Открытый методический урок по общему фортепиано заведующей отделения общего фортепиано и фортепиано на хоровом отделении ДМШ № 7 г. Иркутска Поляковой Людмилы Олеговны.
учебно-методический материал по теме
Задачи постановки рук у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_metodicheskiy_urok_po_obshchemu_fortepiano_zaveduyushchey_otdeleniya_obshchego_fortepiano_i_fortepiano_na_khorovom_otdelenii_dmsh.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый методический урок по общему фортепиано заведующей отделения общего фортепиано и фортепиано на хоровом отделении ДМШ № 7 г. Иркутска Поляковой Людмилы Олеговны.
Урок с учащейся отделения гитары 4 класса Сапожниковой Альбиной, по общему фортепиано обучается 3-ий год.
Тема: « Специфика постановки игрового аппарата у учащихся в классе общего фортепиано ».
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Цель урока: Дать методическое обоснование и показать разнообразные методы и приемы работы над игровым аппаратом.
1.Контролировать свободу корпуса, постановку рук, опору пальцев.
2.Ощущение веса в кончике пальца при контакте с клавиатурой.
3.Слуховой контроль, где движение рук не ради движения, а движение ради звука.
4.Предельная осмысленность учащейся игрового процесса и звукового результата.
И так: Специфика преподавания в классе общего фортепиано связана с тем, что учащиеся обучаясь по специальности на различных инструментах, где другая постановка рук и корпуса, распределения веса и опоры пальцев, штриховые особенности, координационные задачи, должны уметь перестроиться, чтобы играть на фортепиано. Правильная посадка, приемы звукоизвлечения, хороший контакт пальцев с клавиатурой, распределение веса, слуховой контроль — вот та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика, обучаясь на фортепиано.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы постановки и развития пианистического аппарата:
1) гибкость и пластичность аппарата
2) связь и взаимодействие всех его участков при ведущих «живых» и активных пальцах
3) целесообразность, естественность и экономность движений
4) управление техническим процессом игрового движения
5) звуковой результат при активном слуховом контроле
Главный принцип работы педагога – научить ученика слышать звуковой результат того или иного продвижения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам. Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует развивать все перечисленные принципы.
Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, необходимо проделать ряд начальных упражнений вне инструмента и на инструменте . Многие известные педагоги предлагают интересные и разнообразные упражнения.
А. Шмидт-Шкловская в своей методической работе: «О воспитании пианистических навыков» предлагает большое количество упражнений, которые распределены в строгой систематичности, охватывающие все виды техники. Начиная от упражнений вне инструмента, которые активизируют и укрепляют мышцы, помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.
Правильная посадка предполагает непринуждённость, отсутствие напряжения спины, но в то же время и организованность, подтянутость корпуса, удобное ощущение плечевых суставов или неприжатие к телу локтей, опору ног. Необходимое положение свода кисти обеспечивается собранностью пальцев, выпуклостью суставов пястья. Контроль за 1-ым и 5-ым пальцами. Положить 2-ой, 3-й, 4-ый пальцы на три чёрных клавиши, а 1-й и 5-й на соседние белые. Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». Особая роль в сохранении формы «купола» принадлежит первому и пятому пальцам, как упругим «столбикам», на которых держится вся конструкция. При этом рука должна быть не жёсткой и не размягчённой, а гибкой и упругой (степень упругости проверяется лёгким покачиванием). «При игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жёсткой, как палка – она должна быть упругой, подобно пружине». – Л. Николаев. «Живая» рука и «живые», активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук. Не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук. Не поднимать руку, а брать дыхание – такие задания гораздо естественнее формируют руку.
Главное в воспитании основного игрового ощущения – это ощущение опоры на клавиатуру, контакта с клавиатурой. Именно этой задаче посвящены общепринятые в фортепианной педагогике первоначальные упражнения non legato и legato, при этом стремление с самого начала добиться певучести и наполненности звучания, что невозможно без опоры на клавиатуру.
