Открытый урок по гитаре работа над произведением

Открытый урок в классе гитары. Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»

Подробный конспект урока в младших классах гитары. Работа над пьесами В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

преподавателя МОУ ДОД «ДШИ» г.Дно Псковской области

Мельник Аллы Николаевны

«Создание и развитие художественного образа

в процессе работы над музыкальным произведением»

Дата проведения: 14.05.2014 г.

Обучающийся: Иванов Павел, 10 лет, 2 класс, гитара.

  • Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец»).
  • Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
  • Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
  • Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
  • Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
  • Познакомить учащегося с традиционной испанской культурой фламенко.
  • Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары.
  • Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
  • Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
  • Воспитать толерантность и коммуникабельность.
  • Форма учебного занятия : индивидуальная
  • Тип учебного занятия : комбинированное занятие

Цель для обучающегося — подготовка рабочего места, настройка инструмента, принятие удобной правильной посадки.

Задача учителя — подготовить учащегося психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.

Знакомство с планом урока:

  1. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Основная тема урока;
  4. Закрепление учебного материала;
  5. Задание на дом;

На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе упражнение «Гусеница» и гамму с-moll , контролируя качество звукоизвлечения.

2.Проверка домашнего задания.

В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению барре, флажолета). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.

Цель преподавателя на данном этапе — помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт.

Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.

Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи, пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике или зажата в ладони и т.д.

Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем.

Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.

На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.

В.Козлов «Испанский танец». На прошлом занятии ученику предлагалось при помощи сети Интернет подготовить небольшое сообщение на тему «Символы Испании: коррида и фламенко». Продолжать работу над произведением, прорабатывая в медленном темпе заключительный пассаж.

Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащегося к исполняемому произведению, помочь вспомнить историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах Испании.

В ходе беседы можно ненадолго сменить сферу деятельности учащегося, предложив ему посмотреть фрагменты выступления исполнителей фламенко, фотографии участников корриды. Предложить повторить характерные движения тореадора или танцора фламенко, тем самым давая отдых мышцам.

Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому, что коррида выглядит как танец, как хореографическое действо с возможными драматическими неожиданностями. Матадор, как и танцор, выполняет определённую последовательность фигур. Знатоки оценивают не только мастерство, но и артистизм участников боя.

Говоря о характере произведения (энергетике, напоре, страсти) можно предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты исполнишь «Свечу», представляя образ матадора и бегущего быка, какие чувства это исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение? Какую картину рисует воображение, если играть «Испанский танец» бережно, утончённо, ласково?)

Следующий этап – исполнение учеником произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.

Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученику преодолевать трудности технического характера.

4. Закрепление учебного материала.

Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.

Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о характере исполнения пьесы, о чувствах и эмоциях героев. («В начале слышен диалог. Голос Медведя звучит в низком регистре, медленно и устрашающе, а ответ Маши – в высоком, весело и беззаботно. Миша недоволен, он угрожающе наступает на Машу и останавливается. Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)

Задача преподавателя — закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.

2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).

3.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей фламенко.

Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Источник

Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему «Работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения»

05.12.2014г. Предмет – «Классическая гитара», учитель – Гунько М.Ю.

Открытый урок по специальности «Классическая гитара»

Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».

Цель: формирование у учащегося технических навыков, основанных на принципе контактного способа игры с подготовкой.

Задача: продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас мы предоставим вашему вниманию открытый урок по специальности «Классическая гитара».

Сегодня мы возьмем три простейших вида музыкальной фактуры, и продемонстрируем методы работы с ними. Определим, на какие моменты стоит обращать особое внимание, какие задачи нужно ставить перед учеником и методы их решения. Три вида музыкальной фактуры, с которыми мы будем работать: одноголосные мелодии, элементарное двухголосие (бас и мелодия), простейшие виды арпеджио.

