Открытый урок по теме:»Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе»
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Каширская детская школа искусств»
Конспект открытого урока по теме:
«Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе»
по классу фортепиано
Цель урока : Формировании первоначальных навыков игры на фортепиано, усвоение первоначальных знаний по нотной грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Воспитать устойчивый интерес к игре на фортепиано путем знакомства с пьесами различного характера.
- Создать условия для накопления слуховых впечатлений.
- Развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения учащейся.
- Формировать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполнения.
- Закрепить навыки игры двумя руками.
- Использовать игровые элементы для закрепления навыков игры на фортепиано.
- Метод показа.
- Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений
- Вступительное слово учителя.
- Обоснование темы, цели и задач урока.
- Содержание урока.
- Подведение итогов и выводы.
- Домашнее задание.
Вступительное слово учителя. О плюсах и минусах занятий в ДМШ или других учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие — развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное — общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.
Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, особенно в подготовительном классе мы используем игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.
Упражнения можно условно разделить на три группы: 1) упражнения, направленные на формирование правильной осанки, 2)развивающие плече-лопаточные мышщы, 3)направленные на развитие чуткости и цепкости кончиков пальцев.
На каждом из занятий с учениками отводится от 5 до 10 минут (в зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников, присутствующим на занятии, предлагается повторять данные комплексы дома, вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано. Этот цикл упражнений рекомендован с учащимися младших классов.(Приложение№1)
Подводя итоги вышесказанному, заметим, что в рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений
Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей ребенка Каждый урок строится по определенной схеме: развитие ритмических, слуховых и игровых навыков, которые, чередуясь друг с другом, позволяют сделать урок насыщенным по содержанию и разнообразным по творческим заданиям.
Данный урок проводится с учащейся подготовительного класса, Кулястовой Машей. 5,5 лет.Девочка способная, очень развита для своего возраста заинтересованная, зажата.
Освоила приемы звукоизвлечения 2, 3 пальцами нон легато, знает основы нотной грамоты, знает расположение нот, их запись на нотоносце. Умеет играть несколько пьес выученных «с рук» в донотный период, хорошо ориентируется на клавиатуре
II. Обоснование темы, цели и задачи урока.
Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в игровой форме , которая создает эмоциональный настрой и помогает проникнуть в образное содержание музыки. Следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому многие задания даны в игровой форме. Игровые элементы повышают интерес к занятиям, делают их менее утомительными, поэтому они присутствуют в каждом уроке как необходимый элемент обучения. На занятии используется сборник О. Геталовой « В музыку с радостью!» для детей 4-6 лет.
III. Содержание занятия
1.Проверка домашнего задания
Ученица исполняет пьесы «Колыбельная», «Дождик», «Два кота», «Одуванчик» по нотной записи. В процессе исполнения преподаватель анализирует характер исполнения пьес, вместе с ученицей определяет необходимый характер звучания.
«Колыбельная» — свободные, мягкие движения, иммитирующие покачивание.
«Дождик» — легкое нон-легато, свободное падение пальцев , иммитация капель дождя.
«Одуванчик» — показать руками невесомый полет пушинок, чтобы семена взошли, нужно мягко и глубоко погрузиться в клавишу ( « семена в землю»)
Выученные пьесы исполняются в ансамбле, с пением текста.
2.Изучение элементов нотной грамоты, развитие навыков чтения с листа
Упражнение «Бусы» .Вспоминаем правило — если чередуются ноты на линейках и между линейками, то на клавишах они идут по порядку. Если все на линеечках или между — на клавишах – через одну. Вспоминаем ноты, которые «живут на линейках» , прыгаем по клавишам напольной клавиатуры и называем ноты – до, ми, соль, си, ре, фа. То же с нотами «живущими» между линеек.
Напольная клавиатура — нарисована на рулоне бумаги, на клавише должна уместиться нога ребенка. То же повторяем на клавиатуре фортепиано. Выполняем упражнение «Бусы» — читаем с листа ноты, 3 м пальцем. Начинаем с ноты «Соль». Играем упражнения, следя по нотам.