Первоначальный навык игры non legato связан использованием свободного, пластичного движения всей руки и погружением веса руки в клавиатуру на кончик пальца (без шлепка или удара). Правильность движения корректируется полнотой и напевностью извлекаемого звука.
В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего legato, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани . Начиная с упражнений на legato , нужно добиваться «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой – legato). Необходимо «связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец», — пишет К. Игумнов. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. При переносе руки на другую клавишу (например, через октаву) ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Это ощущение будет способствовать более естественной форме руки и поможет в работе над постановкой, также развивает слуховой контроль.
При последующей игре гамм и игре гаммообразных пассажей часто возникает проблема подкладывания первого пальца . Основная причина толчков, неровности игры гамм – малая подвижность и напряжённость первого пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное исполнение, необходимо развивать его ловкость и лёгкость и подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти. При смене позиции кисть переносится через первый палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Legato при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть ведётся плавно и спокойно на одном уровне (в медленном темпе она слегка как бы поворачивается, чтобы подготовить подкладывание 1-го пальца). Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе.
Для правильной работы первого пальца, для его подвижности и самостоятельности необходимо делать упражнения вне клавиатуры:
1) круговые движения пальца вокруг своей оси в одну сторону, затем в другую;
2) движения по горизонтали и по вертикали.
Работать только пальцем.
Итак, залогом успеха в освоениии игры на фортепиано, является постоянное внимание слуха к качеству звука, плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев, скоординированной работе группы мышц.
Теперь мы с Альбиной покажем основные приемы работы над игровым аппаратом. Главным образом материал подобран для лучшего понимания учеником свободы корпуса, ощущения веса в кончике пальца, правильной формы кисти и игровых движений, учитывая специфику предмета «общего фортепиано».
Начальные упражнения , которые необходимы для ощущения свободы корпуса и веса рук делаем стоя: « Мельница», «Маятник». Движение рук вокруг плеча и опускание вниз рук, с наполнением веса в кончике пальца.
Затем объяснение правильной посадки, соответственно росту учащегося, высота стула, возможная подставка для ног. Положение рук на клавиатуре и положение локтей.
Следующие упражнения сидя с закрытой крышкой фортепиано- «Броски». Руки полностью свободные с ощущением веса в кисти бросать на колени, затем на крышку и обратно. При этом формируется свобода корпуса и рук. «Шаги»- формирование купола руки, уже собранной в «Домик», где кисти опираются на кончики пальцев и собраны в правильную форму.
На клавиатуре формируется правильная постановка руки по «Формуле Шопена». Для этого положить 2,3,4 пальцы на 3 черные клавиши, а 1-ый и 5-ый пальцы на соседние белые.
Упражнение на клавиатуре «Машинка». Сформированной кистью около черных клавиш водить по клавиатуре вверх, вниз. Можно взять в руку карандаш. При этом правильно становится расположение кисти и локтей.
Переходим к упражнениям на клавиатуре, игре гамм и исполнение произведений.
«Колокола»- 3-им, (затем 2-ым ) пальцем левой и правой руками на звуке «до» играть с ощущением веса в кончике пальца при этом слушаем звук все более глубокий, насыщенный и певучий.
«Мостик»- для 1-5 пальцев на звуках «ми» — «си». Играем в разных октавах, при этом 5-ый палец находится на линии черных клавиш, локти естественно находятся относительно корпуса. Опора находится как на каркасе.
Гаммы необходимо играть на протяжении всего обучения. Мы покажем выборочно гаммы, необходимые для постановочных задач.
В гаммах задача освоить аппликатуру, кроме того знакомство с позиционной игрой. Для этого упражнение «Круги на воде» 1-2-3 пальцами на 3 звуках ,1-2-3-4-5 пальцами на 5 звуках по всей клавиатуре каждой рукой по гамме До- мажор.
Затем игра До-мажора в расходящемся виде. Здесь координационная задача, освоение симметричной аппликатуры, охват фактуры.