В своей работе я опираюсь на основные принципы новой школы игры на классической гитаре. Она была сформирована примерно в начале 80 – х годов двадцатого века. Именно тогда появились гитаристы – исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки по другому пути. Появление новой школы игры на классической гитаре дало серьезный толчок в развитии гитарной музыки, прежде всего в развитии техники. Исполнители – гитаристы стали более техничными, более виртуозными, арсенал технических приемов существенно обогатился, что дало возможность композиторам, пишущим музыку для классической гитары, сочинять произведения более насыщенные по фактуре, более виртуозные, искать новые формы. Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода: 1) с конца 19 – го века до начала 80 – х годов 20 — го века; 2) начало 80 – х годов 20 – го века и по наши дни.

Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно привести интересный пример: музыкальные произведения, которые исполнители старой школы играли на концертах, и они считались верхом исполнительского мастерства, сегодня с легкостью играют студенты первых – вторых курсов музыкальных колледжей и училищ, т.е. представители современной школы игры на классической гитаре.

В чем основные отличия этих двух школ? Все основные нововведения коснулись в основном техники правой руки. Техника левой руки так же претерпела некоторые изменения, но незначительные. А вот для правой были придуманы серьезные усовершенствования. Постановка правой руки была изменена. Каким образом? Для наглядности продемонстрирую несколько фотографий:

На данной фотографии Франциско Таррега – основатель школы игры на классической гитаре, яркий представитель старого направления. Здесь хорошо видна характерная постановка старой школы: изгиб в запястье, довольно высокое положение запястья над декой, пальцы по отношению к линии струн стоят перпендикулярно. При ногтевом способе звукоизвлечения, палец попадает на струну сначала подушечкой, а затем ногтем, после чего появляется звук. Данная постановка давала исполнителю очень громкий, яркий звук, иногда даже немного резкий.

Это Андреас Сеговия – гитарист, который в 20 – м веке закрепил за гитарой статус серьезного академического инструмента и вывел её на большую академическую сцену. Он так же является ярким представителем старой школы игры на классической гитаре. На этой фотографии мы так же видим характерные моменты в постановке правой руки: изгиб в запястье, высокое положение запястья по отношению к деке, линия пальцев перпендикулярна линии струн.

Теперь рассмотрим, какие изменения в постановку правой руки привнесло появление новой школы игры на классической гитаре:

Это Антон Баранов – один из лучших классических гитаристов России. В прошлом году он стал победителем конкурса Гитарной Ассоциации Америки ( GFA ), в мире классической гитары этот конкурс считается самым престижным.

Какие изменения в постановке правой руки мы видим? Изгиб в запястье был устранён, положение кисти по отношению к деке стало несколько ниже. При такой постановке ногтевой способ звукоизвлечения происходит следующим образом: палец попадает на струну одновременно и подушечкой и ногтем. Это даёт исполнителю более плотный, насыщенный обертонами и низкими частотами звук. У гитаристов даже существует такое понятие – низкочастотный тон. Это тот звук, к которому нужно стремиться. Звук должен быть округлым, т.е. у него как бы есть «ядро» и оно «окружено» обертонами.

На этой фотографии американский гитарист, композитор Эндрю Йорк, яркий представитель современной школы игры на классической гитаре. Здесь мы так же видим характерные моменты современной постановки правой руки: запястье является естественным продолжением предплечья, невысокое положение запястья по отношению к деке, пальцы по отношению к линии струн стоят несколько под углом.

Изменение постановки правой руки повлияло на культуру звука гитаристов. Понятие о том, каким должен быть гитарный звук изменилось.

К вопросу о том – почему гитаристы стали более техничными. Здесь есть два основных момента. Первый объединяет в себе несколько тем, основные из которых: функциональное напряжение кисти, бессознательное и сознательное напряжение, теория релаксации, система рычагов кисти и др. Второй момент, это как раз то, что является темой нашего урока, появился контактный способ игры, или игра с подготовкой. Над этим мы и будем сейчас работать.

Для начала мы поработаем с одноголосной фактурой, т.к. это то, с чего обычно ученики начинают занятия. Уже на этом этапе учащегося важно познакомить с основными принципами игры с подготовкой. Главное здесь это то, чтобы палец защипывал струну не «с воздуха», палец нужно подготовить (отсюда название), т.е. играть «со струны».

