Открытый урок ритм фортепиано

Урок по фортепиано «Работа над координацией и ритмом на начальном этапе обучения»

специалист в области арт-терапии

Школа-гимназия вальдорфской ориентации

Преподавателя Ребенок М.Н.

Тема: «Работа над развитием координации и ритма на начальном этапе обучения»

(В уроке принимает участие ученица 2 класса Войта Милания)

20 ноября 2014 года

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА:

Организационные вопросы (2 мин)

Работа с ученицей над пьесами (15 мин)

Заключительное слово (3 мин)

ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ УРОКА:

Образовательная: освоение новых ритмических рисунков, работа над штрихами.

Развивающая: научиться исполнять более сложные ритмические рисунки, работа по развитию координации (умение играть слаженно и разными штрихами одновременно).

Воспитательная: воспитывать слаженную игру, чувство ритма, образное мышление.

Д. Циполи «Менуэт» d moll

С. Майкапар «Детский танец»

В.А. Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» G dur

Вводная часть урока:

Педагог приветствует всех присутствующих

Приглашение ученицы Шаукеневой Адели

Приветствие ученицей присутствующих.

Подготовительная часть урока:

Педагог кратко и доходчиво рассказывает о роли координации и ритма в развитии учащегося.

Основная часть урока:

Работа над произведениями:

Д. Циполи «Менуэт» — ровность в гаммах в правой, при смене аккордов в левой, фразировка, одновременное звучание рук, концы фраз.

С. Майкапар «Детский танец» — затакт, четкость в шестнадцатых, точность ритма, штрихи, характер.

В.А. Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» — затакт, пунктирный ритм, динамика, ровность в гаммах, штрихи.

Номер материала: ДA-041194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
методическая разработка по теме

Открытый урок по специальности фортепиано

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»

Открытый урок по теме:

« Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Цель: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игре на фортепиано.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

  1. развитие метроритмических и двигательно–моторных навыков, необходимых для игры на фортепиано;
  1. изучение основных элементов музыкальной грамоты, необходимых для освоения метроритмической структуры музыкальных произведений;
  1. воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.

2. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием эффективного обучения должна быть система.

Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.

3. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным .

4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции .

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая разминка.
  3. Проигрывание гаммы разными длительностями.
  4. Работа над произведением.
  5. Игра в ансамбле с педагогом.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель : Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения» с учащейся 2 класса Карсаковой Аней.

Начнем с объяснения, что в жизни все подчинено времени. Представь, что было бы, если у нас не было времени. Ты опаздала бы в школу, не позавтракала и т. д. Музыка – искусство временное. В ней все подчинено времени.

Промаршируй под музыку.

1 раз играю ровно, 2- замедляю и ускоряю. Получается смешной танец.

3 раз – играю ровно. Задание: простучать пульс.

В музыке всегда присутствует ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Когда отстукиваешь каждый звук песни, ты исполняешь ее ритм.

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Пример № 1. Стуку да стук, каждый звук: так стучится ритм.

Проигрывание гаммы разными длительностями

Гамма соль мажор.

1. В этом звукоряде – половинки, неуклюжие забавные медвежата идут, переваливаясь с ноги на ногу.

2. В этом «отряде» — четверти. Бегут по лесу трусцой волки, оглядываясь по сторонам, ищут дорогу.

3. В этом «отряде» — восьмушки: веселые озорные белочки скачут, бегут друг за дружкой.

Чтоб не спутать польку с маршем
Или с вальсом, например,
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит …

Со словом «размер» мы встречаемся повсюду: размер платья, размер ноги, размер комнаты. В музыке размер – это равномерное чередование сильной и слабой доли.

Возьмем простые музыкальные размеры: 2/4; 3/4.

Паровоз с вагончиками. Дописать длительности. Если размер 2/4, то пульс равен четверти и их две. А в четверти сколько может жить нот?

2/4; Имеет одну сильную долю, одну слабую.

3/4. Имеет одну сильную долю, две слабых.

Работа над произведением

Ж. Векерлен Детская песенка

(затакт – начинается со слабой доли, счет два и)

Прохлопай 1 предложение громко, 2 – тихо.

Игра с педагогом по партиям.

Сыграй двумя руками со счетом.

Упражнение «Сороконожка» — сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук. На слове «догнали» руки встречаются на шее: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали!»

2 сильные доли, 2 – слабые.

Играет педагог 1 партию, ученица хлопает ритм 2 партии: сильные доли.

