Открытый урок по фортепиано конспект бах хтк

Методическая разработка к открытому уроку в классе фортепиано.

Краткая беседа педагога с учащимися о значении творчества великого немецкого композитора И.С. Баха и о сборнике «Маленькие прелюдии».

Скачать:

Вложение Размер
методическая разработка 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к открытому уроку в классе фортепиано .

Тема: Изучение маленьких прелюдий И.С. Баха как обязательная часть полифонического репертуара в младших и средних классах ДМШ.

1.Стилистично верное и содержательное исполнение «Маленькой прелюдии № 2» До-мажор (ч.I) и «Маленькой прелюдии № 5» Ми-мажор (ч.II).

Развитие полифонического мышления, чувство стиля.

Воспитание бережного отношения к исполнительских традиций эпохи И.С. Баха через усвоение норм музыкального языка композитора.

Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» для фортепиано под редакцией Н.Кувшинникова.

Тип урока. Урок, направленный на закрепление знаний и умений.

I. Организационный этап урока.

Педагог объявляет тему урока, план урока, который включает работу над «Маленькими прелюдиями № 2» До-мажор, № 3 До-минор (ч.I) и № 5 Ми-мажор, № 4 Ре мажор (ч.II) и представляет учеников, с которыми поочередно проходит работа на уроке. Это ученица III класса ДМШ и ученик V класса ДМШ.

Краткая беседа педагога с учащимися о значении творчества великого немецкого композитора И.С. Баха и о сборнике «Маленькие прелюдии».

Педагог . Наш урок посвящен изучению «Маленьких прелюдий» великого немецкого композитора И.С. Баха, непревзойденного мастера игры на органе, клавире, выдающегося музыкального педагога. Своим творчеством, расцвет которой пришелся на I половину XVIII века, И.С. Бах открыл широкий путь для развития музыкального искусства поздних эпох и действительно стал основателем всей классической музыки.

326 лет прошло со дня рождения гениального композитора, но чем больше проходит времени с тех пор жил композитор, тем больше пространства и глубины его искусства открываются людям. Ведь музыка И.С. Баха — это огромный мир чувств, мыслей, прекрасных мелодий.

Среди многих сотен, созданных композитором вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных произведений, очень большие, масштабные произведения, такие как: мессы, хоралы, оркестровые сюиты, органные токкаты, клавирные концерты, цикл ХТК, воплощающих целую гамму сильных эмоций, а есть и небольшие пьесы для различных инструментов, в том числе и для клавира, в которых нашли отражение черты бытового музицирования и круг образов, связанных с самым изысканным галантным стилем ХVIII века.

В таких небольших инструментальных пьес мы относим: старинные танцы, марши, арии, маленькие прелюдии, инвенции, фуги.

И если первое знакомство с классической полифонией у вас, дети, произошло на примере старинных менуэтов, полонезов, арий и маршей из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», то II ступенью познания полифонии великого И.С. Баха стали для вас маленькие прелюдии, пьесы лаконичные по форме и глубоки по содержанию.

Сборник «Маленькие прелюдии и фуги», в отличие от трех вышеназванных, при жизни Баха не существовал — его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф.Грипенкерль, известный немецкий музыкант, который совместно с К.Черни и Ф.Ройцшем осуществил публикацию многотомного собрания клавирных сочинений И.С.Баха (в издательстве Петере). В своем предисловии к изданию «Маленьких прелюдий и фуг» Грипенкерль писал: «Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С.Баха. Они воспроизведены частью по рукописям автора, частью — там, где автографы отсутствовали — по лучшим старым копиям».

И я думаю, что вы согласитесь с тем, что каждая «Маленькая прелюдия» — это «маленькая жемчужина», каждая хороша и интересна по-своему, каждая отличается по настроению, состав, каждая раскрывает определенный образ.

Среди «Маленьких прелюдий» есть и торжественные, написанные в блестящем клавесинной стиле (звучит фрагмент «Маленькой прелюдии № 1» До-мажор (ч.II)), и лирические, задушевные (звучит фрагмент «Маленькой прелюдии № 7» Ми-минор ( ч.I)), есть и очень печальные (звучит фрагмент «Маленькой прелюдии № 6» Ре-минор (ч.I), а встречаются и радостные, озорные, танцевальные (звучит фрагмент «Маленькой прелюдии № 8» Фа-мажор (ч . I).

