Открытый урок по фортепиано для дмш

План -конспект открытого урока «Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ»
учебно-методический материал (5 класс)

Работа над техникой в старших классах ДШИ

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_tehnikoy_v_starshih_klassah_dmsh.docx 30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально — хоровая школа имени Г.Струве»

План – конспект открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающимся 5 класса отделения специального фортепиано

Тема урока: «Работа над развитием техники в старших классах специального фортепиано».

Выполнила: Королева Ольга Алексеевна

Преподаватель фортепианного отделения

Железногорск 2020 г.

Тема урока: «Работа над развитием техники в старших классах специального фортепиано».

Цель урока: овладение различными приемами игры для успешного технического развития. Формирование эмоционального и осмысленного отношения к музыке.

-обучающие: освоение исполнительских навыков игры на фортепиано; умение использовать различный арсенал приемов игры; продемонстрировать упражнения на развитие пальцевой беглости.

— развивающие : развитие технических навыков исполнительства; развитие образного мышления, эмоциональной сферы личности; развивать внимание и слуховой контроль в процессе выполнения заданий.

— воспитательные : воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания; пробуждение интереса к техническим произведениям; прививать упорство в достижении результата.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Форма урока: ин дивидуальная.

— технология личностно-ориентированного обучения

— технология индивидуального обучения

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (использование иллюстративного материала, показ преподавателя)
  • Тактильный метод

Оборудование: фортепиано, подставка на сидение, нотный материал, компьютер.

Репертуарный план урока:

1.Гамма Ми — мажор

3.Р.Шуман «Фантастический танец »

2. Вступительное слово.

II. Основной этап:

  1. Работа над гаммой.
  2. Работа над произведениями.

III. Заключительный этап.

I. Вступление . Исполнительская техника – комплекс средств , необходимых для воплощения художественного образа.

В своей работе «Индивидуальная фортепианная техника Мартинсен выводит 3 типа техники: 1) классический , связанный с именем Бюлова – характеризуется тщательной отделкой деталей, независимостью, ровностью каждого пальца, минимум педали, оркестровых эффектов, строгость текста.2) романтический — представлен Рубинштейном. Характеризуется симфонической, импровизационной трактовкой. В ее основе лежит подушечная «поющая» игра весом всей руки, небрежность к мелкой технике.3 ) экспрессионистский — связан с именем Буззони. Это синтез первых двух. Открывает краски, регистры, позиционную игру, избегается подкладывание первого пальца, пассажи и гаммы членятся на крупный комплекс.

Все три типа в чистом виде встречаются очень редко. Задача педагога состоит в том, чтобы найти для данного смешанного типа соответствующую технику. Главное — техника должна быть связана с характером исполнения, музыкальным образом. Нужно развивать звуковые представления, которые рождают технику определенного плана. Идеально – если исполнителю есть что сказать, и есть чем сказать.

«Для пианиста должна быть ясна суть трудностей, способ ее выработки. Нужно уловить причину, должно быть намерение, иначе бесполезно ждать результата, который зависит не столько от количества труда, сколько от его качества. » — писал Иосиф Гофман.

Говоря о развитии технических навыков у обучающихся, имеется ввиду сумма знаний и умений, приемов игры на инструменте, при помощи которых ученик добивается нужного результата, так как техника заключается не только в пальцах, техника сосредоточена в мозгу .

  1. Основная часть. Я приглашаю ученика 5 класса Речкунова Арсения. Арсений достаточно способен, музыкален, технически подкован.

Играем гамму Ми-мажор. На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста. Арсений исполняет гамму достаточно бегло, четко, синхронно, но не ровно. Сложность состоит в подкладывании 1 пальца и перекладывании 2. 1 п. должен быть активен, гибок, приготовлен. Подкладывание должно быть спокойным, палец должен стоять и не быть причиной вертикального движения. Обращаю внимание на второй палец. Он должен опускаться в клавиатуру очень точно, без замахов и без нового движения.

