Открытый урок по гитаре для музыкальной школы

Открытый урок в музыкальной школе по классу гитары

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok._podgotovka_k_kontsertnomu_vystupleniyu.docx 623.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1» поселка Ключи

Усть-Камчатского муниципального района

на тему: «Подготовка к концертному выступлению»

по классу гитары

Медведев Альберт Альбертович

Декабрь 2019 год

Тема: «Подготовка к концертному выступлению»

Учащийся: Казанцева Анастасия, 4 класс (гитара).

Вид урока : закрепление полученных навыков;

Тип урока : комбинированный;

Форма урока : открытый урок;

  • системно-деятельностный подход;
  • технология использования в обучении тренинговых методов;
  • информационно-коммуникационные технологии;

Цель : Формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене, повышение культурно-эстетического уровня учащегося посредством музыкального искусства, показ достижений учащегося, приобретенные исполнительские и рефлексирующие навыки, артистические и творческие способности, духовное и художественное развитие. Создание для ученика максимально комфортных условий для выступления на сцене.

  • приобретение и накопление опыта в концертной деятельности;
  • правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения, в характере, с осмыслением художественного образа;
  • развитие уровня мастерства игры на сцене;
  • развитие исполнительского аппарата;
  • расширение кругозора в области музыкального искусства ;
  • развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребёнка;
  • формирование способности понимания причин успеха или неуспеха самостоятельной творческой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения;
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, усидчивости, внимания;
  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;
  • работа над преодолением излишнего сценического волнения;
  • воспитание артистической индивидуальности.

Методы работы, используемые в ходе урока:

  • Объяснительно – иллюстративный;
  • Техническое исполнение произведения;
  • Сценический показ.

Учебно – методический комплекс:

  • Учебный класс;
  • Гитара;
  • Подставка под ногу;
  • Ноты.

Критерии оценки результативности работы ученика:

• высокий – творческая оценка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение поставленных задач и целей, самоотдача;

• средний – проявление интереса, желание выполнить, добиться нужного результата, однако не все получается, требуется помощь преподавателя;

• низкий – безразличен к музыкальной деятельности, не проявляет интереса.

2.3 Проигрывание упражнения

2.4.Работа над произведением

  1. Обобщение урока, подведение итогов.

Оглашение темы урока.

Концертная деятельность — это неотъемлемая часть обучения ребенка в музыкальной школе. Исполнительство – это сложный, тонкий процесс. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса – уже во время обучения необходимо представлять ученикам возможность для самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определенного опыта, накоплению знаний и умений.

Выступление – результат напряженного творческого труда, оно является ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост учащегося.

2.2. Тренинговая часть

Цель нашего занятия – формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене, повышение культурно-эстетического уровня учащегося посредством музыкального искусства, показ достижений учащегося, приобретенные исполнительские и рефлексирующие навыки, артистические и творческие способности, духовное и художественное развитие.

Страх сцены, сильное волнение перед выступлением очень распространенное явление. Не перестают ощущать остроту этого чувства исполнители в любом творческом состоянии.

Сильное волнение на сцене может повлиять на качество исполнения.
Один из способов выработать уверенность перед выступлением – это хорошая подготовка. Если ученик уверен в том, что он знает – свободно владеет текстом – значит, меньше волнуется.

2.3 Проигрывание упражнения

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. Упражнение № 6 ( Приложение 1 )

На первых этапах обучения игры на инструменте полезно для освоения аппликатуры в первой позиции, кроме этого, в дальнейшем данное упражнение поможет учащемуся в развитии гибкости левой руки, а также привести исполнительский аппарат в тонус, что придаст пальцам легкость для более успешного исполнения.

2.4. Работа над произведениями

Подготовка к публичному выступлению является важным моментом в образовательном процессе. Для всех детей концертное выступление — это стрессовый момент, сложный психологически. Огромная ответственность ложится на педагога и концертмейстера, чтобы максимально подготовить учащегося с технологической стороны и создать комфортные условия на сцене.

Очень важно, чтобы концертная обстановка для учащегося не стала полной неожиданностью. Для этого существуют разные методы психологического воздействия:

1.Обязательно проводить репетиции и исполнять программу в концертном зале, в котором будет проходить выступление.

2.Приглашать на уроки и репетиции учеников своего класса и школы, а также преподавателей, с целью привить привычки публичного выступления.

3.Устраивать мини — концерты для родителей ученика.

4.Записывать на камеру, обязательно с последующим анализом.

5.Отработка выхода на сцену.

Г. Санс. «Канарио» (Приложение 2)

Работа над динамикой, выразительностью исполнения, артистизмом.

Сначала проигрываем произведение целиком. Пьеса техническая, необходимо добиться виртуозности, лёгкости исполнения. Обращаем внимание на динамику, аппликатуру. Проиграв внимательно трудные эпизоды, мы еще раз акцентируем внимание на точном выполнении всех деталей. Обсуждаем выбор темпа с учеником при выступлении – как правильно в момент волнения проконтролировать себя, взять нужный темп и сохранить его во всей пьесе. Обязательно, проигрывая пьесу в классе, нужно запоминать её не только на слух, но и на мышечные ощущения.

Автор неизвестен . Ария. (Приложение 3)

Пьеса певучего характера. Работать следует над ровностью темпа, динамикой и тембром.

