Открытый урок по фортепиано 2 класс дши

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Открытый урок по специальности фортепиано во втором классе

Тема урока: Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального
характера.
Цель урока: Формирование у учащегося умения передавать разнохарактерную
танцевальную музыку.
Задачи урока: 1. Умение находить и применять различные приёмы исполнения
при разучивании разных типов фортепианной фактуры.
2. Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств
в работе над звуковыми качествами произведения.
3. Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной
отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах танцевального ха-
рактера.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения,
обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.

«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока.

2. Вступительное слово: Мир образов программных миниатюр подвижного характера близок природе художественного восприятия младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение учеником как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

3. Практическая часть.
(С ученицей проведена следующая работа:
1. Беседа на тему «Что такое танец?»
А) дано определение жанру танец;
Б) выявлены характерные черты танцевальной музыки;
В) какие бывают танцы.
2. Разобран и проучен нотный текст произведения.
На уроке показываем работу над основными деталями пьесы).
Все дети как правило любят танцевать. Поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Названия как правило очень образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Условно разделим работу над произведением на несколько этапов.
(А.Жилинскис «Финский танец»).
Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы: в музыке слышны два музыкальных образа – шутливый песенный (l и lll части) и задорный танцевальный (ll часть); танец в характере лендлера.
А) Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику познакомиться с простыми приёмами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).
В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-интервал. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2ой и 3ей долей. В этом танце партия левой руки на протяжении всего произведения исполняется приёмом «щипком» на стаккато с опорой на бас 5,4,3 пальцами.
(Ученица исполняет партию левой руки l части, соблюдая указания педагога).
Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации.
(Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя 1ую долю).
Правильный навык исполнения этого приёма развивает и укрепляет от природы слабые, часто проблемные 4 и 5 пальцы, вырабатывает навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция.
Партию левой руки желательно выучить наизусть, чтобы лучше слышать её и добиться художественного исполнения.
(Ученица исполняет наизусть партию левой руки l части).
Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию.
(Вместе с ученицей, в паре исполняем ll часть пьесы).
Б) В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии , её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии l части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Рамила проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняется образ произведения – мелодия становится ритмичной, танцевальной, в ней слышны притопы на 2ую долю в каждой фразе. Фразы становятся короче, частая смена штрихов, аппликатуры, нарастание динамики – всё это требует от ученика внимания и слухового контроля.
(Вместе с ученицей делаем устный разбор мелодии, затем отрабатываем все элементы на фортепиано).
В) Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
В данном танце различные штрихи в партиях обеих рук. Если в сопровождении стабильно идёт штрих стаккато, то в мелодии, короткие и более продолжительные мотивы на легато заканчиваются штрихом стаккато.
В l части, в каждой фразе, сложен в исполнении мотив восьмыми длительностями на 1ую долю (легато переходит в стаккато). Здесь следует добиться точного исполнения приёма «села рука (опора на палец, избегать удара, шлёпанья) – отпрыгнула на стаккато на одном движении посредством уменьшения силы» и продолжить мелодию со 2ой доли, не нарушая мелодической линии.
(Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения ).
Вторая часть сложна по технике исполнения. В каждом такте, на каждую долю меняется артикуляционный штрих. Здесь необходимо проследить за объединяющим движением руки. Именно на одном движении ученица должна исполнить целое предложение, точными штрихами, активными пальцами, на крещендо, не прервав движения мелодии.
(Отрабатываем штрихи на инструменте).
Г) С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности.
(Рамила проучила пальцы и с этим у нас нет проблем).
Д) Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности.
(Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой , затем двумя – с яркими оттенками).
Е) Ещё одно немаловажное достоинство пьес танцевального характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу.
(Ученица исполняет l часть пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками).
Ж) Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
(Ученица исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов).

Читайте также:  Парень без гитары кто поет

4.Заключение. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения — достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера составляет значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями(джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обога-
щают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики.

Источник

Урок по специальности «Фортепиано» во 2-м классе детской школы искусств «Работа над произведениями технического плана»

Разделы: Музыка

Класс: 2

Ключевые слова: музыка

Описание. Предлагаю урок с обучающейся второго класса фортепианного отделения Мельниковой Полиной — 10 лет. Полина имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, хорошую музыкальную память. Быстро охватывает новый музыкальный материал и учит наизусть Эмоционально отзывчива на музыку. Увлекающаяся натура. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Может продуктивно работать самостоятельно.

Данный урок может быть полезным начинающим преподавателям по специальности по преодолению затруднений при игре в произведениях технического плана.

Предмет: «Фортепиано».

Класс: второй.

Тип занятия: урок – отработка технических навыков в упражнениях, гаммах, этюдах и пьесах технического плана.

Форма урока: индивидуальная.

Цель урока: Воспитание у обучающейся художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, а также привитие самостоятельности при разучивании произведения технического плана.