Изучение Маленьких прелюдий И.С. Баха является обязательной частью полифонического репертуара, изучаемого в младших и средних классах ДМШ. Своеобразие образного строя, лаконизм формы этих миниатюр дают педагогу возможность для решения многообразных задач музыкально-слухового развития и пианистического воспитания ученика.

Большинство «Маленьких прелюдий» полифонические, поскольку в эпоху И.С. Баха господствующим складом музыкального письма была полифония. Но есть в сборнике «Маленьких прелюдий» и прелюдии гомофонного состав типовой прелюдийною фактурой.

Педагог . Прошу дать определение словам: полифония, гомофония.

Ученик . Полифония — это многоголосье, одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Ученица. Гомофония — склад музыки, в котором один голос главный, а другие его сопровождают.

Педагог . А теперь, дети, вспомним, что такое прелюдия в ХVII — ХVIII веках?

Ученик . В переводе с латинского языка слово « прелюдия » означает — делаю вступление. В ХVII — ХVIII веках прелюдиями были небольшие поступления импровизированного характера перед основным произведением. Например, перед хоралом, сюиты или фугой.

Педагог . Но в творчестве И.С. Баха прелюдия становится самостоятельным произведением с ярко выраженным господством одного образа и однотипностью фактуры и даже самостоятельным жанром. Так возникли его знаменитые хоральные прелюдии для органа и маленькие прелюдии для клавира.

При жизни И.С. Баха «Маленькие прелюдии» не были объединены в одну сборку. Это сделали исследователи творчества композитора в середине ХIХ века (1848г). Прошли века, а маленькие прелюдии и сегодня не потеряли своей актуальности и популярности. Они прочно вошли в педагогический репертуар, и помогают пианистам начинающим развивать полифоническое мышление, образность, навыки певучей манере игры, а главное позволяют столкнуться с творчеством великого И.С. Баха

III. Основная часть

Педагог . Одной из первых маленьких прелюдий в репертуар младших школьников-пианистов входит «Маленькая прелюдия № 2» До-мажор (ч.I). Она притягивает своим торжественно-праздничным, певучим характером. Блеск и великолепие мелодическим линиям дает движение по звукам аккордов.

А теперь я предлагаю выполнить наизусть «Маленькую прелюдию № 2».

Ученица III класса выполняет «Маленькую прелюдию № 2» До-мажор (ч.I).

Педагог . Твое исполнение уверено, но не достаточно внятное. Предлагаю поработать над отдельными фрагментами и деталями текста. Но прежде хочу задать тебе вопрос:

Какой вид полифонии в этой прелюдии?

Педагог . Верно. Как известно, основой имитационной полифонии есть тема — главная музыкальная мысль произведения, и поэтому тема, которая дает жизнь всему произведению, должен быть постоянно в центре внимания исполнителя, на всех этапах работы.

Ученик должен понять ее как повторение темы — главной музыкальной мысли, — в другом голосе. Имитация — основной полифонический способ развития темы.

В работе над проведением темы необходимо сосредоточить внимание на следующих задачах:

Педагог 1. Опираясь на мотивно устройство темы необходимо точно расставлять смысловые акценты, добиваясь ровного «пения» всех звуков мотива и более значительной интонации его окончания. Главная тема состоит из 3-х мотивов, возвышающиеся к своей кульминации, звука «ми». Сначала выполняем тему с остановками после каждого мотива, потом все вместе (т1-4). Послушай и повтори за мной.

(Ученица задачу выполнила)

Педагог . 2. Учитывая характерную для баховских мелодий ступенчатую динамику, общее динамичное нарастание в теме должно происходить по мотивам, как по ступенькам. В первом проведении темы (т 1-4) это тебе удается, а над вторым проведением темы (такты 8-12) следует поработать отдельно и достичь точного распределения динамики, добавляя звучность с первого звука мотива, оставляя внутри мотива ее неизменной. Послушай мое исполнение и повторы. (Ученица активизирует слуховой контроль и справляется с задачей).

Педагог. 3. Главная исполнительская сложность в проведении темы заключается в том, чтобы услышав выразительную интонацию каждого мотива, построив ступенчатую динамику, целостно и направлено провести динамичный подъем до кульминации. (I проведение темы — кульминация звук «ми» (такт № 4), II проведение темы, энергичнее, кульминация звук «соль» (такт № 12)).

Закрепляя работу над темой, исполни I и II проведение темы еще раз двумя руками (задание выполнено). Тема прозвучала интонационно более четко и выразительно.

