Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»
Содержимое публикации
Открытый урок на тему
«Повышение техники игры в классе гитары»
Преподаватель по классу гитары
МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ
Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.
Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.
Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;
Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.
— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.
Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.
Вид урока: комбинированный
Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.
Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап.
Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.
Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »
Сегодня открытый урок мне помогут провести:
Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.
Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.
Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.
Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.
2. Основной этап:
2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.
— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?
Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: p — i — m — a
2) обратное движение: p — a — m — i
3) полное прямое : p-i-m-a-m-i
4) полное обратное : p-a-m-i-m-a
5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i
(все виды играет учащийся)
Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.
Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.
Играет Юсупов Адель .
2.2. В другом Этюде М. Каркасси A — dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.
Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:
Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.
2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.
Играет Белоусов Даниил:
Здесь встречается приём ЛЕГАТО:
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
Педагог показывает упражнение на восходящее легато.
Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.
2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.
Играет Зименков Никита
Л. Валькер Маленький романс.
3. Заключительный этап
Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.
4. Результат урока
Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.
Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.
Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.
Источник
Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему «Работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения»
специалист в области арт-терапии
05.12.2014г. Предмет – «Классическая гитара», учитель – Гунько М.Ю.
Открытый урок по специальности «Классическая гитара»
Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».
Цель: формирование у учащегося технических навыков, основанных на принципе контактного способа игры с подготовкой.
Задача: продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас мы предоставим вашему вниманию открытый урок по специальности «Классическая гитара».
Сегодня мы возьмем три простейших вида музыкальной фактуры, и продемонстрируем методы работы с ними. Определим, на какие моменты стоит обращать особое внимание, какие задачи нужно ставить перед учеником и методы их решения. Три вида музыкальной фактуры, с которыми мы будем работать: одноголосные мелодии, элементарное двухголосие (бас и мелодия), простейшие виды арпеджио.
В своей работе я опираюсь на основные принципы новой школы игры на классической гитаре. Она была сформирована примерно в начале 80 – х годов двадцатого века. Именно тогда появились гитаристы – исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки по другому пути. Появление новой школы игры на классической гитаре дало серьезный толчок в развитии гитарной музыки, прежде всего в развитии техники. Исполнители – гитаристы стали более техничными, более виртуозными, арсенал технических приемов существенно обогатился, что дало возможность композиторам, пишущим музыку для классической гитары, сочинять произведения более насыщенные по фактуре, более виртуозные, искать новые формы. Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода: 1) с конца 19 – го века до начала 80 – х годов 20 — го века; 2) начало 80 – х годов 20 – го века и по наши дни.
Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно привести интересный пример: музыкальные произведения, которые исполнители старой школы играли на концертах, и они считались верхом исполнительского мастерства, сегодня с легкостью играют студенты первых – вторых курсов музыкальных колледжей и училищ, т.е. представители современной школы игры на классической гитаре.
В чем основные отличия этих двух школ? Все основные нововведения коснулись в основном техники правой руки. Техника левой руки так же претерпела некоторые изменения, но незначительные. А вот для правой были придуманы серьезные усовершенствования. Постановка правой руки была изменена. Каким образом? Для наглядности продемонстрирую несколько фотографий:
На данной фотографии Франциско Таррега – основатель школы игры на классической гитаре, яркий представитель старого направления. Здесь хорошо видна характерная постановка старой школы: изгиб в запястье, довольно высокое положение запястья над декой, пальцы по отношению к линии струн стоят перпендикулярно. При ногтевом способе звукоизвлечения, палец попадает на струну сначала подушечкой, а затем ногтем, после чего появляется звук. Данная постановка давала исполнителю очень громкий, яркий звук, иногда даже немного резкий.
Это Андреас Сеговия – гитарист, который в 20 – м веке закрепил за гитарой статус серьезного академического инструмента и вывел её на большую академическую сцену. Он так же является ярким представителем старой школы игры на классической гитаре. На этой фотографии мы так же видим характерные моменты в постановке правой руки: изгиб в запястье, высокое положение запястья по отношению к деке, линия пальцев перпендикулярна линии струн.
Теперь рассмотрим, какие изменения в постановку правой руки привнесло появление новой школы игры на классической гитаре:
Это Антон Баранов – один из лучших классических гитаристов России. В прошлом году он стал победителем конкурса Гитарной Ассоциации Америки ( GFA ), в мире классической гитары этот конкурс считается самым престижным.
Какие изменения в постановке правой руки мы видим? Изгиб в запястье был устранён, положение кисти по отношению к деке стало несколько ниже. При такой постановке ногтевой способ звукоизвлечения происходит следующим образом: палец попадает на струну одновременно и подушечкой и ногтем. Это даёт исполнителю более плотный, насыщенный обертонами и низкими частотами звук. У гитаристов даже существует такое понятие – низкочастотный тон. Это тот звук, к которому нужно стремиться. Звук должен быть округлым, т.е. у него как бы есть «ядро» и оно «окружено» обертонами.
На этой фотографии американский гитарист, композитор Эндрю Йорк, яркий представитель современной школы игры на классической гитаре. Здесь мы так же видим характерные моменты современной постановки правой руки: запястье является естественным продолжением предплечья, невысокое положение запястья по отношению к деке, пальцы по отношению к линии струн стоят несколько под углом.
