План открытого урока «Работа над ансамблем в классе гитары»
Цель урока: «Показать различные формы работы с ансамблями учащихся 1-5 классов»
Задачи:
· Рассмотреть особенности посадки участников ансамблей;
· Добиться одновременного вступления и завершения пьесы;
· Показать техническую и творческую работу в ансамбле;
· Помнить об общей сценической культуре исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над ансамблем в классе гитары | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока
Дата проведения: 26 марта 2016 г.
Тема урока: «Работа над ансамблем в классе гитары»
Цель урока: «Показать различные формы работы с ансамблями учащихся 1-5 классов»
- Рассмотреть особенности посадки участников ансамблей;
- Добиться одновременного вступления и завершения пьесы;
- Показать техническую и творческую работу в ансамбле;
- Помнить об общей сценической культуре исполнения.
Форма урока: урок-панорама.
Методы работы: анализ и поиск способов исправления ошибок, метод попутных поправок, показ, объяснение.
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у обучающихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаю вам несколько вариантов работы с ансамблями в ДШИ.
1 вариант: Ансамбль в первом классе.
Характеристика уч-ся : Александрова Юля (1 кл.) обладает хорошими музыкальными данными, ответственно подходит к подготовке домашнего задания, прислушивается к замечаниям и активно работает на уроках. В течение учебного года играет в ансамбле с педагогом. На занятиях ведется работа над ритмической и динамической сторонами исполнения.
Работа над дуэтом Виктора Козлова «Старая шарманка». Игра всей пьесы наизусть, обращение к нотному тексту в целях уточнения динамики, вступлений.
- справиться с ритмическими сложностями;
- вступать в нужном темпе;
- выдерживать залигованные ноты.
- Показ педагога
- Объяснение
- Метод попутных поправок
2 вариант. Совершенствование навыков аккомпанемента в ансамбле.
В своей работе я часто соединяю в дуэты учащихся младших и старших классов. Как правило, в таком составе младший ученик играет простую одноголосную мелодию, а старшеклассник – аккомпанемент. Главная цель подобного ансамбля – научить выпускника ДМШ свободно аккомпанировать менее опытному ученику, уметь «поймать» мелодию в случае спотыкания или остановки солиста.
Бурмакин Руслан (2 кл.) ученик со средними музыкальными данными, стабильно и добросовестно готовится к урокам, в процессе работы над пьесами слышит свои ошибки старается их исправлять. На концертных и зачетных мероприятия часто случаются потери из-за волнения.
Вяхирев Даниил (5 кл.) вполне хорошо владеет техникой аккомпанемента. Так как, Даниил на уроках играет с вокалистом, в данном ансамбле у него есть возможность аккомпанировать инструменту.
Работа над фрагментом мелодии Буржоа Жерара «Мама-первое слово».
- Добиться синхронного вступления;
- Сохранять динамический баланс между мелодией и аккомпанементом;
- Отработать снятие последнего звука;
- Обратить внимание учащихся на сценическую культуру (выход, поклон)
- Объяснение
- Метод попутных поправок
- Анализ.
3 вариант. Гаммы – неотъемлемая часть в работе с ансамблем.
Помимо разучивания произведений, в классе должна идти работа над технической стороной исполнения. Динамику, различные штрихи, точный ритм, передачу мелодии, замедления, всё это можно отрабатывать на гаммах. Впоследствии, приобретенные навыки можно будет легко применять при исполнении пьес.
Характеристика уч-ся: Залуцкая Наташа и Морозов Саша (уч-ся 3 кл.) играют вместе с начала учебного года. Они легко и быстро запоминают новые произведения. На уроках ведется работа над качеством звука, динамикой, метро-ритмом.
Работа над гаммой G dur в 2 октавы в пределах одной позиции.
Сыграть гамму следующими вариантами:
- сrescendo- diminuendo;
- игра поочередно (1 октаву играет один уч-ся, 2-ю другой);
- разными ритмическими рисунками;
- с замедлениями в середине и в конце гаммы.
Уделять внимание одновременному вступлению.
- Объяснение;
- Анализ (обсуждение с учениками возможных ошибок и способы их исправление)
- Метод попутных поправок
4 вариант. Творческая работа ансамбля над произведением.
Вся мелкая, техническая работа в классе должна тесно соприкасаться с творческой работай над пьесами, вызывая у учеников стимул и интерес к процессу обучения. Объединяя учащихся в более или менее крупные ансамбли, следует делать акцент не на сложность и виртуозность произведения, а на общую доступность восприятия, как для исполнителей, так и для слушателей. Как правило, знакомые на слух пьесы в исполнении квартета (квинтета) можно смело исполнять для любой аудитории, будь то выступление в детском саду или отчетный концерт школы. Со своими учащимися 1-5 классов мы играем песенку В. Шаинского «В траве сидел кузнечик». На занятиях мы работаем над характером и образом пьесы, динамикой и контрастами, вместе с учащимися придумываем сопровождение шумовым инструментам.
Работа над песней В. Шаинского «В траве сидел кузнечик». (переложение для трио гитар, контабаса и шумовых инструментов). Игра пьесы как по фрагментам (цифрам), так и целиком.
Уделить особое внимание:
- синхронному вступлению;
- взятию нужного темпа;
- динамическому балансу.
- Следить за соблюдением динамики и контрастов;
- Помнить о сценической культуре.
