Открытый урок по фортепиано во 2 классе музыкальной школы

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Открытый урок по специальности фортепиано во втором классе

Тема урока: Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального
характера.
Цель урока: Формирование у учащегося умения передавать разнохарактерную
танцевальную музыку.
Задачи урока: 1. Умение находить и применять различные приёмы исполнения
при разучивании разных типов фортепианной фактуры.
2. Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств
в работе над звуковыми качествами произведения.
3. Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной
отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах танцевального ха-
рактера.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения,
обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.

«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока.

2. Вступительное слово: Мир образов программных миниатюр подвижного характера близок природе художественного восприятия младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение учеником как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

3. Практическая часть.
(С ученицей проведена следующая работа:
1. Беседа на тему «Что такое танец?»
А) дано определение жанру танец;
Б) выявлены характерные черты танцевальной музыки;
В) какие бывают танцы.
2. Разобран и проучен нотный текст произведения.
На уроке показываем работу над основными деталями пьесы).
Все дети как правило любят танцевать. Поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Названия как правило очень образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Условно разделим работу над произведением на несколько этапов.
(А.Жилинскис «Финский танец»).
Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы: в музыке слышны два музыкальных образа – шутливый песенный (l и lll части) и задорный танцевальный (ll часть); танец в характере лендлера.
А) Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику познакомиться с простыми приёмами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).
В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-интервал. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2ой и 3ей долей. В этом танце партия левой руки на протяжении всего произведения исполняется приёмом «щипком» на стаккато с опорой на бас 5,4,3 пальцами.
(Ученица исполняет партию левой руки l части, соблюдая указания педагога).
Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации.
(Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя 1ую долю).
Правильный навык исполнения этого приёма развивает и укрепляет от природы слабые, часто проблемные 4 и 5 пальцы, вырабатывает навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция.
Партию левой руки желательно выучить наизусть, чтобы лучше слышать её и добиться художественного исполнения.
(Ученица исполняет наизусть партию левой руки l части).
Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию.
(Вместе с ученицей, в паре исполняем ll часть пьесы).
Б) В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии , её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии l части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Рамила проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняется образ произведения – мелодия становится ритмичной, танцевальной, в ней слышны притопы на 2ую долю в каждой фразе. Фразы становятся короче, частая смена штрихов, аппликатуры, нарастание динамики – всё это требует от ученика внимания и слухового контроля.
(Вместе с ученицей делаем устный разбор мелодии, затем отрабатываем все элементы на фортепиано).
В) Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
В данном танце различные штрихи в партиях обеих рук. Если в сопровождении стабильно идёт штрих стаккато, то в мелодии, короткие и более продолжительные мотивы на легато заканчиваются штрихом стаккато.
В l части, в каждой фразе, сложен в исполнении мотив восьмыми длительностями на 1ую долю (легато переходит в стаккато). Здесь следует добиться точного исполнения приёма «села рука (опора на палец, избегать удара, шлёпанья) – отпрыгнула на стаккато на одном движении посредством уменьшения силы» и продолжить мелодию со 2ой доли, не нарушая мелодической линии.
(Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения ).
Вторая часть сложна по технике исполнения. В каждом такте, на каждую долю меняется артикуляционный штрих. Здесь необходимо проследить за объединяющим движением руки. Именно на одном движении ученица должна исполнить целое предложение, точными штрихами, активными пальцами, на крещендо, не прервав движения мелодии.
(Отрабатываем штрихи на инструменте).
Г) С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности.
(Рамила проучила пальцы и с этим у нас нет проблем).
Д) Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности.
(Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой , затем двумя – с яркими оттенками).
Е) Ещё одно немаловажное достоинство пьес танцевального характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу.
(Ученица исполняет l часть пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками).
Ж) Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
(Ученица исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов).

Читайте также:  Туган тел ноты для скрипки

4.Заключение. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения — достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера составляет значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями(джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обога-
щают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики.

