Открытый урок по предмету фортепиано

Открытый урок по предмету «специальность» класс фортепиано
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Цель урока: научить ученика грамотной работе с текстом произведения крупной формы. Объяснить понятие «сонатная форма»

Развивать и совершенствовать навыки работы над пьесой малой формы.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_d_nazarov_apr15.docx 25.28 КБ

Предварительный просмотр:

по предмету «специальность»

Преподаватель Прохоренко Е.Г. Ученик первого класса Назаров Дмитрий 8 лет

Тема урока : работа над музыкальными образами в классе фортепиано.

Цель урока: научить ученика грамотной работе с текстом произведения

крупной формы. Объяснить понятие «сонатная форма»

Развивать и совершенствовать навыки работы над пьесой

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Форма урока: урок с элементами исследования.

  • Образовательные :
  • учить ученика следить за работой пальцев, за движением кисти, за качеством звукоизвлечения при игре гаммы, аккордов, арпеджио.
  • развивать навыки слухового контроля;
  • дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы;
  • формировать умение выполнять анализ музыкального произведения;
  • учить формировать представление о музыкальном образе, языке музыки,

средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности;

  • формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;
  • продолжать обучение выразительному исполнению; повторение ранее изученного материала.
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к изучению классической музыки;
  • формировать и развивать исполнительские навыки игры произведений со сложной структурой, понимать исполнительские задач и способы их решения;
  • развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение, речь;
  • развивать и совершенствовать навыки работы над пьесой малой формы.
  • Воспитательные :
  • воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • формировать интерес к данному виду работы, умение слушать и контролировать себя во время занятий;
  • воспитывать прилежание в освоении исполнительских приёмов, воспитывать терпение и настойчивость для преодоления трудностей

Методы урока: словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядно – слуховой (показ с демонстрацией фортепианных

приёмов, использование литературного и художественных

эмоциональный (использование образных сравнений );

практический (работа на инструменте).

Оборудование к уроку: фортепиано, ноты, портреты композиторов, ноутбук, кувшин, стихотворный текст.

Предполагаемый результат: овладение навыками в работе над произведением крупной формы; развитие познавательного интереса учащегося; повышение качества знаний; ученик умеет анализировать музыкальное произведение; у него сформирован музыкальный образ; ученик свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

Введение. Начальные годы обучения в детской музыкальной школе

оказывают глубокое воздействие на ученика и считаются

самым решающим и ответственным этапом в формировании

будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке. Музыка – частица нашей души. Трудно представить себе жизнь без музыки. Музыка выражает то, чем живут люди. Это – часть самой жизни. Печаль и радость, веселье и мечтательность, грусть и тревогу, гнев и счастье – всё это выражают звуки музыки. жизнь рождает музыку, музыка воздействует на жизнь. Мы узнаем сегодня, что есть музыка, которая будто говорит нам: Жизнь-это столкновение, это борьба. Узнаем правила этой борьбы. Мы поговорим о том, как композитор Р.Шуман пытается передать чувство человека.

Гамма Ми-минор ( в этой тональности написана пьеса Роберта Шумана).

Для начала сыграем эту гамму в две октавы со счётом на четыре.

Проследи за работой пальцев, чтобы звук не был поверхностным, нечётким.

Ученик играет натуральный вид минора в прямом движении .

Для выработки беглости пальцев играем гармоническую гамму приёмом

«стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.

Мелодический вид минора играем в противоположном движении.

При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого

аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев,

так как они часто «недобирают» звук.

Играем со счётом на четыре. Работаем над гибкостью кисти.

В коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх

и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда

«раз» прозвучит ярче.

Играем отдельно каждой рукой и контролируем движение кисти.

Хроматическую гамму играем по 6 звуков

Задание на дом: Гамма ре-минор.

А.Гедике. Сонатина До-мажор. (слушаем в исполнении педагога).

Есть музыка, которая будто говорит нам: жизнь-это столкновение, это борьба. Музыкальная борьба, какой бы жаркой она ни была, протекает по правилам. Правила эти зовутся у музыкантов, выражаясь немножко по-старомодному, СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО, а если совсем как полагается, — СОНАТНАЯ ФОРМА.

Первый этап борьбы называется ЭКСПОЗИЦИЯ, что нужно понимать

так: здесь демонстрируют себя музыкальные силы, участвующие в борьбе,

здесь каждая музыкальная тема показывает своё «лицо», свой характер.

Мы сразу замечаем, чем эти «лица» не похожи, чем эти характеры не сходятся.

Первая тема (записана на первой строчке) – решительная, приказывающая –

(это может быть тема мальчика – драчуна и забияки).

Вторая тема (вторая строчка)—ласковая, нежная (легко представить, что она

принадлежит девочке). между враждующими сторонами.

Вторая тема (побочная) проводится в той же тональности, что и Г.П.

(А в экспозиции она была в тональности доминанты). Общая тональность

Объединяет их, «мирит». В главной и ещё заметим, какая из тем первой, главной выступает (музыканты так её и называют: Г.П., а какая второй (музыканты называют её П.П.).

Следующий этап принято называть РАЗРАБОТКОЙ. Здесь действительно идёт «работа». Уже знакомые нам темы «спорят», «пререкаются», ломают и даже крушат друг друга. Добро борется со злом.

Третий этап борьбы называется РЕПРИЗА. Слово это означает

Восстановление, возобновление, повтор. Здесь вновь повторяются обе темы,

Будто бы повторяется весь первый этап – экспозиция. Но лишь «будто бы».

Чуткое ухо уловит нотки примирения тональности – последняя строчка –

(заключение – кода): наступил мир и согласие ( «Давайте дружно жить,

Будем в играх все друзья!»).