Такие же задачи стоят в освоении хроматической гаммы. В Ре-мажоре в расходящемся виде с симметричной аппликатурой.
Аккорды в Ре-мажоре очень помогают в постановочных задачах. Фа диез дает возможность формировать правильный «купол» кисти, который приходится на 3-ий палец. Также 5-ый палец становится на нужное место около черных клавиш. Затем играть отдельно каждой рукой. В левой слушать басовую линию, в правой мелодическую.
Длинные арпеджио — в Ре-мажоре пластичность и охват длинной линии на legato ,при этом фразировочная задача.
Каденция в ля-миноре. Задача закрепления знаний по сольфеджио.
Теперь постановочные и музыкально-звуковые задачи в произведениях.
Э. Тетцель «Прелюдия»- мы с ученицей дали название «Колокола». Постановочные задачи в аккордах, вес в кончике пальца в мелодической линии в исполнении разных штрихов, фразировочная линия и соответственно образность произведения. Ученица должна донести до слушателя в 1-ой части тяжелые большие колокола на non legato, а во 2-ой маленькие колокольчики на staccato. (Пример № 1).
Л. Шитте Этюд Соль мажор- здесь задачи позиционной игры, правильное положение 5-го пальца, пластичность движений в исполнении коротких арпеджио на 3 звука при собранной кисти и переходящих движений из руки в руку. (Пример № 2).
К. Черни Этюд До- мажор- с Альбиной мы назвали этот этюд « море». Очень интересен этюд простотой текста, и при этом возможность поработать над многими задачами, а именно: legato в арпеджио на 3 звука, переходящих из руки в руку по всей клавиатуре, охват большой фактуры инструмента, объединяющие движения, ощущения цельности корпуса, собранности кисти. Звуковые задачи длинной фразы, динамическое разнообразие, создающее музыкальную картину «моря». (Пример № 3).
К. Гурлит Этюд До- мажор- здесь уже усложнение текста, различные штрихи, аккорды, гаммообразные пассажи в разных руках, позиционная игра, подвижный темп. Есть возможность поработать над разными видами техники в одном произведении. Каждый вид отрабатывается отдельно каждой рукой. Звуковые задачи- четкость аккордов, штриховая точность, ясная артикуляция, цельность произведения. ( Пример № 4).
Постановочные задачи присутствуют в нашей работе постоянно в течение всего периода обучения учащихся. На это влияет изменения размера руки, роста, усложнения фактуры и технических задач. Поэтому постоянное внимание к корпусу и игровому аппарату учеников необходимы на каждом уроке. При этом развитие слухового контроля, культуры слышания, осознанного отношения к исполняемому, понимания задач и результата в любом упражнении и произведениях , осмысленное выполнение домашних заданий, ориентированное на грамотное и качественное исполнение. Обязательно исходя из индивидуальности учащегося, его физической приспособленности к фортепианно, музыкальных данных, интеллекта приведет к выполнению всех задач и к хорошему результату в обучении. Отдельное внимание уделить к необходимости выполнения домашнего задания, что дает положительный результат в освоении инструмента. Для этого задачей педагога является знакомить учащихся с шедеврами фортепианной музыки и прививать интерес к занятиям на фортепиано.
Источник
План открытого урока по общему фортепиано
Управление культуры администрации г. Новокузнецка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 48
ОТКРЫТЫЙ УРОК
На тему: «Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано»
(с уч-цей 1кл. Афанасьевой Аней, 7лет отд. «сольное пение»)Выполнила:
Трушникова И.Ю.
препод. ф-но
Новокузнецк 2015г.
Введение
Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины.
Дети, впервые пришедшие в детскую музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.
Цель урока: Правильная постановка игрового аппарата у учащегося на начальном этапе обучения.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Урок включает:
— организационную и содержательную установку
— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
— взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление изученного материала и упражнения
— диагностику прочности усвоения знаний
— инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока: традиционный
Цель урока: Правильная постановка игрового аппарата у учащегося на начальном этапе обучения.