Источник

Методическая разработка открытого учебного занятия с ученицей 2 класса Бувиной Радмилой ( класс фортепиано) по теме: «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Комплексное развитие ученика — пианиста включает в себя следующие элементы:

Воспитание двигательно-игровых навыков, работу над техникой и пластикой движений;

Развитие навыка игры по нотам;

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора,накопление слуховых представлений.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uchebnogo_zanyatiya_klass_fortepiano.docx 29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фатежская детская школа искусств»

открытого учебного занятия

с ученицей 2 класса Бувиной Радмилой

«Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Тема урока : «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста»

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов игры. Комплексное применение знаний, умений и навыков в работе над музыкальным произведением.

  1. Расширить багаж музыкальных впечатлений;
  2. Продолжить работу над рациональными приемами игры на фортепиано;
  3. Познакомить с видами мелодического изложения, встречающихся в музыкальных произведениях;
  4. Продолжить знакомство с творчеством русского, советского композитора Р. Глиэра и на примере пьесы «Колыбельная» формировать умение в работе над звуком;
  5. Научить учащегося анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавать в нем типичные элементы.
  1. Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
  2. Развитие двигательно-игровых навыков;
  3. Работа над техникой и пластикой движений;
  4. Развитие исполнительских навыков, внимания, памяти и точности в работе над нотным текстом;
  5. Формирование психологического раскрепощения и коммуникабельности.
  1. Воспитывать любовь к русской, советской и зарубежной музыке;
  2. Способствовать развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения произведений русских и зарубежных композиторов;
  3. Воспитывать чувство ответственности за результат своей работы.
  1. Принцип единства воспитания, обучения, развития;
  2. Принцип увлеченности;
  3. Принцип научности.
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии, учет индивидуальных особенностей ребенка, дифференцированная работа с детьми высокой, средней, малой степенью обученности;
  • Игровые технологии.
  • Метод стимулирования и мотивации учения: музыкальная загадка, игра. Метод эмоционального стимулирования, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение;
  • Перцептивные методы:
  1. Словесные: рассказ, беседа;
  2. Наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ на инструменте;
  3. Аудиовизуальные: презентация;
  • Логические методы: проблемно-поисковый метод;
  • Методы контроля : устный контроль, самоконтроль.
  • Музыкальный инструмент- фортепиано;
  • Видео-презентация и использованием карточек с заданиями и ноты;
  • Музыкальная загадка;
  • Дидактический материал – карточки с заданиями, ноты, простой карандаш.

Время урока: 40 минут.

Структура учебного занятия:

●. Организационный этап. Мотивация, постановка цели урока: (5 мин.)

● Создание психологического комфорта для учащихся;

● Проверка домашнего задания;

● Сообщение темы урока.

ΙΙ. Актуализация знаний: (12 мин).

  • Сообщение нового материала;
  • Повторение ранее усвоенного материала;
  • Музыкальная загадка;
  • Презентация.

ΙΙΙ. Первичное усвоение новых знаний (18 мин).

  • Изучение нового материала.

ΙV. Рефлексия деятельности: (5 мин).

  • Анализ выполненных заданий;
  • Итоги урока;
  • Информация о домашнем задании.

Дата проведения: 21 апреля 2016 г.

Время проведения: 14 00

Продолжительность урока: 40 мин.

Преподаватель: Довбань Лариса Дмитриевна

Обучающаяся: Бувина Рада 2 класс

Ι. Организационный этап:

  • Приветствие (1мин)
  • Сообщение темы урока, цели и задачи. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы (2 мин)

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

  • Воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений;
  • Развитие навыка игры по нотам;
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

ΙΙ. Основной этап:

На этом этапе применялись различные методы:

  • Словесный — объяснение, беседа;
  • Наглядный — применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композиторов;
  • Практический — слушание музыки в исполнении учащихся Московских школ, использование видео-проектора, показ педагогом на инструменте;
  • Творческий — поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений;
  • Репродуктивный — воспроизведение выученного текста;
  • Метод игры;
  • Метод эмоциональной драматургии.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания: (10 мин).

