Меню

Открытый урок по фортепиано начальный этап

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
план-конспект урока на тему

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения: индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»

преподавателя по классу фортепиано Хилько О.В.

с обучающейся 1 класса Фёдоровой Юлией.

07. 02. 2018 года.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения: индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

  • Расширение багажа музыкальных впечатлений
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C — dur;
  • Работа над рациональными приемами игры на фортепиано
  • Закрепить знание музыкальной терминологии
  • Закрепление умения чтения с листа, с применением метода «Игры вслепую»;
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля

1. Организационный этап. 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

Игра упражнений 5 мин

  • позиционные упражнения на мелкую технику
  • гаммообразные упражнения на мелкую технику

Работа над гаммами 8 мин

  • работа над дуолями, триолями в гамме C – dur

играем гамму с опорой на первый звук – проговариваем слово – МАМА,

с опорой на второй звук – ВЕСНА КРАСНА.

играем по три звука – ГНОМИКИ.

  • работа над исполнением тонического трезвучия в гамме C- dur.

Физкультминутка 2 мин

Работа над закреплением названия нот. 3 мин

  • Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.
  • Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови»

Работа над чтением нот с листа, анализ нотного текста 3 мин

Н. Баева и Т. Зебряк учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ

№ 53 РНП «Да во городе»

Работа над этюдами. 10 мин

Преодоление пианистических неудобств

  • А. Гедики Этюд C – dur
  • А. Гедике Этюд G — dur
  • Л. Шитте Этюд G – dur
  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи.

Работа над исполнением произведения в сопровождении симфонического оркестра. 3 мин

Е. Алёрская «Радость»

  • Работа над репродукцией
  • Повторение нотного текста
  • Исполнение под фонограмму

Игра в ансамбле с педагогом 2 мин

Работа над выразительностью исполнения произведения в ансамбле

  • К. Лонгшамп — Друшкевичова «Полька»

Работа над закреплением средств музыкальной выразительности. 2 мин.

  • Игра «Цветик — семи цветик»

3.Заключительный этап. 1 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я покажу открытый урок с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией. Юля обучается в школе с дошкольной группы.

Тема урока: « Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Урок носит обобщающий характер.

Фортепианная техника – это средство для достижения качественной и выразительной игры на фортепиано, она помогает нам развить руку, кисти, пальчики так, чтобы они были сильными, умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой.

Урок носит обобщающий характер.

  1. Разыгрываемся от края клавиатуры к ноте до 1 октавы 2-3; 3-4; пальцы, поочерёдно п.р. и л.р.

Обратить внимание на округлость пальцев, свободную кисть, опущенный локоть, проигрываем каждый звук. Затем играем наперегонки вместе с учителем. На старт-внимание – марш.

  1. Играть расходящуюся гамму 1-2; 1-3 палец вверх и вниз в 2 октавы.

Обратить внимание на ровность исполнения, не акцентировать 2 палец, играть громко не пережимать руку, локти разводим в стороны, дыхание спокойное, ровное. Ассоциации – постепенно растягиваем и сжимаем резиночку.

  1. Играем расходящуюся гамму правильной аппликатурой от 5 пальца вниз в 2 октавы о.к.р. Поднимаемся с низу вверх, о.к.р. Пробуем соединять. Пробуем играть с закрытыми глазами.

Обратить внимание на свободную не зажатую в запястье руку, 1 палец не стучит, не выделять.

  1. Работа над гаммой Соль мажор. Играть на стаккато, легато, нон легато.

Играем гамму в восходящем движении – крещендо, нисходящее – диминуэндо, к.р.о. Обратить внимание на свободу запястья и округлость пальцев.

  1. Гамма до мажор в 2 октавы — для точности звукоизвлечения использовать ритмические задачи

Играем гамму с опорой на первый звук – проговариваем слово – МАМА,

С опорой на второй звук – ВЕСНА КРАСНА.

Играем по три звука – ГНОМИКИ,

  1. Физкультминутка.
  2. Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.

Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» читаем бегло ноты.

Повторение длительностей нот. Работа по ритмическим карточкам.

  1. Работа над чтением нот с листа, анализ нотного текста.

Определить тональность, размер, длительности нот, развитие мелодии, обратить внимание на аппликатуру.

Показать портрет композитора, сказать о нём буквально 2 слова.

Работа над преодолением пианистических неудобств.

Играть этюд в медленном темпе со счётом в слух. Затем в темпе и показать крещендо и диминуэндо.

Этюд № 2. Вспомнить ноты, аппликатуру, в медленном темпе. Затем

исполнить самостоятельно, показывая волны, обратить внимание, что в арпеджио рука идёт по верху, на кончиках пальцев.

Послушать этюд в записи.

Аналогично провести работу со 3 этюдом.

  1. Работа над закреплением динамических оттенков, штрихов.

Игра «Цветик — семи цветик», закрепление с.м.в.

  1. Е. Алёрская «Радость» картина
  2. Игра в ансамбле с педагогом «Полька»
  3. Работа над выразительностью исполнения произведения в ансамбле.

Обратить внимание на звук, на динамические оттенки, на темп, мелодия всегда звучит громче, ярче, чем аккомпанемент, но стучать не надо.

  1. Подведение итогов
  2. Оценивание работы учащейся.
  3. Домашнее задание

Источник

Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_otkrytyh_urokov.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Донотный период обучения на фортепиано»

(Закрепление пройденного материала)

С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой

Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Дата проведения урока: 18.11.2017г.

Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.

Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)

  1. Закрепить изученные теоретические знания.
  2. Продолжить формирование практических навыков.

1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.

2. Развивать образное мышление, художественное воображение.

3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы и приемы проведения урока:

— индивидуальная игра на фортепиано;

— сочинение музыкальных историй;

— игра в ансамбле;

— работа по карточкам.

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

-посадка за инструментом;

-работа с карточками.

4.Работа с ритмическими карточками.

Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»

( закрепление пройденного материала).

Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.

Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.

Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.

В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.

Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.

Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:

-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.

— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.

Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».

Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:

Домик, домик, До-Ми,

Хорошо ты в нем живи.

На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:

Рекс в доме проживает,

Рекс домик охраняет.

Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:

Фа- Соль, Фа- Соль,

Вот и выросла фасоль.

Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.

На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:

Во все стороны глядит.

Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».

А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)

Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.

Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.

Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-

С. Прокофьев. Марш.

Переходим к упражнениям.

С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.

Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Следующее упражнение « Командир и солдаты».

Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.

Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:

Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй, братец! Как живешь»

Следующее задание – работа с ритмом.

— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;

— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:

Выпал снег, первый снег.

Всюду шум и всюду смех.

Я встаю на лыжню.

Всех сейчас обгоню.

— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,

где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.

Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).

Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.

Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:

Ми и Соль, Ми и Соль,

Между нами наш Король.

В точках спрятались не зря: охраняем Короля.

Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.

Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.

На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.

Используемая методическая литература:

Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»

Источник