Открытый урок по фортепиано работа над менуэтом

Открытый урок по фортепиано

Содержимое публикации

1 Семенова Ольга Васильевна. 2 МБОУ ДО «ДШИ» г. Нелидово, Тверская обл. 3 Преподаватель по классу фортепиано.

Открытый урок по фортепиано преподавателя Семеновой О.В.с ученицей 2 класса Ляпуновской Н. на тему:«Музыкальный образ и технические приемы его воплощения»

Характеристика учащегося: Ляпуновской Надя ученица 2 класса фортепиано, 7 лет. С музыкальной подготовкой («Малышкина школа»). Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Заинтересована в обучении. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.

Цели урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты. В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте урока их единства.

1. Художественный образ (смысл, содержание):
расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся. Средства музыкальной выразительности для передачи образного содержания произведения. 2. Звук во времени.
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано, освоение нотной грамоты. Формировать навык игры по нотам, закрепить теоретические знания (музыкальная терминология: аппликатурный принцип, штрихи). 3. Техника, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи, практические навыки (знание аппликатуры, умение найти нужный игровой прием, умение применить полученные знания на другом материале).

Читайте также:  Партитура для фортепиано современная

Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету и инструменту, воспитание чувства любви и уважения к классической музыке, воспитание чувства ответственности за результаты своей работы, воспитание навыков самоконтроля, воспитание культуры поведения за инструментом. При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами: принцип единства воспитания, обучения, развития, принцип связи с жизнью, принцип научности, принцип увлеченности, принцип активности, самостоятельности и сознательности

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать над звуком и музыкальным образом, развитие творческой активности учащейся через различные виды деятельности (сочинение подтекстовок и слов, мелодий, музыкальных сказок, кроссвордов с использованием музыкальной терминологии, иллюстрации к пьесам).

Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Словесные (изучение клавиатуры, нотной грамоты, анализ произведений). Наглядные (показ репродукций, рисунков, портрет композитора). Практические (исполнение упражнений и произведений, прямая и наводящая формы воздействия). Проблемно-поисковый метод (при характеристике звучания разных регистров, угадывании нот по слуху, развитие мышления). Метод творческой работы (транспонирование пьес, подбор по слуху, активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика). Метод контроля (опрос в конце урока).

Применение педагогических технологий:

— Развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

Технология личностно-ориентированного обучения:

Работа на уроке была выстроена с учетом индивидуальности учащейся, наделенной своим субъективным опытом, созданы условия для самореализации учащейся, развития ее индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Технология проблемного обучения:

Учебные проблемы для учащейся были определены последовательно и целенаправленно. Таким образом, были созданы позитивные условия для включения учащейся в активную мыслительную деятельность, она активно высказывала собственное мнение и активно усваивала знания. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками) повышало интерес учащейся к занятию, активизировало ее творческую деятельность. Преподаватель умело создавала на уроке так называемую «ситуацию успеха», которая повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции

Форма урока — индивидуальный урок.

Использован комбинированный тип урока. Работа была направлена на закрепление теоретических знаний и практических навыков через совместную деятельность ученицы и преподавателя в различных видах музыкально-творческой деятельности, при освоении выразительных средств музыки. Деятельность учащейся тщательно спланирована на каждом этапе урока.

Репертуарный план урока:

упражнения : а) «Птичка»: б) «Колечко»: в) «Лошадка

1 Н.Любарский. Курочка. 2 Л.Емельянова .Щенок. 3 В.Шаинский. Кузнечик. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. 5 А. Абелян. Осенняя. 6 И.Королькова. Мышка. 7 И. Королькова. Мурка. 8 И.Королькова Кораблик. 9 Ю.Весняк. Мелодия. 10 И.Столяревская. Вариации. 11 Л.Моцарт. Менуэт. 12 Н.Торопова. Танцующий муравей.

1. Организационный этап. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Посадка за инструментом

2. Основной этап. Гимнастика: а) «Птичка»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками. б) «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко». в) «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца. Следить за тем, чтобы кисть была закругленной.

3. Заключительный этап.

1 Н.Любарский. Курочка. Стаккато. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев. Особенность движения руки и мышечное ощущение при игре -Staccato – заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Дети легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем движением руки при игре в мяч. Предложим Наде непрерывно ударять об пол мяч, соприкасаясь к нему не ладонью, а одним пальцем, и она повторит как раз то движение, которое ей нужно для игры Staccato. Отрывистый звук при игре на фортепиано получится не оттого, что ученица будет отдергивать палец и руку от клавиши, а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять» следующую. При игре: кисть и предплечье составляют единое целое, извлекают «звук» активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый, упругий отскок пальца вместе с рукой, как мячик, до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке, без остановки, рука закругляется, делает петлю, и начинает опускаться. Опускание – это не свободное падение, а управляемое движение, в нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс.