Задачи урока:

  • познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
  • воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;

образовательные:

  • расширить музыкальный кругозор и впечатлений обучающейся;
  • искать рациональные приемы игры на фортепиано;
  • научить грамотно прочитывать нотный текст;
  • продолжить знакомство с Этюдами К.Черни;
  • продолжить знакомство с Бирюльками С.Майкапара.

развивающие:

  • развивать музыкально-образное мышление, расширение кругозора;
  • развивать двигательно-игровые навыки;
  • совершенствовать навык игры по нотам;
  • развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать инициативу в творчестве;
  • развивать самостоятельность в работе;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету и инструменту;
  • воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
  • воспитывать ответственность за результаты своего труда;
  • воспитывать контроль за своими действиями;
  • воспитывать культуру поведения за инструментом.

Оборудование: инструмент фортепиано, стул, подставка под ноги

Ноты музыкальных произведений

  • Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,2);
  • Гаммы, арпеджио, аккорды (C — dur, a — moll);
  • Карл Черни, этюд.

Ожидаемый результат. Учащаяся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.

План урока

1. Организационный момент

Вступительное слово. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1 мин.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

  • формирование двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений;
  • организация навыка игры по нотам;
  • воспитание музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2. Основная часть урока — 35 мин.

а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса — 2 мин.

б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 4 мин.

в) Игра упражнений и гамм — 7 мин.

г) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.

3. Усвоение материала — 5 мин.

4. Заключительная часть

Домашнее задание — 4 мин.

Рефлексия. Подведение итогов — 2 мин.

Приёмы и методы работы на уроке:

  • словесный (беседа, объяснение),
  • наглядный (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач)
  • творческий (решение пианистических и художественных задач)
  • показательный (игра выученного нотного текста)
  • игровой метод
  • метод самостоятельной работы ( побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе игры)
  • метод анализа и синтеза (одобрение и поощрение успехов учащейся с целью стимуляции ее интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность)

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, сообщение темы урока, психологический настрой учащейся постановка учебной задачи.

2. Основная часть урока

Упражнения на освобождение тела обучающегося от зажимов (для кисти и пальцев, суставов, корпуса ( вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя, гаммообразные упражнения – аккорды, арпеджио)

Упражнения развивают активность пальцев, освобождают суставы, шею, корпус тела.

Приём работы: объяснительно-показательный.

Проверка качества выполнения домашнего задания

Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:

1) играет упражнения Ш.Ганона, Этюд стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);

2) показ обучающимся гамм C-dur, a-moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш.Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Методы и приемы работы:

— метод контроля за исполнением упражнений и гамм,

— предложение преподавателя отшлифовать приём игры упражнений на крышке инструмента для углубления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,

— рассмотрение проведённой работы,

— самокритика и критика исполнения,

— одобрение за моменты достойного исполнения программы.

Игра гамм

При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на точное подкладывание первого пальца : верный разворот руки, её собранность, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна точно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при регулярном закреплении навыка игры гамм и упражнений навык твердого исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы интенсивные, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Задача — исполнить аккорды торжественно, не суетливо, с достоинством.

Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.

Работа над этюдом

Проигрывание в классе, как на сцене. Самоанализ исполнения этюда, замечания преподавателя.

Методы и приёмы работы: исполнение по крышке инструмента цепкими пальцами в сдержанном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают.

Если есть ритмические неточности (например:

а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую долю, причина — непонимание обучающимся длины временного звучания длительности нот;

б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина — слабость 1 и 5 пальцев руки, неверное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;

в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе не выполняется при выполнении домашнего задания).

Работа над пьесой

Прежде, чем исполнить пьесу, необходимо выучить нотный текст.

Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами (особенно над левой рукой- придать игре особое значение ритмическим акцентам, уколам и мимолетным подчеркиваниям до темпераментных и властных ударений, стараться избегать рыхлости пальцев), игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Учащаяся при такой работе находит подходящие для исполнения движения рук и корпуса, удобную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающаяся опробовала их на практике, находила свои позиции в игре, включала внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть пока медленный, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз должна отработать в самостоятельных домашних занятиях.

Если отработаны отдельные фразы, отрывки, выучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающаяся сама может выразить для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.

Приемы и методы работы:

— метод проверки за исполнением,

— предложение проработать приём игры staccato на крышке инструмента для обострения звучности и выравнивания звуков,

— анализ проведённой работы,

— полезная самокритика и критика исполнения,

— одобрение за достойные моменты исполнения пьесы.

Домашнее задание

1. Новое упражнение Ш.Ганона (№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.

2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К.Черни.

3. Пьеса. Проработать прием staccato в левой руке, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части.

3. Заключительная часть

Рефлексия

Разговор с обучающейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить.

Методическая литература

  1. Корыхалова Н. «Играем гаммы» — М.: «Музыка». 1995.
  2. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» — М.: 1993.

Нотная литература

  1. А.Николаева «Школа игры на фортепиано».
  2. К.Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821.
  3. Ш.Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002.

Источник

Оцените статью