Открытый урок по фортепиано тема работа над ансамблем

Открытый урок ”Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано”
план-конспект урока

Из опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_razvitie_navykov_ansamblevogo_muzitsirovaniya.docx 25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

“ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА”

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

“РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО”

Преподаватель Федорова Г.В.

Тема урока:«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»

Место проведения: МАУДО «Каширская детская школа искусств»

Ф.И.О. преподавателя: Федорова Галина Владимировна

Дата проведения: 12.12.2018 г

Тема урока: Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»

Сведения о преподавателе : Федорова Галина Владимировна
Цель урока » показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля. Обучающие задачи: — формирование умений и навыков игры в ансамбле. — приобщение к музицированию,

—формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике, — — -закрепление умения слушать и слышать себя в комплексе музыкальной ткани в процессе исполнения.

— развитие навыка игры в ансамбле, развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащегося , — формирование общего кругозора, формирование коммуникативной компетенции обучающегося, — развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал, — развитие мотивации и интереса к получению новых знаний, Воспитательные: — воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением. — развитие эстетического вкуса, — развитие воли и управления своим поведением, — воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности. Здоровьесберегающие задачи: — снятие мышечных зажимов, — правильная организация пианистического аппарата.

2. Метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения.

Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках фортепиано, проанализируем сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль.

Актуальность данной темы определяется в том, что каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность,ответственность,дисциплинированность,целеустремленность и коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по музыкальной литературе способствует формированию их музыкального кругозора.

Ансамблем нужно заниматься на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствует навык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрения выработки технических навыков.

И ещё важнее то, что игра в 4 руки учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению и учит тому, что выходит за границы музицирования и имеет психологический и этический смысл (совместная ответственность, взаимная поддержка). Кроме того, искусство игры в 4 руки– это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать партнёра, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство (или мудрость) в процессе обучения хотя бы частично постигается учеником, можно надеяться, что юный музыкант состоялся.

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:

  • синхронность при взятии и снятии звука;
  • равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных
  • между партнерами;
  • согласование приемов звукоизвлечения;
  • передача голоса от партнера к партнеру;
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов,
  • исполняемых разными партнерами;
  • соблюдение общности ритмического пульса;
  • единство динамики, фразировки.

Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников

ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.

Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не одновременно снятый аккорд

производит такое же неприятное впечатление, как и неодновременно взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука

достигается значительно легче, если вы правильно чувствуюте темп еще до начала игры.

Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны так её «поделить» чтобы не мешать друг

другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим)

Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) – согласованность.

2. Организационный момент

Сегодня на нашем открытом уроке 3 учащихся нашего класса: ученик 2 класса Доровских Владислав, ученик 3 класса Кобышев Кирилл, ученик 3 класса и ученик 5 класса Куманцов Александр.

Организация и проведение практического занятия.

Доровских Владислав, ансамбль «Мороженое» Э.Градески.

Произведение выучено, работа направлена на совершенствование исполнения. Работа над синхронностью исполнения ( игра с чередованием фраз), работа над четким исполнением синкоп ( проговаривание и прохлопывание ритмического рисунка). Проигрывание партий с контрастной динамикой, обсуждение динамического плана. Исполнение в характере.

. Кобышев Кирилл( 3 кл) и Куманцов Александр (5кл). Р.Лехтинен «Летка-енка».

Ребята уж е имеют опыт игры в ансамбле. Они обладают хорошим чувством ритма, в

прошлом году играли ансамбли М.Невина «Армейский радиопередатчик», М.Шмитц

Рассказ о популярном в 50 –е годы танце, просмотр видеозаписи.

1. Какая композиция по характеру?

2. Из скольких частей она состоит?

3. В каких частях солирующая партия в верхнем регистре? В нижнем?

4. Каким основной штрих в произведении? Почему?

5.Какие тембральные особенности танца? Назовите инструменты оркестра, которые

исполнили соло в разных частях.

