Открытый урок по дополнительному фортепиано

Открытый урок по фортепианному ансамблю
план-конспект урока на тему

На уроке фортепианного ансамбля была представлена работа над произведением Р.Глиэра «Грустный вальс» с учащимися 5 класса. Кроме конкретных задач по выучиванию и исполнению конкретного произведения, на уроке рассматриваются основные навыки и законы ансамблевого музицирования.

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_po_ansamblyu_microsoft_office_word.docx 28.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУДОД «Каширская детская школа искусств»

на тему: « Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»

преподаватель по классу фортепиано

Дата проведения урока:

26 ноября 2012 год

« Авторский текст — это как бы своеобразный «архитектурный чертеж», « разгадка» и выполнение которого выпадает на долю каждого исполнителя». К.Игумнов.

Цель урока : развитие навыков грамотной работы с нотным текстом и углубление музыкального опыта учащихся через урок фортепианного ансамбля.

  • продолжить формировать умения и навыки игры в ансамбле;
  • объяснить особенности работы над текстом в фортепианных дуэтах;
  • активизировать самостоятельную работу над произведением.

Тип и форма урока: урок — методическое сообщение.

Методы ведения : объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).

Оборудование : два фортепиано.
Урок проводится с учащимися 5-го класса Михейкиной Настей и Есиной Настей.

Методическое сообщение. Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Трудно переоценить роль ансамблевой игры в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях, совершенствуют слуховые, ритмические и образные представления учащихся; а также формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой музыкальной классики; воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.

Существует два вида фортепианного дуэта – на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов ещё более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий.

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара (концертные пьесы и клавирные переложения) могут быть использованы с равным успехом. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа, занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тесте, для исполнения в эскизе. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и совершенствует их пианистическое мастерство. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. Задача преподавателя сродни работе дирижера с оркестром. У преподавателя должен быть готов «план» работы над произведением, который включает в себя как музыкальные вопросы, так и распределение работы над произведением по времени.

1 этап. Преподаватель: Сейчас прозвучит «Грустный вальс» Р.Глиэра в исполнении учащихся 6 класса Михейкиной Насти и Есиной Насти. Следует сразу сказать, что в настоящий момент произведение находится в стадии запоминания нотного текста и шлифовки пианистических (технических) задач. Темп так же пока не окончательный. По нашим планам, к окончанию 2-ой четверти это произведение должно быть готово к первому концертному выступлению. Девочки имеют уже некоторый опыт дуэтной игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения.
Немного о произведении. «Грустный вальс» Р.Глиэра представляет собой 3-х частную форму. Темп довольно подвижный, танцевальный, главная музыкальная тема неоднократно переходит из одной партии в другую, есть параллельные пассажи и фразы (в октаву), синкопированный ритм и мелизмы; тональный план не однородный: есть модуляция в среднем разделе. Для исполнителей важно почувствовать вальсирование и взволнованность музыкальной темы, вихревое движение, восточный колорит мелодики.

Учащиеся исполнили «Грустный вальс» на память. Темп не окончательный, ближе к andantino. Замечания: заметна неуверенность в тексте и в понимании формы произведения, особенно во 2 партии.

Преподаватель: Для удобства работы мы разделили текст на 3 раздела (цифры) и внутри каждой части возможны еще смысловые цезуры. Это облегчает работу над оттачиванием деталей, способствует лучшей запоминаемости текста. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. В исполнении этого произведения было видно, что у учащихся еще неуверенно выучен текст, особенно средняя и заключительная части. Неоднократно учащиеся неверно акцентировали звук там, где этого делать нельзя (когда данная тема являлась второстепенной по смыслу). В данной ситуации необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. Преподаватель показывает в тексте о каком музыкальном отрезке идет речь и просит повторить этот эпизод с более точным звуковым соотношением между партиями. Учащиеся повторили, было слышно, что звук уже более верно распределен.
Преподаватель: Итак, на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать ОБЩЕЕ звучание, уметь критически оценить игру и во время исполнения, решать звуковые проблемы, если таковые присутствуют.

