Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»
Содержимое публикации
Открытый урок на тему
«Повышение техники игры в классе гитары»
Преподаватель по классу гитары
МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ
Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.
Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.
Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;
Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.
— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.
Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.
Вид урока: комбинированный
Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.
Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап.
Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.
Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »
Сегодня открытый урок мне помогут провести:
Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.
Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.
Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.
Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.
2. Основной этап:
2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.
— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?
Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: p — i — m — a
2) обратное движение: p — a — m — i
3) полное прямое : p-i-m-a-m-i
4) полное обратное : p-a-m-i-m-a
5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i
(все виды играет учащийся)
Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.
Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.
Играет Юсупов Адель .
2.2. В другом Этюде М. Каркасси A — dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.
Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:
Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.
2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.
Играет Белоусов Даниил:
Здесь встречается приём ЛЕГАТО:
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
Педагог показывает упражнение на восходящее легато.
Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.
2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.
Играет Зименков Никита
Л. Валькер Маленький романс.
3. Заключительный этап
Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.
4. Результат урока
Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.
Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.
Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.
Источник
Открытый урок на тему:«Работа над качеством звукоизвлечения на начальном этапе обучения в классе гитары»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
по классической гитары
« Работа над качеством звукоизвлечения на начальном этапе обучения в классе гитары »
Ермаченкова Елена Александровна
педагог дополнительного образования
ансамбля «Волшебный гриф»
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ»
Предмет: Специальность, инструмент гитара.
Класс: 3, 6 класс
Тип занятия : урок- знакомство с приёмами игры и способами звукоизвлечения и их отработка в упражнениях, этюдах и пьесах различного уровня сложности.
Форма урока : индивидуальная.
Цель урока : Познакомить учащихся с основными приёмами игры и способами звукоизвлечения и научить правильно применять их в процессе разучивания и исполнения музыкальных произведений, и понимать особенности применения этих приёмов и способов.
1.Познакомить учащихся со способами игры и приёмами звукоизвлечения, и научить понимать различия между ними.
2. Воспитывать у обучающихся внимательность и грамотное восприятие нотного текста при разборе музыкальных произведений.
— совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
— обращать внимание на качество звучания инструмента;
— обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
1.Развивать образное мышление.
2.Развивать игровые навыки.
3.Совершенствовать навык игры по нотам
4.Развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух.
5.Развивать чувство ритма.
6.Развивать инициативу в творчестве
7.Развивать самостоятельность в работе.
— воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
— воспитывать внимание, умение слушать музыку;
— воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.
Учащиеся познакомятся с приёмами игры и способами звукоизвлечения, научатся понимать различия между ними и научатся правильно применять полученные знания на практике во время разучивания и исполнения музыкальных произведений.
1. Приветствие и объяснения обучающимся понятия слово « звукоизвлечения»
2. Основная часть урока:
— Разъяснить различие между приёмами игры и способами звукоизвлечения
— Обозначить основные проблемы и особенности применения приёмов игры и способов звукоизвлечения.
— Проверка выполнения домашнего задания
— Работа с музыкальными произведениями с объяснением возможных ошибок и особенностей применения приёмов игры и способов звукоизвлечения.
— Заключительная часть. (Обобщение пройденного материала и вывод).
Вступительное слово преподавателя, сообщение темы урока. Объяснение понятий «приёмы игры» и «способы звукоизвлечения».
Постановка учебной задачи.
Основная часть урока:
Характеристика приёмов игры и способов звукоизвлечения и различий между ними .
Способы звукоизвлечения — это средства с помощью которых музыкант извлекает звук на гитаре
Основных способов звукоизвлечения три:
Аппояндо — щипок струны пальцем правой руки с последующей опорой пальца на следующей струне. Аппояндо иногда называют — удар, щипок с опорой, скользящий удар.
Тирандо — обозначает щипок струны пальцем правой руки без опоры на соседнюю струну, основной прием звукоизвлечения на гитаре при исполнении арпеджио, аккордов и многоголосия.
Арпеджио – это ноты, которые берутся последовательно и отдельно, не в унисон. Если звуки исполняются вместе, одновременно, тогда их сочетание будет называться аккордом. Для разнообразия аккомпанемента, а также в качестве технически-художественного приёма используют поочерёдное извлечение нот в аккорде.
Арпеджио подразделяется на простое и сложное. Простое арпеджио исполняется только правой рукой и в таком случае оно считается способом звукоизвлечения. Если арпеджио исполняется двумя руками, то такое арпеджио является сложным и это уже будет приём игры.
— это средства для раскрытия звуковых и технических возможностей инструмента, а так же для наиболее полного раскрытия художественного замысла музыкального произведения.
Основная проблема при игре апояндо и тирандо это чередование
пальцев правой руки, наличие/отсутствие ногтей, положение правой руки во время игры .Так же при игре апояндо на начальном этапе является «отскок» пальца правой руки от струны. Во время игры этого приёма бывает так что обучающиеся после щипка струны вместо того чтобы опереться пальцем на соседнюю струну отдёргивает его в сторону и совершает ошибку.