Методы обучения:
Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato.
Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
— Словесный, наглядный, практический- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
— Развитие мышления, творческой инициативы
— Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме организовать его игровой аппарат, закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодия), продолжить формирование практических навыков (игра штрихами nonlegato, legato, staccato; ;Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра «Говорящие пальцы»;
Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты: сборник И.Корольковой «Крохе-музыканту», «Нотки-клавиши», «40 уроков начального обучения» С. Альтерман.
План урока:
Организационный момент
Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика .Работа с музыкальным материалом.
Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке — с использованием игровой технологии ( рисунки, картинки)
Итог урока
Домашнее задание
Основной этап. Ход урока
Организационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу
Разминка.
Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ МЫШЦ
1.1 «МЕЛЬНИЦА»
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.
Самолет летит,
Самолет гудит.
Самолет-самолет
Нас в Москву повезет.
В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслабить, и совершать движения свободными руками.
1.2 «ПОЛЕТЫ»
Кисть мягко висит на запястье, как «парашутик», рука медленно спускается на клавиатуру, запястье опускается в «ямку» и затем рука, выходит из клавиатуры в «парашютик» с последующим дугообразным движением по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой поочередно. В школе «Путь к музицированию» Л.Баренбойма, это упражнение дается со стихотворным текстом, что делает его еще более привлекательным для ребенка.
«Ой ты, радуга-дуга. . .
Под тобой лежат луга,
В небе ты повисла
Словно коромысло».
Педагог может помочь ученику при исполнении упражнения , стоя за его спиной, поддерживая руку под локоть.
1.3 «ПРОЩАНИЕ»
Локти свободны, пальцы- продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается:дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.
-Вот и всё, — мы вам сказали.
-Делать больше нечего.
Мы пойдем, а вы сидите
До самого вечера.
При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свобода руки и включение лопаточных мышц в работу.
1.4 «БОКСИК»
Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно и пера лишиться,
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
1.5 «СТИРКА»
Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал — надо стряхнуть белье. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь у тебя остаются. И никто не услышит их»
Мама стирала на кухне бельё,
А серенький котик смотрел на неё.
Мама устала — легла на кровать,
А котик взял мыло и начал стирать.
2. ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РУКИ:
2.1 «МЯЧИК» или «ОТДАЙ МНЕ РУКУ»
Рука ребенка, должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, —
Не угнаться за тобой!
Упражнения выполняются сначала за столом; через 2-3 дня – за инструментом.
После таких упражнений, можно приступить к более сложным, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.2.2 Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с движениями двух лифтов в доме. Усложнять упражнение следует в следующем порядке: руки опускаются, на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.
Вверх и вниз, по этажам.
Ходит домик, ходит сам.
Кнопка нажимается —
Домик поднимается,
Вот дом на седьмом,
Апотом на восьмом.
За минуту мы уже
На девятом этаже.
Вышли из дома —
Вот мы и дома.
2.4 «ОДЕВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВ»
Небольшой легкий массаж пальчиков дает возможность хорошо почувствовать и послушать каждый из них.
Перед тобой – пятеро братьев – Пальчики вверх, не напряжены
Дома все они без платьев – Пальцы левой руки поочередно поглаживают от основания к кончику («раздевающие движения»).
А на улице зато нужно
каждому пальто Можно пошевелить пальчиками. «Одевающие» движения от кончиков к основаниям
Упражнения нужно выполнять и на уроке и дома, в течение 1-2 месяцев. Они простые, интересные и нравятся детям. К таким увлекательным играм — упражнениям относятся и так называемые «пальчиковые» игры.
2.6 «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК»
Упражнение на сгибательные и разгибательные движения пальцев
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Все вышеизложенные упражнения направлены на развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенка
Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, в первую очередь, делаю упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано:; « Осторожный зайка» -начинать со 2 пальца, затем беззвучно подменивать его на 1 палец, позже можно это упражнение играть на инструменте.«Бинокль» — соприкосновение 2,3,4 и 5пальцев с первым, образуя колечко. В музыке всегда присутствует ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Когда отстукиваешь каждый звук песни, ты исполняешь ее ритм.