2 этап. Для подробного изучения строения мелодии и фактуры, для выявления текущих проблем преподаватель предлагает сыграть 1 часть(1 цифра). Из этого исполнения можно видеть, что учащиеся довольно свободно знают текст, уверенно справляются с синхронным исполнением темы и мелизмов, что не просто делать в ансамбле; видно, что учащиеся умеют начинать игру вместе, понимают значение «ауфтакта». Видны так же и недочеты: хотелось бы более рельефной линии баса (Есина Настя), общее движение склонно к ускорению (темп не удерживает Михейкина Настя), не ясен динамический план. Преподаватель озвучила для учеников недочеты и попросила снова исполнить 1 раздел с исправлением замечаний. Ученики исполнили этот эпизод, стараясь выполнить пожелания преподавателя, однако, темп остается пока неустойчивым.
Преподаватель: В работе над исполненным произведением учащимся впервые пришлось решать вопросы довольно сложной для координации педализации в этой пьесе. Здесь автор, подчеркивая танцевальность и взволнованный характер главной музыкальной темы, использует синкопированный ритмический рисунок и требуется хорошая координация всего игрового аппарата, хорошая работа слуха, чтобы педаль оставалась только на 1-ую долю (ритмическая педализация). Много стараний и усилий пришлось приложить, добиваясь синхронности при взятии и снятии звука, исполнения фразы, пассажей и украшений. Искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента. Учились одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие.
Преподаватель: Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками «portamento». Это потребовало от ученика особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этой пьесой мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно было обратить внимание учеников на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты (преподаватель просит в тексте найти эти моменты и показать их исполнение каждым учеником). Это помогает должным образом реализовать намерения композитора.

3 этап. Преподаватель: Особый интерес для работы над этим произведением представляет 2-ой раздел. Учащиеся исполняют 2-ой раздел. Здесь, по задумке автора, происходит преображение грустной напевной, с множеством «вздохов», Главной темы в стремительный блестящий вальс. Преображению способствует смена тональностей и длинные пассажные фразы. В тексте присутствует интересный для ансамблей прием — перекличка между партиями и передача темы от одного исполнителя к другому. Как мы видим, эта часть существенно труднее по изложению нотного текста и пианистических задач, которые стоят перед учащимися. Тема выписана в обеих партиях «в октаву», затем на фоне пассажей возвращается Главная тема вальса из 1 раздела. Здесь нужно обратить внимание исполнителей на важность звукового баланса между партиями, определить градацию динамики. При исполнении 2-го раздела учащиеся заметно замедляют движение. Это своего рода сигнал для преподавателя о том, что данная часть произведения еще не достаточно хорошо выучена, есть неуверенность обоих ансамблистов (или, возможно, одного из исполнителей) в знании текста или в освоении технически сложных моментов.

4 этап. Заключительный раздел представляет собой синтез Главной темы и пассажного фона из 2-го раздела. Учащиеся исполняют 3-ий раздел пьесы.

Преподаватель: Главная сложность — звуковая градация: на фоне рельефных пассажей звучит Главная тема вальса. Здесь прослеживаются черты полифонического изложения. При этом, партии снова меняются «ролями»: сначала ведущая 1-ая партия, затем завершается пьеса проведением Главной темы во 2-ой партии. Перед исполнителями стоит непростая задача: выделить звуком Главную тему и максимально выразительно, на другом звуковом уровне, показать вторую мелодическую линию. При исполнении этого раздела, видны те же недочеты, что и во 2-ом разделе. Это объясняется недостаточной проработкой КАЖДОГО ансамблиста своей партии и сложностью текстовых и исполнительских задач. Преподаватель предлагает повторить 3-ий раздел в более медленном темпе, с максимальным вниманием к динамике, аппликатуре в пассажах (в 1-ой партии). Учащиеся исполняют пьесу в заданном учителем темпе заметно качественнее, однако вовсе избежать помарок и остановок не удается.