Играем вместе и поем со словами.

На фоне аккомпанемента:

1 фразу играет ученица, 2 – считает и т. д., и наоборот.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1.Гамма соль мажор – закрепить, пройденное на уроке, и придумать свой ритм.

2. Ж. Векерлен Детская песенка

Прохлопать с динамикой.

Играть двумя руками со счетом.

Прохлопать 1, затем 2 партию со счетом.

1 партия – 2 такта играть; 3,4 – хлопать и т.д.

Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо тебе, Аня, за работу на уроке. Спасибо всем за внимание.

  1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961
  2. Гутман Т. Д. О работе над музыкальным произведением. Москва, 1970
  3. Сиротина Т. Ритмическая азбука. — Москва.:Музыка, 2007.
  4. Грач Б. Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка», Москва, 1965
  5. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. Москва, «Музыка», 1971

Источник

Открытый урок «Работа над фортепианной техникой»

специалист в области арт-терапии

«Работа над фортепианной техникой»

Учебный предмет: «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»
Класс: второй
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: индивидуальная

Цель урока: развитие технических навыков игры на фортепиано

— обучение техническим приемам работы в пределах материала изучаемых на данном этапе произведений,

— развитие внимания, памяти, образного мышления средствами разнообразных технических элементов.

— воспитание осмысленного слухового контроля, самостоятельности в работе над техническими задачами, грамотного отношения к музыкальному тексту

Оборудование, наглядные пособия :

Музыкальный инструмент (рояль, пианино)

Музыкальный словарь

Упражнения С.Барсуковой (№34,35,43,44)

Упражнения Шарля Ганона («Рыбак», «Танкист»

Бургмюллер, Арабеска;
Н. Торопова, «Шутка».
Рисунки – иллюстрации

Приёмы и методы работы на уроке:
— словесный (беседа, объяснение),
— практический,
— творческий,
— репродуктивный,
— игровой метод,
— метод наблюдения,
— метод самостоятельной работы,
— метод анализа и синтеза.

План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока.
а) Гимнастика на освобождение пианистического аппарата

б) Проверка качества выполнения домашнего задания.
в) Игра упражнений и гамм.
г) Работа над музыкальными произведениями.
3. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание.
Рефлексия. Подведение итогов.


1. Организационный этап

Организационный момент, сообщение темы урока, постановка цели, вступительное слово преподавателя.

Добрый день, добрый день

Встретились мы снова

Слушать музыку, играть

Открытый урок с обучающейся 2 класса фортепианного отделения.

Тема урока: «Работа над техникой на занятиях фортепиано»

Цель урока: развитие технических навыков игры на фортепиано

Обязательным необходимым условием развития технической базы юного музыканта является работа над упражнениями, гаммами и этюдами. Гаммы являются основой обучения игре на фортепиано. В работе над гаммами развивается чёткость, ловкость, активность пальцев, координация рук и аппликатурные привычки.

Вопрос к ученице: Что такое техника в музыкальном понимании? (Ответ: Это умение исполнителя выразить, то, что он хочет звуками).

Посредством фортепианной техники мы излагаем музыкальную мысль, раскрываем образ музыкального произведения. Гаммы и упражнения — это готовые шаблоны для работы над нашим репертуаром в дальнейшем. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты комплекса так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять.

На уроке мы представим и познакомимся с новыми упражнениями из сборника «Веселая музыкальная гимнастика» С.А. Барсуковой (№32,33), Ганона (№43,№44), поработаем над гаммой G — dur , арабеской Бургмюллера и пьесой Н.Тороповой Шутка)

2. Основная часть урока

а) Гимнастика на освобождение пианистического аппарата

Руки согнуты в локтях перед собой, ладонями вниз, пальцы собраны в кулачок. С усилием выпрямлять все пальцы и раздвигать их до предела в стороны друг от друга (кошка выпускает коготки) со словами:
«Есть у котика на лапках

очень острые царапки».

Упражнение «Рисуем круги».

Руки перед собой, пальцы — раздвинуты. Поочередно каждым пальцем совершаем круговые движения. Упражнение повторяется несколько раз, в спокойном темпе и с максимальной амплитудой движения.

Упражнение для кистей рук.

Руки согнуты в локтях, ладони вниз, пальцы
выпрямлены (без излишнего напряжения).

а) Сгибание кистей вниз и вверх.

б) Отведение кистей вправо и влево.

