и 2 темы вариаций

Как вы запомнили музыку 1 и 2 части симфонии №103, давайте проверим при помощи мини-викторины (раздала карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5)

Я буду ставить фрагменты, перед вами нотные примеры, они пронумерованы, у каждой темы своя цифра, вы смотрите на них во время звучания музыки и поднимаете карточку с цифрой

ВИКТОРИНА – 3 мин

Аудиопособие Кушнир зарубежная музыка ДИСК №7 –

  1. Объяснение нового материала

Гайдн. Симфония №103, Ми-бемоль мажор (3 и 4 части):

Интерактивное пособие – читаем и слушаем фрагменты

Функция 3 части в классической симфонии – жанровая, менуэт

Форма – сложная 3-частная репризная форма с трио

В менуэте симфонии №103 Гайдн шутит – он использует черты народного танца –

Основная тема менуэта — грубоватая, простая, с подчеркнутыми акцентами на 1 долю

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

СЛУШАЕМ МУЗЫКУ ИЗ АУДИОПОСОБИЯ – 2 мин30 сек

ТРИО – контрастная тема — плавная, спокойная

СЛУШАЕМ МУЗЫКУ ИЗ АУДИОПОСОБИЯ – 1 мин 40 сек

Функция 4 части – финал, итог симфонии, сонатная форма или рондо

4 часть 103 симфония – сонатная форма

Но все темы этой симфонии сходные и близкие теме ГП. Поэтому это сближает сонатную форму с формой рондо

Характеристика ГП – 2 элемента:

1 — начало с «золотого хода» валторны (секста, квинта, терция)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

СЛУШ (полностью – 5,26)

ПП- 1,03 торжественная

  1. Закрепление пройденного материала – состав симфонического оркестра Й. Гайдна – игра на интерактивной доске – 3-5 мин.

На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что в зрелых симфониях Гайдна утвердился состав двойного симфонического оркестра.

Источник

Итоговое занятие по музыкальной литературе «Жизнь и творчество И.Гайдна»

Разделы: Музыка

Цель и задачи: обобщение полученных сведений по теме «Жизнь и творчество Й. Гайдна» в занимательной, игровой форме (кроссворды и тесты).

Кроссворд 1

  1. Жанр, чьим «отцом» называют Гайдна
  2. … венского кафедрального собора св. Стефана, где прошли детские годы Гайдна
  3. Деревня – родина Гайдна
  4. Произведение для фортепиано из трёх частей
  5. Князь, которому Гайдн служил большую часть жизни
  6. Крупное произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения
  7. Граф, у которого Гайдн служил руководителем капеллы в 1759–1761 годах
  8. Симфония Гайдна, «отучившая» слушателей спать во время исполнения медленных частей
  9. Раздел формы рондо между повторами рефрена
  10. Третья часть симфонии, «танец королей и король танцев»
  1. Название стиля и направления в искусстве XVII–XVIII веков, произошедшее от латинского classicus

Ответы:

  • По горизонтали: 1 – квартет; 2 – капелла; 3 – Рорау; 4 – соната; 5 – Эстерхази; 6 – оратория; 7 – Морцин; 8 – «Сюрприз»; 9 – эпизод; 10 – менуэт.
  • По вертикали: 1 – классицизм.

Кроссворд 2

  1. Симфония Гайдна, во время исполнения которой уходят музыканты.
  2. Итальянский композитор и педагог, которому Гайдн прислуживал в обмен на полезные музыкальные советы.
  3. Музыкальная форма – классический сонатно-симфонический …
  4. Столица Австрии, давшая название классической школе.
  5. Музыкальная форма, название которой произошло от французского слова «круг»
  6. Венский классик, младший современник и друг Гайдна
  1. Имя великого композитора – … Йозеф Гайдн
  2. Английский город, в котором Гайдну присвоена почётная степень доктора музыки
  3. Партия, открывающая экспозицию классической сонатной формы
  4. Раздел рондо, название которого произошло от французского слова «припев»
  5. Приём исполнения на литаврах, давший название одной из симфоний Гайдна.

