Открытый урок по классу баяна или аккордеона

Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».

Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона.» Преподавателям народного отделения ДШИ по классу аккордеона, баяна.

Скачать:

Вложение Размер
plan.docx 19.08 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока 2016г.

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя народного отделения ГБОУДОД г.Москвы «Вороновская ДШИ» Токаревой Елены Валерьевны с учеником второго года обучения.

Тема урока: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».

Характеристика урока: открытый урок.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: индивидуальная
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте, развитие художественного образа в процессе работы над произведениями.

Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление игровых навыков на инструменте.
Работа над художественным образом в произведениях.
Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению

музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим и художественным развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков.

Здоровьесберегающая: развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Методы: словесные, практические, наглядные, демонстрация видеоматериала.

Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, компьютер.

План урока
1. Организационный момент:

— приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

— диалог об успеваемости ученика.

2. Основная часть:

— работа над гаммой ре мажор, этюдом и музыкальными произведениями.

— закрепление пройденного материала, концертное исполнение пьес.

3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.

1. Гамма ре мажор.

2. А. Дмитриев «Этюд» С-dur

3. А. Холминов «Колыбельная».

4.р.н.п. «Как у нас-то, козёл» в обработке Д. Самойлова.

5.р.н.п. «Утушка луговая» в обработке Л.Малиновского.

Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в изучаемых произведениях, гамме и этюде, а так же работе над художественным образом в произведениях. Задача педагога показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места и следил за звуком.

1.Урок начинается с проигрывания гаммы ре мажор в 1,2,3 октавы, различными группировками и штрихами, арпеджио, аккордов. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание ученика на подкладывание 1 пальца . Пальцы собираем в направлении движения. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши. Работает вся рука. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Следим за сменой меха и динамическими оттенками. Работа над динамикой. Соблюдение верной аппликатуры, подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха, а так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.

2. А. Дмитриев «Этюд» С-dur . Проигрывание этюда в медленном темпе разными штрихами: две легато, 2 стаккато и наоборот, необходимое для независимости работы пальцев, а так же отрабатывается аппликатурная гибкость. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой. Затем предложено ученику исполнить этюд в оживленном темпе.

3. А. Холминов «Колыбельная». Рассказ преподавателя о происхождении слова «колыбельная», показ картинок с изображением старинной колыбели. Исполнение учащимся колыбельной правой рукой, уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, баяне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим, работа над художественным образом. Повтор левой рукой на выборной системе. Игра произведения двумя руками.

4. р.н.п. «Как у нас-то, козёл» в обработке Д. Самойлова. Уделяем особое внимание работе над фразировкой, звуковедением, динамикой, отрабатывая трудные места. Каждую фразу педагог просит активнее подводить к моменту кульминации. Эта пьеса на народной основе, носит подвижный, веселый, шутливый, радостный характер. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.

5. Ученику предложено отдохнуть и посмотреть видео с Международного конкурса «Аккордеон плюс».

6. р.н.п. «Утушка луговая» в обработке Л.Малиновского. Повтор в медленном темпе сложных мест. Концертное исполнение произведения.
7. Подведение итогов урока, оценка, домашнее задание.

Преподаватель: Завершить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением Елены Матвиенко, которое ты должен выучить.

Клятва юного музыканта

Вступая в мир, который музыкой зовется,

Клянусь я — эту музыку любить всегда!

И ту, что в песнях весело поется,

И ту, что ветер напевает в проводах.

Клянусь я ноты знать во всех октавах,

И вслух считать и заполнять дневник.

И заниматься, чтобы не заставляла мама,

Я – музыкант, я не обычный ученик!

Клянусь учить сольфеджио прилежно,

Не пропускать уроков никогда!

Не списывать диктанты у соседа,

А быть самостоятельным всегда!

Клянусь настойчивым, упрямым быть и смелым.

Источник

Открытый урок .Работа над артикуляцией. класс аккордеона

Методическое сопровождение образовательного процесса- основа педагогической деятельности, ориентированной на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Скачать:

Вложение Размер
тех.карта урока 32.15 КБ
обсуждение откр .урока 22.94 КБ
самоанализ урока 24.96 КБ

Предварительный просмотр:

открытого урока по специальности

класс аккордеона, п реподаватель: Киселева Е.А.

уч-ся 6 класса Чжан-Ден-Шин Ефим

Дата проведения: 17.02.2018г.

Тема: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на аккордеоне»
Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;
  • добиться разнообразия приемов звукоизвлечения в различных видах мелкой пальцевой техники;
  • развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • формирование у лучших учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Теория музыки . Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал», «Аккорд . Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий». «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация» « Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки» . « Тональность ми минор». «Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты»

Зарубежная музыкальная литература. Тема: «З арубежная музыка конца XIX — начала XX века». «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XX века».