в) Кружение кистями (наружу и внутрь)

Все упражнения выполняются неторопливо, по нескольку раз подряд, с максимальной амплитудой.

Контроль правильной посадки за инструментом

Ручки как у нас лежат? -ХО-РО-ШО!
Ножки как у нас стоят? -ХО-РО-ШО!
Спинка как у нас сидит?-выпрямляем спинку-ХО-РО-ШО!
Ну разок, ну другой мы посмотрим за собой!-головой вправо и влево

б) Проверка качества выполнения домашнего задания

Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания.

в) Игра упражнений и гамм.
Ш. Ганона «Рыбак»(рыбак забросил в воду свой невод и постепенно вытягивает его).

Нотный текст и слова к упражнению в приложении 1.

Упражнения С.А.Барсуковой (№ 33,34) Подготовка к игре гамм.

Нотный текст упражнений в приложении 2.

Задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Гаммы, а также аккорды, арпеджио – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника). Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие.

Играем гамму 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку:

«Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает».

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

Гамма Соль мажор

Соль мажор «Расходящаяся» . Пальцы не должны «вязнуть» в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным

Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая.

Можно играть с подтекстовкой:

«В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении».

Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)

Соль мажор в прямом движении: активные пальцы, четкая артикуляция, ровность, четкость исполнения

Игра гаммы с акцентами (на слова «мама», «весна красна»)

Акценты берутся все время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем.

Игра гаммы вверх крещендо (вопрос к ученице, что значит «крещендо» и каким знаком обозначается в нотном тексте), вниз диминуэндо (вопрос к ученице, что значит «диминуэндо» и каким знаком обозначается в нотном тексте) При игре мы представляем, что забираемся на гору.

Хроматическая гамма. Аппликатура.

Хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Упражнения С.А.Барсуковой (№ 42,44).Подготовка к игре аккордов

Нотный текст упражнений в приложении 3.

Работа над аккордами

Аккорд – это созвучие из трех и более звуков.

При построении обращений трезвучий нижний звук как птичка перелетает на октаву вверх,

Аппликатура аккордов. Выстраивание аккордов по верхнему звуку. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Аккорды торжественные, праздничные.

Игра аккордов каждой рукой отдельно в медленном темпе.

Игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука( верхний на фортэ, остальные на пиано), среднего и нижнего.

Знакомство с упражнением Ш.Ганона «Танкист»

Нотный текст и слова упражнения в приложении 4.

Разбираем аппликатуру, текст

Ученица играет упражнение правой рукой.

После этого упражнение исполняется левой рукой.

Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках.
Упражнение 1. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.
Упражнение 2. Поднимать и опускать плечи.

Упражнение 3. Круговые движения плечами, сгибание кистей вниз и вверх, круговые движения кистями рук.

Упражнение 4. Наклоны и повороты головы

г) Работа над музыкальными произведениями (иллюстрации к пьесам в приложении 5).

А рабеска — небольшая пьеса, изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным, «кружевным» мелодическим рисунком.

Игра пьесы сравнивается с плетением кружева.

-Исполнение пьесы — слуховой контроль, легкость, четкость.

-Исправление неточностей ритма, звукоизвлечения.

-работа над 1 частью (Различная динамика:

правая рука играет piano (р), левая играет forte ( f); различная артикуляция:

правая рука играет staccato, левая играет legato)

-Работа над средней частью (отработка исполнения каждой рукой).

— Работа над средней частью с использованием кистевого staccato

Играя кистевым staccato, обучающиеся представляют, как град стучит по крыше)

Работа над пьесой Н.Тороповой «Шутка».

Название, характер пьесы. (Шу́тка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Пьеса веселого, легкого характера.
— Прохлопывание ритма

— Игра с подтекстовкой

— Работа над аккордами. Цепкость, четкость, легкость исполнения
— Совместная игра с педагогом, аккорды играет обучающийся.
— Работа над средней частью. Скачки правой руки, работа над звуком (легкие «капельки») , переход мелодии в левую руку.

— Совместная игра с педагогом, мелодию в левой руке играет обучающийся.

-Игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.

— Исполнение всей пьесы.

3. Заключительная часть
Оценка
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№44) отработать каждой рукой в медленном темпе с правильной аппликатурой. Игра на инструменте в умеренном темпе. 2.Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Арабеска. Отработать пассажи, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда.

3. Продолжать работу над пьесой. Отработать прием staccato, скачки.

Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.

Источник

Оцените статью