Ответы:

  • По горизонтали: 1 – «Прощальная»; 2 – Порпора; 3 – цикл; 4 – Вена; 5 – рондо; 6 – Моцарт
  • По вертикали: 7 – Франц: 8 – Лондон; 9 – главная; 10 – рефрен; 11 – тремоло

Тесты. Вариант I.

Творчество Й. Гайдна относится к эпохе Венского…
а) романтизма
б) классицизма
в) барокко

Какой композитор является представителем той же эпохи, что и Й. Гайдн?
а) Бах
б) Шопен
в) Бетховен

Какой композитор не является венским классиком?
а) Гайдн
б) Гендель
в)
Моцарт

Какой жанр является ведущим в творчестве Й. Гайдна?
а) симфония
б) опера
в) сюита

К какому из перечисленных музыкальных жанров не обращался Й. Гайдн?
а) опера
б) квартет
в) балет

Й. Гайдн в детстве пел в церковном хоре и выучился играть на…
а) скрипке
б) органе
в) флейте

Отец Й. Гайдна был…
а) музыкантом-любителем
б) профессиональным музыкантом
в) далёким от музыки человеком

Й. Гайдн получал ценные профессиональные указания от…
а) А. Сальери
б) Н. Порпора
в) И.С. Баха

Й. Гайдн был известен в Вене как…
а) композитор
б) импровизатор
в) органист

В каком году была сочинена Первая симфония Й. Гайдна?
а) 1759
б) 1760
в) 1761

Й. Гайдн служил у князя Эстергази в качестве…
а) хориста
б) капельдинера
в) капельмейстера

К симфониям Й. Гайдна не относится:
а)
«Прощальная»
б) «Пасторальная»
в)
«Сюрприз»

В какой стране дважды побывал Й. Гайдн в 90-е годы XVIII века?
а) в Америке
б) в Англии
в) в Италии

Й. Гайдн выступал в Англии с исполнением своих произведений в качестве…
а) певца
б) дирижёра
в) клавириста

К ораториям Й. Гайдна не относится…
а) «Мессия»
б) «Сотворение мира»
в) «Времена года»

Тесты. Вариант II.

Какая симфония принадлежит Й. Гайдну?
а) «Героическая»
б) «Классическая»
в) «Школьный учитель»

Й. Гайдн использовал треугольник, тарелки и барабан в симфонии…
а) «Военной»
б)
«Сюрприз»
в) «Часы»

Танец, вошедший в четырёхчастный симфонический цикл Й. Гайдна в качестве III части:
а) вальс
б) полонез
в) менуэт

Духовой инструмент, не вошедший в классический состав оркестра Й. Гайдна:
а) валторна
б) саксофон
в) труба

Когда родился Людвиг ван Бетховен, Й. Гайдну было:
а) 38 лет
б) 40 лет
в) 24 года

С каким из великих композиторов не довелось лично встретиться Й. Гайдну?
а) с Моцартом
б) с Бетховеном
в) с Бахом

Игрой на каком инструменте владел Й. Гайдн?
а) на виолончели
б) на клавире
в) на органе

Й. Гайдн был известен в Вене как…
а) кларнетист
б) вокалист
в) педагог

Какой музыкальный жанр имел второстепенное значение у композиторов-классиков?
а) соната
б) песня
в) квартет

Экспозиция, разработка, реприза являются основными разделами формы…
а) рондо
б) тема с вариациями
в) сонатной формы

Сколько лет прожил Й. Гайдн?
а) 77 лет
б) 57 лет
в) 65 лет

Количество частей в классическом сонатном цикле Й. Гайдна?
а) 4 части
б) 3 части
в) 2 части

Состав исполнителей в симфониях Й. Гайдна?
а) 5 инструментов
б) солирующий инструмент с оркестром
в) оркестр

Звучанием какого ударного инструмента начинается I часть 11-й из 12-ти «Лондонских симфоний» Й. Гайдна?
а) литавры
б) большой барабан
в) тарелки

Основным жанром клавирной музыки Й. Гайдна является:
а) прелюдия
б) соната
в) фуга

Источник

Читайте также:  Flo rida gdfr ноты
Оцените статью