6. Какой ритмический рисунок преобладает в мелодии?(пунктирный ритм)

В аккомпанименте?(ритмический каркас, четверти)

Произведение выученно, работа над исполнением ансамбля в характере, работа над

ауфтактом, динамическим соотношением партий.

Исполнение с минусовой фонограммой- пока удается выдержать темп только в первой

Фонограмма звучит в быстром темпе, пока у ребят не получается исполнить всю пьесу без ошибок. Уверенно, в темпе и характере звучит только первая часть.

Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных

произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художест-венной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

Источник

Открытый урок в классе общего фортепиано. Работа над фортепианным ансамблем.

«Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля на примере пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского в четыре руки, в переложении Л.В. Жульевой. «Утренняя молитва», «Русская песня».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok._fortepiannyy_ansambl.odt 28.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ РАМЕНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. РАМЕНСКОЕ

140102 Московская область, г.Раменское ул.К.Маркса д.4а, тел. 8(49646) 3-10-27

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО

СКРЯБИНОЙ АННЫ АНДРЕЕВНЫ

дата проведения 28.02.2018г.

Тема урока: « Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля на примере пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского в четыре руки, в переложении Л.В. Жульевой. «Утренняя молитва», «Русская песня».

Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведения.

-учить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера;

-показать практическое применение приёмов работы над музыкальным произведением;

-воспитывать интерес учащихся к ансамблевой игре и концентрации внимания на чувстве партнёра;

-развивать воображение у учащихся яркими образами.

I. Вводная часть.

Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля – одна из составных частей учебного процесса. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущих музыкантов, так и в последующем развитии их исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом приобретённая техника игры в ансамбле является в этом процессе средством реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Звуки фортепиано, связываемые с помощью четырех рук, идеальное поле для демонстрации новых идей. Изучение того или иного музыкального произведения для ансамбля может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного – последовательного разучивания.
Начальный этап работы – знакомство с произведением. Информация об авторе.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом», который обогатил детскую музыкальную литературу. Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов.

Пьесы из «Детского альбома» представляют огромный интерес для детей, но не все учащиеся специального и общего фортепиано могут исполнить пьесы из этого альбома. Поэтому для ознакомления с данным произведением был взят сборник «Детский альбом» П.И.Чайковского в четыре руки в переложении Людмилы Васильевны Жульевой.

II. Основная часть.

Пьеса, открывающая «Детский альбом»,- сравнительно редкий гость в репертуаре музыкальных школ. Образный мир «Утренней молитвы», мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о Боге, душе, бессмертии, к сожалению, не столь знаком и близок большинству современных детей, как в эпоху цикла.

Пьеса вводит в мир сложных переживаний ребенка. В пьесе прослеживается четырехголосие-хорал, ученикам можно представить звучание квартета струнных инструментов. Каждая рука в ансамбле- отдельный инструмент в квартете.
Тщательно поработать с учениками над голосоведением отдельно каждой руки, певучестью каждого голоса, но особо стоит обратить внимание на звучание подвижных сопрано и баса., т.е левой руки второй партии и правой руки первой партии.
Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах. Его обеспечит целесообразно подобранная аппликатура.
В одном случае выразительность речевых интонаций подчеркивается лигами — опорами на сильные доли тактов, в другом — синкопами на вторую или третью долю. Педагог также привлечет внимание учеников к тому, что акцентируемая сильная доли и мягкая синкопа подчас следуют одна за другой (такта 17,19).
При работе над динамикой внимательно отнеситесь к указаниям в тексте — сначала небольшой «вилочке» в 3-5 тактах, затем частичной кульминации mf в 8 такте и яркому кульминационному f в двенадцатом.Чайковский предписывает здесь играть forte, но конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации, в конце пьесы музыка постепенно угасает и растворяетсяв на рp.
В пьесе может быть использована запаздывающая педаль, отмечающая смены гармоний. 17, 19 и последние три такта возможно произнести на одной педали. Этому способствует органный пункт.