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии : Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Аккордеон для учащегося, аккордеон для педагога, пюпитр, компьютер, презентация Word, фонограмма-минус;

ноты: Дж.Коломобо.,Т.Мурена.«Indifference»(Равнодушие) Вальс-мюзет. Обр. В. Семенова.

I. Организационная часть

1.Подготовка материалов, инструментов, оптимальная посадка-2мин

2. Слово преподавателя (информация о целях и задачах, методах работы)-5мин.

II. Основная часть.

1.Рефлексия предыдущих результатов работы (исполнение пьес)-3мин

2. Работа над произведенияем-15мин.

III. Заключительная часть

1. Вовлечение в процесс музицирования под фонограмму-3 мин.

2. Подведение итогов. Домашнее задание- 2 мин.

Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю всех с праздником Белого месяца, а так же с Масленицей. Всех вам благ, здоровья и удачи! Разрешите начать наш открытый урок по теме «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на аккордеоне».

Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте. На данный момент у нас стоит проблема обучения интонированию и артикулированию музыкального материала.

Интонация — многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминируемого(определяемого) человеческого сознания .

Артикуляция — способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних; одно из средств, с помощью которых может быть осуществлена фразировка.

Понятие «артикуляция» пришло в музыку из науки о языке, где говорится об артикулировании слогов, о степени ясности их расчлененности при выговаривании слова.

Для развития вышеуказанных навыков, используется педагогическая модель , которая базируется на трех компонентах: теоретическом, технологическом, творческом.

Теоретический компонент включает в себя необходимые теоретические знания (основные приемы звукоизвлечения, применение их на практике, штрихи, динамика, исполнительская терминология); исполнительские образцы.

Технологический компонент включает в себя необходимые умения и навыки для воплощения композиторского замысла посредством исполнительского аппарата, а также самоконтроль. В его основе лежит моторная функция артикуляции.

Творческий компонент отражает проявление творческой активности учащегося как основы художественной деятельности, умение применять на практике полученные знания, находить новые решения в интерпретации произведения.

Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» — это черта. В баянной методике существует множество определений понятия «штрих».

Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих – обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

М. Имханицкий считает, что «штрих – это характерная деталь артикуляции, определяющая в ней меру связности – раздельности и акцентности – беакцентности каждого из сопряженных между собой звуков».

Рассмотрим эти штрихи, приемы артикуляции и интонирования на музыкальном примере: жанр музета, Вальс «Равнодушие», в обработке В.Семенова.

II. Основная часть.

Невозможно говорить о французском аккордеоне без упоминания того жанра, который известен как своей славой, так и своей дурной репутацией: Мюзет . Одни французы его обожают, другие — презирают. Этот жанр для многих иностранцев является синонимом Парижа, концентрированным выражением «парижского образа жизни».

Ефим, расскажи нам пожалуйста, что ты знаешь о музете?

Слово «мюзет» (от старофранц. muse — дудка) происходит от названия инструмента, который олицетворяет традиционную французскую музыку. Его успех был настолько велик, что он дал название популярному танцу при дворе Людовика XIV и Людовика XV.

Разновидность волынки, инструмент состоял из нескольких труб и мешка, наполнявшегося воздухом с сильным звуком, и приводился в движение левой рукой исполнителя.

Постепенно в ХХ веке мюзет (волынка) уступил свое место аккордеону.

Балы- мюзет имели большой успех в «Безумные годы» (1900-1914), но уже к концу Первой мировой войны жанр мюзет приобрел ту форму, в которой известен и поныне. Появились новые танцы: вальс-мюзет, ява (жава), пасодобль, фокстрот.

Традиционные танцы сменились современными ритмами. Мюзет стал отождествляться с музыкой цыган и манушей, гитары начали аккомпанировать аккордеону.
Появились аккордеонисты-виртуозы. Одними из самых известных были Жозеф Коломбо, Эмиль Каррара, Герино (цыган, которому аккомпанировал сам Джанго Рейнхард), Адольф Депранс, Винсент Марсо, Гус Визёр, Тони Мурена.

А сейчас, Чжан-Ден-Шин Ефим, 6 класс исполнит нам Вальс-мюзет «Indifference» (Равнодушие) Джакомо Коломобо, Тони Мурена. Обр. Вячеслава Семенова.

Спасибо. Ефим, как ты думаешь, что не хватило тебе для идеального концертного исполнения данного произведения? Я предлагаю тебе еще раз обратить внимание на артикуляцию и интонации, от их особенностей и зависит стилистика в сочинениях авторов разных эпох, индивидуальность исполнения.