С первых же уроков мы с учениками работаем по методике А. Виницкого. Она рассчитана на донотный период обучения. Основные принципы методики А. Виницкого чётко сформулированы в его сборнике «Учитель и ученик. 95 дуэтов», из названия которого легко понять, что материал сборника рассчитан на игру дуэтом. Основные задачи методики – развитие природных способностей учащегося, формирование слуховой — двигательной координации. На этюдах, которые есть в сборнике А. Виницкого очень удобно отрабатывать принцип игры с подготовкой. Сейчас мы сыграем несколько этюдов из этого сборника.

Учитель и ученик играют «Этюды» А. Виницкого.

Затем мы подключаем к работе левую руку, и играем несколько «Мелодий» из сборника А. Виницкого. Желательно, чтобы эти пьесы ученик играл на слух.

Учитель и ученик играют «Мелодии» А. Виницкого.

Так же важным моментом в работе над одноголосной фактурой является игра гамм. Мы с учениками играем их двумя способами. На примере гаммы До мажор мы покажем как мы это делаем. Для начала мы играем под метроном.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 40 ударов в минуту.

Затем можно увеличить темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 55 ударов в минуту.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 70 ударов в минуту.

Попробуем сыграть гамму в быстром темпе.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 100 ударов в минуту.

Второй способ: мы играем гамму До мажор по методике А. Виницкого, дуэтом. Здесь задействована вторая октава гаммы До мажор и используется аппликатура А. Сеговии.

Учитель и ученик играют гамму До мажор по методике А. Виницкого.

Теперь мы переходим к работе над элементарным двухголосием (бас и мелодия). Для начала мы играем подготовительное упражнение только правой рукой, под метроном. Здесь так же важно следить за тем, чтобы ученик использовал способ игры с подготовкой, т.е. он должен играть не «с воздуха», а «со струны».

Ученик играет упражнение на открытых струнах правой рукой в различных темпах.

После того, как мы подготовили руку можно приступить к работе над произведениями элементарной двухголосной фактуры. Мы поиграем пьесу российского гитариста и композитора О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Ученик играет пьесу О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Теперь мы приступаем к работе над арпеджио. Здесь мы так же для начала сыграем подготовительное упражнение на открытых струнах, под метроном.

Ученик играет упражнение на арпеджио правой рукой в различных темпах.

Приступаем к работе над произведением. Мы сыграем часть пьесы итальянского гитариста и композитора Д. Синьориле «Закат».

Ученик играет пьесу Д.Синьориле «Закат».

Также полезно играть пьесы, в которых комбинируются разные виды фактуры. Для этого хорошо подходит пьеса Ф. Карулли «Вальс».

Ученик играет пьесу Ф.Карулли «Вальс».

В завершении урока ученик исполнит пьесу Фабиана Паера «Найти и потерять».

Ученик играет пьесу Ф. Паера «Найти и потерять».

Домашнее задание: Даниил, в пьесе Ф. Паера постарайся немного отделить мелодию от общей фактуры, она должна быть несколько «на поверхности». А также продолжай играть упражнения, которые развивают способ игры с подготовкой.

На этом урок завершен.

Самоанализ: Я, Гунько Максим Юрьевич, учитель музыки по классу гитары, 2 — ой категории, 05.12.2014 г. провёл открытый урок по специальности «Классическая гитара» на тему «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения». Целью моего урока являлось развитие у учащегося способа игры с подготовкой, для этого мы использовали простейшие виды музыкальной фактуры, которые встречаются ученику на начальном этапе обучения.

В своей работе я опираюсь на современную школу игры на классической гитаре. Её основные принципы и правила очень хорошо систематизированы и тщательно разобраны в работе американского гитариста Чарльза Дункана «Искусство игры на классической гитаре». В этой книге особое внимание уделяется работе над принципами функционального напряжения кисти и игре с подготовкой. В дальнейшем мы с моими учениками продолжим работу по этой книге.

Главной задачей на моём уроке было продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

Я считаю, что цели и задачи урока выполнены.

Источник

Читайте также:  Ты любила холодный обжигающий виски ноты
Оцените статью