Разбор новых пьес «Тили-тень» , «Баю-бай».
Показ попевок. Анализ содержания. Разбираем, как написаны ноты – на линейках, называем, поем со словами, прохлопываем ритм, с ритмослогами «та» и «та-а»,затем с названием нот. Прыгаем на напольной клавиатуре по клавишам «до», «ми», «соль». Разбираем, какой рукой играть. «Играем» поочередно разными руками на крышке фортепиано. Играем по нотам, с сольфеджированием. Показываем жестами характер музыки, исполняем в характере, с пением текста.
Родителям дано задание делать ежедневно несколько упражнений и пальчиковые игры. Делаем гимнастику, упражнения выбирает ученица.
Объясняю новую игру-упражнение – «Кто быстрее» .К двум карандашам привязана веревочка, с цветной отметкой на середине. Вращая карандаш, нужно стараться быстро смотать веревочку, быстрее добраться до отметки. Игра неизменно вызывает интерес у детей и благотворно влияет на развитие мелкой моторики, активности кончиков пальцев.
«Волшебная шкатулка»» — эти упражнения обогащают осязательный опыт.
Показываю красивую коробку, в которой много всяких мелочей
шарики, ракушки, лошадки, машинки и т. д. из различного материала.
- Сначала, вытаскивая их из мешочка, говорим о них – описывая их вместе с ребенком: «Это гладкая поверхность, это закругленные или острые края, ощущения – холодное, теплое, пушистое, шершавое и т.д.» Затем завязать глаза ребенку и предложить найти предмет в мешочке и описать его на память, ощущения, определить по контуру.
(На следующих занятиях мы усложним задания, например -найти определенный предмет на ощупь. На последующих занятиях возможно применение следующей игры-упражнения: заготовить несколько карточек и наклеить на них различные материалы: мех, шелк, бархат, наждачную бумагу, наклеить спички, накапать свечой, наколоть канцелярскими кнопками, наклеить бусы, бисер, затем разложить на столе карточки, и предложить ребенку с закрытыми глазами пощупать, погладить кончиками пальцев эти карточки, описывая при этом их поверхность. Например, мягко и приятно, острое, колючее – неприятное, жесткая и шершавая поверхность, ребристая поверхность. Эти карточки он должен называть по порядку, затем спросить, запомнил ли он ощущения или нет, если нет – повторить еще раз, карточки перемешать, попросить ребенка воспроизвести по памяти и ощущению все карточки – по порядку, затем на ладони преподавателя показать прикосновение с ощущением предмета: приятное поглаживание, острое стаккато, бисер или бусы – круговые движения пальчиком – можно каждым.)
Обсуждаем, что нового мы сегодня узнали на уроке.
Домашнее задание — делать гимнастику, 3-4 упражнения ежедневно.
Играть упражнения «Радуга». «Пчелка», любимые пьесы по черным клавишам из сборника .
Играть выученные пьесы в характере. Выучить новые пьесы. Подобрать из «Волшебной шкатулки» предметы, которые подходят по ощущениям к пьесам.
Источник
Открытый урок на тему: » Начальный этап обучения учащихся в фортепианном классе»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Директор МУДО ДШИ «Гармония»
____________________ Н.К. Григорян
«___»_________________________ 2018 г.
преподавателя по классу фортепиано
Галкиной Виктории Олеговны
Тема: «Начальный этап обучения учащихся в фортепианном классе»
Дата проведения: 22.03.2018г
Время проведения: 11.00
Место проведения: ДШИ «Гармония»
Открытый урок по фортепиано преподавателя
с учащейся подготовительного класса Марининой Ариной (6 лет)
«Начальный этап обучения учащихся в фортепианном классе»
Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике
Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.
Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
Научить грамотно читать нотный текст
Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
Развитие двигательно-игровых навыков
Развитие навыка игры по нотам
Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
Развитие чувства ритма
Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
Воспитание навыков самоконтроля
Воспитание культуры поведения за инструментом
1. Овладение техническими навыками с помощью изучения гамм и этюдов.
