Открытый урок по фортепиано работа над техникой план конспект

Открытый урок на тему «Работа над фортепианной техникой в старших классах».

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Скачать:

Вложение Размер
otk_urok_rabota_nad_tehnikoy_v_starsh_kl_fp.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №12»

Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Составитель: Коновалова Е.В.

Преподаватель МБУДО «ДШИ № 12»

Челябинск 2017 год

Тема : Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Цель: Показать на практике методы работы с учениками старших классов с различными видами техники – классической (пассажной) и романтической (подушечной) .

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано,
  • свобода и удобство владения инструментом,
  • умение использовать различный арсенал приемов игры,
  • формирование слуховой базы.
  • развитие слуха,
  • развитие образного мышления, эмоциональной сферы личности,
  • создание мотивации к получению знаний.
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания,
  • формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности,
  • пробуждение любви и интереса к техническим произведениям и к гаммам и упражнениям в частности.

Вид урока: Урок обобщения и систематизации изученного.

  • словесные (беседа, инструктаж)
  • метод показа
  • тактильный метод.

II Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона.

III Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами. пассажной техники, в основе которой лежит навык пальцевой игры:

А. Лешгорн. Этюд соль мажор ор.63

Г. Гайдн. Соната ми минор

IV Работа над произведениями романтического склада, которые требуют подушечной «поющей» игры легато, где на первый план выходят движения кисти.

В. Клова. Прелюдия

А. Бабаджанян. Ноктюрн.

VI Список методической литературы.

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Урок проводится с двумя ученицами класса Коноваловой Е.В. Валеевой Альмирой и Фатеевой Евангелиной — 7 класс. Обе девочки достаточно способны, музыкальны, технически подкованы. Валеева Альмира тяготеет больше к музыке классической, а Евангелине ближе романтическая музыка, кантилена.

II. Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона. ( Работа с Валеевой Альмирой)

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова

а) игра гаммы с расходом

Сидеть низко, с опорой спины на спинку стула (цель — не опускается голова, не поднимаются плечи). Гамма играется с весом в бок, медленное погружение и быстрый подъем. Основное движение вниз.

Игра без всякого давления, для разработки связок, чувства самостоятельности каждого пальца. Пальцы «маршируют как солдаты». Максимальный и очень быстрый замах и погружение.

Играем с клавиши, активно убирая предыдущий палец. Выдергиваем максимально, как пружина.

б) игра гаммы в интервалы , с обязательным акцентом на 4-ю ноту;

гамма в терцию одной рукой, затем другой на легато (достигается растяжение связок, эластичность кисти);

в) короткие арпеджио – убирая пальцы, собираем руку, через низ к 5-му пальцу;

ломаные арпеджио – вращательные движения. «Перешагивая» переносим вес руки;

длинные арпеджио – обязательно на легато. 1-й палец подносится под ладонь заранее, чтобы не видны были подвороты.

д) аккорды – «богатырский прием». Кисть не погружается слишком низко, под ладошкой должен быть воздух.

Б. Упражнение Ш.Ганона на вращательное движение кисти, (альбертиевы басы).

III . Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами пассажной техники с Валеевой Альмирой.

Игра Этюда А. Лешгорна соль мажор ор.63 целиком, а затем вычленяя гаммообразные фрагменты и объединяя работу над ними с предыдущими приемами, которые отрабатывались на работе с гаммами. (показ педагогом приемов на подобного рода музыкальном материале – Этюде Крамера До мажор)

Исполнение Сонаты Г. Гайдна соль минор – упор на прием вращения кисти (подробно разбирался на упр. Ш. Ганона).

IV Работа над произведениями романтического склада с Фатеевой Евангелиной.

Как уже говорилось, в основе романтической техники лежит подушечная «поющая» игра легато. Здесь на первый план выходят движения кисти.

С Рахманинов. Этюд-картина

Чтобы удобно и пластично сыграть пассажи Прелюдии надо освоить основные круговые движения кисти на фрагментах произведения.

а) «кружение» на 1-м звуке, отрабатывая глубокий наклон, высокий подъем.

б) «кружение» на 2-х – 3-х звуках, где первый основной, именно на нем кисть идет вниз.

в) «кружение» на целых фигурах. Кисть двигается вниз и вверх, при этом звук одинаково насыщенный. Движение напоминает открывание или закрывание замка, ввинчивание или вывинчивание. Расслабленности, а еще хуже, расхлябанности, в руке не должно быть.

Это произведение показательно для нашей темы при рассматривании аккомпанемента 2-й кульминационной части. Здесь нужна техника плечевого пояса. В основу исполнения должна лечь дуговая игра, движения «вперед – назад» цельной рукой. Молниеносные боковые переносы руки на скачках (педагог показывает нужное движение на примере Элегии С. Рахманинова).