Педагог . Очень важным моментом в полифонии является самостоятельность голосов. У каждого голоса своя жизнь, своя линия развития, своя артикуляция, фразировка, динамика. Одним из проявлений самостоятельности голосов является тембральную окраску. И тут на помощь нам приходит инструментовка. В первом исполнении произведения у тебя недостаточно ярко прозвучал нижний голос, поэтому сейчас ты будешь выполнять только нижний голос, нараспев и не очень громко, подражая бархатное звучание виолончели, а я — верхний голос, громко и торжественно, следуя скрипку. Но прежде чем выполнить это задание, уточним прием игры в партии левой руки. Для достижения глубокого, мелодичного звучания в имитации темы (такты 4-7), необходимо почувствовать слияния пальцев с клавишами в одно целое и почувствовать вес руки на кончиках пальцев, при этом кисть руки должна быть гибкой и пластичной. (Ученица несколько раз выполняет имитацию темы левой рукой, добиваясь нужного звучания. Затем в ансамбле с педагогом, «Маленькая прелюдия № 2» выполняется на двух фортепиано н.г.-II ф-но, в.г. — I ф-но ).

Мелодичное, негромко звучание нижнего голоса хорошо контрастирует со звучанием звонкого верхнего голоса, и такая манера игры подчеркнула наличие двух самостоятельных голосов, а это — главное в полифонии.

Педагог . Отдельно остановимся на окончании развития пьесы: кульминация, каденция, каданс. (Такты 13-16). Кульминация завершается неожиданным вторжением радостного, торжествующего речитатива — это каденция. Исполнительский стиль эпохи И.С. Баха требует отделить каденцию цезурами от окружающих строений.

Начни каденцию тихо и легко, потом выполни стремительное крещендо до последнего звука «соль». Такты № 15, № 16 — заключительный каданс, выполняй торжественно и широко. Сначала попробуй выполнить весь фрагмент в сдержанном темпе, затем в более подвижном. (Ученица легко справляется с решением технических задач, но не сразу добивается ритмической равенства).

Педагог . На заключительном этапе работы каждый исполнитель должен иметь точный план динамичного развития произведения с ясной кульминацией. Для совершенствования работы над выразительностью формы очень полезным будет аккордов упражнение, основанная на гармоничном вертикали произведения. Гармоничная структура произведения основана на трезвучиях главных ступеней, поэтому упражнение совсем не сложная. А какие ступени в ладу являются главными?

Учениц а. I ступень — тоника, IV — субдоминанта, V — доминанта.

Педагог . А как называются трезвучия, построенные на главных ступенях строя?

Ученик . Тонический, субдоминантным и доминантный.

Педагог . Верно. А теперь, напевая вполголоса тематический материал прелюдии, выполняй только ее гармоничную основу. Выполнение должно быть ритмичным и динамично точным, завершающий каданс выполняем по тексту. Так можно работать дома над выразительностью формы, не заигрывая произведение. (Выполняя это упражнение художественно ученица несколько увеличивает общий темп прелюдии, ярче проявляет ее торжественно-праздничный характер).

Педагог . В заключение работы над «Маленькой прелюдией № 2», прошу исполнить ее вполне в характере, ритмично устойчиво, определенно по форме, показав развитие темы дуэт 2-х «инструментов» с разной окраской. (Ученица исполняет произведение).

Педагог . Поставленные на уроке задачи выполнены. «Маленькая прелюдия № 2» До-мажор прозвучала в характере, грамотно. Все формы работы над сочинением закрепить дома.

«Маленькая прелюдия № 5» Ми-мажор (ч II).

Педагог . Эта прелюдия написана в блестящем клавесинной стиле, звонка, жизнерадостная, ликующая по характеру.

Устройство клавесина не позволяло давать яркую смену динамических оттенков, звук его был звонкий, острый, быстро затухающий, но благодаря двум клавиатурам (мануал) и различным приспособлениям (регистрам), позволяющие изменять характер звука (тембр), клавесин был разнообразно тембрально окрашен.

Это необходимо учитывать при работе над выразительностью, стильностью звучание этой прелюдии.

Осмысленное и выразительное исполнение — наша главная цель. (В исполнении учащегося 5 класса звучит «Маленькая прелюдия № 5» наизусть, в подвижном темпе. Комментируя выполнение, педагог вместе с учеником обнаруживают ряд проблем в каждой из частей 2-х частной по форме прелюдии, требующие доработки.)

Педагог . В этой имитационной по составу прелюдии композиция основана на частом проведении темы в разных голосах и контрастном, по отношению к теме, характере противосложения.