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
- Катанский А., Катанский В. Школа игры на шестиструнной гитаре. — Москва, 2001.
- Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. Москва, «Классика XXI», 2006 .
- Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. — Изд. «Книга», 2003.
Источник
Методическая разработка открытого занятия «Основные направления в работе с ансамблем гитаристов».
Задачи:
Формировать навыки ансамблевой игры, учить слушать друг друга, чётко следовать ритму и темпу.
Развивать ритмический, мелодический и гармонический слух.
Воспитывать интерес к разным жанрам музыкального искусства.
Тип занятия: комплексное занятие, включающие в себя повторение и закрепление пройденного материала, а также закрепление первичных знаний и навыков.
Методы обучения:
— методы активизации логического мышления;
-методы практического освоения музыкальной информации;
-методы развития творческих способностей.
Для активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы ИКТ: тематическая презентация о жизни и творчестве группы «Битлз» и «Ария»; демонстрация видеофрагментов выступлений ансамблей гитаристов с последующей дискуссией.
План учебного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lira_d.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия д/о «Детский ансамбль гитаристов «Лира»
Место проведения: МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.П. Кабинет №410
Возраст воспитанников: 13 – 15 лет
Год обучения – 1-й, 2 -й год обучения
Педагог дополнительного образования: Мочалов Георгий Владиславович
Тема: «Основные направления в работе с ансамблем гитаристов».
Цель: Подготовка учащихся как музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение».
Формировать навыки ансамблевой игры, учить слушать друг друга, чётко следовать ритму и темпу.
Развивать ритмический, мелодический и гармонический слух.
Воспитывать интерес к разным жанрам музыкального искусства.
Тип занятия: комплексное занятие, включающие в себя повторение и закрепление пройденного материала, а также закрепление первичных знаний и навыков.
— методы активизации логического мышления;
-методы практического освоения музыкальной информации;
-методы развития творческих способностей.
Для активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы ИКТ: тематическая презентация о жизни и творчестве группы «Битлз» и «Ария»; демонстрация видеофрагментов выступлений ансамблей гитаристов с последующей дискуссией.
План учебного занятия.
Организационный момент. Сообщение темы и содержания занятия.
1. Ритм как фактор ансамблевого единства.
2. Динамика как средство выразительности.
3. Темп как средство выразительности.
4. Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания.
5. Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.
Организационный момент: приветствие, подготовка к занятию — игра гамм, арпеджио, упражнений.
Сообщение темы и содержания занятия:
— Сегодня мы закрепим понятие ансамбль и основные средства музыкальной выразительности. Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного- есть успех или неудача всех». Сегодня мы продолжаем работу над ранее изученными произведениями, разберём их по частям, предложениям и фразам, отработаем трудные места по ритму и технике быстрой игры.
1. Ритм как фактор ансамблевого единства.
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль — это метро-ритм. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство и синхронность звучания является первым среди других важных условий. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении.
Задание для учащихся:
Укрепляя ритмическую основу всего ансамбля, поочерёдно прохлопаем и отработаем наиболее трудные места: работа над произведением «Я свободен» группы «Ария». ( обр. Г. В. Мочалова).
Какие музыкальные жанры вы знаете , где ритм является особенностью танцевальной музыки? -(Бит, Регтайм, Румба, Самба, Рок-н-рол, Танго, Твист, Пасодобль). Молодцы, у каждого танца есть свой ритмический рисунок, который и определяет своеобразие танца, поэтому его необходимо четко соблюдать и выполнять.
2. Динамика как средство выразительности.
Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Ощущая динамику, участник ансамбля должен безошибочно определить силу звучания свой партии относительно других. В том случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер немедленно среагирует и исполнит свою партию также чуть громче или тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной. Сегодня мы разбираем песню группы «Жуки» -БАТАРЕЙКА , главное в ней 4 аккорда и сама мелодия .Отработаем динамические оттенки.
3. Темп как средство выразительности.
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке. Для достижения нужного темпа, проводится поэтапная работа от медленного темпа к быстрому. Далее мы с вами разбираем аккомпанемент песни группы «Битлз» — «Сквозь вселенную» ( «Аcross the universe»), которую как вы знаете , мы играем совместно с вокальной группой «Кампанелла» . Пока мы с вами репетируем аккомпанемент , где помимо аккордов играем и мелодию. А потом вы вместе с вокальной группой будем сводить голос и наш аккомпанемент. А теперь продолжем работу над произведением ( Вот поэтому вы и играете под минусовуй аккомпанемент в разных темпах, по-нарастающей)
4. Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания .
Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению — небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта».
Работа над синхронностью звучания . Игра ансамблем песни группы «Битлз»
5. Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.
Дорогие ребята, сегодня вы очередной раз вспомнили главные средства музыкальной выразительности, проработали их и я думаю что вы все сегодня получили удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствовали радость от игры и общего порыва, взаимной поддержки , и можно считать, что занятие наше дало принципиально важный результат в достижении ваших музыкальных качеств.
1. Е. Ларичев. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Изд. «Музыка» . Москва 1984г.
2. Э. Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре». Москва-«Кифара»2005г.
3. Учимся играть на гитаре. Подробное руководство для начинающих.-М.: Эксмо,2009-192.:ил.
4. П. Агафошин. « Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка». Москва 1983г.
5. Н . Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.
Источник