2 Л.Емельянова. Щенок. Закрепление приема стаккато. Ноты второй октавы. Ударения. Одна из часто встречаемых ошибок при исполнении – это сближении мелодии и аккомпанемента, недостаточное разделение между первым и вторым планом. В этом случае преувеличение динамической дистанции между аккомпанементом и мелодией поможет многое уточнить и объяснить ученице. 3 В.Шаинский. Кузнечик. Подбор по слуху. Ансамбль с педагогом.
Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. Сочетание приемов игры. Повторение регистров и октав. Аккорды. Закрепление навыков игры Staccato. 5 Абелян. Осенняя. Группа четверть с точкой и восьмая. Залигованные ноты. Сущность приёма, звукоизвлечения — legato- заключается в связном, плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна при внимательном вслушивании.
Надя закругляет пальцы сначала правой, потом левой руки и держит их над закрытой крышкой пианино. Нажимает кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступает» с одного пальца на другой: со второго на третий, с третьего на четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывает от крышки только тогда, когда очередной палец уже начал «наступать» на поверхность крышки. Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку. Внимание девочки направляется на выработку навыка связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем, кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. 6 И.Королькова. Мышка. Закрепление навыков. Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты». Период повторного строения. Работа над пульсом. Шестнадцатые. Ударения. Подтекстовка нотного текста. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 7 И. Королькова. Мурка. Ансамбль с педагогом. Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру.
8 И.Королькова Кораблик. Ансамбль с педагогом.При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 9 Ю.Весняк. Мелодия. Басовый ключ. Игра двумя руками. Трехдольный размер. Шаг вальса — четверть. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия пьесы написана в пределах одной позиции. Объединяющее движение рук совпадает с фразировкой, с движением к «опорным точкам» мелодии. Надя играет и слушает: как один звук сменяется другим, мысленно представляет, как будет звучать каждая следующая нота. В основе умения «фразировать» лежат интонации разговорной речи. Надя определяет фразы данной пьесы (4 фразы), её настроение, характер, нужные приёмы звукоизвлечения на основе музыкально-слуховых представлений 10 И.Столяревская. Вариации. Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученица воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводила на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка). Одной из труднейших для пианиста задачей является создание звуковой многоплановости. Ведь, если играющий слышит многоплановость фактуры, то он обязательно найдет средства для ее передачи. Очень полезно при аккордовой, или октавной игре учить каждый голос отдельно.
Любая работа, не только над звуком, должна проводиться через слуховое восприятие, ведь, только через слух можно добиться красочного, певучего звучания отдельных фраз и произведения в целом.

11 Л.Моцарт. Менуэт. Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов, выработанных на уроках сольфеджио. Таких, как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах.
Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.

12 Н.Торопова. Танцующий муравей. Паузы. Запев и припев. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Необходимой предпосылкой хорошего звука является полная свобода предплечья, кисти, и, в целом, руки от плеча до кончиков пальцев, которые должны быть всегда начеку. Одна из причин волнения — боязнь забыть текст. Поэтому произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%.
Но даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок, Как бы ни было хорошо выучено произведение.

Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время исполнения могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Необходимо воспитывать у ученика умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Подведение итогов. Оценивание работы учащейся. Домашнее задание.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока.

В процессе урока Надя была активна, внимательна, заинтересована. Все произведения девочка играла наизусть. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы работы взаимосвязаны между собой.

Источник

Открытый урок на тему «Работа над полифонией в младших классах»

«Работа над полифонией с начинающими в классе фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rabota_nad_polifoniey.docx 24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок : «Работа над полифонией в младших классах фортепиано»

Тема урока : работа над полифонией с начинающими на примере методико-исполнительского анализа Менуэта ре минор И.С. Баха из « Нотной тетради А.М. Бах»

Цель урока : формирование исполнительских навыков на примере полифонической музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, кульминации, устойчивость темпа.

Образовательные : развитие навыков полифонического мышления.

Развивающие : развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения. Расширение кругозора по теме «полифония».

Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно.

Тип урока : закрепление полученных навыков, совершенствование исполнительского мастерства.

Методы обучения : словесные, практические, наглядные.

Оборудование : два фортепиано, ноты, наглядные пособия, компьютер.