Упражнение «Фокус-покус»
Фокус-покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1 1 2 2 1 1 3 31 1 4 4 1 1 5 51 1 2 2 1 1 3
1 1 4 4 1 1 5
А теперь прохлопай руками такую загадку:
Шел, шел без дорог. Где шел – там и лег. До весны пролежал, а потом побежал.
Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок загадки, решить, какими пальцами ты будешь ее «говорить», написать номера пальцев под ритмическим рисунком стишка. Это твое творческое домашнее задание.
Прохлопывание ритмических паровозиков (сб. И. Корольковой «Крохе-музыканту», можно делать разными вариантами:Прохлопать целиком весь паровозик
Одной рукой хлопать по коленке ритм, второй играть на инструменте.
Обеими руками играть ритм паровозика на инструменте, вслух считая доли.
Работа с музыкальным материалом.
Изучение нотной грамоты желательно начинать с загадок и игр, стишков и попевок, что способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала и повышает интерес детей к занятиям. Этот процесс также неразрывно связан с освоением клавиатуры. « Аня, давай сыграем с тобой песенку «Ежик, ежик чудачок» от клавиши «до», а теперь эту же песенку сыграй от клавиши «фа» (учимся транспонировать).Когда ученик произносит слова, стихи, фразы во время игры упражнения или попевки, то он занят текстом и не фиксирует свое внимание на движениях руки. Рука не зажимается, можно незаметно для ребенка «формировать его руку»: поддерживать локоток, проверять свободу кисти. Так постепенно появляется естественность движения ученика.
Переходим на клавиатуру — осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:
Упражнение «Вот иду я вверх», «Вот иду я вниз» будем играть последовательно 2,3-м или 4-м пальцем правой и левой руки. Играть и петь. Закрепляя прием non legato играем песенки в ансамбле с педагогом:
«Давай, Аня сейчас сыграем с тобой от каждой клавиши 1 октавы песенки
1. «Андрей-воробей»
2. «Тили-бом»
3. «Солнышко»
4 «Зайчик»
5. «Фасоль»
6. «Лягушки»
Сборник И. Корольковой «Крохе-музыканту»
Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке
6. Переходим к приёму legato – по два звука на слог «А-у», «Ма-ма»…играем упражнение 2,3-м пальцем правой руки и 3,2-м пальцем левой руки.
Упражнение «Я уже пришел домой», «Побежали дети в лес» каждой рукой разными пальцами.
• На приём legato играем песенку «Зайчик» со словами. Поем песню «Зайчик»,обращаем внимание на лад мажор.
• Поём песню «Киска», обращаем внимание на плавность — «связанность» пения (legato) и лад минор.
Итог урока:
необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – non legato, staccato и legato, качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая пианистический аппарат начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
Домашнее задание:
— Закрепление упражнений и пьесок от клавиш первой октавы игрой non legatoЗапомнить понятия «Мажор» и «Минор».
— Загадка «Говорящие пальцы».
Итак, за дело! Желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
Заключение
Перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьезные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учеником, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура – необходимые условия для их успешного решения. Начальное обучение игре на фортепиано предполагает не только обучение первым навыкам игры и необходимым знаниям нотной грамоты, но и обогащение и развитие музыкальных впечатлений ребенка.
Список литературы:
С.Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей»;2003
Л. Баренбойм «Путь к музицированию», Ленинград, 1980
О. Сотникова Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть»
Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, 1986
И.Королькова «Крохе-музыканту», Р-на Дону; 2011
«Нотки-клавиши», сост.Т.А.. Бабичева; 2008
- file7.doc
Открытый урок по общему фортепиано
Размер файла: 37 kB Загрузок: 14
Источник