2. Работа над качеством звучания на базе этюдов, произведения крупной и произведений малой форм.
Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:
-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений;
— развитие навыка игры по нотам;
-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений;
— развитие всех компонентов музыкального слуха;
— развитие чувства ритма;
— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования;
Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.
Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов с учащимися подготовительного отделения надо начинать с овладения техникой.
Вопросы овладения техникой обучающимися подготовительного отделения должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учётом возрастной специфики.
Техника – это сумма навыков и умений. Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои движения. Мы должны выполнять многие движения не задумываясь, автоматически, на подсознательном уровне.
Техника приобретается путём систематически правильной работы на материале этюдов и пьес, по специальной программе, без скачков.
Гамма До мажор. Ученица играет гамму в две октавы. Присутствуют неточности в аппликатуре. Выясняем, что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по три и четыре пальца, а также синхронностью 3-го пальца.
Арина играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу проследить за активизацией пальцев, после чего звук существенно улучшается. Обращаю внимание на подкладывание 1 –го пальца, постепенное движение руки.
Аккорды. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после взятия каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук, а также слежу за высоким положением пальцев при игре аккордов.
Арпеджио короткие. У Арины недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го пальца к 5-му и опора на начало звена. Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда акцент прозвучит ярче. Нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой контролируя движение кисти.
Хроматическую гамму играем с группировкой по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки и аппликатурой особенно при движении вниз.
Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:
— Е. Гнесина Этюд № 19
— Е. Гнесина Этюд № 20
При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи:
-качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук,
-показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость, владение кистевыми движениями,
-следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания.
Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.
Работа над произведением крупной формы-И. Королькова Вариации на тему украинской народной песни «Ехал казак за Дунай».
Ехал казак за Дунай,
Сказал: «Дивчина, прощай!»
Ты, коняка вороненький,
Неси та гуляй!
Песня “Ехал казак за Дунай” , появившаяся во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов, очень быстро превратилась в популярнейший романс . Она стала распеваться в домашней обстановке, на тему песни сочинялись полонезы , марши , вариации . Песня получила известность не только в России, но и за границей.
Вариации появились очень давно в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к знакомым мелодиям — прямо тут же, во время исполнения. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией . Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо позже профессиональные музыканты.
Работа над выразительностью мелодии в теме.
1в- Вопросно- ответные интонации в передаче темы из руки в руку.
2в- Опора звука в партии левой руки.
Работа над пьесой «Тихая песня»
Начинаем работу с проигрывания на инструменте темы «Тихой песни» отдельно левой рукой (первые 4 тактов), затем правой. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха. Здесь наша главная задача – это качество звука. Для того чтобы добиться глубокого, нежного, теплого, проникновенного звучания необходимы:
-полнейшая гибкость всего пианистического аппарата (но не расслабленность);
-свободный вес, т.е. рука свободна от плеча до кончиков пальцев – вся точность сосредоточена в них – прикасающихся, погружающихся в клавиши;
-самое важное – это слуховой контроль, внимание.
Тема — основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У темы (мелодии) есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А. Царевой «Уроки госпожи Мелодии». В чем секрет госпожи Мелодии? Главное — она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, «толстеть», «худеть», может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может «растаять».
Каждая фраза играется на одном дыхании, которое надо умело распределить на всю фразу, которая заканчивается на diminuendo без дополнительной опоры на последнюю ноту, однако обязательно выдержать ее до конца.
Обратить внимание на снятие кистью – мягкое, пластичное. Эта работа требует постоянного слухового контроля. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, следующий звук не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. Добившись выразительного звучания отдельных фраз, надо объединить их в целое предложение, которое следует выстроить по форме, увязывая ее с динамическим развитием.
Последний этап заключается в совершенствовании исполнения в целом. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Внимание пытаемся переключать на более крупный план, в который должны органично войти все детали. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.
-Оценивание работы учащейся.
Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.
-Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.
В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно.
Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.
Заключение.
В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка.
Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.
Развитие обучающихся подготовительного класса проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых представлений.
Столь же важна и последующая стадия – закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста.
Источник