Апояндо эффективнее применять для игры гаммообразных пассажей где нужен громкий звук, а так же при игре двухголосных мелодий с басом.
ПРИМЕР: упражнение «апояндо с басом»; Р.Н.П«Во саду ли в огороде»; А. Ферро«Маленькая тарантелла».
Тирандо удобнее применять при игре различных видов арпеджио и аккордовой техники. Хотя сейчас многие исполнители применяют этот способ звукоизвлечения при игре гаммообразных пассажей и мелодических линий т.к тирандо приём более техничный и быстрый, однако менее звучный. Во время игры тирандо одной из главных проблем является очень тихий звук т.к. тирандо применяют в основном при игре быстрых пассажей и увлекаясь темпом забывают про звук, поэтому если во время исполнения музыкальных произведений обучающийся предпочитает использовать тирандо, то желательно наличие ногтей на правой руке для более громкого звука.
Ну а теперь от способов звукоизвлечения давайте перейдём к приёмам
игры и рассмотрим некоторые проблемы и особенности которые встречаются
во время их исполнения. Арпеджио (от итальянского «как на арфе»)
нескольких струн. Основной проблемой во время использования этого
приёма является равномерное связное исполнение всех звуков. Для этого
необходимо кисть правой руки подготовить к исполнению этого приёма т.е.
поставить пальцы правой руки на струны и только после этого начинать
исполнять арпеджио. Это поможет добиться более чёткого и ровного
ПРИМЕР: А. Иванов-Крамской Этюд E-dur; В. Гомес «Романс».
Исполняет Плеханов Богдан ( 2 кл.)
Лега́то (итал. legato «связанный») в музыке — приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно. То есть, в переходе от ноты к ноте не должно быть никакой промежуточной паузы. Техника легато необходима для залигованного исполнения, но в отличие от связности (этот термин понимается для некоторых инструментов), не запрещает реартикуляцию. В нотной записи легато обозначается дугообразной линией — лигой, объединяющей ноты, исполняемые легато. Также может обозначаться словом legato около соответствующей группы нот. Легато, как стаккато, является своего рода артикуляцией. Существует промежуточная артикуляция, называемая либо меццо стаккато или нон легато.
Существует 2 вида легато:
ВОСХОДЯЩЕЕ ЛЕГАТО представляет собой сильный удар по струне Основная проблема состоит в том что бы добиться одинакового звучания основного и залигованного звуков и убрать «квакающий» призвук во время исполнения для этого необходимо делать сильный замах пальцем левой руки. НИСХОДЯЩЕЕ ЛЕГАТО представляет собой срыв звука пальцем левой руки Основной проблемой здесь является то что нужно очень аккуратно делать срыв струны вниз и не тянуть струну вниз слишком сильно. Основной особенностью применения приёма легато является то что если легато встречается в гаммообразных пассажах то его лучше убрать потому что оно не позволит всем нотам звучать одинаково, что является очень важным моментом для исполнения пассажей. Если же легато встречается в мелодии или аккордах, то здесь нужно послушать насколько оно хорошо звучит в том или ином случае а потом уже сделать вывод нужно ли применять этот приём в данной ситуации. ПРИМЕР: А.Пьяцолла «Либертанго»; О.Зубченко «Испанский танец»; Н. Паганини «Соната C-dur»Iч.
Исполняет -Дюльберова Мереьем
Вибра́то — периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов — пульсацией воздушного давления.
Вибрато бывает «горизонтальное» (классическое) и «вертикальное» ( применяется в основном на электрогитаре в рок-музыке)
«горизонтальное» (классическое) вибрато исполняется за счёт движения кисти вдоль грифа.
«вертикальное» вибрато исполняется за счёт движения кисти поперёк грифа.
Тремоло-равномерное, многократное исполнение одного и того же звука.
Основная проблема при исполнении этого приёма заключается в том чтобы добиться ровного непрерывного звучания тремолируемых звуков.
Флажолеты- приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (2 октавы) и т. д.
Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.
При игре на струнных инструментах различают натуральные (естественные) и искусственные флажолеты. При исполнении натурального флажолета звучащий отрезок струны сверху ограничен верхним порожком, иначе говоря, используется вся длина открытой струны.
При искусственном флажолете струна зажимается на любом ладу, правой рукой защипывается струна и одновременно её касается один из пальцев той же руки (при игре на щипковом инструменте, например, гитаре). При игре медиатором на электрогитаре искусственный флажолет извлекается ударом медиатором таким образом, что струны слегка касается большой (при движении медиатора сверху вниз) или указательный (при движении снизу вверх) палец. Рука с медиатором находится при этом на определенном расстоянии от точки крепления струны (расстояние делит струну в определенной пропорции), в одном из нескольких положений, от которых зависит высота извлекаемого звука (фактически, интервал от ноты, соответствующей зажатому ладу грифа гитары).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учится правильно применять все изученные на сегодняшнем уроке способы звукоизвлечения и приёмы игры в разучиваемых произведениях.
Источник