Еще одна проблема- это позиционная игра. Необходимо выровнять звук в каждой позиции. Учить аппликатуру удобно, говоря себе 3 п., 4 п. Для достижения синхронности мыслить по левой руке при движении вверх, необходимо сделать ее ведущей, диктующей темп. Вниз — ведущая правая рука. Для более цепкой игры Арсений исполняет гамму приемом «стаккато». Этот прием обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчетливому исполнению каждого звука.

При игре аккордов необходимо следить, чтобы они исполнялись крупными мышцами, точными, цепкими пальцами. Аккорд должен звучать оперто, стройно, в смысле мелодического голоса. Обращаю внимание ученика на работу пятых пальцев, так как они не добирают звук. Для этого необходимо нужный палец чуть вытянуть и зафиксировать для большей опертости. Аккордовую последовательность нужно слышать как мелодическую линию с динамическим развитием: группируем по 4, вверх крещендо, вниз диминуэндо.

Короткое арпеджио исполняется собирая руку, через низ к пятому пальцу, то есть круговым движением. У Арсения пропадает «раз», поэтому прошу его сделать замах первым пальцем и поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой, контролируя движение кисти. Так необходимо заниматься до тех пор, пока движение не будет доведено до автоматизма. Еще прошу поиграть таким ритмическим рисунком – ти- ти та та.

В длинных арпеджио проблема в подкладывании 1 пальца и перекладывании 2. Необходимо делать упор на 2 палец с поворотом кисти. При движении вниз направлять движение к 1 пальцу. Прошу Арсения не дергать запястьем, не крутить локтем, мыслить позициями, то есть собрать в аккорд. Объясняю, что позиция-это такое положение руки, когда все клавиши отрезка играют без поворота и переноса пальцев. Полезно поучить длинные арпеджио аккордами по 4 звука, к сожалению у Арсения небольшой размер игрового аппарата и этот прием мы применить не можем пока. Хроматическая гамма развивает гибкость 1п., силу и ловкость 2п. Прошу Арсения исполнять ее как основную, следя за положением пальцев, динамическим развитием, группируя по шесть, хотя не исключена группировка по 3, 4,12.Мы остановились на группировке по шесть и для удобства придумали предложения – « Я играю гамму » или « Обожаю гамму ».

Работа над произведениями . К.Черни «Этюд» соч.299 №4 (До-мажор). Карл Черни — известный австрийский композитор, который родился в семье музыканта. Его отец был его первым педагогом и уже в семь лет будущий композитор владел достаточно обширным репертуаром, включающим в себя сочинения Гайдна, Моцарта, Клементи. Когда великий Бетховен услышал сольное выступление мальчика, то предложил с ним заниматься и впоследствии очень высоко отзывался о таланте своего ученика. Но несмотря на успешную исполнительскую деятельность, Черни полностью отдался композиции и педагогике. Самым ярким его учеником был Ф. Лист. Творческое наследие композитора многогранно. Однако особо следует выделить его сборники этюдов. Это настоящий фундамент в последовательном овладении техническими навыками. Данный этюд — это подготовительное упражнение для изучения мордента. Главное требование, предъявляемое к ученику при разучивании этюда был граммотный разбор текста (точное воспроизведение нотной записи, ритмических фигур, аппликатуры, понимание фразировки). Сложность исполнения заключается в хорошем туше в партии правой руки, свободе исполнения шестнадцатых фигураций в темпе Presto.

Для достижения качественного звучания и хорошего темпа мы используем несколько приемов работы. При исполнении Арсений «выпячивает» последнюю ноту в начальных фигурациях. Обращаю его внимание на то, что опора, сильная доля, идет в левой руке, а в правой пассажи шестнадцатых-на последнюю ноту не присаживаемся, а снимаем легко, как бы на выдохе, и в момент паузы рука должна освободиться. Необходимо подчеркнуть роль кончиков пальцев, ни в коем случае не ударяющих и толкающих, а берущих и извлекающих, но при этом всегда живых и активных. В такте 8, 15, где меняется направление движения пассажей, следует ощущать микроцезуры, необходимые для отдыха руки. Для достижения необходимой активности пальцев используем такой прием: 2 ноты играем медленно +4 быстро, 4 быстро + 2 медленно. Остановки делаем на первых звуках каждой группы шестнадцатых или каждого такта. Это помогает сохранить координацию в движениях рук. Для выравнивания данного пассажа можно применить еще и такой прием: чередование быстрых и медленных групп (6 звуков медленно – 6 быстро).

