Открытый урок по классу фортепиано 1 класс

Технологическая карта открытого урока по фортепиано 1 класс

Дааный материал может послужить образцом составления технологической карты открытого урока по фортепиано для первого класса в школах с углублённым изучением музыки, либо в школах искусств.

Скачать:

Вложение Размер
образец составления технологической карты урока по фортепиано 1 класс в школах с углублённым изучением музыки 23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока фортепиано 1 класс

Ученица 1 Ф класса с углублённым изучением музыки Товкачёва Настя

Разработала учитель музыки МБОУ СОШ №71

Мацак Алевтина Николаевна

Тема урока : Выразительные средства музыки. Штрихи.

Цель урока : Сформировать эмоционально-чувственное восприятие музыки через приемы звукоизвлечения

Тип урока : Комбинированный

УМК : Учебник О.Геталова – И. Визная « В музыку с радостью»

Оборудование : музыкальный инструмент, карточки, таблицы.

Этапы содержания урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I.Организационная часть. Создание ситуации успеха (доброжелательность)

Цель: Активировать внимание на восприятии учебного матерала.

Подготовка ученика к уроку

Организует ученика к началу урока. Проверяет готовность обучающегося к уроку.

Приветствует. Я рада приветствовать Вас на открытом занятии с обучающейся…. Мы покажем Вам индивидуальный урок по фортепиано. А начнем мы наше занятие с игры упражнений.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

1.Работа над упражнениями (7 мин.)

Цель: обобщить и систематизировать навыки игры на фортепиано.

Контролирует качественное звукоизвлечение. Формирует игровой аппарат

Уметь играть и контролировать разные приемы звукоизвлечения.

Коммукативные: осознанно формирует игровой аппарат. Познавательные: играет разными штрихами.

Личностные: с взаимодействовать с учителем в соответствии с нормами. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Изучение нотной грамоты (2 мин.)

Цель: Усвоение навыков нотного письма.

Работа с карточками. Ученик отвечает.

Контролирует правильные ответы

Запоминание и освоение нотной записи

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: использует речь для регуляции своих действий. Познавательные: осуществлять синтез.

II. Постановка учебной задачи урока. Цель: сформулировать тему урока(5 мин.) Метапредметная связь с уроком музыки.

Слушает и определяет характер.

Анализирует два варианта ответа. Выбирает наиболее выразительный из предложенных вариантов. Отвечает на вопросы задания. Слушает и дополняет стихотворение.

Создает проблемную ситацию. Активирует знания учащегося. Слушаем два варианта исполнения, определяем почему изменился характер произведения. (при втором исполнении изменился характер произведения. (при втором исполнении изменяю штрихи) правильно. С помощью штрихов я изменила характер музыкального произведения. Тема сегодняшнего урока-это штрихи. Читаю стихотворение и прошу помочь закончить фразы.

На каждом уроке мы знакомимся с новыми произведениями и ноходим что-то новое. Сегодня мы познакомимся с новым произведением П.И. Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». А задание будет: определить характер музыкального произведения. Зайчик прыгает (стаккато)

Лодка плавает (легато)

Слон идет (нон легато)

Тебе понравились стихи, а ведь это всё штрихи.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: строить рассуждения о музыкальном произведении. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

III. первичное закрепление темы (15 мин.)

Цель: подведение ученика к самостоятельному выводу.

Играет, исполняет, анализирует штрихи в разучиваемых произведениях.

Устанавливает осознанность восприяия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Осуществляет индивидуальныйконтроль. Обеспечивает понимание понятия штрихи.

Стаккато, легато, нон легато – это не просто слова, это музыкальные термины и относятся они к одному общему понятию – штрихи. А какие штрихи использует композитор в пьесах…..

Работаем над произведением, затем меняем штрихи и выясняем, что происходит с образом и характером музыкального произведения.

Грамотное разучивание, исполнение произведений.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль звукоизвлечения, составление плана последовательности действий. Коммуникативные: строить высказывания в поиске и выборе информации. Личностные: способность взаимодействовать с учителем.

IV. Закрепление нового материала (9мин.)

Цель: обобщить и систематизировать понятие штрихи. Подведение ученика к самостоятельному выводу.

В знакомых мелодиях определяет штрихи на слух. Смотрит штрихи в нотах и определяет характер произведения по нотам и на слух.

Играет музыкальные произведения.

Слушаем: Шмитц «Бугги Бой»

А как ты думаешь, можно услышать штрих?

Давай попробуем, а задание у тебя будет следующее: определить каким видом штриха исполняется музыкальное произведение.

Умение воспринимать и понимать содержание музыкального произведения через звукоизвлечение.

Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качественного уровня усвоения. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 2 мин.) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Домашнее задание.

Оценивает свою работу.

Отмечает степень вовлеченности ученика в работу на уроке.

Молодец. Ты хорошо потрудилась на уроке. Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие? Расскажи что тебе понравилось больше всего.

Мотивация учащейся к выполнению домашнего здания.

Коммуникативные: умение слушать, выстраивать диалог. Познавательные: рефлексия способов, условий действия, контроль и оценка, критичность. Личностные: установление учащимся значение результата.

Источник

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Оперетты штрауса ноты для фортепиано
Оцените статью