Изменение постановки правой руки повлияло на культуру звука гитаристов. Понятие о том, каким должен быть гитарный звук изменилось.
К вопросу о том – почему гитаристы стали более техничными. Здесь есть два основных момента. Первый объединяет в себе несколько тем, основные из которых: функциональное напряжение кисти, бессознательное и сознательное напряжение, теория релаксации, система рычагов кисти и др. Второй момент, это как раз то, что является темой нашего урока, появился контактный способ игры, или игра с подготовкой. Над этим мы и будем сейчас работать.
Для начала мы поработаем с одноголосной фактурой, т.к. это то, с чего обычно ученики начинают занятия. Уже на этом этапе учащегося важно познакомить с основными принципами игры с подготовкой. Главное здесь это то, чтобы палец защипывал струну не «с воздуха», палец нужно подготовить (отсюда название), т.е. играть «со струны».
С первых же уроков мы с учениками работаем по методике А. Виницкого. Она рассчитана на донотный период обучения. Основные принципы методики А. Виницкого чётко сформулированы в его сборнике «Учитель и ученик. 95 дуэтов», из названия которого легко понять, что материал сборника рассчитан на игру дуэтом. Основные задачи методики – развитие природных способностей учащегося, формирование слуховой — двигательной координации. На этюдах, которые есть в сборнике А. Виницкого очень удобно отрабатывать принцип игры с подготовкой. Сейчас мы сыграем несколько этюдов из этого сборника.
Учитель и ученик играют «Этюды» А. Виницкого.
Затем мы подключаем к работе левую руку, и играем несколько «Мелодий» из сборника А. Виницкого. Желательно, чтобы эти пьесы ученик играл на слух.
Учитель и ученик играют «Мелодии» А. Виницкого.
Так же важным моментом в работе над одноголосной фактурой является игра гамм. Мы с учениками играем их двумя способами. На примере гаммы До мажор мы покажем как мы это делаем. Для начала мы играем под метроном.
Ученик играет гамму До мажор в темпе 40 ударов в минуту.
Затем можно увеличить темп.
Ученик играет гамму До мажор в темпе 55 ударов в минуту.
Ученик играет гамму До мажор в темпе 70 ударов в минуту.
Попробуем сыграть гамму в быстром темпе.
Ученик играет гамму До мажор в темпе 100 ударов в минуту.
Второй способ: мы играем гамму До мажор по методике А. Виницкого, дуэтом. Здесь задействована вторая октава гаммы До мажор и используется аппликатура А. Сеговии.
Учитель и ученик играют гамму До мажор по методике А. Виницкого.
Теперь мы переходим к работе над элементарным двухголосием (бас и мелодия). Для начала мы играем подготовительное упражнение только правой рукой, под метроном. Здесь так же важно следить за тем, чтобы ученик использовал способ игры с подготовкой, т.е. он должен играть не «с воздуха», а «со струны».
Ученик играет упражнение на открытых струнах правой рукой в различных темпах.
После того, как мы подготовили руку можно приступить к работе над произведениями элементарной двухголосной фактуры. Мы поиграем пьесу российского гитариста и композитора О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».
Ученик играет пьесу О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».
Теперь мы приступаем к работе над арпеджио. Здесь мы так же для начала сыграем подготовительное упражнение на открытых струнах, под метроном.
Ученик играет упражнение на арпеджио правой рукой в различных темпах.
Приступаем к работе над произведением. Мы сыграем часть пьесы итальянского гитариста и композитора Д. Синьориле «Закат».
Ученик играет пьесу Д.Синьориле «Закат».
Также полезно играть пьесы, в которых комбинируются разные виды фактуры. Для этого хорошо подходит пьеса Ф. Карулли «Вальс».
Ученик играет пьесу Ф.Карулли «Вальс».
В завершении урока ученик исполнит пьесу Фабиана Паера «Найти и потерять».
Ученик играет пьесу Ф. Паера «Найти и потерять».
Домашнее задание: Даниил, в пьесе Ф. Паера постарайся немного отделить мелодию от общей фактуры, она должна быть несколько «на поверхности». А также продолжай играть упражнения, которые развивают способ игры с подготовкой.
На этом урок завершен.
Самоанализ: Я, Гунько Максим Юрьевич, учитель музыки по классу гитары, 2 — ой категории, 05.12.2014 г. провёл открытый урок по специальности «Классическая гитара» на тему «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения». Целью моего урока являлось развитие у учащегося способа игры с подготовкой, для этого мы использовали простейшие виды музыкальной фактуры, которые встречаются ученику на начальном этапе обучения.
В своей работе я опираюсь на современную школу игры на классической гитаре. Её основные принципы и правила очень хорошо систематизированы и тщательно разобраны в работе американского гитариста Чарльза Дункана «Искусство игры на классической гитаре». В этой книге особое внимание уделяется работе над принципами функционального напряжения кисти и игре с подготовкой. В дальнейшем мы с моими учениками продолжим работу по этой книге.
Главной задачей на моём уроке было продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.
Я считаю, что цели и задачи урока выполнены.
Источник