Позанимавшись над гаммами и упражнениями, пройдя произведения с различными техническими задачами, учащиеся освоили множество разнообразных пианистических приемов, которые подробно разбирались педагогом и объяснялись с точки зрения ощущений. Чтобы ученик хорошо усвоил прием, полезно несколько раз повторить его — сначала в виде упражнения, а затем закрепить его на произведениях. Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание ученика освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу.

VI. Список методической литературы:

1. Й. Гатт, “Техника фортепианной игры”,

2. И. Лещинская, В.Пороцкий “Малыш за роялем”, издательство “Москва” ,Советский композитор, 1992 г;

3. Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г.,

4. И. Мухина, С.Яблокова “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.

5. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»

6. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

7. Г.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано»

8. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Источник

План-конспект открытого урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы»
план-конспект урока на тему

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности в изучаемых произведениях.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_fortepiano.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы»

Обучающийся: Фетюхина Алина

Год обучения: 5 класс

Преподаватель: Столярчук Г. А.

Тема занятия : Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.

Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика;; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.

  • Закрепить изученные теоретические знания;
  • Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;
  • Показать приемы работы над преодолением технических трудностей;
  • Развить музыкальное мышление;
  • Развить навык слухового контроля;
  • Развить самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях;
  • Воспитать усидчивость и трудолюбие;
  • Воспитать творческое отношение в работе над техническим развитием.

Место занятия в решении задач обучения, воспитания и развития:

Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности, неровности в ритмическом отношении, невыровненность звучания, активизировать слуховой контроль. В процессе работы происходит закрепление уже выученного музыкального и теоретического материала, вырабатывается творческое отношение к умению обучающегося самостоятельно работать с дополнительным материалом.

Методы, используемые на занятии:

Словесные: объяснение, устный разбор, «попутные поправки», обобщение.

Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.

Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.

План-конспект открытого занятия

Тема: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.

Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.

Преподаватель объясняет тему занятия

Обучающийся подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты)

Гимнастика для кисти и пальцев, помогающая развить активность и гибкость

Обучающийся выполняет упражнение для пальцев, запястья, кисти

Основной этап. Работа над исправлением недостатков исполнения гаммы Ми мажор с

помощью упражнений, работа над фрагментами музыкальных

произведений с применением, соответствующим техническим

прямое и расходящееся движение

Активизация слухового контроля. Работа над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами

Игра гаммы с творческими заданиями художественного порядка

Упражнения для кисти и пальцев в гаммаобразном движении

Работа над звуковой ровностью: а) выработка подвижности 1-го пальца; б) выработка подвижности кисти при смене позиции; в) выработка подвижности кисти и первого пальца; г) освоение «перевернутой» позиции; д) отработка подкладывания и перекладывания пальцев; е) выравнивание пальцев в гамме

Обучающийся выполняет упражнения, которые показывает преподаватель, без напряжения и утомления, переносит пальцы возможно быстрее, легче, ближе к клавишам при гибкой и мягкой кисти, следит, чтобы 1-й палец сразу же уходил под ладонь

Работа над ритмической ровностью

Игра гаммы дуолями, триолями, квартолями, квинтолями

Работа над наращиванием темпа в гамме

Игра короткими линиями, упражнение с «броском» вверх и вниз с последующем заполнением

Аккорды Т 3 с обращениями

а) предварительное упражнение для анализа движения; б) упражнение для вертикального удара и крепости пальцев; в) упражнение «пружинка» на гибкость запястья

Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе перед взятием аккордов

Короткие арпеджио Т 3 с обращениями по 4 звука

Упражнения: а) выравнивание пальцев в арпеджио; б) отработка смены позиций; в) работа над аппликатурой

Обучающийся отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением кистей рук

Ломаные арпеджио Т 3 с обращениями

Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио

Обучающийся следит за вращательными движениями предплечья

Упражнение для а) подготовки новой позиции, б) выработки подвижности кисти при сиене позиции

Обучающийся прорабатывает подкладывание и перекладывание первого пальца, проучивает арпеджио способом прибавления

Работа над подвижностью первого пальца

Следить за удержанием свода кисти, за ровностью звуковой линии, упражнение «вертушки» вокруг 1-го пальца

А. Лемуан соч. 37 №15 Этюд

Р. Шуман «Фантастический танец»

Й. Гайдн Соната соль мажор ч. 1

Работа над музыкальными фрагментами (прием вычленения) с техническими трудностями, применяя упражнения, используемые на уроке. Практическое применение и закрепление полученных раннее навыков.

Обучающийся самостоятельно применяет упражнения по преодолению технических трудностей к выделенным преподавателем фрагментам по аналогии работы с гаммой (перенос и применение упражнений в сходной ситуации)

Источник

Читайте также:  Ромуальд твардовский ноты для хора
Оцените статью