В ансамбле, педаль лучше доверить исполнителю второй партии, потому что его партия гармоническая основа произведения.
При целостном проигрывании ученики склонны темп затянуть; поможет стремление преодолеть аккордовую вертикаль и найти естественное, неторопливое, текучее движение.

Пьеса несколько трудна в ансамблевом отношении, но создать звучание легато значительно проще в таком виде, как изложено в переложении. Образному строю, его передаче способствуют стихи Л.Дацюк, и особенно они помогают выявить колокольную коду с цифры два. Освобождение рук от аккордовой фактуры помогают проявить скрытые голоса. Так, во второй партии (вторая цифра) этот мелодический ход подчеркнут словами «Мой Ангел, хранитель».

«Русская песня» — мастерская обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Она воссоздаёт мощное четырёхголосное звучание мужского хора, исполненное молодецкой силы и удали:

— С тобой во лесок, во лесок пойдём.
Моя доченька!
— Почто во лесок, во лесок пойдём?
Моя матушка?
— С тобой по грибы, по грибы пойдём.
Моя доченька!
— Ну что же, по грибы, по грибы пойдём,
Моя матушка.
Пойдём по грибы, пойдём по грибы-ягоды!

В пьесе передан ряд особенностей русской народной песенности — переменный лад, своеобразная метрическая структура: шеститактовые фразы состоят из двух построений- четырехтакт + двутакт. Чтобы метр был понятен детям, автор везде проставил 2/4, поэтому нужно прочитывать 6/4, как 3 раза по 2.

Мелодия лаконична (6 тактов). Фразы завершаются то в миноре, то в мажоре. Это и есть ладовая переменность, которую Чайковский отмечал как характерную черту русской народной песни. Автор даёт три варианта обработки темы. При этом линия баса во второй партии развивается самостоятельно и становится такой же выразительной, как и мелодия верхнего голоса. В других голосах иногда появляются небольшие самостоятельные мотивы, фразы — их называют подголосками. Такой стиль изложения музыкального материала называется подголосочной полифонией. В «Русской песне» обработку темы можно уподобить дереву, где неизменна тема — ствол, а вариации — ветви этого дерева.

Особенностью текста ансамблевых сочинений является его «партитурность». Очень хорошо, если ребята будут ориентироваться не только в своей партии, но и в партии своего партнера. В изучении двух партий в отдельности и совокупности — есть большой плюс. Обмен партиями способствует углубленному пониманию ансамблевой фактуры сочинения. Важнейшей предпосылкой ансамблевого исполнения является глубокое, всестороннее изучение авторского текста, нахождение не только явных, но скрытых его закономерностей, что нередко уподобляется как бы чтению «междустрок».
Все произведение нужно играть в одном ритме без замедлений и ускорений, что вырабатывает выдержку и чувство уравновешенности в ритме. Овладение ритмом занимает много времени в формировании ученика, как музыканта.

При 4х-ручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить” клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся голосоведении.
При игре в ансамбле желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру, чтобы охватить произведение целиком.
Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому что вторая партия служит фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер. Общее звучание обеих партий сливающихся в единое целое — основа совместного исполнительства.
Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему вторую партию, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии. При этом сразу обнаруживается насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка.

Вся работа музыкантов над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально- наполненное, продуманное исполнение завершает работу над произведением. Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства и преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Это всегда будет иметь важное значение для учащихся, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени их обучения.
С первых шагов юный пианист постигает всю красоту и богатство тембров рояля, благодаря игре в дуэте.
На уроке педагог должен направлять музыкально-пианистическое развитие учащихся и в органической связи со всем процессом занятий, должен руководить воспитанием учащихся. Поэтому необходимо, чтобы педагог не только понимал в целом всю громадную значимость возложенной на него Миссии подготовки молодого пианиста, но и осознавал важность для ученика каждого отдельного урока.

Источник

Оцените статью