Осталось сказать, как понимать мудрёные выражения СОНАТНОЕ

АЛЛЕГРО, СОНАТНАЯ ФОРМА.

Allegro – с итальянского быстро. Всё то, о чём шла речь, протекает в быстром темпе.

Почему ФОРМА ? Представь какой-то сосуд, к примеру кувшин. Что бы в него ни налить, ни насыпать – молоко ли, крупу ли – всё получит форму

кувшина. Верно ведь? Так вот, музыкальные правила, о которых я говорила,

Что-то вроде сосуда очень сложного вида. Какой бы музыкой его ни наполнить, ФОРМА будет одна и та же.

И последнее. СОНАТА (маленькая СОНАТИНА). В переводе с итальянского

Звучание. Сонатами стали называть большие, в несколько частей,

Педагог: -Теперь предлагаю тебе сыграть сонатину и рассказать как ты понимаешь где начинается и заканчивается экспозиция, разработка, реприза. Попробуй передать характер через штрихи и динамику.

Ученик исполняет произведение, отвечает на заданные вопросы.

Задание на дом: продолжи работу над услышанным сегодня и приготовься к новым задачам, задачам темпа и метроритма, то есть умения сыграть в нужном темпе, чувствовать пульсацию произведения.

Роберт Шуман. Первая утрата.

Немецкий композитор –Р.Шуман. «Детский альбом» и пьеса с грустным названием «Первая утрата».

Вопрос:- Какой синоним можно подобрать к слову «утрата»? (потеря)

Вопрос: — Какой смысл имеет слово «утрата», «первая утрата»?

Ученик : –Послушайте, пожалуйста, стихотворение Елены Ранневой:

У меня была машинка на брелочке у ключа,

Я любил машинку очень, больше лего и мяча.

На уроках для машинки я читал и рисовал,

Я машинке все секреты и все тайны доверял.

А на музыке сегодня спеть хотел я для машинки.

Но не выдержала рядом Николаева Маринка:

— Мне Егоров этот вечно слушать музыку мешает,

На уроках бесконечно он с машинкою играет.

И учительница наша, та, что Моцарта играла,

Забрала мою машинку и при всех её сломала.

Я не плакал, я крепился, я не мог казаться трусом,

А Светлана Николавна, как всегда, поправив бусы,

Возмутилась: — В классе шумно, сядьте прямо, все ребята,

Прозвучит сегодня Шуман, пьеса «Первая утрата».

Педагог: — Очень страшный случай. Таких учителей, Димочка, больше нет .

Вопрос: — Может ли музыка нам рассказать, что именно утрачено?

Предполагаемый ответ: — Нет.

Педагог: — Действительно, музыка не может сказать, о чём человек переживает, она может передать только само чувство утраты и предположить, какова глубина переживания этой утраты.

Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история.

Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно подчеркнуть – и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении – снова горестный вскрик.

Вопрос: В какой форме написана пьеса?

Педагог: да, эта пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя.

В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы.

Попробуй объяснить, почему в середине пьесы вдруг появился мажор (светлая музыка), а потом интонация разрешается в миноре (тёмная музыка).

А почему в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка – гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой?

Это загадка в пьесе!

Это не что иное, как досада на себя, возможно и раздражение, но в любом случае – это яркий всплеск эмоций.

Сыграй, пожалуйста, как ты чувствуешь это произведение.

Игра учеником пьесы.

Мы определили с тобой, что музыка способна передать всю динамику чувств утраты.

В заключение урока прозвучит выученное тобой раньше произведение –

С.Майкапар. Маленький командир.

Итоги урока. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Думаю, что результатом урока является прочное усвоение знаний.

Урок носит творческий характер.Эффективность урока достигнута за счёт высокой заинтересованности и активной деятельности учащегося, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.

Активность ученика можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось организовать активную работу учащегося на уроке.

Урок цели достиг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока: урок закрепления понятий и умений.Цель: Закрепление навыков технической работы над музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.Задачи:Образовательные:- закрепить п.

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методо.

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид.

Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце.

план открытого урока. ход урока. характеристика учащейся.

Источник

Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_otkrytyh_urokov.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Донотный период обучения на фортепиано»

(Закрепление пройденного материала)

С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой

Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Дата проведения урока: 18.11.2017г.

Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.

Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)

  1. Закрепить изученные теоретические знания.
  2. Продолжить формирование практических навыков.

1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.

2. Развивать образное мышление, художественное воображение.

3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы и приемы проведения урока:

— индивидуальная игра на фортепиано;

— сочинение музыкальных историй;

— игра в ансамбле;

— работа по карточкам.

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

-посадка за инструментом;

-работа с карточками.

4.Работа с ритмическими карточками.

Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»

( закрепление пройденного материала).

Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.

Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.

Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.

В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.

Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.

Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:

-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.

— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.

Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».

Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:

Домик, домик, До-Ми,

Хорошо ты в нем живи.

На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:

Рекс в доме проживает,

Рекс домик охраняет.

Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:

Фа- Соль, Фа- Соль,

Вот и выросла фасоль.

Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.

На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:

Во все стороны глядит.

Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».

А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)

Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.

Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.

Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-

С. Прокофьев. Марш.

Переходим к упражнениям.

С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.

Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Следующее упражнение « Командир и солдаты».

Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.

Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:

Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй, братец! Как живешь»

Следующее задание – работа с ритмом.

— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;

— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:

Выпал снег, первый снег.

Всюду шум и всюду смех.

Я встаю на лыжню.

Всех сейчас обгоню.

— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,

где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.

Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).

Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.

Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:

Ми и Соль, Ми и Соль,

Между нами наш Король.

В точках спрятались не зря: охраняем Короля.

Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.

Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.

На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.

Используемая методическая литература:

Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»

Источник

Читайте также:  Классическая гитара eurofon gsc 11
Оцените статью