- Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» план-конспект урока на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано» план-конспект урока по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
план-конспект урока на тему
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.
Форма проведения: индивидуальное занятие
Тип урока: обобщающий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»
преподавателя по классу фортепиано Хилько О.В.
с обучающейся 1 класса Фёдоровой Юлией.
07. 02. 2018 года.
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.
Форма проведения: индивидуальное занятие
Тип урока: обобщающий
- Расширение багажа музыкальных впечатлений
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
- Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C — dur;
- Работа над рациональными приемами игры на фортепиано
- Закрепить знание музыкальной терминологии
- Закрепление умения чтения с листа, с применением метода «Игры вслепую»;
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
- Развитие двигательно-игровых навыков
- Развитие навыка игры по нотам
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
- Воспитание навыков самоконтроля
1. Организационный этап. 1 мин
- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
2 Основной этап.
Игра упражнений 5 мин
- позиционные упражнения на мелкую технику
- гаммообразные упражнения на мелкую технику
Работа над гаммами 8 мин
- работа над дуолями, триолями в гамме C – dur
играем гамму с опорой на первый звук – проговариваем слово – МАМА,
с опорой на второй звук – ВЕСНА КРАСНА.
играем по три звука – ГНОМИКИ.
- работа над исполнением тонического трезвучия в гамме C- dur.
Физкультминутка 2 мин
Работа над закреплением названия нот. 3 мин
- Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.
- Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови»
Работа над чтением нот с листа, анализ нотного текста 3 мин
Н. Баева и Т. Зебряк учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ
№ 53 РНП «Да во городе»
Работа над этюдами. 10 мин
Преодоление пианистических неудобств
- А. Гедики Этюд C – dur
- А. Гедике Этюд G — dur
- Л. Шитте Этюд G – dur
- Показ репродукций, портретов композиторов.
- Прослушивание произведений в звукозаписи.
Работа над исполнением произведения в сопровождении симфонического оркестра. 3 мин
Е. Алёрская «Радость»
- Работа над репродукцией
- Повторение нотного текста
- Исполнение под фонограмму
Игра в ансамбле с педагогом 2 мин
Работа над выразительностью исполнения произведения в ансамбле
- К. Лонгшамп — Друшкевичова «Полька»
Работа над закреплением средств музыкальной выразительности. 2 мин.
- Игра «Цветик — семи цветик»
3.Заключительный этап. 1 мин
- Подведение итогов
- Оценивание работы учащейся.
- Домашнее задание
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я покажу открытый урок с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией. Юля обучается в школе с дошкольной группы.
Тема урока: « Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.
Урок носит обобщающий характер.
Фортепианная техника – это средство для достижения качественной и выразительной игры на фортепиано, она помогает нам развить руку, кисти, пальчики так, чтобы они были сильными, умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой.
Урок носит обобщающий характер.
- Разыгрываемся от края клавиатуры к ноте до 1 октавы 2-3; 3-4; пальцы, поочерёдно п.р. и л.р.
Обратить внимание на округлость пальцев, свободную кисть, опущенный локоть, проигрываем каждый звук. Затем играем наперегонки вместе с учителем. На старт-внимание – марш.
- Играть расходящуюся гамму 1-2; 1-3 палец вверх и вниз в 2 октавы.
Обратить внимание на ровность исполнения, не акцентировать 2 палец, играть громко не пережимать руку, локти разводим в стороны, дыхание спокойное, ровное. Ассоциации – постепенно растягиваем и сжимаем резиночку.
- Играем расходящуюся гамму правильной аппликатурой от 5 пальца вниз в 2 октавы о.к.р. Поднимаемся с низу вверх, о.к.р. Пробуем соединять. Пробуем играть с закрытыми глазами.
Обратить внимание на свободную не зажатую в запястье руку, 1 палец не стучит, не выделять.
- Работа над гаммой Соль мажор. Играть на стаккато, легато, нон легато.
Играем гамму в восходящем движении – крещендо, нисходящее – диминуэндо, к.р.о. Обратить внимание на свободу запястья и округлость пальцев.
- Гамма до мажор в 2 октавы — для точности звукоизвлечения использовать ритмические задачи
Играем гамму с опорой на первый звук – проговариваем слово – МАМА,
С опорой на второй звук – ВЕСНА КРАСНА.
Играем по три звука – ГНОМИКИ,
- Физкультминутка.
- Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.
Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» читаем бегло ноты.
Повторение длительностей нот. Работа по ритмическим карточкам.
- Работа над чтением нот с листа, анализ нотного текста.
Определить тональность, размер, длительности нот, развитие мелодии, обратить внимание на аппликатуру.
Показать портрет композитора, сказать о нём буквально 2 слова.
Работа над преодолением пианистических неудобств.
Играть этюд в медленном темпе со счётом в слух. Затем в темпе и показать крещендо и диминуэндо.
Этюд № 2. Вспомнить ноты, аппликатуру, в медленном темпе. Затем
исполнить самостоятельно, показывая волны, обратить внимание, что в арпеджио рука идёт по верху, на кончиках пальцев.
Послушать этюд в записи.
Аналогично провести работу со 3 этюдом.
- Работа над закреплением динамических оттенков, штрихов.
Игра «Цветик — семи цветик», закрепление с.м.в.
- Е. Алёрская «Радость» картина
- Игра в ансамбле с педагогом «Полька»
- Работа над выразительностью исполнения произведения в ансамбле.
Обратить внимание на звук, на динамические оттенки, на темп, мелодия всегда звучит громче, ярче, чем аккомпанемент, но стучать не надо.
- Подведение итогов
- Оценивание работы учащейся.
- Домашнее задание
Источник
Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему
Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_otkrytyh_urokov.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Донотный период обучения на фортепиано»
(Закрепление пройденного материала)
С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой
Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный.
Дата проведения урока: 18.11.2017г.
Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.
Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)
- Закрепить изученные теоретические знания.
- Продолжить формирование практических навыков.
1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.
2. Развивать образное мышление, художественное воображение.
3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).
- Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
- Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Методы и приемы проведения урока:
— индивидуальная игра на фортепиано;
— сочинение музыкальных историй;
— игра в ансамбле;
— работа по карточкам.
- Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
- Повторение пройденного материала:
-посадка за инструментом;
-работа с карточками.
4.Работа с ритмическими карточками.
Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»
( закрепление пройденного материала).
Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.
Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.
Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.
Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.
В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.
Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.
Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:
-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.
— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.
Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».
Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:
Домик, домик, До-Ми,
Хорошо ты в нем живи.
На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:
Рекс в доме проживает,
Рекс домик охраняет.
Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:
Фа- Соль, Фа- Соль,
Вот и выросла фасоль.
Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.
На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:
Во все стороны глядит.
Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».
А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)
Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.
Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.
Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-
С. Прокофьев. Марш.
Переходим к упражнениям.
С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.
Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.
Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Следующее упражнение « Командир и солдаты».
Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.
Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:
Повстречал ежонка еж:
« Здравствуй, братец! Как живешь»
Следующее задание – работа с ритмом.
— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;
— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:
Выпал снег, первый снег.
Всюду шум и всюду смех.
Я встаю на лыжню.
Всех сейчас обгоню.
— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,
где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.
Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).
Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.
Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:
Ми и Соль, Ми и Соль,
Между нами наш Король.
В точках спрятались не зря: охраняем Короля.
Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.
Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.
На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.
Используемая методическая литература:
Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»
Источник