При игре нужно сконцентрировать внимание на всей пьесе, запомнить все ощущения исполнения в классе. Это позволяет во время выступления наиболее полно, эмоционально ярко сыграть пьесу.

Отработка ухода со сцены

Как правило, многие педагоги репетируют выход на сцену, а вот к моменту ухода со сцены, относятся не так трепетно. Тем не менее, уход со сцены ещё важнее, чем выход на неё. Так как первым поклоном при выходе на сцену мы здороваемся со слушателем, а итоговым поклоном мы говорим зрителям спасибо. Это исполнительский музыкальный этикет, владение которым для людей музыкально воспитанных, является очень важной деталью для оценки исполнения в целом. Необходимо добиться синхронности в заключительном поклоне.

Очень часто обучающиеся только закончив исполнять произведения, начинают хватать подставки, инструменты и т. д. Делать этого нельзя ни в коем случае. Так же как при выходе на сцену мы сначала устанавливаем весь необходимый инвентарь и только после этого здороваемся со зрителями. В уходе со сцены всё происходит с точностью наоборот: сначала поклон – потом всё остальное

3. Обобщение урока, подведение итогов

Ученик перед показом пьес хорошо настроил себя, сконцентрировался, постарался сыграть пьесы выразительно, ярко, с минимальными потерями.

Для ученика важно научиться вырабатывать в себе чувство уверенности пред выступлением, способность максимально концентрировать внимание, эмоции, волю.

Следует обратить внимание на такие нюансы:

В первом произведении нужен более осознанный подход при работе с аппликатурой.

Вторую пьесу следует повторить по нотам для более прочного знания текста.

Ученику нужно учиться контролировать, беречь эмоции для сцены, выкладываться с полной самоотдачей.

На психологическую готовность к выступлению на сцене влияют и личностные характеристики, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия. Все это в той или иной мере проявляется на сцене.

Надо дать понять учащемуся, что волнение перед выступлением – это естественное состояние. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, нужно воспитывать в себе хорошее внимание и сосредоточенность – контролировать свои действия в любом состоянии.

Из урока в урок мы будем добиваться с одной стороны, лёгкого, свежего, яркого исполнения, а с другой, проявления ярких индивидуальных музыкальных способностей.

Источник

Открытый урок в классе гитары. Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»

Подробный конспект урока в младших классах гитары. Работа над пьесами В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

преподавателя МОУ ДОД «ДШИ» г.Дно Псковской области

Мельник Аллы Николаевны

«Создание и развитие художественного образа

в процессе работы над музыкальным произведением»

Дата проведения: 14.05.2014 г.

Обучающийся: Иванов Павел, 10 лет, 2 класс, гитара.

  • Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец»).
  • Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
  • Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
  • Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
  • Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
  • Познакомить учащегося с традиционной испанской культурой фламенко.
  • Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары.
  • Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
  • Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
  • Воспитать толерантность и коммуникабельность.
  • Форма учебного занятия : индивидуальная
  • Тип учебного занятия : комбинированное занятие

Цель для обучающегося — подготовка рабочего места, настройка инструмента, принятие удобной правильной посадки.

Задача учителя — подготовить учащегося психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.

Знакомство с планом урока:

  1. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Основная тема урока;
  4. Закрепление учебного материала;
  5. Задание на дом;

На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе упражнение «Гусеница» и гамму с-moll , контролируя качество звукоизвлечения.

2.Проверка домашнего задания.

В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению барре, флажолета). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.

Цель преподавателя на данном этапе — помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт.

Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.

Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи, пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике или зажата в ладони и т.д.

Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем.

Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.

На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.

В.Козлов «Испанский танец». На прошлом занятии ученику предлагалось при помощи сети Интернет подготовить небольшое сообщение на тему «Символы Испании: коррида и фламенко». Продолжать работу над произведением, прорабатывая в медленном темпе заключительный пассаж.

Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащегося к исполняемому произведению, помочь вспомнить историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах Испании.

В ходе беседы можно ненадолго сменить сферу деятельности учащегося, предложив ему посмотреть фрагменты выступления исполнителей фламенко, фотографии участников корриды. Предложить повторить характерные движения тореадора или танцора фламенко, тем самым давая отдых мышцам.

Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому, что коррида выглядит как танец, как хореографическое действо с возможными драматическими неожиданностями. Матадор, как и танцор, выполняет определённую последовательность фигур. Знатоки оценивают не только мастерство, но и артистизм участников боя.

Говоря о характере произведения (энергетике, напоре, страсти) можно предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты исполнишь «Свечу», представляя образ матадора и бегущего быка, какие чувства это исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение? Какую картину рисует воображение, если играть «Испанский танец» бережно, утончённо, ласково?)

Следующий этап – исполнение учеником произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.

Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученику преодолевать трудности технического характера.

4. Закрепление учебного материала.

Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.

Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о характере исполнения пьесы, о чувствах и эмоциях героев. («В начале слышен диалог. Голос Медведя звучит в низком регистре, медленно и устрашающе, а ответ Маши – в высоком, весело и беззаботно. Миша недоволен, он угрожающе наступает на Машу и останавливается. Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)

Задача преподавателя — закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.

2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).

3.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей фламенко.

Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Источник

Оцените статью