А) Игра упражнений;

Гамма Соль мажор, арпеджио, аккорды;

Б) Работа над Этюдом А. Лемуан соч. 37:

— преодоление пианистических неудобств, встречающихся в нотном тексте;

— работа над штрихами и аппликатурой.

ΙV. Знакомство с нотным текстом пьесы Р. Глиэра «Колыбельная»: (20 мин)

● определение формы, жанра пьесы;

● проигрывание пьесы отдельно каждой рукой;

● интонационные трудности, встречающиеся в работе над мелодией.

● работа над пунктирным, синкопированным ритмом партии аккомпанемента;

● работа над педалью.

V. Развитие навыков чтения нот с листа (игра в ансамбле Д. Кабалевский «Про Петю»):

● работа над ритмической и метрической организацией мелодии;

● отработка темпа, пульса, игра без остановок;

VΙ. Заключительный этап: (4мин)

● подведение итогов урока (2 мин);

● домашнее задание (2 мин).

Урок начинается с приветствия обучающегося и преподавателя. Обучающая озвучивает задание:

  1. Гама Соль мажор в 2 октавы отдельно каждой рукой, восьмыми длительностями с акцентом по 2.

В коротких арпеджио работать над правильной аппликатурой. В длинных арпеджио работать над подворотом 1 пальца.

  1. Этюд — А. Лемуан – разбор текста каждой рукой, самостоятельно, с предварительным анализом.
  2. Р. Глиэра «Колыбельная» — почитать о жанровой особенности пьесы, поработать над пунктирным синкопированным ритмическим рисунком в партии аккомпанемента, поработать над педалью, артикуляцией.
  3. Читка с листа Д. Кабалевский «Про Петю».

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш. Ганона.

Итак, звучит гамма Соль мажор.

Ученица играет гамму в две октавы. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Рада играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу проследить ее за работой пальцев. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приемом «Staccato». Этот прием обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчетливому исполнению каждого звука. Основная причина толчков и неровностей, подчеркивает педагог – это малая подвижность и напряженность 1 пальца, поэтому особое внимание в работе над гаммой должно уделяться подкладыванию 1 пальца. Затем, предлагается поработать над динамикой, учитывая восходящее и нисходящее движение, равномерное распределение звука на крещендо и диминуэндо.

Чтобы добиться в гамме хорошего, ровного legato , необходимы следующие требования:

  • Пространственная точность;
  • Умение играть необходимым звуком;
  • Ритмическая точность;
  • Аппликатурная точность;
  • Штриховая точность.

Педагог предлагает сыграть гамму Соль мажор с акцентами, различными ритмическими вариантами (четвертями, восьмыми, треолями).

Аккорды. Перед игрой ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов, слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Аккорды нужно играть с помощью кистевых движений, а не всей рукой. Выработку кистевых движений начинаем с игры отдельных нот или терций на non legato, затем staccato. Пальцы не должны быть вялыми, напряженными, а должны быть достаточно упругими. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т.к. они часто « не добирают звук».

У Рады недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука, снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Их Рада играет по позициям. Это ей удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре 2-мя руками, сохраняя общее legato.

После работы над гаммой, обучающая переходит к проигрыванию Этюда, предварительно рассказав о значении слова «Этюд» (пьеса, для освоения и совершенствования какого-либо технического приема).

По словам Бузони «приобретение техники — не что иное, как приспособление трудностей к своим способностям»

А. Лемуан Этюд Ре мажор

Анри Лемуан (1786-1854)- французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель.

Форма Этюда двухчастная, репризного строения, с.dacapo. Размет 2/4. Мелодия затактового строения с акцентом на 5 палец, что развивает его активность. Во ΙΙ части появляется двухголосие. Акцент на первый палец надо делать осторожно, чтобы не «нагрубить». А, акцент на 5 палец, наоборот, нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца. Двухголосие в левой руки имеется практически везде, поэтому партию левой руки нужно поучить отдельно, вслушиваясь в звучание голосов, опираясь в созвучиях на 5 палец. Этюд на внимание и выносливость. Техническая трудность заключается в исполнении Этюда в целом, т.е. он вырастает вдвое за счет репризы. Обучающаяся проигрывает этюд. Преподаватель указывает на неточности: нет артикуляционной четкости в произношении «16», неубедительно и слабо звучит акцент на 5 палец (затакт), в левой – недослушивает ноту с точкой.