И, конечно самый банальный способ — проучивать этюд в умеренном темпе громким, четким звуком, используя штрих staccato или portamento. Причем staccato –пальцевое , при котором палец делает не два движения (вниз и вверх), а одно-к себе, по касательной, задевая клавишу, как бы щипая струну.

Напоминаю правила звукоизвлечения аккордов. В данном этюде их необходимо исполнять ритмически точно, не передерживая, переходя к следующему без лишних движений руки в воздухе. Лишние движения — неряшливость в игре. Аккорды в 3 части должны исполняться на f глубоким, певучим звуком, всей рукой от плеча.

Обращаем внимание на динамику.

Предлагаю Арсению посмотреть видеозапись с исполнением данного этюда.

Роберт Шуман. «Фантастический танец». Из цикла «Листки из альбома». 20 фортепианных пьес.Op.124., 1832-1845.

Ученику предлагается рассказать о своих ассоциациях исполняемой музыки, в каком жанре написано произведение.

Фантастика — жанр в искусстве, с элементами необычного , нарушением границ реальности, принятых условностей. Танец — это вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец очень часто связан с музыкой, эмоционально — образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Прошу Арсения исполнить пьесу цельно, уверенно наизусть. Композитор использует темп sehr rasch (очень скоро) , для того, чтобы наиболее полно передать фантастические образы. И, в совокупности с мелкими длительностями, это создает определенные технические трудности. При исполнении данного произведения необходимо развивать внутреннюю пульсацию. Для этого необходимо в основной части партию правой руки собрать в аккорды и проучивать таким образом (такт 5-13). При этом переход из одного аккорда в другой должен быть плавным, «без толчков». Партия левой руки- мелодическое начало, а функция аккомпанемента отдана в партию правой руки, поэтому необходимо добиваться независимой работы одной руки от другой. Таким образом мы развиваем координацию. Партию левой руки необходимо учить в медленном темпе, крепкими, хорошо вытянутыми пальцами. Обращаем внимание на интонацию и динамические оттенки. В 5 и 9 тактах при исполнении нисходящего движения вниз аккуратно предслышим этот момент, чтобы не упасть в слабую долю.

Вступление должно звучать цельно,напористо,группируем по шесть шестнадцатые ноты и стремимся к 4 такту. Перый раз исполняем ярко на forte ,затем на mp. Для того,чтобы понять замысел композитора, необходимо вчитываться в фактуру построения, принципы гармонизации, ладо-тональные и интонационные отношения. В завершении урока предлагаю посмотреть и послушать видеозапись произведения «Полет шмеля» в стиле буги- вуги, в исполнении В. Либераче.

Гамма Ми- мажор — работать над всеми видами, как на уроке. К.Черни « Этюд »- Р. Шуман «Фантастический танец» -отточить координацию и независимость движений: активность и упругость пальцев правой руки, выразительное пение восьмых в левой руке, единый ритмический пульс пьесы. Ощущать эмоциональную окраску содержания.

1. Арсений, ты понял, что техника не должна быть оторвана от звучания и звукоизвлечения?

2. Скажи, какие у тебя возникли трудности?

3. Как ты считаешь, ты достиг цели, произведения зазвучали интереснее?

4.Тебе понравилось игра В. Либераче?

Позанимавшись над гаммами, пройдя произведения с различными техническими задачами, учащийся освоил много пианистических приемов. Работа над техникой должна вестись постоянно и стать систематической, несмотря на то, что это требует большого терпения как педагога, так и учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по немецкому языку „Heutige Jugendliche und ihre Probleme“.

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме»Второстепенные члены предложения» полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе «В» ГБОУ СОШ №1368Тема урока «Мой дом»Грамматическая тема «Оборот There is/there ara»Учитель Гвоздецкая Р. М.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” — 5-6 кл. UNIT 9. Учитель — Багдасарян Сусанна Гео.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” — 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель — Багдасарян Сусанна.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” — 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель — Багдасарян Сусанна Г.