1. Организационный момент (объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).

2. Практическая часть урока (организация работы учащегося по осмыслению и усвоению материала, применение знаний и умений).

3. Обобщение занятия, подведение итогов. .

Приветствие, диалог об успеваемости ученика, сообщение темы урока. Урок проводится с учеником 2 класса фортепианного отделения (общеразвивающая программа).

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий — один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста.

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся важной вехой в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться постепенно.

В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса может ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) нижнего голоса (это могут быть мамин и папин голоса или голос ребёнка и голос взрослого). Надо подвести ребёнка к этой мысли.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах . Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении.

Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям.

В русской народной песне “Дровосек” и песне “Двое поют” из сб. С. Ляховицкой, где в первом случае первоначальный напев повторяется октавой ниже, во втором — октавой выше, можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым для детей явлением, как эхо. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле. Огромную пользу по развитию навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Елены Гнесиной “фортепианная азбука”, “Маленькие этюды для начинающих”.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С. Баха, а первой ступенькой на пути к “полифоническому Парнасу” — “Нотная тетрадь А. М. Бах”.

При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к какому жанру относится данное произведение и в какую эпоху оно было написано. В данном случае Менуэт — старинный французский народный танец. Во второй половине XVII в. стал придворным танцем, впрочем, его танцевали как в домашней обстановке так и во время торжественных дворцовых церемоний. Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

В исполнении пелагога звучат Менуэт d moll и Менуэт G dur

Ученик определяет характер каждого: первый Менуэт мелодичностью больше напоминает песню, второй — веселый, танцевальный. В связи с этим, Менуэт d moll должен исполняться плавно, певуче, в спокойном и ровном движении.

Сколько частей в танце? Выясняем, что у Менуэта две части— двухчастная форма.

Разбираем тональный план. Первая часть начинается в ре миноре, заканчивается в параллельном фа мажоре. Во второй части происходит возвращение в основную тональность ре минор.

Осуществляется работа над мелодией верхнего и нижнего голосов, их самостоятельностью и независимостью друг от друга, словно поют два певца: высокий голос и второй — низкий. Или это два разных инструмента? Какие?

Ученик предполагает: певучее выразительное звучание первого голоса напоминает звучание скрипки, а второй голос приближается по звучанию к виолончели.

Уделяем особое внимание работе над фразировкой. В первой части нижний голос состоит из двух четко отделенных кадансом предложений. Первое предложение верхнего голоса распадается на две двухтактные фразы — первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая — носит спокойный, как бы ответный характер.

Для уяснения вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему — чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, прослушать и выбрать лучший вариант.

Отрабатываем с учеником этот приём работы над произведением, вырабатывая таким образом, осмысленное прочтение музыки, эмоциональное отношение к ней.

Обращается внимание ученика на разные штрихи и противоположную динамику в обоих голосах. При этом, верхний голос заканчивает фразу, а нижний идет к кульминации. Это достигается в работе сначала по голосам, работе в ансамбле с учеником, пропевании каждого голоса, а затем соединяются оба голоса.

При исполнении Менуэта слушаем, как звучат вместе два голоса? Какова тембральная окраска каждого? Как развивается мелодия каждого голоса?. Вместе с учеником движемся под музыку спокойно, ровно, находя нужный темп танца. Прослушиваем музыку в исполнении гитары, фортепиано (используем интернет-ресурсы), сравнивая разное звучание.

Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую музыку.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность?

— В различном характере звучания голосов.

— В несовпадении штрихов.

— В разной, почти нигде не совпадающей фразировке.

— В несовпадении кульминаций.

— В разной ритмике.

— В несовпадении динамического развития.

Способы работы над полифоническим произведением:
1. Отдельно каждой рукой, по голосам
2. Один голос играет учитель, другой – ученик.
3. Один голос петь, а другой одновременно играть.
4. Петь на два голоса. Один поет учитель, другой – ученик.
5. Сосредоточить внимание на одном голосе.
6. Знать наизусть каждый голос.
7. Играть один голос на f, другой на p
8. Игра голосов «вслух» и «про себя».
9. Игра с разных мест «вразброс».

10. Играть в разных регистрах и на разных инструментах.

Обобщение урока, подведение итогов, задание на дом.

1. Ученику необходимо отработать выразительную фразировку каждого голоса.

2. Научиться контролировать одновременное звучание двух голосов, чтобы каждый голос сохранил своё «лицо».

3. Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.

Список использованной методической литературы

  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
  2. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
  3. А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
  4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.
  5. Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
  6. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.

Источник

Оцените статью