Педагог предлагает начать работу отдельными руками: в левой поработать над 2-х голосием, а в правой добиться четкого произношения «16» длительностей.

Внимательно и кропотливо проработать артикуляционную точность, уделив особое внимание подкладыванию первого пальца.

Во ΙΙ части этюда добиваемся ритмической, динамической и аппликатурной точности.

Затем педагог предлагает перейти к игровой разминке с мячом.

Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов. Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

Педагог предлагает продолжить урок и приступить к работе над пьесой кантиленного содержания: Р. Глиэр «Колыбельная». Это наиболее трудный жанр для исполнителя. Он требует от ученика особого слухового опыта, воображения, особого приема – глубокого прикосновения к роялю в штрихе legato. От руки пианиста требуются специальные объединяющие вспомогательные движения, скрывающие этот нажим и создающие иллюзию полетности, текучего звука, мотива, фразы.

Чтобы гибко, эмоционально, отзывчиво проинтонировать мелодию, необходимо обладать чутким мелодическим слухом.

При работе над мелодией важно почувствовать характер основной интонации, поработать над развитием мелодической линии, добиваться плавного погружения пальцев в клавиатуру и небольших объединяющих движений руки (значительные звуки- интонационные точки- есть центр тяготения, степень совершенствования legato зависит от нахождения целесообразных двигательных приемов.

Форма произведения: простая, трехчастная с вступлением и заключением.

Вступление вводит в образную сферу. Построено на доминантовом органном пункте. Синкопированный ритм настраивает на легкое покачивание, поддерживаемое интересной, своеобразной гармонией.

Ι часть – состоит из 2-х предложений, период неповторного строения, однотональный квадрат.

Отклонение в левой руке в субдоминанту подчеркивает особый колорит, характерный для народной музыки.

ΙΙ часть построена на тему УНП «Щедрик» — развитие небольшое.

Заключение построено на материале вступления: VΙΙ 7 -Д-Т.

Познакомив с формой произведения, педагог предлагает видео-записи исполнения пьесы учениками Московских школ. Далее, преподаватель проигрывает всю пьесу, чтобы учащаяся еще раз услышала ее в динамике и дает задание: проработать нотный текст отдельными руками: обратив внимание на синкопированный аккомпанемент левой руки, поработать над педалью. В правой руке ощутить горизонтальное движение и поработать над фразами.

  • Слуховая разминка « Игра Угадайка».

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

Учащаяся успешно справилась со своими задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение ном с листа в ансамбле с преподавателем.

Краткий анализ нотного текста (3 мин).

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам, сделан краткий анализ текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности.

Преподаватель хвалит обучающуюся за хорошую, активную, творческую работу. Практические задачи, поставленные в ходе урока выполнялись осмысленно и грамотно.

Педагог ставит отметку – «отлично», записывает домашнее задание:

— Гамма Соль мажор, отдельно каждой рукой в 2 октавы, закрепить аппликатуру и поработать над динамикой, добиться ровности и хорошего legato;

— Этюд – поработать над характером, целостностью исполнения;

— Пьеса – поработать над мелодией, над фразировкой, динамикой,

в левой – над синкопированным ритмом, педалью.

Цель урока — воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов — достигнута.

Шмидт –Шкловская, изд. муз., 1985 г.

А. Шалина – краткое пособие по теории музыки для учащихся фортепианного отделения детской школы искусств, изд. Ростов-на-Дону,2010 г.

Сборник Б. Милич 4 кл. ФОРТЕПИАНО, изд. Москва ,1997 г.

Источник

Оцените статью