Преподаватель обращает внимание учеников на их индивидуальные ошибки и рекомендует в домашней работе над произведением начинать с последнего раздела, затем переходить ко 2-му и так далее. Главная цель на данном этапе – качественное заучивание текста на память со всеми технологическими, динамическими и исполнительскими задачами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по Дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам. На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
  3. Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
    Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
    Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
  4. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
  6. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
  8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

Источник

Открытый урок по теме:»Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе»
план-конспект урока на тему

Конспект открытого урока с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Каширская детская школа искусств»

Конспект открытого урока по теме:

«Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе»

по классу фортепиано

Цель урока : Формировании первоначальных навыков игры на фортепиано, усвоение первоначальных знаний по нотной грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.

  1. Воспитать устойчивый интерес к игре на фортепиано путем знакомства с пьесами различного характера.
  2. Создать условия для накопления слуховых впечатлений.
  3. Развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения учащейся.
  4. Формировать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполнения.
  5. Закрепить навыки игры двумя руками.
  6. Использовать игровые элементы для закрепления навыков игры на фортепиано.
  1. Метод показа.
  2. Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Обоснование темы, цели и задач урока.
  3. Содержание урока.
  4. Подведение итогов и выводы.
  5. Домашнее задание.

Вступительное слово учителя. О плюсах и минусах занятий в ДМШ или других учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие — развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное — общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, особенно в подготовительном классе мы используем игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.

Упражнения можно условно разделить на три группы: 1) упражнения, направленные на формирование правильной осанки, 2)развивающие плече-лопаточные мышщы, 3)направленные на развитие чуткости и цепкости кончиков пальцев.

На каждом из занятий с учениками отводится от 5 до 10 минут (в зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников, присутствующим на занятии, предлагается повторять данные комплексы дома, вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано. Этот цикл упражнений рекомендован с учащимися младших классов.(Приложение№1)

Подводя итоги вышесказанному, заметим, что в рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений

Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей ребенка Каждый урок строится по определенной схеме: развитие ритмических, слуховых и игровых навыков, которые, чередуясь друг с другом, позволяют сделать урок насыщенным по содержанию и разнообразным по творческим заданиям.

Данный урок проводится с учащейся подготовительного класса, Кулястовой Машей. 5,5 лет.Девочка способная, очень развита для своего возраста заинтересованная, зажата.

Освоила приемы звукоизвлечения 2, 3 пальцами нон легато, знает основы нотной грамоты, знает расположение нот, их запись на нотоносце. Умеет играть несколько пьес выученных «с рук» в донотный период, хорошо ориентируется на клавиатуре

II. Обоснование темы, цели и задачи урока.

Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в игровой форме , которая создает эмоциональный настрой и помогает проникнуть в образное содержание музыки. Следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому многие задания даны в игровой форме. Игровые элементы повышают интерес к занятиям, делают их менее утомительными, поэтому они присутствуют в каждом уроке как необходимый элемент обучения. На занятии используется сборник О. Геталовой « В музыку с радостью!» для детей 4-6 лет.

III. Содержание занятия

1.Проверка домашнего задания

Ученица исполняет пьесы «Колыбельная», «Дождик», «Два кота», «Одуванчик» по нотной записи. В процессе исполнения преподаватель анализирует характер исполнения пьес, вместе с ученицей определяет необходимый характер звучания.

«Колыбельная» — свободные, мягкие движения, иммитирующие покачивание.

«Дождик» — легкое нон-легато, свободное падение пальцев , иммитация капель дождя.

«Одуванчик» — показать руками невесомый полет пушинок, чтобы семена взошли, нужно мягко и глубоко погрузиться в клавишу ( « семена в землю»)

Выученные пьесы исполняются в ансамбле, с пением текста.