Баян и аккордеон — удобный музыкальный инструмент для изучения артикуляции. На нем можно исполнять моно- и многоголосную музыку, он обладает такими качествами, как протяженность звучания, подвижная громкостная динамика. Однако динамический параллелизм в звучании многоголосия является недостатком баяна, который осложняет процесс интонирования многоголосия и дифференцирования по громкости линеарных пластов звукового потока.

Именно этот недостаток позволил обратить внимание на средства регулирования масс звучности по вертикали и горизонтали — синхронные, асинхронные, штриховые. Критерий связности — раздельности является для баяна и аккордеона очень важным. Основное свойство инструмента — певучесть, так как мех (своеобразные легкие) за счет возможности достаточно долгого дыхания позволяет добиться тонких проявлений музыкальной экспрессии, которая необходима нам во 2 части Вальса-мюзета. А что бы услышать в 1 части красоту , изысканность мелодии, нужно сначала дифференцировать звучание аккомпанемента в левой руке.

Далее, идет тщательная работа над произведением, с доведением каждой детали до предполагаемого слухового образца: отработка аккомпанемента в левой руке, освоение приема «Бросок» и «короткий нажим», «нажим на пол кнопки». Отработка стабильного, ровного аккомпанемента. Тренаж технически сложных мест; синхронность исполнения.

Что бы играть французский мюзет, нужно обладать достаточно развитым техническим аппаратом, который будет способен выполнить данную музыкальную задачу. Так как это сочинение относится к виртуозным пьесам. В вальсе представлено большое штриховое многообразие, которое не возможно исполнить без хорошей артикуляции, достаточной слитностью или расчлененностью звуков.

В начале пьесы в мелодии автор использует арпеджио. Ошибки в арпеджио чаще всего возникают при перемене позиции руки. Это обычно случается из-за медленного переноса руки в новое положение и неумение мыслить позиционно. Данные повторяющиеся мелодические отрезки нужно разнообразить за счет различных интонаций и артикуляции. А это влечет за собой и разнообразие динамических оттенков. Иначе, исполнение становится однообразным, не интересным. На первый план здесь выходит очень важный вопрос – воспитание у ученика самоконтроля, требовательности к себе, как необходимых качеств совершенствования.

Во второй части вальса лирическая тема представлена в аккордовом изложении, и у нас шла работа над овладением аккордовой техники. Для Ефима-это достаточно трудная задача, так как у него «узкая кисть», короткое расстояние между пальцами, не эластичные мышцы.

Аккорды следует «брать» пальцами как всё, что мы берём в руку, не напрягая при этом тыльной стороны кисти (она отдыхает) с упругим «рессорящим» запястьем. С обязательным «дыханием» руки, обеспечивающим слитное исполнение, приемом «нажим», шрих «легато».

Обращается внимание на то, что пальцы располагаются на клавиатуре, кончики пальцев чутко осязают поверхность клавиш; свободная и мягкая кисть вместе с предплечьем, следуя за мелодической линией, помогает работе пальцев. Сила пальцев распределяется равномерно.

В данной части на первый план выходит умение интонировать и слышать многоголосие. Основной прием артикуляции в данной теме основан на удержании ведущего голоса, более плотном его проведении, нежели подголоски, которые исполняются более слабым нажимом, немного укорачивая длительность звучания.

Технический аппарат следует развивать, опираясь на следующие принципы:
1)гибкость и пластичность движений
2)связь и взаимодействие всех участков исполнительского аппарата при ведущих живых пальцах
3)целесообразность в экономии движений
4)управляемость техническим процессом
5)звуковой результат как итог работы

Сегодня мы попробуем исполнить небольшой отрывок Вальса под фонограмму. Так как данный вид исполнительства очень востребован и популярен в наше время. Он дает возможность раскрепоститься, воспитывает ритмическую устойчивость, стабильность исполнения.

Работа над артикуляцией и интонациями, над формированием рациональных движений занимает много времени, т.к. любое исполнительское движение требует тщательной проработки. Поэтому Ефиму предстоит ещё много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы движений, независимости пальцев, желаемой артикуляции. Цель урока достигнута, тема урока раскрыта в полном объеме. Благодарю ученика за работу, ставлю оценку «отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока.

Домашнее задание: добиваться качественного исполнения Вальса-мюзета за счет различных приемов артикуляции и различных интонаций.

  1. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. — М.: Издатель Владимир Катанский,2008
  2. Говорушко П. Основы игры на баяне.- М. — Л., 1969.
  3. Егоров Б. к вопросу о систематизации баянных штрихов. // Баян и баянисты. – 1984. — №6.
  4. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных, 1997.
  5. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.

Источник

Оцените статью