В артикуляции голосов используется «прием восьмушки». Главной исполнительской сложности в I ч. прелюдии (такты 1-10) для тебя является сочетание контрастного артикуляции внутри одного голоса, несмотря на то, что отдельно все тематические проведения и все линии противосложения отработаны и звучат артикуляционно отчетливо и интонационно точно.

При изменении штриха артикуляции в мелодичной линии каждого голоса нужна быстрая слуховая и мышечная реакция. Если восьмые темы в твоем исполнении стаккатируются отчетливо, то шестнадцатые противосложения плохо контрастируют с ними. Шестнадцатые должны звучать ровно, нараспев, вдвое легче и тише, чем восьми в теме. Выполнять противосложение нужно с хорошим чувством кончиков пальцев, удерживая вес руки мышцами. Предлагаю поработать по голосам и сосредоточить свое внимание на артикуляции.

Точная динамика поможет подчеркнуть выразительную артикуляцию.

(Свои объяснения педагог закрепляет показом на инструменте.

Ученик поочередно обрабатывает каждый голос, добиваясь качественного звучания).

Педагог . Теперь объединяем выполнение I ч. двумя руками.

Полифония — это процесс непрерывного развития. И в исполнении двумя руками необходимо отчетливо показать и линии развития каждого голоса и их общую направленность к завершающему каданса, до кульминации (такт 10). Также чрезвычайно важно все развитие музыкального материала I ч. хорошо организовать ритмично. (Ученик выполняет I ч. достаточно осмысленно и выразительно).

Педагог . После яркого каданса I части — II часть начинается на пиано. Резкое изменение динамики предполагает изменение клавиатур на клавесине, что делает более ясной двухчастная структуру произведения.

Главной сложностью выполнения II части является проведение темы. Если в I части тональный план был направлен от основной тональности (Ми-мажор) в доминантовой

(Си-мажор), то во II части наоборот (от доминантовой к основной), тема здесь подвергается активному развитию, она драматизируется, проходя новый круг тональностей: Си мажор, Фа-минор, фа-мажор, си-мажор и через цепочку секвенции направляется к кульминации — до завершающего каданса и в основной тональности — Ми-мажор.

Работу над тематическим материалом разделим на три эпизода. В первом эпизоде ​​(такты 11-12) при переходе темы из партии левой руки в партию правой очень важно сохранить уровень звучности — пиано и точную структуру мотива, грамотно расставляя интонационные акценты. (Показ педагога).

Во втором эпизоде ​​(такты 14-15) необходимо построить диалог «вопрос-ответ», услышать минорное окраску вопросы (такт14) и мажорное ответа (такт 15). (Показ педагога с остановками на последних звуках мотивов).

В третьем эпизоде, в нисходящей секвенции нижнего голоса (такты 17-18), построенной на первом мотиве темы, надо показать динамичный спад, уменьшая звучность с каждым звеном секвенции, оставляя ее неизменной внутри звена. (Показ педагога).

Динамический спад в секвенции дает возможность эффектно построить энергичный и решительный подъем к завершающему каданса, к главной кульминации прелюдии (такты 19-20). Заключительный каданс усиливается ростом голосов и в среднем голосе мы должны услышать последний тематический мотив.

В окончании произведении замедление, но структура окончания и мужественный, решительный характер предполагают темповая расширения.

(Последний, третий эпизод (такты 17-18) и заключительный каданс (такты 19-20) ученик прорабатывает по партиям рук и двумя руками вместе. Главное внимание уделяется распределению динамики).

Педагог . Теперь выполняй II часть двумя руками и проследи за развитием темы.

(Ученик выполнил II часть прелюдии целостно, ясно).

Педаго г. В заключительном исполнении «Маленькой прелюдии № 5» сконцентрирует свое внимание на темповых единства и выразительности.

(Ученик исполняет произведение осмысленно, определенно по артикуляции и целостно по форме).

Педагог . Для успешного продвижения в изучении «Маленькой прелюдии № 5» Ми-мажор, домашняя работа должна строиться по следующему плану :

1.Работа над тематическим материалом в различных темпах (интонация, артикуляция, точность пианистических приемов).

2.Отработка противосложения в разных темпах (артикуляция, динамика, точность пианистических приемов).

3. Работа по голосам наизусть в разных темпах, по частям и в целом.

4. Выполнение прелюдии в разных темпах с точной ритмической организацией

Источник

Читайте также:  Пираты карибского моря ноты для флейты припев
Оцените статью