2.Изучение элементов нотной грамоты, развитие навыков чтения с листа

Упражнение «Бусы» .Вспоминаем правило — если чередуются ноты на линейках и между линейками, то на клавишах они идут по порядку. Если все на линеечках или между — на клавишах – через одну. Вспоминаем ноты, которые «живут на линейках» , прыгаем по клавишам напольной клавиатуры и называем ноты – до, ми, соль, си, ре, фа. То же с нотами «живущими» между линеек.

Напольная клавиатура — нарисована на рулоне бумаги, на клавише должна уместиться нога ребенка. То же повторяем на клавиатуре фортепиано. Выполняем упражнение «Бусы» — читаем с листа ноты, 3 м пальцем. Начинаем с ноты «Соль». Играем упражнения, следя по нотам.

Разбор новых пьес «Тили-тень» , «Баю-бай».

Показ попевок. Анализ содержания. Разбираем, как написаны ноты – на линейках, называем, поем со словами, прохлопываем ритм, с ритмослогами «та» и «та-а»,затем с названием нот. Прыгаем на напольной клавиатуре по клавишам «до», «ми», «соль». Разбираем, какой рукой играть. «Играем» поочередно разными руками на крышке фортепиано. Играем по нотам, с сольфеджированием. Показываем жестами характер музыки, исполняем в характере, с пением текста.

Родителям дано задание делать ежедневно несколько упражнений и пальчиковые игры. Делаем гимнастику, упражнения выбирает ученица.

Объясняю новую игру-упражнение – «Кто быстрее» .К двум карандашам привязана веревочка, с цветной отметкой на середине. Вращая карандаш, нужно стараться быстро смотать веревочку, быстрее добраться до отметки. Игра неизменно вызывает интерес у детей и благотворно влияет на развитие мелкой моторики, активности кончиков пальцев.

«Волшебная шкатулка»» — эти упражнения обогащают осязательный опыт.

Показываю красивую коробку, в которой много всяких мелочей

шарики, ракушки, лошадки, машинки и т. д. из различного материала.

  1. Сначала, вытаскивая их из мешочка, говорим о них – описывая их вместе с ребенком: «Это гладкая поверхность, это закругленные или острые края, ощущения – холодное, теплое, пушистое, шершавое и т.д.» Затем завязать глаза ребенку и предложить найти предмет в мешочке и описать его на память, ощущения, определить по контуру.

(На следующих занятиях мы усложним задания, например -найти определенный предмет на ощупь. На последующих занятиях возможно применение следующей игры-упражнения: заготовить несколько карточек и наклеить на них различные материалы: мех, шелк, бархат, наждачную бумагу, наклеить спички, накапать свечой, наколоть канцелярскими кнопками, наклеить бусы, бисер, затем разложить на столе карточки, и предложить ребенку с закрытыми глазами пощупать, погладить кончиками пальцев эти карточки, описывая при этом их поверхность. Например, мягко и приятно, острое, колючее – неприятное, жесткая и шершавая поверхность, ребристая поверхность. Эти карточки он должен называть по порядку, затем спросить, запомнил ли он ощущения или нет, если нет – повторить еще раз, карточки перемешать, попросить ребенка воспроизвести по памяти и ощущению все карточки – по порядку, затем на ладони преподавателя показать прикосновение с ощущением предмета: приятное поглаживание, острое стаккато, бисер или бусы – круговые движения пальчиком – можно каждым.)

Обсуждаем, что нового мы сегодня узнали на уроке.

Домашнее задание — делать гимнастику, 3-4 упражнения ежедневно.

Играть упражнения «Радуга». «Пчелка», любимые пьесы по черным клавишам из сборника .

Играть выученные пьесы в характере. Выучить новые пьесы. Подобрать из «Волшебной шкатулки» предметы, которые подходят по ощущениям к пьесам.

Источник

Читайте также:  Mertz tarantella ноты для гитары
Оцените статью