Цели:Образовательные:совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита, подбор мяча;совершенствов.

Источник

Открытый урок по фортепиано

Содержимое публикации

1 Семенова Ольга Васильевна. 2 МБОУ ДО «ДШИ» г. Нелидово, Тверская обл. 3 Преподаватель по классу фортепиано.

Открытый урок по фортепиано преподавателя Семеновой О.В.с ученицей 2 класса Ляпуновской Н. на тему:«Музыкальный образ и технические приемы его воплощения»

Характеристика учащегося: Ляпуновской Надя ученица 2 класса фортепиано, 7 лет. С музыкальной подготовкой («Малышкина школа»). Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Заинтересована в обучении. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.

Цели урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты. В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте урока их единства.

1. Художественный образ (смысл, содержание):
расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся. Средства музыкальной выразительности для передачи образного содержания произведения. 2. Звук во времени.
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано, освоение нотной грамоты. Формировать навык игры по нотам, закрепить теоретические знания (музыкальная терминология: аппликатурный принцип, штрихи). 3. Техника, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи, практические навыки (знание аппликатуры, умение найти нужный игровой прием, умение применить полученные знания на другом материале).

Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету и инструменту, воспитание чувства любви и уважения к классической музыке, воспитание чувства ответственности за результаты своей работы, воспитание навыков самоконтроля, воспитание культуры поведения за инструментом. При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами: принцип единства воспитания, обучения, развития, принцип связи с жизнью, принцип научности, принцип увлеченности, принцип активности, самостоятельности и сознательности

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать над звуком и музыкальным образом, развитие творческой активности учащейся через различные виды деятельности (сочинение подтекстовок и слов, мелодий, музыкальных сказок, кроссвордов с использованием музыкальной терминологии, иллюстрации к пьесам).

Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Словесные (изучение клавиатуры, нотной грамоты, анализ произведений). Наглядные (показ репродукций, рисунков, портрет композитора). Практические (исполнение упражнений и произведений, прямая и наводящая формы воздействия). Проблемно-поисковый метод (при характеристике звучания разных регистров, угадывании нот по слуху, развитие мышления). Метод творческой работы (транспонирование пьес, подбор по слуху, активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика). Метод контроля (опрос в конце урока).

Применение педагогических технологий:

— Развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

Технология личностно-ориентированного обучения:

Работа на уроке была выстроена с учетом индивидуальности учащейся, наделенной своим субъективным опытом, созданы условия для самореализации учащейся, развития ее индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Технология проблемного обучения:

Учебные проблемы для учащейся были определены последовательно и целенаправленно. Таким образом, были созданы позитивные условия для включения учащейся в активную мыслительную деятельность, она активно высказывала собственное мнение и активно усваивала знания. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками) повышало интерес учащейся к занятию, активизировало ее творческую деятельность. Преподаватель умело создавала на уроке так называемую «ситуацию успеха», которая повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции

Форма урока — индивидуальный урок.

Использован комбинированный тип урока. Работа была направлена на закрепление теоретических знаний и практических навыков через совместную деятельность ученицы и преподавателя в различных видах музыкально-творческой деятельности, при освоении выразительных средств музыки. Деятельность учащейся тщательно спланирована на каждом этапе урока.

Репертуарный план урока:

упражнения : а) «Птичка»: б) «Колечко»: в) «Лошадка

1 Н.Любарский. Курочка. 2 Л.Емельянова .Щенок. 3 В.Шаинский. Кузнечик. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. 5 А. Абелян. Осенняя. 6 И.Королькова. Мышка. 7 И. Королькова. Мурка. 8 И.Королькова Кораблик. 9 Ю.Весняк. Мелодия. 10 И.Столяревская. Вариации. 11 Л.Моцарт. Менуэт. 12 Н.Торопова. Танцующий муравей.

1. Организационный этап. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Посадка за инструментом

2. Основной этап. Гимнастика: а) «Птичка»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками. б) «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко». в) «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца. Следить за тем, чтобы кисть была закругленной.

3. Заключительный этап.

1 Н.Любарский. Курочка. Стаккато. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев. Особенность движения руки и мышечное ощущение при игре -Staccato – заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Дети легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем движением руки при игре в мяч. Предложим Наде непрерывно ударять об пол мяч, соприкасаясь к нему не ладонью, а одним пальцем, и она повторит как раз то движение, которое ей нужно для игры Staccato. Отрывистый звук при игре на фортепиано получится не оттого, что ученица будет отдергивать палец и руку от клавиши, а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять» следующую. При игре: кисть и предплечье составляют единое целое, извлекают «звук» активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый, упругий отскок пальца вместе с рукой, как мячик, до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке, без остановки, рука закругляется, делает петлю, и начинает опускаться. Опускание – это не свободное падение, а управляемое движение, в нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс.

2 Л.Емельянова. Щенок. Закрепление приема стаккато. Ноты второй октавы. Ударения. Одна из часто встречаемых ошибок при исполнении – это сближении мелодии и аккомпанемента, недостаточное разделение между первым и вторым планом. В этом случае преувеличение динамической дистанции между аккомпанементом и мелодией поможет многое уточнить и объяснить ученице. 3 В.Шаинский. Кузнечик. Подбор по слуху. Ансамбль с педагогом.
Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. Сочетание приемов игры. Повторение регистров и октав. Аккорды. Закрепление навыков игры Staccato. 5 Абелян. Осенняя. Группа четверть с точкой и восьмая. Залигованные ноты. Сущность приёма, звукоизвлечения — legato- заключается в связном, плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна при внимательном вслушивании.
Надя закругляет пальцы сначала правой, потом левой руки и держит их над закрытой крышкой пианино. Нажимает кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступает» с одного пальца на другой: со второго на третий, с третьего на четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывает от крышки только тогда, когда очередной палец уже начал «наступать» на поверхность крышки. Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку. Внимание девочки направляется на выработку навыка связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем, кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. 6 И.Королькова. Мышка. Закрепление навыков. Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты». Период повторного строения. Работа над пульсом. Шестнадцатые. Ударения. Подтекстовка нотного текста. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 7 И. Королькова. Мурка. Ансамбль с педагогом. Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру.
8 И.Королькова Кораблик. Ансамбль с педагогом.При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 9 Ю.Весняк. Мелодия. Басовый ключ. Игра двумя руками. Трехдольный размер. Шаг вальса — четверть. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия пьесы написана в пределах одной позиции. Объединяющее движение рук совпадает с фразировкой, с движением к «опорным точкам» мелодии. Надя играет и слушает: как один звук сменяется другим, мысленно представляет, как будет звучать каждая следующая нота. В основе умения «фразировать» лежат интонации разговорной речи. Надя определяет фразы данной пьесы (4 фразы), её настроение, характер, нужные приёмы звукоизвлечения на основе музыкально-слуховых представлений 10 И.Столяревская. Вариации. Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученица воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводила на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка). Одной из труднейших для пианиста задачей является создание звуковой многоплановости. Ведь, если играющий слышит многоплановость фактуры, то он обязательно найдет средства для ее передачи. Очень полезно при аккордовой, или октавной игре учить каждый голос отдельно.
Любая работа, не только над звуком, должна проводиться через слуховое восприятие, ведь, только через слух можно добиться красочного, певучего звучания отдельных фраз и произведения в целом.

11 Л.Моцарт. Менуэт. Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов, выработанных на уроках сольфеджио. Таких, как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах.
Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.

12 Н.Торопова. Танцующий муравей. Паузы. Запев и припев. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Необходимой предпосылкой хорошего звука является полная свобода предплечья, кисти, и, в целом, руки от плеча до кончиков пальцев, которые должны быть всегда начеку. Одна из причин волнения — боязнь забыть текст. Поэтому произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%.
Но даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок, Как бы ни было хорошо выучено произведение.

Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время исполнения могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Необходимо воспитывать у ученика умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Подведение итогов. Оценивание работы учащейся. Домашнее задание.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока.

В процессе урока Надя была активна, внимательна, заинтересована. Все произведения девочка играла наизусть. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы работы взаимосвязаны между собой.

Источник

Читайте также:  Какая акустическая гитара для блюза
Оцените статью